Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2157
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
г) государственной политикой;
д) городскими органами управления образованием.
74. Дошкольное образование является:
а) первой ступенью системы образования России;*
б) организованной формой подготовки детей к школе;
в) не входит в систему образования России;
г) относится к системе социальной защиты детей.
75. Установите соответствие между структурой и субъектами социального заказа:
-
1. местный (учреждения)
а) государство
2. федеральный
б) нация
3. региональный
в) район
4. муниципальный
г) общество
д) город
е) семья, личность
Ответ: 1е; 2а; 3г; 4д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждены
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
« 20 » июля 2011 г. № 2151
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость
и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Настоящие Требования включают семь групп требований:
-
требования к кадровому обеспечению; -
требования к материально-техническому обеспечению; -
требования к учебно-материальному обеспечению; -
требования к медико-социальному обеспечению; -
требования к информационно-методическому обеспечению; -
требования к психолого-педагогическому обеспечению; -
требования к финансовому обеспечению.
1. Требования к кадровому обеспечению предусматривают:
1.1. Укомплектованность образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – образовательное учреждение), квалифицированными кадрами – педагогическими, руководящими и иными;
1.2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;
При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их
в воспитательно-образовательном процессе;
1.3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации
(в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам;
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения)
и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.
2. Требования к материально-техническому обеспечению включают:
2.1. Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2.2. Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2.3. Требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2.4. Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2.5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2.6. Требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности;
2.7. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:
соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников
и работников;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников,
а также для хранения и приготовления пищи; для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок, бассейна необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
наличие необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала;
наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении) используемого
в профилактических целях;
наличие необходимого (в расчете на количество воспитанников) квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную
и коррекционную работу с детьми (учителя-логопеды, логопеды, воспитатели
и инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи);
сформированность культуры здоровья педагогического коллектива образовательного учреждения (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью).
2.8. Требования архитектурной доступности, то есть возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
3. Требования к учебно-материальному обеспечению содержат:
3.1. Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:
3.1.1. Соблюдение следующих принципов:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов
и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
3.1.2. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:
осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра
и ухода за детьми;
организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников,
так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста
и ведущим видом деятельности для них является игра;
организации разнообразной игровой деятельности;
выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования
и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи,
а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
учета национально-культурных, демографических, климатических условий,
в которых осуществляется образовательный процесс;
использования образовательных технологий деятельностного типа;
эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
физического развития воспитанников;
3.1.3. Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
3.1.4. Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей