Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2083
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На первых этапах обучения (младший дошкольный возраст) – для учебной деятельности характерна слитность учебной и практической задачи (нарисовать дом – научиться рисовать с помощью геометрических фигур). Учебная задача воспринимается ребенком как практическая, не имеющая учебного значения. Задание воспринимается как разрешение на деятельность, прослеживается уход от содержания темы. Отдельные вопросы, указания к деятельности (берем краски на кисточку немного, что делает птичка) большинством детей может не восприниматься, они «не слышат» указаний на этапе деятельности. Умение принимать учебную задачу складывается постепенно в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу наблюдения, беседы.
Педагогические условия формирования учебной задачи у детей:
- оценка результата деятельности (при продуктивных занятиях);
- совпадение вопроса, задания с обследовательскими или преобразующими действиями (сожми бумагу, скажи, какая она …);
- совпадение вопроса с конкретными проявлениями объекта восприятия (наблюдение за птичкой: что она делает, когда клюет – обращает на момент действия).
В среднем дошкольном возрасте – происходит постепенная дифференцировка учебных и практических задач, но связь отчетлива. В содержание учебной задачи включается знание, усвоение способов деятельности (дети внимательно слушают рассказ, чтобы пересказать). В начале занятия, в этом возрасте, дети принимают учебную задачу, но по ходу занятия требуется ее дробление на ряд конкретных заданий, вопросов. Дети учатся переносить учебные задачи в повседневные похожие ситуации.
Педагогические условия формирования учебной деятельности:
- связь учебной и практической задачи;
- связь обучения с детским личным опытом.
В старшем дошкольном возрасте учебные задачи имеют ярко выраженный учебно-познавательный характер (мы будем учиться стоить предложения с использованием схемы). Основное место имеют задачи на усвоение знаний, овладение способами продуктивной и умственной деятельности, используются задачи творческого, проблемного характера.
Детям трудно держать целиком учебную задачу на протяжении всего занятия. Поэтому постепенно усложняются учебные задачи, их логика, объем, от единичных задач педагог переходит к их системе. Необходимо четкое выделение в учебной задаче способов умственной и практической деятельности, подлежащих усвоению детьми. Педагог анализирует результаты учебной деятельности,
устанавливает связи с пониманием учебной задачи, применением заданных способов деятельности. Учебная задача подкрепляется в ходе занятия дополнительным выдвижением учебной задачи. В решении учебной задачи важно сохранение опоры на личный опыт детей, их познавательный интерес.
Специфика учебных действий дошкольников
В дошкольном возрасте дети постепенно осваивают планирование учебной деятельности: отбор средств и способов деятельности, установление последовательности действий. так же дети учатся готовить рабочее место, слушать, отвечать, говорить, взаимодействовать в решении учебной задачи, анализировать и т.д.
В младшем и среднем дошкольном возрасте планирование деятельности и многие учебные действия осуществляются по образцу воспитателя. Дети действуют по плану воспитателя. Затем педагог подключает детей к планированию.
В старшем дошкольном возрасте дети успешно овладевают планированием продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.). им доступно планирование несложного рассказа, пересказа. Овладев планированием на занятиях, дети переносят эти умения в повседневную жизнь.
Специфика контроля, оценки, самоконтроля и самооценки
в учебно-познавательной деятельности
В развитии этого компонента важно умение детей сопоставлять результат выполнения учебной задачи поэтапно с предлагаемым образцом конечного результата. Проще и раньше появляется оценка в продуктивных видах учебной деятельности. Педагогические условия формирования компонента у дошкольников:
- анализ педагогом хода выполнения задачи и его сопоставление с полученными результатами в конце занятия;
- постановка перед детьми задач самооценки, самоконтроля;
- приобретение детьми опыта сопоставления своего результата с образцом (эталоном) или требованиями к деятельности;
- дифференцированная оценка педагогом результатов учебной деятельности каждого ребенка, совместный анализ всех работ, выделение лучших по определенным критериям (в младшем и среднем дошкольном возрасте).
Специфика мотивов учебной деятельности в дошкольный период
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладают мотивы эмоционального отношения к содержанию занятий. К процессу деятельности с предметами. Динамичность, яркость материала, его новизна так же являются стимулом к познанию. Мотивы, связанные с интересами для практической, игровой деятельности (научиться клеить, чтобы сделать игрушку). Имеют место мотивы престижности (я сделаю лучше всех), внешние (привлекательность самой деятельности). К старшему дошкольному возрасту появляются социальные, познавательные, оценочные мотивы.
Специфика усвоения учебных умений и навыков
В дошкольном детстве закладываются необходимые учебные умения и навыки, которые позволяют детям принимать и решать учебные задачи. Эти умения условно разделяют на две группы – индивидуальные учебно-познавательные умения и умения взаимодействия со сверстниками в обучении.
Индивидуальные учебно-познавательные умения (сенсомоторные, мнемонические, речевые, интеллектуальные действия), обеспечивающие усвоение знаний, формирование практических умений и навыков. Они формируются в процессе усвоения знаний, умений и навыков. К ним относятся: умение наблюдать; перцептивные, обследовательские умения; поисковые действия; преобразующие действия; операции сравнения, обобщения, сериации, классификации; восприятие речи взрослого и ее понимание (слуховое внимание, умение сосредотачиваться на звуковых комплексах, дифференцировать их, опредмечивать); умение воспринимать и понимать художественное слово; умение действовать по словесному указанию; умение точно отражать в речи результаты познавательной деятельности. Эти умения и навыки нестойки и утрачиваются при отсутствии упражнений.
Умения взаимодействия со сверстниками. К ним относятся:
- умение соотнести к себе учебную задачу, поставленную перед всеми детьми. В младшем возрасте общую задачу персонализируют – все будут рисовать снег: Миша, Оля, Толя и т.п.;
- умение слушать и слышать речь других детей, понимать ее (приемы: привлечение детей к дополнению, исправлению ошибок говорящего ребенка, продолжение высказываний друг друга, повтор и др.);
- умение совместно планировать решение учебной задачи;
- умение работать в общем темпе, ритме, успевать делать со всеми (отсутствие этих умений часто являются причиной неуспеваемости).
Таким образом, в дошкольный период происходит формирование компонентов учебной деятельности. Учебная деятельность непосредственно не вытекает из игры. Она проходит свое становление и развитие на всех этапах дошкольного детства. Развитие учебно-познавательной деятельности детей осуществляется в процессе включения детей в эту деятельность в разных формах. Учебно-познавательная деятельность дошкольников имеет четкую структуру (единую для любого возрастного периода). Вместе с тем компоненты учебной деятельности детей и их формирование в процессе обучения имеет свою специфику. Учебно-познавательная деятельность складывается при организации целенаправленной педагогической работы воспитателей на занятиях с детьми на протяжении всего дошкольного периода. Преемственность в этом процессе смягчает и ускоряет адаптацию детей к новым условиям школьного обучения. Сформированность компонентов учебно-познавательной деятельности является важным результатом обучения детей в ДОУ.
Обобщая тему о результатах процесса обучения дошкольников в детском саду важно отметить, что результат обучения – воплощенная цель этого процесса. Именно цели задают предполагаемый результат обучения, на достижение которого направляется совместная деятельность участников педагогического процесса. Видимым критерием эффективности обучения выступает степень совпадения поставленных педагогических целей и итоговых результатов. Результат обучения представляет собой факт усвоения детьми знаний, умений, навыков, изменения в личности детей, происходящие под влиянием обучения. Все эти изменения происходят во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в процессе регламентированного обучения и свободной, самостоятельной деятельности детей, в повседневной жизни.
Тема 13. Метод проектов в современной системе дошкольного образования
Проектная деятельность в ДОУ
План
1. Содержание понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность». Значимость проектной деятельности в современном дошкольном образовании.
2. Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления.
3. Типология проектов. Основные требования к использованию метода проектов в образовании.
4. Классификация проектов, используемых в ДОУ. Типы проектной деятельности.
5. Этапы в организации проектной деятельности в ДОУ .
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Сделайте собственную схему «Классификация проектов, используемых в ДОУ» на основе прочтения рекомендуемых к теме источников.
2. подготовьте анализ одного из готовых проектов, реализованных в практике деятельности ДОУ. Работу провести в базовом ДОУ. При анализе рассмотреть вопросы:
- название и тип проекта, его продолжительность
- актуальность проекта для дошкольного образования
- решаемые воспитательные, развивающие и обучающие задачи
- соответствие задач проекта возрастным возможностям детей, опора на ЗБР дошкольников данной возрастной группы
- представленность всех этапов проектной деятельности
- степень самостоятельности участников проекта
- взаимосвязи с другими проектами, реализуемыми в ДОУ, его место в образовательной системе ДОУ
- функции педагогов и других взрослых при реализации проекта
- достоинства и недостатки в реализации проекта
- предложения по совершенствовании проекта, возможностях его развития
3. В период практики подготовьте по выбору творческий (исследовательский) проект с участниками педагогического процесса в ДОУ. Оформите план-конспект основного содержания проекта. Для выполнения задания используйте как ориентир варианты проектов, источник 1 к теме данной лекции.
Рекомендуемая литература
-
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. -
Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001, № 4. – С.11-13. -
Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию// Дошкольное воспитание. – 2003, № 3. – С. 20-24. -
Заир-Бек Е.С. Педагогические ориентиры успеха. – СПб.: РГПУ. – 1995. – 147 с. -
Килпатрик У. Метод проектов. – М.: Просвещение. – 1925. – 217 с. -
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. Сост. : Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с. -
Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и метода // Дошкольное воспитание. – 2000, № 2. – с.29-34. -
Савенков А.И. маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. – Ярославль. – 2001. – 160 с. -
Штанько И.В. проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2004, № 4. – С. 99-101.