Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический аспект проблемы адаптации младших школьников к школе
1.2. Игровая деятельность, как средство развития адаптационных способностей обучающихся 1 классов.
2.1. Этапы, методы и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента исследования
2.3. Программа внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе для младших школьников
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОБЛЕМАМ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
Кафедра «Педагогики, психологии и социальной работы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Проблемы адаптации младшего школьника к школе»
по учебной дисциплине: «Психология»
Выполнила: студентка 4курса,
Бармотина Татьяна Сергеевна
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Форма обучения: заочное
Работа защищена с оценкой:
_________________________
____________________________________
____________________________________
“____”________________20___ г.
Омск, 2015г
Оглавление
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что адаптация ребенка в школе связана с внутренней позиции школьника, она есть мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебную деятельность, его эмоционально положительное отношение к школе и стремление быть хорошим учеником. В случае не удовлетворения собственных ожиданий, ребенок может переживать эмоциональное неблагополучие, которое проявляется в состоянии неуспеха в школе, не внимательного отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы и нежелании посещать ее.
Успешная адаптация к школьной жизни является предметом исследования многих авторов. Проблеме готовности к школьному обучению уделяется значительное внимание в методологических, теоретических, экспериментальных и прикладных исследованиях педагогов, психологов, физиологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Уткиной, З.И. Калмыкова, Г.Г. Кравцовой, Р.В. Овчаровой, Н.Г. Салминой, Д.Б. Эльконина и других.
В отечественных (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский И.В.Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, Н.Г.Салмина, Д.Б.Эльконин и другие) и зарубежных (Г.Гетцер, Я. Йирасек, А. Керн, С. Штребел и др.) исследованиях признается факт того, что от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально провести коррекционную работу с младшими школьниками по проблеме адаптации к школе.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические аспекты изучения проблем адаптации к школе младших школьников;
2.Провести экспериментальное исследование по изучению адаптации к школе детей младшего школьного возраста;
3.Реализовать программу внеурочной деятельности по повышению уровня адаптации детей к школе;
4.Обобщить результаты после апробации программы внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе и составить рекомендации для родителей.
Объект исследования: адаптация младших школьников к школе.
Предмет исследования: особенности адаптации младших школьников к школе.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень адаптации к школе у детей младшего школьного возраста повысится, если будут учитываться индивидуально-личностные особенности детей; отношения родителей к ребенку и стиль воспитания в семье. А своевременная помощь детям будет способствовать успешной адаптации детей 6-7 лет к школе.
В ходе работы использовались методы:
1. Теоретические - анализ, систематизация, обобщение;
2.Эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, анализ документации, беседа;
3. Аналитические - метод математической обработки Манна – Уитни.
Методики исследования. Для проведения исследования использованы методика «ГОШа» Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевого и О.Б. Елагиной, методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (И.Г. Ходосок), анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой, тест «Стили и методы воспитания в семье» (Е.Н. Степанова).
База исследования – МБОУ «Гуровская СОШ» Муромцевского муниципального района Омской области. В исследовании участвовали учащиеся 1 класса их родители в количестве 50 человек.
Глава 1 Теоретический аспект проблемы адаптации младших школьников к школе
-
Проблема адаптации младших школьников к школе
Адаптация – динамический процесс благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования развития продолжения рода. Процесс адаптации происходит тогда, когда в системе организм – среда возникают значительные изменения, обеспечивающие формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.
Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Отечественные исследователи Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган, В.С. Мухина, Л.В. Обухова и другие, констатируют растущее число дезадаптированных учащихся, поэтому данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет своей актуальности.
В истории отечественной педагогики и психологии проблема школьной дезадаптации долгое время рассматривалась косвенно, в основном в биологическом аспекте. Обращение к вопросам школьной адаптации именно в ее психологическом аспекте произошло, в конце прошлого столетия. Под школьной адаптацией в психологической литературе понимается, соответственно, психологическое приспособление к условиям школы. Психологический словарь трактует адаптацию личности как процесс активного приспособления к условиям социальной среды и как результат этого процесса. В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом (А.А. Алдашева, Ф.Б. Березин, Н.Г. Колызаева) [2].
Особое значение имеет адаптация ребенка к школе, как процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и взаимодействия ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Понятие "адаптация к школе" рассматривается Г.Р. Дичевым, Б.Т. Гурусбековым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности
, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка [29].
По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе - значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [2].
Под адаптацией детей к школе В.Р. Цылев понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его словам, ребенок к школе должен адаптироваться не только к организационной стороне жизни, не только к своей социальной роли, но, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Образовательная среда, которую организуют педагоги и в которой "обитает" ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые как бы присваивает ребенок, с другой стороны, из его отношения к этим правилам, деятельностям, с третьей - из отношения ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоциональные самоощущения в ней [36].
Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть: освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс); принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации [33].
Процесс адаптации, по мнению Л.В. Обуховой понимаемый как приспособление ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два варианта развития, результатом которого может стать как адекватный психологический механизм, обеспечивающий в конечном итоге благополучную адаптацию, так и неадекватный механизм, приводящий к дезадаптированности [32].