Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Обсудите с дочерью или сыном те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением. В соответствии с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста благоприятное время для выполнения уроков с 16-17 часов. Не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и немедленно садиться за уроки, потому что пришло время. Иначе у него возникнет протест и негатив на выполнение домашнего задания. Следует дождаться момента, когда ребенок отложит одну и еще не возьмется за другую игрушку.

4. Помогайте делать уроки ребенку, но не навязчиво и без раздражения. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении, обязательно похвалите: «Вот видишь, какой молодец! Я тебе только немного помогла, и ты самостоятельно справился с этим». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».

5. Предлагайте ему самому оценить результаты своей работы. Если сделал ошибки, пусть пробует найти их самостоятельно (например, с помощью игры «Горячо-холодно»).

6. Не скупитесь на любовь, обнимайте, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее, проявляйте свою любовь.

7. Хвалить за успех, и не акцентируйте внимание на неудачах. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить.

8. Не сравнивайте своего ребенка с другими, не обзывать смешными прозвищами.

9. При неудачах - поддерживайте, говорите, что когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Для этого не завышайте требования и не возлагайте на ребенка больших надежд и ожиданий.

10. Старайтесь, чтобы засыпал в хорошем настроении. И утром провожайте в школу ласково и нежно.

11. После школы встречайте ребенка со словами: «что ты сегодня узнал нового и интересного?», обсудите это по дороге домой. Если ребенок приходит домой самостоятельно, спросите его об этом после ужина.


12. Заинтересуйте ребенка учебой и поддерживайте этот интерес. Для этого важно: соблюдать распорядок дня, отдыхать; оборудовать место для уроков; выполнять домашнее задание от простого к сложному, давать право на ошибку, не устраивать «сцен», если ребенок ошибся или грязно написал («черновик» не рекомендуется). Ребенок не должен связывать выполнение задания с неприятными эмоциями. Он должен понимать, что уроки - это его дело.

Понятно, что в такой нелегкий период как адаптация к школе ребенку просто необходима поддержка родителей. Именно родители успевающих школьников, согласно исследованиям психологов, следят за их текущими достижениями, развивают в них уверенность в своих силах, поощряют к преодолению трудностей, к проявлению усилий и достижению успехов. Важно понять, что успехи ребенка зависят, насколько от школы, сколько от родителей. Ведь при потоковом обучении, свойственном нашим школам, в классе с двадцатью или тридцатью учениками сложно требовать от учителя (по крайней мере, в первый год обучения) полного понимания проблем и нюансов характера каждого ребенка. Это доступно только родителям. И поэтому, отдавая в первый класс своего малыша, заботливым мамам и папам нужно ежедневно заниматься с ребенком, внимательно наблюдать за ним, помогать, мягко и плавно вводить его в большой, взрослый мир.

Таким образом, родители должны помнить, что при адаптации детей к школе центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их преодоление.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В отечественной психологии под адаптации к школе понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни.

Обобщая точки зрения зарубежных и отечественных психологов, считаем, что успешность адаптации выделяются в три уровня адаптации к школьному обучению: высокий, средний и низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе, интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного положения в классе.

Адаптация к школе - это приспособление к успешному функционированию в данной среде, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Одним из основных факторов, дезадаптации ребенка, является недостаточный уровень школьной зрелости и мотивационной готовности к обучению в школе.

Проблема адаптации к школе является широкой и объемной. Несмотря на ее активное исследование в современной психологии, остается недостаточно изученной в силу своей многоаспектности. Исследование проблемы школьной адаптации младшего школьника, предполагает выявление уровней, которые определяются на основании анализа диагностических данных, а также качественного анализа психологических трудностей, испытываемых ребенком в адаптационный период. В соответствии с этим и должна строиться коррекционно-развивающая работа с учащимися и их родителями, испытывающими трудности в процессе школьной адаптации.

В данном соответствии наше исследование было организовано в три этапа. Поисково-подготовительный этап включил в себя теоретический анализ изучения аспектов исследования. Основной этап был реализован проведением констатирующего эксперимента и анализом результатов исследования. Контрольно – обобщающий этап включил в себя проведение формирующего эксперимента и анализ полученных результатов, проверку гипотезы исследования, разработку рекомендации для родителей младших школьников.

По итогам констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: адаптировались к школе 12% учащихся, эти дети принятии статус ученика,
имеют представления о школе, уроках, домашнем задании. Средний уровень адаптации получили 48% учеников и 40% детей не смогли адаптироваться к школе. Дезадаптированные дети не имеют представления об уроках, домашнем задании и для чего именно нужно ходить в школу. Результаты исследования родителей показали, что 44% родителей, считают, что дети адаптировались к школе, 24% человек не уверены в адаптации своих детей к школе, 32% родителей признают дезадаптацию к школе. Исходя из результатов исследования, приняли решение о необходимости проведения программы адаптации детей к школе и психологического консультирования родителей младших школьников. На занятиях были использованы упражнения, основной целью которых являлась активизация собственного «детского опыта», его осмысление, формирование коммуникативных навыков в отношении объяснения домашнего задания, тренировка навыков эмпатии. И другие упражнения, которые направлены на формирование адаптации детей к школе и консультирования родителей.

На основании принципов программы адаптации детей к школе и психологического консультирования родителей младших школьников были составлены рекомендации для родителей. Родители должны помнить, что при адаптации детей к школе центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям, успешное их преодоление и приобретение определенных навыков.

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов настоящего исследования, показал, что низкий уровень адаптации детей к школе нормализовался до среднего 76% детей и высокого 24% учащихся. Данный факт подтверждают результаты исследования родителей учеников, 33% родителей констатируют, повышение адаптации детей к школе с низкого уровня до среднего, и 67% человек до высокого уровня после проведения программы адаптации детей к школе и консультирования родителей. Такие результаты говорят об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы. Данный факт подтвердил метод математической обработки критерий Манна – Уитни.


Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что уровень адаптации к школе у детей младшего школьного возраста повысится, если будут учитываться индивидуально-личностные особенности детей; отношения родителей к ребенку и стиль воспитания в семье. А своевременная помощь детям будет способствовать успешной адаптации детей 6-7 лет к школе, подтвердилась.

Считаем, что цель исследования достигнута, задачи решены.