Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2081

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При раскрытии целей, содержания и методики подготовки детей к школьному обучению употребляется еще один термин – «преемственность». Преемственность – специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при изменении целого как системы.

Преемственность работы ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школе – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность деятельности ДОУ на требования школы; с другой, опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, активное использование опыта ребенка в дальнейшем школьном обучении.


    1. Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации педагогического процесса в старших группах ДОУ

Старший дошкольный возраст – особенный период дошкольного детства. Это этап подготовки и перехода к новой возрастной ступени, к новой системе образования, новым типам социальных отношений. Этот период в психологии характеризуется как кризисный. Кризис 7 лет соотносим с новообразованиями в физиологии и психике, изменениями в личности, социальном статусе, интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной, двигательной сферах.

Г.С. Абрамова, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, Е.А. Панько отмечают, что у детей этого возраста хорошее чутье к языку; они знают много слов, любят говорить. Так как в жизни дети, и реалисты, и фантазеры, то в своем воображении, которое имеет большую вариативность, они соз­дают вымышленные ситуации о себе, о своей семье, воссоздавая те социальные условия, в кото­рых они находятся. Постепенно ребенок учится управлять своим вообра­жением, экспериментирует (притворяется, делает вид, что понарошку и т.п.). Можно сказать, что это хотя и неп­роизвольные действия, но уже действия, которые основа­ны на "Я - усилии".

И так же, со временем, дети-шестилетки теряют непосредствен­ность поведения во взаимоотношениях с другими людь­ми. Появляется тайна собственного "Я", поэтому ребенок становится более закрытым и менее понятным для взрослого. В поведении это выражается в уходе от воздействия взрослых (послушаем, но сделаем
по-своему). Состояние "Я - тайна" требует охраны, а потому ребе­нок начинает придумывать свой собственный, только ему принадлежащий мир. Появляется детская ложь, как преднамеренная (попытка защитить свой мир от непроше­ных гостей), так и непреднамеренная (ребенок действи­тельно не может "разделить" реальность и собственный вымысел), или "мнимая". Именно с этой личностной осо­бенностью связано появление продуктивного и направ­ленного воображения.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна познава­тельная активность, которая выражается в их бесконеч­ных "почему?" и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточи­вать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания. Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т.п.), хотя в целом у них непроизвольное за­поминание наиболее продуктивно.

В продуктивной деятельности любого типа детей старшего дошкольного возраста больше привлекает процессуальная сторона и мень­ше - результат, что очень важно использовать в обуче­нии их всем видам умений (трудовых, организаторских и др.).

Как отмечает В. С. Мухина, в сознании ребенка старшего дошкольного возраста представлены все основные звенья структуры са­мосознания: притязание на признание, осознание своей принадлежности к полу (осознание себя как мальчика или как девочки), осознание себя во времени, отношение к своим правам и обязанностям. Дети знают много норм и правил поведения, умеют их вы­полнять, легче воспринимают оценку своих поступков взрос­лыми, сверстниками; самим себя оценивать им труднее.

Взрослые часто вызывают у ребенка состояние "обу­ченной беспомощности", что выражается в его отказе от собственной активности и инициативы. Опасно то, что, проявляясь в каком-то одном виде деятельности, оно рас­пространяется на всю жизнедеятельность ребенка.

Для детей старшего дошкольного возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, де­душка и др.), в которые они погружены и которые, к сожале­нию, еще не умеют анализировать. Дети находятся в большой эмоциональной за­висимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям, как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств.



Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение - один из основных мотивов поведения детей-дошкольников старшего возраста. Желание же самоутвердиться является иногда причиной детских капризов, особенно когда ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Негативное пове­дение взрослых еще больше усугубляет капризы детей. Дети шести-семи лет постоян­но переживают по тому или иному поводу, являясь пленни­ками своих эмоций. Они очень экспрессивны - их чувства быстро вспыхивают.

Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы "хочу" и "надо" вступают в единоборство. И не всегда по­беждает нравственный мотив. Ребе­нок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в поло­жительных эмоциях - первейшей человеческой потреб­ности. И поэтому желание заслужить одобрение, симпа­тию со стороны взрослого - один из основных мотивов поведения детей старшего дошкольного возраста, имеющий огромное значе­ние для развития личности ребенка, так как стремление к самоутверждению является стимулом его положительно­го поведения. Способность к рефлексии, которая у детей этого возраста уже достаточно хорошо развита, дает им возможность ориентироваться во взаимоотношениях со взрослыми и преднамеренно корректировать свои дей­ствия, поведение, подчас "в угоду" взрослому.

К сожалению, некоторых детей старшего дошкольного возраста не обходит стороной такое нарушение психики, как неврозы всех видов. Главная причина неврозов, как правило, - страх, возникающий от недостатка любви со стороны взрос­лых, поэтому предупредить развитие отрицательных пси­хических состояний у детей можно только путем создания соответствующей атмосферы, основанной на доброжела­тельности учителя, сверстников, родителей и др.

Для детей характерны: доверчивость и жизнерадостность, осно­ванные на конкретном, образном мышлении. При всей его "взрослости" ребенок живет в мире тех обобщений, кото­рые доступны именно его опыту, соответствуют именно его переживаниям и интеллектуальным возможностям, поэтому детский мир полон деталей и красок, подчас просто невидимых взрослому, - отмечает Г.С. Абрамова.

К 7 годам ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Однако нельзя сказать, что формирование этой готовности не происходит стихийно. Школьная готовность ребёнка формируется в процессе долгой и направленной работы, которая длится не один год и ведётся как педагогами ДОУ, так и родителями дошкольника


К концу дошкольного возраста происходит перестройка в общем развитии ребенка, что дает основание рассматривать этот этап как переломный. Общее физическое развитие становится более гармоничным. Интенсивно развиваются все системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат. В этой связи происходит совершенствование двигательных функций, физических качеств. Более выражена динамика развития нервной системы, особенно в морфологии и физиологии головного мозга. У старших дошкольников увеличиваются психофизиологические ресурсы, необходимые для сложной и длительной деятельности. Происходят изменения в протекании нервных процессов, увеличивается возможность тормозных реакций. Это создает предпосылку для произвольной регуляции поведения, эмоций, деятельности. Слабая сторона развития старшего дошкольника – быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, что должно учитываться при построении педагогического процесса. Эта особенность развития сохраняется и на первых этапах обучения детей в первом классе начальной школы. Так же существенной особенностью этого возрастного этапа является сильная эмоциональная связь с близкими взрослыми.

Таким образом, при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе нужно обращать внимание на следующие особенности развития детей: дошкольники в этом возрасте активно пользуются воображением, постепенно учатся управлять им; теряют непосредственность общения, поведения во взаимоотношениях с другими людьми; для детей в данном возрасте характерна познавательная активность; появляется произвольность в регулировании поведения, внимания; наиболее развито непроизвольное запоминание; дети очень экспрессивны, эмоционально связаны с близкими взрослыми.

Поступление в школу – переломный, кризисный момент в жизни ребенка, который связан:

- с изменением привычного образа жизни;

- с изменением системы отношений с окружающими (у ребенка появляется социально-значимая деятельность, регулируемая отношениями в новых социальных ролях);

- со сменой ведущего вида деятельности;

- с принятием новой социальной роли школьника и связанных с ней обязанностей, сложностей;

- с адаптацией к новым условиям обучения, воспитания и развития.

Основной вид деятельности – учебный носит обязательный характер, в отличии от игровой, и занимает центральное место в жизни школьника, - отмечает Г.Г. Кравцов. Сокращается время, отведенное на игры, изменяется режим дня, значительно повышаются требования к самостоятельности ребенка, его дисциплине, исполнительности, организованности. Мера личной ответственности за деятельность и ее результаты становится выше.


В этой связи важна постепенная подготовка дошкольника (физическая, психическая, социальная, интеллектуальная) к изменениям, связанным со школой. Построение педагогического процесса в старших группах ДОУ необходимо осуществлять с ориентацией на требования школы, на подготовку к новому жизненному этапу, что поможет детям успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Позиция «старших детей» в ДОУ обусловливает специфику организации педагогического процесса. С

Название группы – подготовительная указывает на специфичность задач этой ступени. Задача педагога, с одной стороны продолжать обеспечение всестороннего развития личности ребенка в соответствии с возрастными нормами и возможностями. С другой стороны, в ДОУ должны быть созданы условия для подготовки ребенка к усвоению новых учебных предметов, а для этого нужна специальная подготовка. Воспитатель создает ситуации для детей, в которых они проявляют себя старшими в детском саду, являются значимыми и самостоятельными, помогают маленьким. У них возникают новые социальные контакты с учителями, младшими школьниками (экскурсии по школе, совместные спортивные игры, встречи, викторины и др.), где дети имеют возможность обмена опытом, складывается положительный эмоциональный фон, происходит формирование потребности и мотивации к школьному обучению. В процессе игр, обучения на занятиях, в продуктивных видах деятельности педагог обращает внимание на ответственное, правильное выполнение заданий, формирует учебные умения, использует объективную оценку результатов детской деятельности, обращает внимание на произвольность поведения, приучает к ряду правил в организованной деятельности. То есть, вся жизнь детей постепенно перестраивается, повышаются требования к их поведению, деятельности. Детей учат взаимодействию при выполнении единой учебной задачи, формируют способность к анализу и оценке своей деятельности и ее продуктов, воспитывают организованность, ответственность, самостоятельность и др. личностные качества.

Особенностью взаимодействия участников педагогического процесса становится появление значимой для всех перспективы будущего поступления в школу. Вместе с тем, необходимо соблюсти меру в этой позиции и не превратить такую перспективу в самоцель. Старший дошкольный возраст - это период самостоятельный, интересный, веселый, содержательный в жизни дошкольника. Подготовка к школе ведется системно, требования вводятся постепенно и органично вплетаются в жизнь детей.