Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, в исследование психологического консультирования родителей младших школьников по проблемам адаптации к школе проводилось в три этапа: поисково-подготовительный этап, опытно - экспериментальный этап, контрольно – обобщающий. Использовались следующие методы: теоретические, эмпирические, аналитические - метод математической обработки Манна – Уитни.

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента исследования


Констатирующий эксперимент был организован в МБОУ «Гуровская средняя общеобразовательная школа», Муромцевского муниципального района Омской области. В исследовании участвовали учащиеся 1 класса и их родители в количестве 50 человек, то есть 25 учащихся и 25 родителей.

Класс является общеобразовательным, возрастные рамки испытуемых детей составили 6 - 7 лет, родителей от 26 до 32 лет. Изучая данные учащихся 1 класса, мы выявили, что 80 % детей проживают в полных семьях и 20 % в неполных семьях. Из общего числа учащихся 10% являются малообеспеченными и пользуются льготами: льготное питание, дополнительные подарки к праздникам от школы. Успеваемость класса: дети только начали свое обучение, поэтому трудно рассуждать о том, как и кто из детей будет учиться. Учитель 1 класса считает, что 7 человек являются потенциальными отличниками, примерно 11 детей смогут, учатся на «4» и «5», остальные учащихся способны учиться на «4» и «3». Уровень дисциплины на начало учебного года - удовлетворительный. Дети уже принимают участие в жизни школы (первый звонок, день здоровья, спортивные соревнования осени, внутришкольные мероприятия).

Для настоящего исследования со 28 по 30 сентября 2015 года с детьми 1 класса, было проведено индивидуальное тестирование по методике диагностики готовности к школе «ГОШа», с 28 сентября по 31 сентября 2015 года диагностированы дети методике «Отношение ребенка к обучению в школе» (И.Г. Ходосок). И 31 сентября, во время родительского собрания, проведено анкетирование родителей на тему «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой, и тестирование по методике «Стили и методы воспитания в семье» Е.Н. Степановой.

В таблице 1, представлены результаты диагностики детей и их родителей. Слева в первой колонке обозначен номер ребенка участвующего в эксперименте, вторая колонка обозначает имя ребенка, уточним, что номер ребенка участвующего в эксперименте совпадает с номером его родителя прошедшего тестирования. В колонке 3 обозначены присвоенные баллы после обработки результатов тестирования по методике «ГОШа», в колонке 4 эти баллы переведены в буквенное значение (для удобства анализа и наглядности результата исследования). В колонке 5 присвоенные баллы по методике «Отношение ребенка к школе», в колонке 6 переведены в буквенное обозначения уровней (высокий, средний, низкий результаты). В колонке 7 продолжены порядковые номера испытуемых. В колонке 8 обозначаются имена родителей. В колонке 9 обозначены баллы после обработки результатов анкетирования «Предполагаемая адаптация ребенка к школе», в колонке 10 баллы переведены в буквенные выражения (А, ВДА, ДА). В колонке 11 и 12 представлены результаты тестирования родителей по методике «Стиль воспитания в семье», в колонке 9 показаны числовые результаты, в колонке 12 стиль воспитания.



Результаты диагностики готовности детей к школе показали, что большая часть детей на период обучения в подготовительной группе не готовы к школьному обучению – 11 детей, 12 детей показали хороший результат готовности к школе, и 2 ребенка имели высокий уровень готовности к школе. Родителям детей имеющих низкий уровень готовности к школе были даны рекомендации по развитию когнитивных функций психики и формированию социальных умений навыков, для того чтобы психологически подготовить детей к школьному обучению.

Результаты диагностики предполагаемой адаптации детей к школе показали, что большая часть воспитанников сможет успешно адаптироваться к школьному обучению. Высокий уровень предполагаемой адаптации к школе имеют 3 учащихся, эти дети отвечали почти на все поставленные вопросы, при необходимости могли дополнить свой ответ, они имеют представления о школе, уроках, домашнем задании. Так же у них наблюдается сформированная мотивация к учению и приобретению нового статуса – ученика. Средний уровень имеют 12 человек - отвечали не на все вопросы, затруднялись пояснять свои ответы. И 10 детей предположительно не смогут на данный момент успешно адаптироваться к школе. Ответы этих учащихся на вопросы были невнятными, односложными. Дети не имеют четкого представления об уроках, домашнем задании и для чего именно нужно ходить в школу.

Результаты анкетирования родителей показали, что 11 родителей считают, что их дети смогут успешно адаптироваться к школе. 6 человек сомневаются, что их дети смогут успешно адаптироваться к школе, так как замечают в поведении детей некоторые настораживающие проявления (тревожность, не уверенность). Родители воспитанников в количестве 8 человек отметили, что их дети не смогут быстро адаптироваться к школе. Родители дезадаптированных воспитанников отмечают, что дети тревожны, плаксивы, у них пониженная самооценка и у некоторых возникают трудности с желанием посещать детский сад, поэтому о посещении школы родителям тревожно тоже.


Результаты тестирования по методике «Стиль воспитания в семье» показали, что большинство родителей воспитанников группы придерживаются демократического стиля воспитания – 17 человек, то есть родители, стараются направлять деятельность ребёнка, при этом руководствуются своими представлениями о добре и зле, учитывают и прислушиваются к желаниям и потребностям ребёнка. Пятеро родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания. Авторитарные родители требуют от ребенка неоговоренного подчинения, не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Такие родители контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не корректно. Дальнейшее подобное воспитание приведет к тому, что дети могут замкнуться в себе, или их общение с родителями приобретет формальный характер. Либерально-попустительский стиль воспитания выявлен у 3 родителей. Как правило, такие родители ласковы, уступчивы, внимательны и довольно терпеливы к своему ребенку. Когда ребенок выходит за рамки дозволенного, такие родители предпочитают пустить все на самотек, считая, что ребенок сам должен узнать, понять и принять определенные правила и нормы поведения. Результаты исследования приведены в таблице 1, и на рисунках 1,2,3,4.

Таблица - 1 Сводная таблица результатов исследования



Имя

ребенка

Диагностика детей



Имя

родителя

Диагностика родителей

ГОШа

Отношение ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

Стиль воспитания в семье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



А А

9

В

8

С

26

А В

10

А

7

1



А Б

9

С

10

В

27

А М

11

А

15

2



А В

5

Н

4

Н

28

А Л

5

ВДА

10

1



А П

7

С

6

С

29

А Р

5

А

14

2



В А

5

С

4

Н

30

В М

6

ВДА

11

2



В А

6

Н

5

С

31

В У

6

ВДА

12

2



В Л

5

Н

4

Н

32

В Р

4

ДА

11

2



В М

7

С

6

С

33

В Л

5

А

18

3



В П

4

Н

7

С

34

В А

5

А

15

2



ЖВ

5

Н

4

Н

35

Ж Д

5

ВДА

17

2



И Е

5

Н

5

С

36

И В

5

А

16

2



И С

6

С

7

С

37

И М

4

ДА

15

2



К В

4

С

3

Н

38

К Ф

4

ДА

18

3



К К

3

Н

8

В

39

К Е

6

А

10

1



К С

4

Н

3

Н

40

К Н

9

ДА

11

2



Л Е

7

С

7

С

41

Л Г

6

А

12

2



ЛМ

5

С

3

Н

42

Л З

8

А

13

2



Л Э

7

С

6

С

43

Л В

6

А

15

2



М В

4

Н

2

Н

44

М А

6

ДА

20

3



М Т

10

В

9

В

45

М П

7

А

9

1



Н П

6

С

5

С

46

Н Р

4

ДА

14

2



Н С

7

С

5

С

47

Н О

7

ВДА

12

2



П А

5

Н

4

Н

48

П Л

3

ДА

14

2



Р Б

7

С

5

С

49

Р Т

7

ВДА

11

2



Ш В

4

Н

3

Н

50

Ш М

8

ДА

8

1

Итог




В–2

С-12

Н-11




В–3

С-12

Н-10










А–11

ВДА–6

ДА-8




1–5

2-17

3-3


Пояснения: В – высокий; С – средний; Н – Низкий; А – адаптация: ВДА – возможная адаптация; ДА – дезадаптация; 1 – авторитарный стиль воспитания; 2 – демократический стиль воспитания; 3 - либерально-попустительский стиль воспитания.

Результаты исследования показаны на рисунке 1



Рисунок 1 - Результаты исследования по методике «ГОШа»

В соответствии с рисунком 1 высокий уровень готовности к школе имеют 8% (2 человека), средний уровень получили 48% (12 детей), низкий уровень готовности к школе выявлен у 44% учащихся (11 детей).

Результаты исследования по методике «Отношение ребенка к школе» показаны на рисунке 2.



Рисунок 2 - Результаты исследования по методике "Предположительная адаптация к школе"

В соответствии с рисунком 2 высокий уровень предположительной адаптации к школе выражен у 12% (3 человека), средний уровень наблюдается у большинства учащихся 48% (12 человек) и 40% учащихся (10 человек) предположительно не смогут быстро адаптироваться к школе.

Результаты исследования анкеты для родителей «Предположительная адаптация ребенка к школе» представлены на рисунке 3.



Рисунок 3 - Результаты исследования родителей по анкете «Предположительная адаптация ребенка к школе»

Анализ результатов исследования анкетирования родителей показал, что 44% человек (11 родителей), считают, что их дети смогут успешно адаптироваться к школе. По мнению 24% (6 родителей) думают, что дети, возможно быстро с умеют адаптировались к школе. И 32% (8 родителей) уверены в том, что их дети не смогут быстро адаптироваться к школьному обучению, то есть признают дезадаптацию.

Результаты исследования родителей по методике «Стиль воспитания в семье» показаны на рисунке 4.



Рисунок 4 - Результаты исследования по методике "Стиль воспитания в семье"

В соответствии с рисунком 4 – 20% (5 родителей) придерживаются авторитарного стиля воспитания детей. Большинство родителей детей 1 А класса следуют демократическому стилю воспитания 68% (17 родителей), Либерально – попустительским стилем воспитания руководствуются 12% человек (3 родителей).