Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2145
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Работа с родителями (планируется 4 родительских собрания в год, 1раз в квартал).
Родительское собрание – форма, задачи
Консультативная работа с родителями
Работа по факту (по поводу каждого ребенка)
Изготовление информационного материала для родителей
(материал в уголки, ширмы, передвижки, памятки)
Итоги дня – раздел: информация о дне, детях, проблемах
-
Индивидуальная работа с детьми В коррекционных группах (отдельная тетрадь)
Формат оформления планирования индивидуальной работы с детьми
Разделы программы | Дни недели | ||||
понедельник | Вторник | среда | четверг | Пятница |
Помимо календарных и перспективных планов специалисты осуществляют, как мы рассмотрели выше, планирование работы на год, являющееся ориентировочной основой для других форм планирования. Рассмотрим форматы годового плана работы специалистов.
Формат годового плана работы старшего воспитателя
-
Задачи, направления работы (каждый месяц) -
Повышение квалификации -
Консультации -
Педагогический совет -
Другие работы с кадрами -
Руководство и контроль -
Организационно-педагогическая работа с детьми -
Работа с родителями -
Работа с молодыми кадрами -
Преемственность со школой.
Формат годового плана работы всего ДОУ
-
Пояснительная записка -
Проблемно-ориентированный анализ работы за прошлый год -
Основные направления работы ДОУ, задачи детского сада на учебный год -
Сведения о педагогических кадрах -
Курсовая переподготовка педагогов -
Аттестация (информация о педагогах, график открытых мероприятий) -
Методическая работа (консультации, индивидуальная работа, семинары, школы, клубы-смотры, творческие выставки, ярмарки, открытые просмотры занятий) -
Теоретические семинары -
Диагностика в педагогическом процессе -
Взаимодействия специалистов -
Оснащение педагогического планирования -
Работа с родителями -
Взаимодействие со школой и другими учреждениями образования, науки, культуры и др.
При педагогическом планировании необходимо учитывать:
-
Режимные моменты и их длительность; -
Медико-гигиенические требования к организации жизни детей; -
Климатические условия; -
Национальные и региональные особенности; -
Изменение работоспособности педагогов и детей в течение недели, дня; -
Методическое, материальное обеспечение ДОУ, группы, квалификации педагогов, наличие специальных помещений, оборудования.
Анализируя разные варианты педагогического планирования, необходимо сделать вывод о его значимости. На современном этапе в практике дошкольного образования сложились две тенденции:
- педагоги самостоятельно выбирают форму планирования, принятую в дошкольном учреждении и осуществляют эту деятельность на основе основной образовательной программы, строят циклограммы и систему картотек, оптимизирующих труд специалиста;
- педагоги ориентируются на комплект материалов образовательной программы и используют разработанные авторами программы планы образовательного процесса, вводят в него коррективы исходя из особенностей образовательной программы ДОУ.
Планирование осуществляется в разных формах. В том числе специалистами методических служб разрабатываются варианты оптимизации планирования педагогического процесса, позволяющие сделать планирование гибким и удобным для работы педагогов разного уровня квалификации и стажа работы.
-
Другие формы планирования педагогической деятельности в ДОУ
Педагогическая деятельность специалистов по планированию образовательного процесса совершенствуется и рационализируется специалистами ДОУ. Формы планирования находят свое разнообразное внешнее выражение. На современном этапе сложились и другие формы и виды планирования, показавшие свою результативность. К ним относят:
-
План на день, который предлагают сами дети (накануне воспитатель собирает детей и спрашивает, что они хотели бы делать завтра). -
Блочное планирование – планирование педагогического процесса на основе приоритетной на определенный промежуток времени темы; Здесь так же планирование осуществляется по профессиональным блокам (хозяйственный, медицинский, педагогический во главе с методистом, административный, психологический блоки). -
Планшетное планирование – стенд с карманами. Каждый кармашек представляет собой блок деятельности в ДОУ (воспитательная работа, игровая деятельность, работа с родителями, педагогические советы), каждый кармашек заполняется планируемым содержанием (блочное, планшетное планирование используется, как правило, для перспективного планирования). -
Циклограмма – вид планирования, рожденный педагогической практикой с целью оптимизации этой работы. Предполагает распределение основных видов деятельности детей (предусмотренных программой) в течение недели (каждый день на каждый отрезок времени). Синтез перспектив и календарного планирования.
На год составляется 4 циклограммы в соответствие с четырьмя временами года, которые определяют варианты педагогической работы (большее или меньшее время пребывания детей на воздухе, учет продолжительности светового дня и т.д.). На основе циклограммы пишутся перспективный, календарный планы. Опытные воспитатели календарный план не пишут, а ориентируются на перспективный план и циклограмму. Рассмотрим вариант циклограммы.
Циклограмма работы педагога в старшей группе ДОУ
Время | понедельник | Вторник | среда | четверг | пятница |
7.00 | Дежурство | ||||
Коллектив, индивидуальные беседы | Внесение новых понятий, терминов, настольные игры, шахматы | Сюрприз (новая игрушка, птица в клетке, книга и т. д. | Минутка откровений, игры с конструктором | Час приветствий и комплиментов, самостоятельное художественное творчество | |
Свободные игры с любимыми игрушками | |||||
Отметить погоду в уголке природы | |||||
8.20 | Утренняя зарядка | ||||
| Минутка здоровья. Обширное умывание | ||||
8.30 – 8.50 | Завтрак. Культура поведения за столом | ||||
8.50 – 9.00 | Подготовка к занятию | ||||
| Развитие речи 9.00 – 9.25 Музыка 9.30 – 10.00 Психолог 10.20 – 10.30 | Мир вокруг нас 9.00 – 9.30 Театральная группа 9.35 – 9.50 Физкультура 10.00 – 10.30 | Изо и математика (по подгруппам) 9.00 – 10.10 Физкультура на улице 11.00 | Ознакомление с художественной литературой 9.00 – 9.25 Музыка 9.30 – 10.00 Лепка 10.00 – 10.40 | Изо и грамота (по подгруппам) 9.00 – 10.10 Физкультура 10.30 – 11.00 |
| Советы доктора «Градусника» прием фиточая, витаминов | ||||
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья | Готовимся к прогулке, что произойдет, если… | Что такое хорошо, что такое плохо | ОБЖ, береги здоровье с молоду | Познай себя | |
10.50 – 12.15 | Прогулка | ||||
Наблюдение сезонных изменений. Игры на равновесие. Эстафеты | Наблюдение в природе. Неживая природа. Поэтические зарисовки. Подвижные игры с бегом | Наблюдение за живой природой, воздействие окружающей среды на жизнь животных, птиц. Народные игры | Прогулки по территории детского сада. Подвижные игры с метанием | Труд. Наблюдение за трудом взрослых. Подвижные игры с прыжками | |
12.30 – 13.00 | Чтение художественной литературы. Прослушивание сказок на кассете | ||||
Обед | |||||
13.00 – 15.00 | Колыбельные песни | Стихи, засыпание | сказки | Грамзапись колыбельной | Сказки, стихотворение, засыпание |
Сон | |||||
15.00 | Дыхательная гимнастика | Стих, пробуждение, тропа здоровье | Гимнастика в постели | Тропа здоровья | Танцевальные упражнения под музыку |
Обширное умывание | |||||
15.25 – 15.40 | Полдник | ||||
15.40 – 16.20 | Сюжетно-ролевые игры | Самостоятельная художественная деятельность | Развлечение | Сюжетно-ролевые игры | Игры по интересам |
Театральная деятельность | Труд, поручение | ||||
16.20 – 17.20 | Индивидуальная работа с детьми | ||||
Работа по звукопроизношению | Игры математического характера | Закрепление музыкальных движений | Закрепление различных приемов, рисунки кистью, карандашом | Работа с бумагой, ножницами | |
Прогулка | |||||
Подвижная игра по предложению | Игры по желанию детей | Спортивные игры | Знакомство с новой игрой | Труд в природе, свободные игры |
Эффективность планирования как деятельности специалистов определяется рядом организационно-педагогических условий.
Педагогические условия обеспечения эффективности планирования
-
Знание образовательной программы, по которой работают специалисты ДОУ (чему учить?) -
Знание методик воспитания (как осуществлять работу, по каким направлениям) -
Владение методическими рекомендациями по направлениям программы. -
Опора на возрастные особенности и индивидуальные возможности и потребности детей и др. участников педагогического процесса. -
Знание дидактических принципов построения программы, особенностей планирования -
Учет образности мышления детей, опора на чувственное восприятие.
Правила:
-
от простого к сложному -
от абстрактного к конкретному -
обеспечение интериоризации осваиваемого детьми содержания образования во внутренний опыт личности
Ценностная направленность в планировании как деятельности.
Таким образом, планирование – важная сторона деятельности специалистов ДОУ, обеспечивающая эффективность и целенаправленность педагогического процесса. План должен быть конкретным, реальным, охватывающим все стороны жизни детского сада, предусматривающим непрерывность и последовательность работы, учитывающим итог прошлого года. Планирование осуществляется в соответствии с принципами:
-
составляется с учетом особенностей детского коллектива и условиями работы -
взаимосвязь воспитания и обучения -
регулярность, последовательность, повторность воспитательных, обучающих и развивающих воздействий.
БЛОК 2. Семинарские занятия по дошкольной педагогике
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
Тематика и планы семинарских занятий по разделу 1
Тема 1. Становление и развитие зарубежной и отечественной дошкольной педагогики
1 История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании.
2. Развитие русской и советской дошкольной педагогики.
3. Дошкольная педагогика на современном этапе. Основные направления и тенденции развития.
Задания для самостоятельной работы
-
Пополнить словарик терминами: «воспитание», «обучение», «образование», «развитие», «формирование», «самовоспитание», «самообразование». -
Выстроить таблицу персоналей, внесших большой вклад в развитие дошкольной педагогики-науки (Ф.И.О. автора, годы жизни, вклад в теорию и практику дошкольного воспитания). -
Составить письменно доклад о деятельности в системе дошкольного образования одного из ведущих деятелей в этом направлении (Я.А. Коменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, Н.К.Крупская и др. по выбору студента). Литературу подобрать самостоятельно, использовать первоисточники. -
Подготовить реферат о современных проблемах и тенденциях развития дошкольной педагогики.
Рекомендуемая литература
-
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997. -
Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. -
Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003. -
История дошкольной педагогики/ Под ред. Л.Н. Литвина. – М., 1989. -
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. -
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980. -
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998. -
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999. -
Фуряева Т.В. О развитии современной педагогики дошкольного детства // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С.6-8.
Тема 2. Логика и методы исследования в дошкольной педагогике
1. Содержание понятий: «логика», «метод», «метод исследования».
-
Логика педагогического исследования. -
Характеристика методов исследования дошкольной педагогики (общее и специфичное). -
Особенности применения методов исследования в системе дошкольного образования (на примере готовых и самостоятельно подготовленных методов и методик).