Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический аспект проблемы адаптации младших школьников к школе
1.2. Игровая деятельность, как средство развития адаптационных способностей обучающихся 1 классов.
2.1. Этапы, методы и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента исследования
2.3. Программа внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе для младших школьников
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОБЛЕМАМ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования
После проведения программы адаптации детей к школе младших школьников, было проведено повторное исследование адаптации детей к школе, и их родителей. В формирующем эксперименте учувствовали дети с низкими и средними результатами констатирующего эксперимента и их родители. Мы использовали методики, которые были применены на этапе констатирующего эксперимента.
На рисунке 5 показаны сравнительные результаты исследования готовности детей к школе по методике «ГОШа»
Рисунок 1 – Сравнительные результаты исследования готовности к школе по методике «ГОШа»
Анализируя результаты исследования по методике «ГОШа» на этапе констатирующего исследования, мы выявили, что низкий уровень готовности к школе был у 48% учащихся (10 детей), после проведения программы адаптации детей к школе и консультирования родителей, повысился до среднего и высокого уровней. Средний уровень составлял 52 % (11детей), после проведения программы повысился до высокого 38% (8 детей) и частично остался средним у отдельных учащихся. Так после проведения программы высокий уровень готовности к школе повысился на 38%, а средний на 62%. Поэтому ответы детей во время диагностики позволили нам сделать вывод, о том, что особенности функционирования познавательных процессов стали отчетливее отражать уровень развития мышления через оценку умения выделять связи и отношения между объектами. Повысился и уровень беглости и гибкости продуктивного мышления.
На рисунке 6 показаны сравнительные результаты исследования адаптации детей к школе.
Рисунок 2 - Сравнительные результаты исследования по методике "Адаптация к школе"
В соответствии с рисунком 6, сравнительные результаты, полученные до и после проведения программы адаптации детей к школе и психологического консультирования родителей показали, что низкий уровень испытуемых повысился до среднего и высокого. На этапе констатирующего эксперимента, мы выявили, что низкий уровень составил 48 % (10 человек) дезадаптированных детей. После проведения коррекции дети давали ответы на вопросы развернутые, у них сформировались представления о школе и уроках. Низкий уровень снизился на 48%, средний уровень увеличился и стал – 76%, высокий уровень повысился до 24%. Таким образом, мы делаем вывод, что после проведения коррекции уровень адаптации к школе повысился, появилось желание приобрести статус ученика. Учитывая результаты в целом, мы приходим к выводу, что важно продолжать
начатую коррекционно-развивающую работу, приобщая к процессу родителей.
Сравнительные результаты исследования по анкетированию родителей «Адаптация детей к школе» представлены на рисунке 7.
Рисунок 3 - Сравнительные результаты исследования анкетирования "Адаптация к школе"
Анализируя результаты исследования по анкетированию родителей «Адаптация к школе» на этапе формирующего эксперимента, мы выявили, что низкий уровень адаптации детей к школе, по мнению родителей, снизился на 38% после проведения программы коррекции. Так 33% родителей (7 человек) отметили изменения в поведении детей в лучшую сторону. Дети стали увереннее и спокойнее, начали с желанием ходить в школу. Остальные родители 67% (14 человек) считают, что их дети успешно адаптировались к школе, с удовольствием ходит в школу, говорят о занятиях, новых школьных друзьях.
На рисунке 8 показаны сравнительные результаты исследования родителей по методике «Стили воспитания в семье» (Приложение А. Таблица 7).
Рисунок 4 – Сравнительные результаты исследования по методике "Стиль воспитания в семье"
Анализируя результаты экспериментального исследования по методике «Стили воспитания в семье», из рисунка 8 видно, что после проведения программы адаптации детей к школе и психологического консультирования родителей, некоторые из родителей поменяли стиль воспитания. Мы видим, что демократического стиля воспитания стали придерживаться 90% (19 человек), продолжают руководствоваться авторитарным и либерально – попустительским стилями воспитания в семье по 5% родителей (по 1 человеку на каждый стиль).
Сводные результаты контрольного этапа исследования представлены на рисунке 9.
Рисунок 5 - Сводные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования
В соответствии с рисунком 9, анализ результатов констатирующего и контрольного этапов настоящего исследования, показал, что низкий уровень адаптации детей к школе нормализовался до среднего 76% (16 детей) и высокого 24% (5 детей) учащихся. Данный факт подтверждают результаты исследования родителей детей, 33% (7 родителей) констатируют, повышение адаптации детей к школе с низкого уровня до среднего, и 67% (14 человек) до высокого уровня после проведения программы адаптации детей к школе и консультирования родителей. Такие результаты говорят об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
Для проверки, выдвинутой нами гипотезы, мы использовали критерий Манна – Уитни. Сравним полученные уровни адаптации детей к школе до и после проведения программы адаптации детей к школе и консультирования родителей.
Сформулируем гипотезы:
H0: Интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня адаптации детей к школе в возрасте 6-7 лет не превышает интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня адаптации детей к школе.
H1: Интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня адаптации детей к школе в возрасте 6-7 лет превосходит интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня адаптации детей к школе.
Коэффициент ранговой корреляции Манна – Уитни подсчитывается по формуле:
где n1 - количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
Тх - большая из двух ранговых сумм;
nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
R1 = 288, где R1 сумма рангов первой выборки
R2 = 615, где R 2 сумма рангов второй выборки
n1 = 21; n2 = 21; Тх = 615
Таблица 3 - Критические значения
UКр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
127 | 154 |
Рисунок 6 - Ось значимости исследования детей
Полученные эмпирическое значение Uэмп находится в зоне значимости. Следовательно, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает, гипотеза подтвердилась.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень адаптации к школе у детей младшего школьного возраста повысится, если будут учитываться индивидуально-личностные особенности детей; отношения родителей к ребенку и стиль воспитания в семье. А своевременная помощь детям будет способствовать успешной адаптации детей 6-7 лет к школе, подтвердилась.
Подводя итог анализа эффективности реализованной программы адаптации детей к школе, мы выявили, что произошло повышение уровней адаптации к школе, это является показателем эффективности проведенной развивающей работы. Учитывая, результаты исследования, мы разработали рекомендации для родителей, направленные на повышение адаптации детей к школе в возрасте 6-7 лет.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОБЛЕМАМ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Одновременно с чувствами: радости, гордости, удивления всему новому, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У части детей появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными проявлениями. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Адаптационный период к школе может длиться от 2 – 3 мес. до 1,5 лет. Значительная часть детей адаптируется в течение первых 2 – 3 месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания.
Трудности адаптации, чаще всего связаны с социально-психологической и физиологической готовностью ребенка к началу систематического обучения. Перечислим причины, вызывающие трудности в адаптации к школе:
1. Несформированность «внутренней позиции школьника», то есть знание и умение пользоваться правами и обязанностями первоклассника.
2. Слабое развитие произвольности, у ребенка не достаточный начальный уровень развития произвольности поведения: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданные требования; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительному образцу.)
3. Трудности в общении со сверстниками.
4. Завышенные требования со стороны родителей.
5. Особенное состояние здоровья, не достаточный уровень физического развития.
6. Негативная семейная ситуация, частые конфликты между родителями. В этом случае ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие, общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносится на школьную жизнь.
На основе выше изложенного и учитывая результаты исследования предлагаем следующие психологические рекомендации родителям по адаптации детей к школе в возрасте 6-7 лет:
1. Родители, будьте искренне заинтересованы школьными делами и заботами своего ребенка.