Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2129
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) В.И. Логинова, Саморукова П.Г., Г.М. Лямина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.В. Тарунтаева рассматривают готовность ребенка к школе как единство общей и специальной готовности. При этом в структуре общей готовности в свою очередь выделяется ряд компонентов: психологическая, физическая, нравственно-волевая, интеллектуальная готовность.
4) Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков в структуру общей готовности детей к школьному обучению включают физиологическую (определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, состоянием его здоровья), социальную (личностную, выражающуюся в готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и себе, обусловленному ситуацией школьного обучения), психологическую готовность (определяемую сформированностью УВК).
5) Т.И. Бабаева рассматривает школьную готовность через единство эмоционально-мотивационного (мотивы, потребности, эмоциональное отношение к школе), содержательно-смыслового (наличие знаний о мире, кругозор, ценностные представления), операционально-деятельностного (сформированность умений, навыков, способностей), контрольно-регуляционного (способность к оценке, коррекции деятельности, произвольность, самостоятельность, ответственность) блоков. Близка к точке зрения петербургской школы позиция Н.Ф. Алиевой, М.А. Галигузовой, которые выделяют ценностно-мотивационный, содержательно-смысловой, отношенческо-деятельностный блоки готовности к школе.
6) В.Г. Маралов выделяет три блока готовности к школьному обучению:
- блок морфофункционального развития – степень физического развития и здоровья, возрастные пропорции тела, развитие анализаторов, степень выраженности физических качеств, типологические особенности нервной системы, развитие речевого и мышечного аппаратов;
- блок интеллектуального развития – степень сформированности восприятия, мышления, памяти, воображения и др. познавательных процессов;
- блок личностного развития мотивационно-эмоциональной сферы, системы отношений ребенка ко взрослым, сверстникам, себе, наличие качеств личности, необходимых для успешного обучения.
7) Р.С. Буре считает, что важными компонентами готовности к школе являются нравственно-волевая готовность, личностная позиция и желание учиться, общая нравственная воспитанность, уважительное отношение к учителю, желание включиться в коллектив сверстников, положительное отношение к ним.
8) Г.Гетцер, Э. Йирасек, А.Керн отождествляют понятия готовность и школьная зрелость. В структуре школьной зрелости они выделяют морфофункциональную (физическое развитие, состояние здоровья), интеллектуальную (развитость плознавательных процессов, мыслительных операций), эмоциональную (произвольность, саморегуляция), социальную (потребность в общении со сверстниками, умение подчинять поведение законам детских групп, способность выполнять роль ученика) зрелость.
9) Н.Н. Поддъяков соотносит общую готовность к школе с наличием у детей сформированности речевой и познавательной деятельности, сформированностью элементов культуры поведения, ориентацией на самопознание.
Таким образом, в структуру общей готовности включается целый ряд компонентов, которые позволяют ребенку органично включиться в новую социальную ситуацию, успешно адаптироваться к новой деятельности и социальной позиции.
Ознакомившись с различными позициями авторов на структуру готовности детей к школе, выстройте свой вариант понимания вопроса. Дайте необходимые пояснения.
Проанализировав различные подходы, нами была определена авторская позиция в понимании компонентов общей готовности к школе. Мы включили в ее структуру: физическую, мотивационную, интеллектуальную, личностную, социальную виды готовности.
Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.
Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков, выполнение домашних заданий требуют от ребёнка значительного физического напряжения.
Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты:
-
хорошее состояние здоровье ребёнка; -
закаленность; -
определённая выносливость и работоспособность организма; -
высокая степень сопротивляемости организма; -
гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка; -
соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям; -
высокий уровень развития моторики; -
овладение ребёнком культурно-гигиеническими навыками; -
сформированность привычки к соблюдению правил личной гигиены; -
формирование школьной зрелости.
Под интеллектуальной готовностью понимается соответствующий уровень внутренней организации мышления ребёнка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов:
-
ориентировка ребёнка в окружающем мире; -
желание узнать новое; -
любознательность; -
развитие образных представлений; -
сформированность элементарных учебных навыков; -
развитие психических процессов; -
сенсорное развитие; -
запаса знаний – кругозор; -
дифференцированность знаний; -
знания, усвоенные в системе; -
уровень развития познавательной деятельности; -
общий уровень мыслительной деятельности (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); -
самостоятельность умственной деятельности; -
овладение детьми элементами учебной деятельности; -
широкий круг знаний, умений, навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты.
Ращикулина Е.Н. разработала показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основываясь на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления (Арнхейм Р., Веккер Л.М., Венгер Л.А. и др.), а также принципах мышления – природосообразности, культуросообразности и дополнительности.
Кроме того, при разработке показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, ею была учтена идея Поддъякова Н.Н. о саморазвитии детского мышления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет,
образует новые устойчивые ясные знании, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.
Показатели интеллектуальной готовности | |
Образный компонент | Вербальный компонент |
1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета | 1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные |
2. Зрительная память на образной основе | 2. Слуховая память на речевой основе |
3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) | 3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов |
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза | 4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа |
5. Эвристичность мышления | 5. Критичность мышления |
Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребёнка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.
В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:
- учёт целостности, ассиметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания;
- процесс познания сущности имеет два аспекта: логико-дискурсивный – осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления;
- понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отражённые в таких его признаках, как обобщённость, необратимость, свёрнутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образный и эмоциональных компонентов;
- учёт эмоционального отношения ребёнка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания;
- методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребёнка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления;
- интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребёнка.
Таким образом, единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учёт вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, создаёт у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.