Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2152
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- по совершенствованию процесса подготовки к школе;
- по обеспечению преемственности в системе «детский сад – начальная школа»;
- по созданию психолого-педагогических, организационных, методических и др. условий преемственности в подготовке к школе.
6. Семья в процессе подготовки детей к школе
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка.
Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа и др.). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребёнка, тем шире круг материнских забот.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду и школе.
Школа - это новая ступенька в жизни ребёнка и в жизни семьи. И малыш, и родители приобретают новый статус. Успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен. Часто за подготовку к школе принимают обучение ребёнка письму, чтению, счёт. Родители очень гордятся, когда ребёнок складывает буквы (не звуки) в слоги и слова. И совершенно не задумываются, что готовность к школьному обучению – это совершенно другое. Формирование школьной готовности есть проблема комплексная, требующая как усиленного внимания специалистов, так и родителей ребёнка.
Формированием готовности к школе в семейных условиях занимались: М.М. Безруких, С.П. Ефимова, С.В. Коноваленко и другие. Ими рассматривалась психологическая и социальная готовность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности в семейных условиях. Многие авторы указывали на необходимость формирования мотивации учебной деятельности в семье. Ф.А. Сохин рассматривал закономерности подготовки детей к школе в семье.
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики и одной из актуальных проблем в современном образовании. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Родители являются первыми учителями и образцами подражания для ребёнка. Важно отметить и то, что в формировании нравственно-волевой сферы (важного условия всестороннего воспитания личности ребёнка) семье принадлежит ведущая роль. Ведь от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Однако понятие готовности к школе включает в себя не только сформированность нравственно-волевых качеств ребёнка, но и наличие определённого набора знаний, умений и навыков, в котором должны присутствовать все остальные элементы. Сюда входят и мотивационная, и личностная готовность, волевая и интеллектуальная готовность, «внутренняя позиция школьника». Важно отметить, что далеко не все родители могут подготовить ребёнка в домашних условиях, так как это сделали бы педагоги детского сада. Часто сами родители, пытаясь подготовить ребёнка к школьному обучению, выбирают неправильный «сценарий» поведения, из-за чего у детей может сформироваться неверное отношение к школе, страхи и неврозы. Те дошкольники, которые воспитываются в семье, чаще всего, приходят в первый класс не имея «внутренней позиции школьника», с нежеланием учиться и неверными представлениями об учебной деятельности.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной готовности является тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в их единстве и сотрудничестве.
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад. Родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличие от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. При подготовке их акценты смещаются в сторону формирования специальной готовности (умения читать, писать и т.д.), а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Значительно меньше внимания уделяется формированию общей готовности (умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития). Наблюдаются перекосы в формировании мотивации детей, их учебных умений и качеств. Однако все родители сталкиваются с проблемой подготовки детей к школе, но не все могут её адекватно осуществить – она получается однобокая, не системная.
В настоящее время наблюдается недостаток комплексных материалов и рекомендаций для родителей по организации подготовки к школе в семейных условиях, как следствие возникает вопрос, о подготовке к школе детей не посещающих ДОУ. Существующие пособия для родителей не имеют комплексного характера, посвящаются отдельным аспектам подготовки детей, что не позволяет родителям увидеть процесс целостно.
Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Ее успешность зависит от соблюдения ряда организационно-педагогических условий.
1. Главное условие — это постоянное сотрудничество ребёнка с членами семьи.
2. Выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей доводить до конца начатое дело. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
3. Взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд и другие виды деятельности ребёнка. Родителям важно понять, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому не нужно сводить их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению к словесным указаниям.
4. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка, по мнению М.М. Безруких, — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.
5. Особое значение в подготовке дошкольника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
6. Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
7. При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учится правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
8. У ребёнка, поступающего в школу, важно развить эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
9. Необходимо в семье способствовать развитию и совершенствованию игровой деятельности. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
10. Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка помогают научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.
11. Воспитывая и обучая ребёнка, нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость, стимулировать познавательную активность, формировать учебно-познавательную мотивацию.
Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребенок развит «не по годам». На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, а огероях книг высказывает услышанное от взрослых мнение. Даже в жизненных ситуациях, выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные «штампы» взрослых, не осознавая истинного их смысла. Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.
Готовить ребенка к школе — это не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению — интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Подготовка к школе требует комплексного подхода: надо помогать ребенку «умнеть» за счет всевозрастающей умственной активности, накапливания определенной суммы доступных знаний, а также приобретаемых им психологических качеств.
Современная семья ещё не готова нести в полной мере ответственность за подготовку ребёнка к школе, т.к. не обладает должным уровнем педагогической грамотности. Не каждый родитель знает, что существуют разнообразные виды готовности к школьному обучению, кроме умений читать, писать, считать или с чего начать готовить ребёнка к школе. На данный момент в нашей стране существует огромное количество центров развития детей, при ДОУ открываются группы кратковременного пребывания, подготовительные курсы при школах и многие другие учреждения, где подготовкой детей к школе занимаются профессионалы. Но, по нашему мнению, родители не должны полностью перекладывать всю подготовку детей к школе на педагогов. Работа должна быть двусторонней, чтобы обеспечить наиболее полную, разностороннюю готовность ребёнка к школе.