Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2139

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить минисообщение о содержании и особенностях метода педагогического исследования в дошкольной педагогике (пед. эксперимент, наблюдение, беседе, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, моделирование, метод независимых характеристик, математические методы и др.).

План рассмотрения метода

- название метода, его место в структуре методов педагогического исследования;

- назначение метода, на оценку каких сторон личности или деятельности, процесса направлены, отличие от других методов;

- прядок практической реализации (план реализации, способы фиксации результатов, условия эффективности, специфика реализации);

- плюсы и минусы метода в исследовательской практике.

  1. Подобрать иллюстрации методов, реализуемых в практике деятельности ДОУ.

  2. Разработать анкету для родителей в соответствие с темой выполняемого курсового исследования.

  3. Подготовить план наблюдения за ребенком дошкольного возраста с целью выявления его игровых предпочтений, предусмотреть варианты наблюдений. Фиксацию результатов выстроить в табличной форме.

Рекомендуемая литература

1. Бабанский Ю.К. Методы научных исследований в педагогике. – М., 1984.

2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

3. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина. – Ростов-на-Дону, 2003.

4. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.

6. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

7. Маневцова Л.М. Педагогическая диагностика как условие оптимизации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13.

  1. Матвеева Н.А. Как провести анкетный опрос. – Барнаул, 1996.

  2. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972.

  3. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

  4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.

  6. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

  7. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.

  8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999.

  9. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989.

  10. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

  11. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1979.

  12. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических способностей дошкольников. – М., 1996.

  13. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.


Тема 3. Целостный педагогический процесс
в дошкольном образовательном учреждении


1. Содержание понятий «процесс», «педагогический процесс», «образовательный процесс».

2. Структура, функции, движущие силы, основные этапы педагогического процесса.

3. Закономерности и принципы педагогического процесса в ДОУ.

4. Специфика педагогического процесса в ДОУ.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать определения понятий к вопросу № 1, указать авторство, сравнить, выделить в них общее и отличное.

2. Опираясь на знание темы из курса «Педагогика» повторить общую теорию педагогического процесса.

  1. Построить таблицу «Закономерности и принципы педагогического процесса в ДОУ» и заполнить ее, используя список литературы к занятию.

  2. Посетить базовое дошкольное учреждение и провести наблюдение за организацией педагогического процесса в первую и вторую половины дня в любой возрастной группе. Отметить, как реализуются принципы организации жизни детей в ДОУ, выделить специфику педпроцесса. Результаты наблюдений зафиксировать в письменной форме.

Рекомендуемая литература

  1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвуз. Сборник науч. Трудов. – Киев, 1986.

  2. Буре Р.С. Детский сад и проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. 1994. № 3.

  3. Дошкольное образование: начало века: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 2003.

  4. Крулехт М.В. Конструирование педагогического процесса детского сада на основе концепции целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13.

  5. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. 1995. № 2.

  6. Педагогический процесс в дошкольном учреждении // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  7. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.

Программы обучения и воспитания в ДОУ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985

  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997.

  3. Методические советы к программе "Детство". – СПб., 2001.

  4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. – М., 2000.

  5. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1998.

  6. Золотой ключик / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М., 1996.

  7. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет / Т.Н. Доронова, В.А. Гербова и др. – М., 1997.

  8. Развитие / Л.И. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1995.

  9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.


РАЗДЕЛ 2. Особенности периода раннего детства. Значение в развитии личности

Тематика и планы семинарских занятий по разделу 2

Тема 1. Развитие, воспитание и обучение детей первого года жизни)

  1. Особенности развития ребенка первого года жизни.

  2. Развитие общения со взрослыми в первый год жизни.

  3. Организация воспитания детей до года. Особенности реализации воспитательных задач.

  4. Игры и занятия в развитии и обучении детей.

  5. Организация предметно-развивающей среды в семейных условиях.

Задания для самостоятельной работы

  1. Опираясь на рекомендуемую литературу, выделить и записать основные особенности физического и психического развития детей 1-го года жизни.

  2. Составить таблицу «Задачи воспитания детей раннего возраста» и заполнить первый год жизни, используя образовательную программу М.А. Васильевой (Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.,2005).

  3. Подготовить сообщение по теме «Игры-занятия с детьми первого года жизни». Составить конспект игры-занятия и провести в учебной аудитории.

  4. На основе прочитанной по теме литературы выстроить групповой (парный) проект домашней предметно-развивающей среды для ребенка первого года жизни. Сделать наглядное отражение проекта.

Тема 2. Особенности развития, воспитания и обучения
детей второго и третьего года жизни


  1. Общая характеристика особенностей развития детей второго и третьего года жизни.

  2. Особенности реализации воспитательных задач в ДОУ. Специфика задач воспитания детей второго и третьего года жизни. Преемственность в решении воспитательных задач в период раннего детства.

  3. Организация обучения детей второго и третьего года жизни: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства.

  4. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в решении воспитательных, дидактических и развивающих задач.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выделить и записать особенности физического и психического развития детей двух и трех лет. Провести их сравнительный анализ.

  2. Продолжить заполнение таблицы «Задачи воспитания детей раннего возраста» (см. Тему 1), проследить динамику в задачах, выделить направления усложнений.

  3. Изготовить 2 разнонаправленных дидактических игры для детей двух и трех лет (напр. Игра на закрепление понятия детей о цвете, игра для развития мелкой моторики).


Тема 3. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

  1. Значение игр в развитии личности и деятельности детей раннего возраста.

  2. Виды игр ребенка в раннем возрасте. Игрушка как системообразующий элемент игры.

  3. Отражение задач развития игровой деятельности в образовательных программах.

  4. Развитие игровой деятельности детей в раннем детстве. Методика формирование игровых умений детей в условиях ДОУ.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить к занятию выставку литературы, методические разработки по развитию игры в раннем возрасте.

  2. Сделать индивидуальные письменные сообщения по темам (на выбор): «Игрушки детей раннего возраста», рассмотреть их усложнение с совершенствованием деятельности и развитием ребенка; «Игры на прогулке», «Подвижные игры детей раннего возраста», «Первые совместные игры», « Строительные игры детей раннего возраста», «Игры малышей на первом году жизни», «Развивающие игры с детьми раннего возраста», « Игрушки самоделки в игровой деятельности детей двух, трех лет», «Первые сюжетные игры».

  3. Составить краткий конспект сюжетной игры с детьми трех лет, прописать обучающие педагогические приемы (образец конспекта в пособии: Развитие и обучение детей раннего возраста / Сост. Демина Е.С.. – М., 2005. С. 146-152).

  4. Разработать консультацию для родителей по формированию игровых умений в семейных условиях.

Тема 4. Организация жизни детей раннего возраста

в дошкольном учреждении

  1. Общая характеристика принципов организации жизни детей раннего возраста в ДОУ.

  2. Режим дня детей раннего возраста. Содержание понятия «режим». Особенности режима детей первого, второго и третьего года жизни. Психофизиологические основания его изменения.

  3. Методика организации и проведения режимных процессов в группах раннего возраста.

  4. Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста как условие рациональной организации детской деятельности.

  5. Педагог в организации жизни детей раннего возраста. Преемственность семьи и дошкольного учреждения в правильной организации жизни ребенка.

Задания для самостоятельной работы


  1. Выписать режим дня детей первого, второго и третьего года жизни. Проследить его динамику от возраста к возрасту, выделить основные различия, найти им теоретическое обоснование. Соотнести выписанное с принципами организации жизни и деятельности детей в этот возрастной период.

  2. Составить в тетради алгоритмы основных режимных процессов (умывание, одевание, кормление, организация питания и сна, проведение прогулок, закаливания, утренней гимнастики). В базовом детском саду пронаблюдать за организацией режимных процессов педагогом. Провести все процессы самостоятельно в период педагогической практики.

  3. Подготовить письменную консультацию для педагогов «Организация режима дня детей … года жизни. Взаимосвязь с семьей» (год жизни по выбору от нуля до трех лет).

  4. Обосновать особую значимость педагога в группах раннего возраста, выделить его основные функции в организации жизни детей.

Тема 5. Адаптация детей раннего возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения


  1. Содержание понятия «адаптация».

  2. Адаптация детей к дошкольному учреждению. Виды адаптации. Стадии адаптации детей раннего возраста.

  3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Роль семьи и специалистов ДОУ в этом процессе.

  4. Трудности адаптационного периода. Пути их пропедевтики и преодоления.

Задания для самостоятельной работы

  1. Сделать подборку статей из специальных журналов, посвященных вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

  2. Составить рецензию на книгу или статью о проблемах детской адаптации.

  3. Опираясь на прочитанные источники самостоятельно обобщить и выделить психологические, педагогические, организационные, кадровые и условия обеспечения эффективной адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению.

  4. Изготовить папку-передвижку для родителей об их роли в оптимизации адаптационного периода ребенка в детском саду.

  5. Подобрать диагностики по оценки уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ. Провести диагностики в период практики в группах раннего возраста.

Рекомендуемая литература по разделу

  1. Алямовская И.Я. Ясли – это серьезно. – М., 1989.

  2. Бабенко А. Помочь ребенку // Дошкольное воспитание. – 1990. № 11.

  3. Бойчев В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. 1996. № 5.

  4. Ваш ребенок / Под ред. И.И. Гребешевой. – М., 1990.

  5. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание . 1988. № 6. С. 45.

  6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.

  7. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. – М., 2006.

  8. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. – часть 2, глава 3, параграф 2).

  9. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание . 1990. № 5.

  10. Захаров А. ребенок идет в детский сад // Семья и школа. 1989. № 6.

  11. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой. – м., 1998 (гл. 7 по адаптации).

  12. Приглашает детский сад (о группах кратковременного пребывания в ДОУ). – М., 2002.

  13. Фромм А. азбука для родителей. – Л., 1991.

  14. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.

  15. Божович Г.М. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.

  16. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

  17. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М., 1996.

  18. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.

  19. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.

  20. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

  21. Губерт К.Д. и др. Массаж и гимнастика для малыша. – М., 1989.

  22. Дидактические основы развития и обучения детей раннего возраста. – Барнаул, 2003.

  23. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.

  24. Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991.

  25. Кроха. Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. Новгород, 1998.

  26. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991.

  27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990.

  28. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой и др. – М., 1998.

  29. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

  30. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Г.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.

  31. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1996.

  32. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, - М., 2005.

  33. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.