Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1791

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализируя содержание педагогической работы в подготовительной группе ДОУ, можно выделить ряд особенностей:

1. Организация деятельности детей направлена на воспитание личностных качеств, необходимых в школьном обучении – самостоятельность, ответственность, произвольность, активность, индивидуальность, дисциплинированность и организованность, любознательность, общительность, креативность и др.

2. Освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности (со сверстниками, учителями, младшими школьниками).

3. Выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов.

4. Появление требований к самостоятельности, организованности детей, умению самостоятельно управлять деятельностью, регулировать свои проявления.

5. Сокращается время на выполнение режимных процессов, быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности.

6. Изменяется стиль общения педагога и детей – вводятся требования и отношения, характерные для школы.

7. Увеличивается время занятий, их количество. В группе создается специальная учебная зона. Детей знакомят со школьными принадлежностями, с правилами поведения в школе, используют их в обучении на занятиях.

8. Обучение на занятиях направлено на подготовку к усвоению детьми школьных учебных предметов, появляются новые занятия (обучение грамоте).

9. В ходе занятий педагог ставит цели формирования элементов учебной деятельности. Складывается мотивация учения, способность планировать, строить и оценивать процесс решения учебных задач. Дети учатся учиться: слушать педагога, выполнять его задания, задавать вопросы и отвечать на них, ставить или принимать учебную задачу, планировать ход ее решения, давать оценку деятельности.

10. Осуществляется иной подход в оценке результатов деятельности детей: педагог добивается выполнения задания каждым ребенком, достижения им результата. Оценивается точность, качество выполнения задания, умение сохранять темп работы, самоконтроль.

11. Проводится работа по развитию познавательных интересов детей, их познавательной активности, формируется привычка к активной умственной работе, расширяется область общественных явлений, с которыми знакомят детей.

12. Обогащается содержание деятельности
, способы ее осуществления. Педагог развивает умения коллективно планировать деятельность, сотрудничать в ее процессе, общими усилиями добиваться результатов.

13. Ведется целенаправленная работа по решению общих и специфических задач подготовки детей к школе.

14. Ведется параллельная работа с родителями с целью решения задач подготовки, закрепления полученных знаний, умений, отношений, способностей в семейных условиях.

Таким образом, специфика педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ определяется необходимостью подготовки детей к новой ступени образования, смягчению процесса адаптации к новым условиям и требованиям школы. Педагогический процесс продолжает выполнять свои традиционные функции (воспитательную, дидактическую, развивающую). Вместе с тем он направлен на решение специфических задач подготовки. Направления подготовки к школьному обучению и ее задачи раскроем в следующем вопросе.


3. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь

Эффективность обучения в школе, успех адаптации к условиям новой образовательной ступени во многом определяется уровнем подготовки детей в ДОУ. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса.

Вопросами подготовки детей к школе в отечественной дошкольной педагогике занимались Ш.А. Амонашвилли, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, З.М. Истомина, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцова, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Р.Б. Стеркина, Д.В. Сергеева, Т.В. Тарунтаева, У. Ульенкова, А.П. Усова и др. В зарубежной педагогике вопросы подготовки к школе, формирования школьной зрелости раскрывали Г. Гетцер, Я. Йирасек, А.Керн, С. Штребел и др.

Специальные исследования показывают, что число «неготовых» к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 80%; среди шестилетних – 51%; среди дети шести с половиной лет «неготовых» уже значительно меньше – 32%. Среди семилетних детей не готовы к обучению в школе 13% детей.

Задачи и содержание подготовки детей к школьному обучению определяют два ее основных направления: общая подготовка и специальная подготовка (С.А.Козлова, Т.А. Куликова).

1) Специальная подготовка к школе – процесс, в ходе которого осуществляется приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность освоения содержания учебного материала в 1 классе по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

2) Целью общей подготовки является гармоничное всестороннее развитие ребенка. Результатом этого процесса выступает формирование физической, мотивационной, нравственно-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности и развитие всех видов деятельности ребенка.

Эти два направления необходимо видеть в единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано не только целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДОУ.

Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.


Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения. Цели, содержание специальной подготовки к школе являются понятными, и в дошкольной педагогике практически нет разночтений в понимании ее значимости и сроков осуществления.

Общая подготовка как предмет исследования рассматривается в дошкольной педагогике и психологии. В определении составляющих общей подготовки детей к школе, в отличии от специальной, просматривается многообразие позиций. Отсюда различные подходы к определению направлений общей подготовки.

Суммируя взгляды на общую подготовку получаем, что она направлена на:

- физическое развитие ребенка

- развитие интеллектуальной сферы (познавательных процессов, умственных действий и операций, речи и др.)

- социально-нравственное воспитание личности

- развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми

- формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника

- развитие учебно-важных качеств личности будущего школьника (развитость крупной и мелкой моторики, графические навыки, развитость психических процессов, произвольность, мотивация учения, обучаемость и др.)

- развитие произвольности в поведении и деятельности

- формирование компонентов учебной деятельности

Цели определяют результаты подготовки детей к школьному обучению. В качестве результата подготовки выступает готовность к школе как синтетический результат целостного процесса. Рассмотрим готовность к школе в следующем вопросе лекции.


  1. Готовность к школьному обучению как результат образовательного процесса в ДОУ

Формирование школьной готовности проблема комплексная, требующая как усиленного внимания специалистов и родителей дошкольников. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.


Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Подготовка детей к школе является одним из наиболее актуальных вопросов педагогики и современного образования.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». Переход ребёнка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии и педагогике.

Сущность подготовки детей к школьному обучению раскрывалась в психологии Венгером Л.А., Запорожцем А.В., Поддьяковым Н.Н. В педагогике основы этого процесса рассматривались Безруких М.М., Ефимовой С.П., Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., Тарунтаевой Т.В. и др. Исследования Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, Н.В. Нижегородцеой, В.Д. Шадрикова, К.Н. Поливановой, Н.Г. Салминовой и многих других психологов посвящены подробному анализу сложного феномена – готовности к школе.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических и педагогических исследований.

Готовность к школе – важный итог воспитания, обучения и развития дошкольников в ДОУ и семье, а так же результат специальной работы в старших группах образовательного учреждения. Готовность есть результат всей работы ДОУ (во всех возрастных группах, по всем направлениям развития детей), результат специальной деятельности в старших группах ДОУ, направленный на готовность детей к освоению учебных предметов. Достижение школьной готовности определяется не просто усвоением системы знаний, умений, навыков, а формированием у ребенка психологических свойств, которые необходимы для успешного начала учебной деятельности.