Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1769

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

3.2. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:

3.2.1. В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее – игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе;

3.2.2. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;

3.2.3. Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;

3.2.4. При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;

3.2.5. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;

3.2.6. Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования
и оборудованием общего назначения:

набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;

оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные
и бросовые материалы;

3.2.7. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:

оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся
с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий;


3.2.8. Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания
и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений;

3.2.9. Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста.

Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей
и подростков.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы
в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;

возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников
(в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры;

дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой,
могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);

принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством;

3.3. Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности
и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;

3.4. Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий
в воспитательно-образовательном процессе.

4. Требования к медико-социальному обеспечению включают:



4.1. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников
в образовательном учреждении (группе).

Медицинское обслуживание воспитанников в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду
с администрацией образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение
с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников
и работников образовательного учреждения1;

4.2. Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп.

Количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости
и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии
с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4.3. Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении (группе).

Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя2;

4.4. Требования к организации питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

4.5. Требования к организации оздоровления воспитанников
в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

5. Требования к информационно-методическому обеспечению включают:

5.1. Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:

управлять образовательным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;


проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;

Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;

5.2. Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям:

комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает создание методической службы (региональной, муниципальной, образовательного учреждения), основными задачами которой являются:

оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

содействие выполнению целевых федеральных, региональных
и муниципальных программ развития дошкольного образования.


6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на:

6.1. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:

субъектном отношении педагога к ребенку;

индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;

мотивационном подходе;

доброжелательном отношении к ребенку.

Образовательный процесс в образовательном учреждении должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность. В качестве ведущей деятельности детей дошкольного возраста признается игровая деятельность, что выдвигает определенные требования к педагогам по организации сюжетно-ролевой игры воспитанников в детском саду;

6.2. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организацию развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса осуществляется педагогом-психологом (либо состоящим в штате образовательного учреждения, либо являющимся сотрудником психолого-педагогических центров, медико-психолого-педагогических комиссий);

6.3. Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

6.4. Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

6.5. Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;

6.6. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности;