ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Учение И.П.Павлова о темпераменте.
И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.
Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной, неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса.
Уравновешенный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Он без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Обладает способностью к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.
Слабый. Для людей со слабым типом нервной системы характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Люди со слабой нервной системой легко ориентируются в мире нюансов, тонких переходов, но плохо переносят стрессы.
Неуравновешенный. Человек работоспособен, готов к быстрой реакции, но его «лихорадит», ему трудно бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность.
4. Свойства темперамента.
Обобщив современные достижения психологической науки, можно выделить такие основные свойства темперамента, как сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия, эмоциональная возбудимость. Соотношение, присутствие или отсутствие данных свойств может быть положено в основу типологии темпераментов.

Сензитивность характеризует сенсорную чувствительность, соотносимую с той силой внешних воздействий, которая необходима для проявления психических реакций человека, а также со скоростью протекания данных реакций.
Активность связана со степенью энергичности, с которой человек оказывает воздействия на внешний мир, преодолевая различные препятствия на пути к достижению поставленных целей. Соотношением активности и реактивности может быть определено, что в большей степени влияет на деятельность человека.
Пластичность и ригидность позволяют описать, легко ли человек способен приспособиться к воздействиям внешней среды (пластичность) или же данный процесс протекает достаточно инертно, то есть личность не способна корректировать план действий, основываясь на требованиях ситуации (ригидность).
Экстраверсия – интроверсия (данные понятия были введены К. Юнгом) описывают индивидуально-психологические различия людей, крайние полюсы которых связаны с преимущественной направленностью личности либо на мир внешних объектов (экстравертивный тип), либо на события его собственного субъективного мира (интровертивный тип).
Тема 17. Характер
1. Общие понятия о характере.
Характер - совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельн проявляющихся в типичных для данно ости и го человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей
Специфика характера личности проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения


В качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).
Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
2. Биологическое и социальное в характере.
Соотношение биологического и социального в характере является проблемой психологии. Несмотря на то, что характер не является врожденным, особенности природной организации человека непременно отражаются на его формировании и проявлении.
Физиологические и генетические основы являются биологической составляющей характера. Большое влияние на формирование характера оказывает тип нервной системы, специфика функционирования сердечнососудистой и эндокринной системы, а также иные особенности организма.
По-мнению некоторых специалистов, одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип, представляющий собой систему условных рефлексов. Эти рефлексы являются ответом на систему условных раздражителей.
Генетические основы характера подтверждаются научными исследованиями – сходный характер в роду, связь характера с конституцией человека, наличие открытых генов, отвечающих за возможность развития каких-либо черт характера.

Генетики говорят, что наследуется только «норма реакции», что значит набор различных способов реагирования на среду. Черты характера определяет взаимодействие условий среды и этих предпосылок. В характере есть врожденные и приобретенные составляющие, а в целом, имея биологические основы, характер является следствием всех жизненных влияний.
3. Структура характера.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия—интроверсия, спокойствие—тревожность, сдержанность—импульсивность, переключаемость— ригидность и др.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ИЛИ ЭТО \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
1. динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);
2. спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);
3. интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);

4. взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).
5. Элементарной единицей характера является отдельная его черта.
Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекают одна линия поведения, поступки.
4. Типологии характеров (Э.Кречмер, Э.Фромм, А.Е.Личко, К.Леонгрд и др.)
Типология характера Карла Леонгарда
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, лёгкостью в установлении контактов. Склонен к фантазёрству, лживости, притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позёрству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулёзен, добросовестен.
4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Для них характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сами и являются активной провоцирующей стороной