Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2129

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) В.И. Логинова, Саморукова П.Г., Г.М. Лямина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.В. Тарунтаева рассматривают готовность ребенка к школе как единство общей и специальной готовности. При этом в структуре общей готовности в свою очередь выделяется ряд компонентов: психологическая, физическая, нравственно-волевая, интеллектуальная готовность.

4) Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков в структуру общей готовности детей к школьному обучению включают физиологическую (определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, состоянием его здоровья), социальную (личностную, выражающуюся в готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и себе, обусловленному ситуацией школьного обучения), психологическую готовность (определяемую сформированностью УВК).

5) Т.И. Бабаева рассматривает школьную готовность через единство эмоционально-мотивационного (мотивы, потребности, эмоциональное отношение к школе), содержательно-смыслового (наличие знаний о мире, кругозор, ценностные представления), операционально-деятельностного (сформированность умений, навыков, способностей), контрольно-регуляционного (способность к оценке, коррекции деятельности, произвольность, самостоятельность, ответственность) блоков. Близка к точке зрения петербургской школы позиция Н.Ф. Алиевой, М.А. Галигузовой, которые выделяют ценностно-мотивационный, содержательно-смысловой, отношенческо-деятельностный блоки готовности к школе.

6) В.Г. Маралов выделяет три блока готовности к школьному обучению:

- блок морфофункционального развития – степень физического развития и здоровья, возрастные пропорции тела, развитие анализаторов, степень выраженности физических качеств, типологические особенности нервной системы, развитие речевого и мышечного аппаратов;

- блок интеллектуального развития – степень сформированности восприятия, мышления, памяти, воображения и др. познавательных процессов;

- блок личностного развития мотивационно-эмоциональной сферы, системы отношений ребенка ко взрослым, сверстникам, себе, наличие качеств личности, необходимых для успешного обучения.

7) Р.С. Буре считает, что важными компонентами готовности к школе являются нравственно-волевая готовность, личностная позиция и желание учиться, общая нравственная воспитанность, уважительное отношение к учителю, желание включиться в коллектив сверстников, положительное отношение к ним.


8) Г.Гетцер, Э. Йирасек, А.Керн отождествляют понятия готовность и школьная зрелость. В структуре школьной зрелости они выделяют морфофункциональную (физическое развитие, состояние здоровья), интеллектуальную (развитость плознавательных процессов, мыслительных операций), эмоциональную (произвольность, саморегуляция), социальную (потребность в общении со сверстниками, умение подчинять поведение законам детских групп, способность выполнять роль ученика) зрелость.

9) Н.Н. Поддъяков соотносит общую готовность к школе с наличием у детей сформированности речевой и познавательной деятельности, сформированностью элементов культуры поведения, ориентацией на самопознание.

Таким образом, в структуру общей готовности включается целый ряд компонентов, которые позволяют ребенку органично включиться в новую социальную ситуацию, успешно адаптироваться к новой деятельности и социальной позиции.

Ознакомившись с различными позициями авторов на структуру готовности детей к школе, выстройте свой вариант понимания вопроса. Дайте необходимые пояснения.

Проанализировав различные подходы, нами была определена авторская позиция в понимании компонентов общей готовности к школе. Мы включили в ее структуру: физическую, мотивационную, интеллектуальную, личностную, социальную виды готовности.

Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.

Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков, выполнение домашних заданий требуют от ребёнка значительного физического напряжения.



Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты:

  • хорошее состояние здоровье ребёнка;

  • закаленность;

  • определённая выносливость и работоспособность организма;

  • высокая степень сопротивляемости организма;

  • гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка;

  • соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям;

  • высокий уровень развития моторики;

  • овладение ребёнком культурно-гигиеническими навыками;

  • сформированность привычки к соблюдению правил личной гигиены;

  • формирование школьной зрелости.

Под интеллектуальной готовностью понимается соответствующий уровень внутренней организации мышления ребёнка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов:

  • ориентировка ребёнка в окружающем мире;

  • желание узнать новое;

  • любознательность;

  • развитие образных представлений;

  • сформированность элементарных учебных навыков;

  • развитие психических процессов;

  • сенсорное развитие;

  • запаса знаний – кругозор;

  • дифференцированность знаний;

  • знания, усвоенные в системе;

  • уровень развития познавательной деятельности;

  • общий уровень мыслительной деятельности (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

  • самостоятельность умственной деятельности;

  • овладение детьми элементами учебной деятельности;

  • широкий круг знаний, умений, навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты.


Ращикулина Е.Н. разработала показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основываясь на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления (Арнхейм Р., Веккер Л.М., Венгер Л.А. и др.), а также принципах мышления – природосообразности, культуросообразности и дополнительности.

Кроме того, при разработке показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, ею была учтена идея Поддъякова Н.Н. о саморазвитии детского мышления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет,
образует новые устойчивые ясные знании, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.


Показатели интеллектуальной готовности

Образный компонент

Вербальный компонент

1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета

1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные

2. Зрительная память на образной основе

2. Слуховая память на речевой основе

3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении)

3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов

4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза

4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа

5. Эвристичность мышления

5. Критичность мышления



Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребёнка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:

- учёт целостности, ассиметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания;

- процесс познания сущности имеет два аспекта: логико-дискурсивный – осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления;

- понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отражённые в таких его признаках, как обобщённость, необратимость, свёрнутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образный и эмоциональных компонентов;

- учёт эмоционального отношения ребёнка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания;

- методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребёнка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления;

- интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребёнка.

Таким образом, единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учёт вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, создаёт у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.