Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2099
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зададим себе ряд вопросов: «Обеспечит ли умение читать, считать, наличие знаний об окружающем успешность в школьном обучении? Интеллектуальная готовность – гарантия успешной адаптации? Почему дети из благополучных семей, которых обучали перед школой могут быть неуспешными в начале школьного обучения?» Постарайтесь дать индивидуальный ответ на них.
В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович; Д.Б. Эльконина; Н.Г. Салминой; Е.Е. Кравцовой; Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова и др. Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведёт за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нём психологические функции не созрели. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.
Школьная готовность – результат многогранного развития личности в дошкольной педагогике рассматривается в двух направлениях – общая и специальная готовность. Каждая из названных видов готовности является результатом соответствующего направления подготовки к школе.
Специальная готовность к школе – определяется у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов (математики. Русского языка, природоведения).
Общая готовность к школе – выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня физического, психического, умственного, нравственного, волевого, коммуникативного, эстетического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту обучения в школе и диагностируется с помощью целого комплекса диагностических методик.
Понятие психологической готовности к школе - вид готовности, включаемый учеными в состав общей готовности.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович рассматривает два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:
-
Определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения; -
Достаточное развитие произвольного поведения; -
Определённый уровень развития интеллектуальной сферы.
Основным критерием психологической готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношения ребёнка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности в общении со взрослыми на новом уровне.
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:
-
умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу,
обобщенно определяющему способ действия; -
умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; -
умение слушать и выполнять инструкции взрослого; -
умение работать по образцу.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.
Н. Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет:
-
произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; -
уровень сформированности семиотической функции; -
личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.
В работах Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на пароль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.
Н.Б. Нижегородцева и Н.Д. Шадриков представляют общую (психологическую) готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе фактически совпадают. К ним относятся:
-
мотивы учения; -
зрительный анализ (образное мышление); -
способность принимать учебную задачу; -
вводные навыки; -
графический навык; -
произвольность регуляции деятельности; -
обучаемость.
Различаются они по двум параметрам. К базовым УВК относится еще
уровень обобщений (предпосылки логического мышления), а к ведущим УВК добавляется вербальная механическая память. Структура УВК, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, приводящие к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка. Авторы отмечают, что уже в конце первого класса успешность обучения мало зависит от стартовой готовности, так как в процессе усвоения знаний формируются новые учебно-важные качества, которых не было в стартовой готовности.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе, развиваются и совершенствуются.
Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения. Причем следует подчеркнуть многокомпонентность данного образования. В психологической литературе, посвященной анализу школьной готовности, чаще всего называются следующие элементы психологической готовности: интеллектуальный, личностный и волевой. На данный момент разработан ряд психодиагностических методик, позволяющих определить степень готовности ребенка к обучению в школе (Венгер Л.А., Витцлак Г., Гуткина Н.И., Кравцова Е.Е. и др.).
Психологическая готовность к школе суммирует важнейшие с точки зрения успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в первый класс. Психологическая готовность включает:
- мотивационную готовность к школе, проявляющуюся в стремлении к учению, в желании быть школьником;
- достаточно высокий уровень познавательной деятельности и развитость мыслительных операций;
- наличие знаково-символической функции сознания и способность к замещению;
- овладение ребенком элементами учебной деятельности;
- определенный уровень волевого и социального развития;
- произвольное управление поведением;
- установление произвольных форм общения с учителями, налаживание контактов со сверстниками.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А. Венгер., А.Л. Венгер., Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др. Психологическая готовность обеспечивает психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса; сознательное, активное усвоение учебного материала; выполнение широкого круга школьных обязанностей, ответственное отношение к учебе.
Рассмотрим различные подходы к определению содержания общей готовности детей к школьному обучению.
1) В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого готовность к школе раскрывается как единство мотивационной, волевой, умственной, коммуникативной и речевой видов готовности.
Мотивационная готовность – отношение к учебе как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылкой развития данного компонента выступает общее желание поступить в школу, наличие любознательности.
Волевая готовность – умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления своего результата с эталоном. Образец может быть в форме действия взрослого, в форме правила.
Умственная (интеллектуальная) готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги в овладении логическим мышлением.
Коммуникативная готовность – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
Речевая готовность – овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становления форм (внешняя, внутренняя, диалогическая, монологическая) и функций (общение, обобщение, планирование, оценивание) речи.
2) Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Л.И. Божович рассматривает два аспекта общей готовности: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе.