Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1757

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План определяет направление движения всех участников педагогического процесса в ходе обучения, воспитания и развития, обеспечение организованного, планомерного характера педагогического планирования, характер целенаправленной и эффективной деятельности педагогов.

  1. Требования к педагогическому планированию

Обеспечение адекватного планирования педагогического процесса в ДОУ, всех направлений деятельности специалистов предусматривает соответствие планирования как деятельности ряду педагогических требований. Рассмотрим комплекс этих требований:


  • планирование должно обеспечить целостную направленность педагогического процесса (опираться на общечеловеческие ценности, педагогические идеи), то есть отражать миссию дошкольного учреждения

  • Должно быть направлено на организацию педагогического планирования в целом, то есть обеспечивать единство целей, задач, содержания, форм, методов, средств, результатов, условий, участников педагогического планирования

  • Должно предусматривать соблюдение основных закономерностей, принципов воспитания и образования дошкольников

  • Все формы планов должны сочетаться между собой. План воспитателя должен вытекать из плана ДОУ, соотносится с планами ПДО

Годовой – перспективный – календарный

  • План должен служить руководством к действию следовательно должен быть реальным для осуществления и предусматривать конкретные действия всех членов педагогического коллектива (во времени и пространстве, в конкретных действиях и делах).




  1. Содержание планирования образовательной работы в ДОУ

Раскрывая организацию планирования как одного из видов педагогической деятельности в ДОУ, необходимо рассмотреть содержание этого процесса.

Основой для планирования педагогического процесса в ДОУ является:

  • социальный заказ общества системе дошкольного образования

  • ведущая цель дошкольного образования

  • требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС)

  • образовательная программа ДОУ

  • Программа воспитания и обучения дошкольников, в которой определены цели, задачи, содержание, основные формы, методы и средства педагогической работы.

При планировании содержания программы получает конкретизацию – устанавливается время, последовательность реализации задач по каждому разделу программы в рамках каждой возрастной группы.


Содержание планирования составляют:

  • Планирование воспитательной работы с детьми по всем направлениям программы.

  • Планирование обучения детей на занятиях и в других формах (игры, беседы, экскурсии и др.).

  • Планирование регламентированной, нерегламентированной, свободной самостоятельной деятельности детей в течение дня.

  • Планирование игровой, трудовой, художественной, познавательной, двигательной деятельности дошкольников.

  • Планирование праздников, развлечений, дней открытых дверей.

  • Планирование диагностической деятельности в педагогическом процессе.

  • Планирование работы с родителями воспитанников.

  • Планирование работы с педагогическими кадрами.

  • Планирования взаимодействия ДОУ с другими учреждениями науки, образования, культуры, здравоохранения.

Таким образом, эти направления педагогической работы специалистов ДОУ становятся тем содержанием, которое необходимо четко выстраивать в соответствии с принципами целенаправленности, последовательности, систематичности, взаимосвязанности, личностно-ориентированной направленности всех видов и форм педагогической деятельности в образовательном процессе.


  1. Формы педагогического планирования в ДОУ

Планирование как деятельность специалистов осуществляется в дошкольном учреждении в разных формах. В дошкольной педагогике различают три основные формыпедагогического планирования:

  • Годовое планирование

  • Перспективное планирование

  • Календарное планирование

Подробнее остановимся на основных характеристиках этих форм.

1. Годовой план охватывает работу всего детского сада в целом. В нем отражаются основные цели, задачи, направления деятельности на год. В нем планируется учебно-воспитательная работа, методическая работа (работа с педагогическими кадрами), взаимодействие с семьей, социально-психологическая работа, оздоровительная работа, административно-хозяйственная работа, контроль за учебно-воспитательной работой. Задачи и направления работы определяются исходя из проблемного анализа деятельности ДОУ в предыдущий год – это плюсы и минусы в работе за год, проблемы; задачи на следующий год.



В годовом плане может быть отражена экспериментальная работа, задачи обобщения передового педагогического опыта. В годовом плане расписывается содержание и формы методической работы с воспитателями (темы педагогических советов, консультаций, методических объединений, семинаров и т.д.).

Годовой план разрабатывается заведующей, старшим воспитателем, психологом и медицинским персоналом. Утверждается на общем собрании сотрудников. Задачи и содержание годового плана отражается в перспективном и календарном планах педагогов дополнительного образования (ПДО), воспитателей.

2. Перспективный план определяет основные направления работы педагога на ближайшие 1-3 месяца. Он отражает все разделы работы в рамках образовательной программы. На его основе строится календарный план, имеющий наибольшую степень детализации педагогического процесса.

Перспективный план не должен быть объемным, но вместе с тем, должен отражать все направления воспитательной, обучающей и развивающей, оздоровительной и коррекционной работы с детьми, взаимосвязь с родителями, школой, развитие видов деятельности дошкольников.

В группах раннего возраста перспективное планирование обязательно. Чему и как научить в игре, в организации труда, в воспитании, занятия и обучение в других формах.

Перспективный план составляется воспитателями для каждой возрастной группы, педагогами дополнительного образования, старшим воспитателем и заведующей исходя из их должностных обязанностей, годового плана, целей и задач образовательной программы, программы воспитания и обучения дошкольников, их возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.

3. Календарный план. Составляется на 7-14 дней. В нем отражается содержание деятельности педагога и детей в течение всего дня. Условно день делится на первую и вторую половину. Расписываются все режимные процессы, виды педагогической работы, начиная с приема детей (время, способы организации, режим). К календарному плану воспитателей прилагается сетка занятий на неделю, комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна (1раз в месяц), конспекты (или планы) проводимых воспитателем занятий. Так же приложениями к календарному плану являются картотеки игр, прогулок, наблюдений и др. разработок, помогающих педагогу организовывать эффективное пребывание детей в детском саду.

Опытные воспитатели используют бюрографическую форму заполнения календарного плана, то есть используют систему общепринятых в ДОУ условных знаков и символов при обозначении различных видов деятельности. Рассмотрим некоторые форматы календарного плана воспитателя.


Календарный план воспитателя - вариант 1

Дни недели

Время дня

Регламентированная деятельность детей

Свободно-ориентированная деятельность детей




Утро

Виды деятельности педагога и детей










Календарный план воспитателя - вариант 2

Дни недели

Утро

Прогулка

2 половина дня

прогулка

вечер



















Календарный план воспитателя – вариант 3

Занятия

Совместная деятельность

Самостоятельная нерегламентированная деятельность

Табличной формой плана пользуются педагоги, имеющие опыт работы в ДОУ. Для начинающих педагогов дошкольного учреждения рекомендуется более подробный и широкий формат.

Календарный план дня начинающих педагогов (вариант 4) должен включать следующие, подробно прописываемые разделы:

  1. Утро

  2. Занятия

  3. Деятельность помощника воспитателя (чем занять подгруппу)

  4. Предметно-практическая деятельность детей

  5. Игры в течение дня (из перспективного плана)

  6. Художественная, театральная и изобразительная деятельность

  7. Работа с родителями

  8. Физкультурно-оздоровительная деятельность

  9. Организация самостоятельной деятельности детей

  10. Индивидуальная работа с дошкольниками.

Воспитатель подробно расписывает разделы по дням. Использует отдельно конспекты занятий, карточки для организации трудовой деятельности, наблюдений, прогулок. В зависимости от мастерства педагогом пишется календарный план на неделю, месяц, квартал, полгода. От полного и подробного описания переходят к бюрографическому планированию.

При планировании педагогической работы важно помнить, что любой план не является догмой. Он должен обладать динамичностью, так как динамичны дети и педагогический процесс в целом. Так, например, в связи с изменением погоды, состояния здоровья, настроения детей, их познавательных интересов и потребностей может варьироваться и характер педагогического взаимодействия, запланированный на день.


Календарное планирование педагог осуществляет в соответствии с перспективным планом образовательной работы на квартал. Представим пример перспективного плана воспитателя, снабдив его рядом рекомендаций по его написанию.

Перспективный план воспитателя

Эта форма плана включает следующие примерные разделы:

  1. Специально-организованная деятельность на занятиях:

  • Формирование математических представлений детей

  • Развитие речи

  • Ознакомление с окружающим миром

  • Рисование

  • Лепка

  • конструирование

  • Физическая культура

Эти пункты закладываются в табличную форму.


Дата

Тема, вид занятия

Задачи, оборудование

Методы,
приемы
















  1. Совместная деятельность детей и взрослых:

  • Чтение художественной литературы, заучивание (литературные источники)

  • ОБЖ – темы, цели, формы работы

  • Социально-нравственное воспитание, темы, цели, формы работы

  • Игровая деятельность – каждый вид игры, отдельная графа, по каждому виду игр указать– цели, темы, оборудование.

Сюжетно-ролевая игра (1 новая, 1старая – в младших группах), (1 новая, 2 закрепляются – в старшем дошкольном возрасте). Дидактическая игра планируется (1 новая, 1 закрепляется по каждой методике).

Прописываются предполагаемые конструктивные, театрализованные, подвижные игры.

  • Трудовая деятельность – каждый вид деятельности труда, расписывается отдельно. Цели, задачи, виды труда, оборудование, методы, приемы

  • Музыкально-театрализованная деятельность:

Игры-драматизации

Театрализованные, театральные игры и занятия

Праздники, развлечения (спорт, музыка, театр) - 1раз в месяц

Цели, задачи, формы работы, оборудование, подготовительная работа

  • Опытно-экспериментальная деятельность (со средней группы) цели, виды опытов, оборудование

  1. Организация предметно – развивающей среды

Материалы для занятий в зонах, иллюстративный материал – планируем пополнения среды.

Формат планирования преобразований предметно-развивающей среды

Содержание работы

Сроки

Ответственные