Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2139
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить минисообщение о содержании и особенностях метода педагогического исследования в дошкольной педагогике (пед. эксперимент, наблюдение, беседе, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, моделирование, метод независимых характеристик, математические методы и др.).
План рассмотрения метода
- название метода, его место в структуре методов педагогического исследования;
- назначение метода, на оценку каких сторон личности или деятельности, процесса направлены, отличие от других методов;
- прядок практической реализации (план реализации, способы фиксации результатов, условия эффективности, специфика реализации);
- плюсы и минусы метода в исследовательской практике.
-
Подобрать иллюстрации методов, реализуемых в практике деятельности ДОУ. -
Разработать анкету для родителей в соответствие с темой выполняемого курсового исследования. -
Подготовить план наблюдения за ребенком дошкольного возраста с целью выявления его игровых предпочтений, предусмотреть варианты наблюдений. Фиксацию результатов выстроить в табличной форме.
Рекомендуемая литература
1. Бабанский Ю.К. Методы научных исследований в педагогике. – М., 1984.
2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
3. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина. – Ростов-на-Дону, 2003.
4. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
6. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
7. Маневцова Л.М. Педагогическая диагностика как условие оптимизации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13.
-
Матвеева Н.А. Как провести анкетный опрос. – Барнаул, 1996. -
Методы педагогического исследования / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972. -
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980. -
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. -
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998. -
Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. -
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998. -
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999. -
Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. -
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. -
Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1979. -
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических способностей дошкольников. – М., 1996. -
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.
Тема 3. Целостный педагогический процесс
в дошкольном образовательном учреждении
1. Содержание понятий «процесс», «педагогический процесс», «образовательный процесс».
2. Структура, функции, движущие силы, основные этапы педагогического процесса.
3. Закономерности и принципы педагогического процесса в ДОУ.
4. Специфика педагогического процесса в ДОУ.
Задания для самостоятельной работы
-
Выписать определения понятий к вопросу № 1, указать авторство, сравнить, выделить в них общее и отличное.
2. Опираясь на знание темы из курса «Педагогика» повторить общую теорию педагогического процесса.
-
Построить таблицу «Закономерности и принципы педагогического процесса в ДОУ» и заполнить ее, используя список литературы к занятию. -
Посетить базовое дошкольное учреждение и провести наблюдение за организацией педагогического процесса в первую и вторую половины дня в любой возрастной группе. Отметить, как реализуются принципы организации жизни детей в ДОУ, выделить специфику педпроцесса. Результаты наблюдений зафиксировать в письменной форме.
Рекомендуемая литература
-
Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвуз. Сборник науч. Трудов. – Киев, 1986. -
Буре Р.С. Детский сад и проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. 1994. № 3. -
Дошкольное образование: начало века: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 2003. -
Крулехт М.В. Конструирование педагогического процесса детского сада на основе концепции целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13. -
Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. 1995. № 2. -
Педагогический процесс в дошкольном учреждении // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. -
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.
Программы обучения и воспитания в ДОУ
-
Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985 -
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997. -
Методические советы к программе "Детство". – СПб., 2001. -
Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. – М., 2000. -
Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1998. -
Золотой ключик / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М., 1996. -
Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет / Т.Н. Доронова, В.А. Гербова и др. – М., 1997. -
Развитие / Л.И. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1995. -
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
РАЗДЕЛ 2. Особенности периода раннего детства. Значение в развитии личности
Тематика и планы семинарских занятий по разделу 2
Тема 1. Развитие, воспитание и обучение детей первого года жизни)
-
Особенности развития ребенка первого года жизни. -
Развитие общения со взрослыми в первый год жизни. -
Организация воспитания детей до года. Особенности реализации воспитательных задач. -
Игры и занятия в развитии и обучении детей. -
Организация предметно-развивающей среды в семейных условиях.
Задания для самостоятельной работы
-
Опираясь на рекомендуемую литературу, выделить и записать основные особенности физического и психического развития детей 1-го года жизни. -
Составить таблицу «Задачи воспитания детей раннего возраста» и заполнить первый год жизни, используя образовательную программу М.А. Васильевой (Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.,2005). -
Подготовить сообщение по теме «Игры-занятия с детьми первого года жизни». Составить конспект игры-занятия и провести в учебной аудитории. -
На основе прочитанной по теме литературы выстроить групповой (парный) проект домашней предметно-развивающей среды для ребенка первого года жизни. Сделать наглядное отражение проекта.
Тема 2. Особенности развития, воспитания и обучения
детей второго и третьего года жизни
-
Общая характеристика особенностей развития детей второго и третьего года жизни. -
Особенности реализации воспитательных задач в ДОУ. Специфика задач воспитания детей второго и третьего года жизни. Преемственность в решении воспитательных задач в период раннего детства. -
Организация обучения детей второго и третьего года жизни: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства. -
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в решении воспитательных, дидактических и развивающих задач.
Задания для самостоятельной работы
-
Выделить и записать особенности физического и психического развития детей двух и трех лет. Провести их сравнительный анализ. -
Продолжить заполнение таблицы «Задачи воспитания детей раннего возраста» (см. Тему 1), проследить динамику в задачах, выделить направления усложнений. -
Изготовить 2 разнонаправленных дидактических игры для детей двух и трех лет (напр. Игра на закрепление понятия детей о цвете, игра для развития мелкой моторики).
Тема 3. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста
-
Значение игр в развитии личности и деятельности детей раннего возраста. -
Виды игр ребенка в раннем возрасте. Игрушка как системообразующий элемент игры. -
Отражение задач развития игровой деятельности в образовательных программах. -
Развитие игровой деятельности детей в раннем детстве. Методика формирование игровых умений детей в условиях ДОУ.
Задания для самостоятельной работы
-
Подготовить к занятию выставку литературы, методические разработки по развитию игры в раннем возрасте. -
Сделать индивидуальные письменные сообщения по темам (на выбор): «Игрушки детей раннего возраста», рассмотреть их усложнение с совершенствованием деятельности и развитием ребенка; «Игры на прогулке», «Подвижные игры детей раннего возраста», «Первые совместные игры», « Строительные игры детей раннего возраста», «Игры малышей на первом году жизни», «Развивающие игры с детьми раннего возраста», « Игрушки самоделки в игровой деятельности детей двух, трех лет», «Первые сюжетные игры». -
Составить краткий конспект сюжетной игры с детьми трех лет, прописать обучающие педагогические приемы (образец конспекта в пособии: Развитие и обучение детей раннего возраста / Сост. Демина Е.С.. – М., 2005. С. 146-152). -
Разработать консультацию для родителей по формированию игровых умений в семейных условиях.
Тема 4. Организация жизни детей раннего возраста
в дошкольном учреждении
-
Общая характеристика принципов организации жизни детей раннего возраста в ДОУ. -
Режим дня детей раннего возраста. Содержание понятия «режим». Особенности режима детей первого, второго и третьего года жизни. Психофизиологические основания его изменения. -
Методика организации и проведения режимных процессов в группах раннего возраста. -
Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста как условие рациональной организации детской деятельности. -
Педагог в организации жизни детей раннего возраста. Преемственность семьи и дошкольного учреждения в правильной организации жизни ребенка.
Задания для самостоятельной работы
-
Выписать режим дня детей первого, второго и третьего года жизни. Проследить его динамику от возраста к возрасту, выделить основные различия, найти им теоретическое обоснование. Соотнести выписанное с принципами организации жизни и деятельности детей в этот возрастной период. -
Составить в тетради алгоритмы основных режимных процессов (умывание, одевание, кормление, организация питания и сна, проведение прогулок, закаливания, утренней гимнастики). В базовом детском саду пронаблюдать за организацией режимных процессов педагогом. Провести все процессы самостоятельно в период педагогической практики. -
Подготовить письменную консультацию для педагогов «Организация режима дня детей … года жизни. Взаимосвязь с семьей» (год жизни по выбору от нуля до трех лет). -
Обосновать особую значимость педагога в группах раннего возраста, выделить его основные функции в организации жизни детей.
Тема 5. Адаптация детей раннего возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения
-
Содержание понятия «адаптация». -
Адаптация детей к дошкольному учреждению. Виды адаптации. Стадии адаптации детей раннего возраста. -
Психолого-педагогические условия успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Роль семьи и специалистов ДОУ в этом процессе. -
Трудности адаптационного периода. Пути их пропедевтики и преодоления.
Задания для самостоятельной работы
-
Сделать подборку статей из специальных журналов, посвященных вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. -
Составить рецензию на книгу или статью о проблемах детской адаптации. -
Опираясь на прочитанные источники самостоятельно обобщить и выделить психологические, педагогические, организационные, кадровые и условия обеспечения эффективной адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению. -
Изготовить папку-передвижку для родителей об их роли в оптимизации адаптационного периода ребенка в детском саду. -
Подобрать диагностики по оценки уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ. Провести диагностики в период практики в группах раннего возраста.
Рекомендуемая литература по разделу
-
Алямовская И.Я. Ясли – это серьезно. – М., 1989. -
Бабенко А. Помочь ребенку // Дошкольное воспитание. – 1990. № 11. -
Бойчев В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. 1996. № 5. -
Ваш ребенок / Под ред. И.И. Гребешевой. – М., 1990. -
Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание . 1988. № 6. С. 45. -
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002. -
Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. – М., 2006. -
Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. – часть 2, глава 3, параграф 2). -
Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание . 1990. № 5. -
Захаров А. ребенок идет в детский сад // Семья и школа. 1989. № 6. -
Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой. – м., 1998 (гл. 7 по адаптации). -
Приглашает детский сад (о группах кратковременного пребывания в ДОУ). – М., 2002. -
Фромм А. азбука для родителей. – Л., 1991. -
Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991. -
Божович Г.М. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968. -
Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988. -
Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М., 1996. -
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986. -
Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981. -
Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991. -
Губерт К.Д. и др. Массаж и гимнастика для малыша. – М., 1989. -
Дидактические основы развития и обучения детей раннего возраста. – Барнаул, 2003. -
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988. -
Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991. -
Кроха. Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. Новгород, 1998. -
Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991. -
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990. -
Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой и др. – М., 1998. -
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. -
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Г.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986. -
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1996. -
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, - М., 2005. -
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.