Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2119
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План определяет направление движения всех участников педагогического процесса в ходе обучения, воспитания и развития, обеспечение организованного, планомерного характера педагогического планирования, характер целенаправленной и эффективной деятельности педагогов.
-
Требования к педагогическому планированию
Обеспечение адекватного планирования педагогического процесса в ДОУ, всех направлений деятельности специалистов предусматривает соответствие планирования как деятельности ряду педагогических требований. Рассмотрим комплекс этих требований:
-
планирование должно обеспечить целостную направленность педагогического процесса (опираться на общечеловеческие ценности, педагогические идеи), то есть отражать миссию дошкольного учреждения -
Должно быть направлено на организацию педагогического планирования в целом, то есть обеспечивать единство целей, задач, содержания, форм, методов, средств, результатов, условий, участников педагогического планирования -
Должно предусматривать соблюдение основных закономерностей, принципов воспитания и образования дошкольников -
Все формы планов должны сочетаться между собой. План воспитателя должен вытекать из плана ДОУ, соотносится с планами ПДО
Годовой – перспективный – календарный
-
План должен служить руководством к действию следовательно должен быть реальным для осуществления и предусматривать конкретные действия всех членов педагогического коллектива (во времени и пространстве, в конкретных действиях и делах).
-
Содержание планирования образовательной работы в ДОУ
Раскрывая организацию планирования как одного из видов педагогической деятельности в ДОУ, необходимо рассмотреть содержание этого процесса.
Основой для планирования педагогического процесса в ДОУ является:
-
социальный заказ общества системе дошкольного образования -
ведущая цель дошкольного образования -
требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) -
образовательная программа ДОУ -
Программа воспитания и обучения дошкольников, в которой определены цели, задачи, содержание, основные формы, методы и средства педагогической работы.
При планировании содержания программы получает конкретизацию – устанавливается время, последовательность реализации задач по каждому разделу программы в рамках каждой возрастной группы.
Содержание планирования составляют:
-
Планирование воспитательной работы с детьми по всем направлениям программы. -
Планирование обучения детей на занятиях и в других формах (игры, беседы, экскурсии и др.). -
Планирование регламентированной, нерегламентированной, свободной самостоятельной деятельности детей в течение дня. -
Планирование игровой, трудовой, художественной, познавательной, двигательной деятельности дошкольников. -
Планирование праздников, развлечений, дней открытых дверей. -
Планирование диагностической деятельности в педагогическом процессе. -
Планирование работы с родителями воспитанников. -
Планирование работы с педагогическими кадрами. -
Планирования взаимодействия ДОУ с другими учреждениями науки, образования, культуры, здравоохранения.
Таким образом, эти направления педагогической работы специалистов ДОУ становятся тем содержанием, которое необходимо четко выстраивать в соответствии с принципами целенаправленности, последовательности, систематичности, взаимосвязанности, личностно-ориентированной направленности всех видов и форм педагогической деятельности в образовательном процессе.
-
Формы педагогического планирования в ДОУ
Планирование как деятельность специалистов осуществляется в дошкольном учреждении в разных формах. В дошкольной педагогике различают три основные формыпедагогического планирования:
-
Годовое планирование -
Перспективное планирование -
Календарное планирование
Подробнее остановимся на основных характеристиках этих форм.
1. Годовой план охватывает работу всего детского сада в целом. В нем отражаются основные цели, задачи, направления деятельности на год. В нем планируется учебно-воспитательная работа, методическая работа (работа с педагогическими кадрами), взаимодействие с семьей, социально-психологическая работа, оздоровительная работа, административно-хозяйственная работа, контроль за учебно-воспитательной работой. Задачи и направления работы определяются исходя из проблемного анализа деятельности ДОУ в предыдущий год – это плюсы и минусы в работе за год, проблемы; задачи на следующий год.
В годовом плане может быть отражена экспериментальная работа, задачи обобщения передового педагогического опыта. В годовом плане расписывается содержание и формы методической работы с воспитателями (темы педагогических советов, консультаций, методических объединений, семинаров и т.д.).
Годовой план разрабатывается заведующей, старшим воспитателем, психологом и медицинским персоналом. Утверждается на общем собрании сотрудников. Задачи и содержание годового плана отражается в перспективном и календарном планах педагогов дополнительного образования (ПДО), воспитателей.
2. Перспективный план определяет основные направления работы педагога на ближайшие 1-3 месяца. Он отражает все разделы работы в рамках образовательной программы. На его основе строится календарный план, имеющий наибольшую степень детализации педагогического процесса.
Перспективный план не должен быть объемным, но вместе с тем, должен отражать все направления воспитательной, обучающей и развивающей, оздоровительной и коррекционной работы с детьми, взаимосвязь с родителями, школой, развитие видов деятельности дошкольников.
В группах раннего возраста перспективное планирование обязательно. Чему и как научить в игре, в организации труда, в воспитании, занятия и обучение в других формах.
Перспективный план составляется воспитателями для каждой возрастной группы, педагогами дополнительного образования, старшим воспитателем и заведующей исходя из их должностных обязанностей, годового плана, целей и задач образовательной программы, программы воспитания и обучения дошкольников, их возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.
3. Календарный план. Составляется на 7-14 дней. В нем отражается содержание деятельности педагога и детей в течение всего дня. Условно день делится на первую и вторую половину. Расписываются все режимные процессы, виды педагогической работы, начиная с приема детей (время, способы организации, режим). К календарному плану воспитателей прилагается сетка занятий на неделю, комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна (1раз в месяц), конспекты (или планы) проводимых воспитателем занятий. Так же приложениями к календарному плану являются картотеки игр, прогулок, наблюдений и др. разработок, помогающих педагогу организовывать эффективное пребывание детей в детском саду.
Опытные воспитатели используют бюрографическую форму заполнения календарного плана, то есть используют систему общепринятых в ДОУ условных знаков и символов при обозначении различных видов деятельности. Рассмотрим некоторые форматы календарного плана воспитателя.
Календарный план воспитателя - вариант 1
Дни недели | Время дня | Регламентированная деятельность детей | Свободно-ориентированная деятельность детей |
| Утро | Виды деятельности педагога и детей | |
| | ||
|
Календарный план воспитателя - вариант 2
Дни недели | Утро | Прогулка | 2 половина дня | прогулка | вечер |
| | | | | |
Календарный план воспитателя – вариант 3
Занятия | Совместная деятельность | Самостоятельная нерегламентированная деятельность |
Табличной формой плана пользуются педагоги, имеющие опыт работы в ДОУ. Для начинающих педагогов дошкольного учреждения рекомендуется более подробный и широкий формат.
Календарный план дня начинающих педагогов (вариант 4) должен включать следующие, подробно прописываемые разделы:
-
Утро -
Занятия -
Деятельность помощника воспитателя (чем занять подгруппу) -
Предметно-практическая деятельность детей -
Игры в течение дня (из перспективного плана) -
Художественная, театральная и изобразительная деятельность -
Работа с родителями -
Физкультурно-оздоровительная деятельность -
Организация самостоятельной деятельности детей -
Индивидуальная работа с дошкольниками.
Воспитатель подробно расписывает разделы по дням. Использует отдельно конспекты занятий, карточки для организации трудовой деятельности, наблюдений, прогулок. В зависимости от мастерства педагогом пишется календарный план на неделю, месяц, квартал, полгода. От полного и подробного описания переходят к бюрографическому планированию.
При планировании педагогической работы важно помнить, что любой план не является догмой. Он должен обладать динамичностью, так как динамичны дети и педагогический процесс в целом. Так, например, в связи с изменением погоды, состояния здоровья, настроения детей, их познавательных интересов и потребностей может варьироваться и характер педагогического взаимодействия, запланированный на день.
Календарное планирование педагог осуществляет в соответствии с перспективным планом образовательной работы на квартал. Представим пример перспективного плана воспитателя, снабдив его рядом рекомендаций по его написанию.
Перспективный план воспитателя
Эта форма плана включает следующие примерные разделы:
-
Специально-организованная деятельность на занятиях:
-
Формирование математических представлений детей -
Развитие речи -
Ознакомление с окружающим миром -
Рисование -
Лепка -
конструирование -
Физическая культура
Эти пункты закладываются в табличную форму.
Дата | Тема, вид занятия | Задачи, оборудование | Методы, приемы |
| | | |
-
Совместная деятельность детей и взрослых:
-
Чтение художественной литературы, заучивание (литературные источники) -
ОБЖ – темы, цели, формы работы -
Социально-нравственное воспитание, темы, цели, формы работы -
Игровая деятельность – каждый вид игры, отдельная графа, по каждому виду игр указать– цели, темы, оборудование.
Сюжетно-ролевая игра (1 новая, 1старая – в младших группах), (1 новая, 2 закрепляются – в старшем дошкольном возрасте). Дидактическая игра планируется (1 новая, 1 закрепляется по каждой методике).
Прописываются предполагаемые конструктивные, театрализованные, подвижные игры.
-
Трудовая деятельность – каждый вид деятельности труда, расписывается отдельно. Цели, задачи, виды труда, оборудование, методы, приемы -
Музыкально-театрализованная деятельность:
Игры-драматизации
Театрализованные, театральные игры и занятия
Праздники, развлечения (спорт, музыка, театр) - 1раз в месяц
Цели, задачи, формы работы, оборудование, подготовительная работа
-
Опытно-экспериментальная деятельность (со средней группы) цели, виды опытов, оборудование
-
Организация предметно – развивающей среды
Материалы для занятий в зонах, иллюстративный материал – планируем пополнения среды.
Формат планирования преобразований предметно-развивающей среды
Содержание работы | Сроки | Ответственные |