Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический аспект проблемы адаптации младших школьников к школе
1.2. Игровая деятельность, как средство развития адаптационных способностей обучающихся 1 классов.
2.1. Этапы, методы и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента исследования
2.3. Программа внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе для младших школьников
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОБЛЕМАМ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Таким образом, в исследование психологического консультирования родителей младших школьников по проблемам адаптации к школе проводилось в три этапа: поисково-подготовительный этап, опытно - экспериментальный этап, контрольно – обобщающий. Использовались следующие методы: теоретические, эмпирические, аналитические - метод математической обработки Манна – Уитни.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента исследования
Констатирующий эксперимент был организован в МБОУ «Гуровская средняя общеобразовательная школа», Муромцевского муниципального района Омской области. В исследовании участвовали учащиеся 1 класса и их родители в количестве 50 человек, то есть 25 учащихся и 25 родителей.
Класс является общеобразовательным, возрастные рамки испытуемых детей составили 6 - 7 лет, родителей от 26 до 32 лет. Изучая данные учащихся 1 класса, мы выявили, что 80 % детей проживают в полных семьях и 20 % в неполных семьях. Из общего числа учащихся 10% являются малообеспеченными и пользуются льготами: льготное питание, дополнительные подарки к праздникам от школы. Успеваемость класса: дети только начали свое обучение, поэтому трудно рассуждать о том, как и кто из детей будет учиться. Учитель 1 класса считает, что 7 человек являются потенциальными отличниками, примерно 11 детей смогут, учатся на «4» и «5», остальные учащихся способны учиться на «4» и «3». Уровень дисциплины на начало учебного года - удовлетворительный. Дети уже принимают участие в жизни школы (первый звонок, день здоровья, спортивные соревнования осени, внутришкольные мероприятия).
Для настоящего исследования со 28 по 30 сентября 2015 года с детьми 1 класса, было проведено индивидуальное тестирование по методике диагностики готовности к школе «ГОШа», с 28 сентября по 31 сентября 2015 года диагностированы дети методике «Отношение ребенка к обучению в школе» (И.Г. Ходосок). И 31 сентября, во время родительского собрания, проведено анкетирование родителей на тему «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой, и тестирование по методике «Стили и методы воспитания в семье» Е.Н. Степановой.
В таблице 1, представлены результаты диагностики детей и их родителей. Слева в первой колонке обозначен номер ребенка участвующего в эксперименте, вторая колонка обозначает имя ребенка, уточним, что номер ребенка участвующего в эксперименте совпадает с номером его родителя прошедшего тестирования. В колонке 3 обозначены присвоенные баллы после обработки результатов тестирования по методике «ГОШа», в колонке 4 эти баллы переведены в буквенное значение (для удобства анализа и наглядности результата исследования). В колонке 5 присвоенные баллы по методике «Отношение ребенка к школе», в колонке 6 переведены в буквенное обозначения уровней (высокий, средний, низкий результаты). В колонке 7 продолжены порядковые номера испытуемых. В колонке 8 обозначаются имена родителей. В колонке 9 обозначены баллы после обработки результатов анкетирования «Предполагаемая адаптация ребенка к школе», в колонке 10 баллы переведены в буквенные выражения (А, ВДА, ДА). В колонке 11 и 12 представлены результаты тестирования родителей по методике «Стиль воспитания в семье», в колонке 9 показаны числовые результаты, в колонке 12 стиль воспитания.
Результаты диагностики готовности детей к школе показали, что большая часть детей на период обучения в подготовительной группе не готовы к школьному обучению – 11 детей, 12 детей показали хороший результат готовности к школе, и 2 ребенка имели высокий уровень готовности к школе. Родителям детей имеющих низкий уровень готовности к школе были даны рекомендации по развитию когнитивных функций психики и формированию социальных умений навыков, для того чтобы психологически подготовить детей к школьному обучению.
Результаты диагностики предполагаемой адаптации детей к школе показали, что большая часть воспитанников сможет успешно адаптироваться к школьному обучению. Высокий уровень предполагаемой адаптации к школе имеют 3 учащихся, эти дети отвечали почти на все поставленные вопросы, при необходимости могли дополнить свой ответ, они имеют представления о школе, уроках, домашнем задании. Так же у них наблюдается сформированная мотивация к учению и приобретению нового статуса – ученика. Средний уровень имеют 12 человек - отвечали не на все вопросы, затруднялись пояснять свои ответы. И 10 детей предположительно не смогут на данный момент успешно адаптироваться к школе. Ответы этих учащихся на вопросы были невнятными, односложными. Дети не имеют четкого представления об уроках, домашнем задании и для чего именно нужно ходить в школу.
Результаты анкетирования родителей показали, что 11 родителей считают, что их дети смогут успешно адаптироваться к школе. 6 человек сомневаются, что их дети смогут успешно адаптироваться к школе, так как замечают в поведении детей некоторые настораживающие проявления (тревожность, не уверенность). Родители воспитанников в количестве 8 человек отметили, что их дети не смогут быстро адаптироваться к школе. Родители дезадаптированных воспитанников отмечают, что дети тревожны, плаксивы, у них пониженная самооценка и у некоторых возникают трудности с желанием посещать детский сад, поэтому о посещении школы родителям тревожно тоже.
Результаты тестирования по методике «Стиль воспитания в семье» показали, что большинство родителей воспитанников группы придерживаются демократического стиля воспитания – 17 человек, то есть родители, стараются направлять деятельность ребёнка, при этом руководствуются своими представлениями о добре и зле, учитывают и прислушиваются к желаниям и потребностям ребёнка. Пятеро родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания. Авторитарные родители требуют от ребенка неоговоренного подчинения, не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Такие родители контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не корректно. Дальнейшее подобное воспитание приведет к тому, что дети могут замкнуться в себе, или их общение с родителями приобретет формальный характер. Либерально-попустительский стиль воспитания выявлен у 3 родителей. Как правило, такие родители ласковы, уступчивы, внимательны и довольно терпеливы к своему ребенку. Когда ребенок выходит за рамки дозволенного, такие родители предпочитают пустить все на самотек, считая, что ребенок сам должен узнать, понять и принять определенные правила и нормы поведения. Результаты исследования приведены в таблице 1, и на рисунках 1,2,3,4.
Таблица - 1 Сводная таблица результатов исследования
№ | Имя ребенка | Диагностика детей | № | Имя родителя | Диагностика родителей | ||||||||||||||||
ГОШа | Отношение ребенка к школе | Адаптация ребенка к школе | Стиль воспитания в семье | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||||||
| А А | 9 | В | 8 | С | 26 | А В | 10 | А | 7 | 1 | ||||||||||
| А Б | 9 | С | 10 | В | 27 | А М | 11 | А | 15 | 2 | ||||||||||
| А В | 5 | Н | 4 | Н | 28 | А Л | 5 | ВДА | 10 | 1 | ||||||||||
| А П | 7 | С | 6 | С | 29 | А Р | 5 | А | 14 | 2 | ||||||||||
| В А | 5 | С | 4 | Н | 30 | В М | 6 | ВДА | 11 | 2 | ||||||||||
| В А | 6 | Н | 5 | С | 31 | В У | 6 | ВДА | 12 | 2 | ||||||||||
| В Л | 5 | Н | 4 | Н | 32 | В Р | 4 | ДА | 11 | 2 | ||||||||||
| В М | 7 | С | 6 | С | 33 | В Л | 5 | А | 18 | 3 | ||||||||||
| В П | 4 | Н | 7 | С | 34 | В А | 5 | А | 15 | 2 | ||||||||||
| ЖВ | 5 | Н | 4 | Н | 35 | Ж Д | 5 | ВДА | 17 | 2 | ||||||||||
| И Е | 5 | Н | 5 | С | 36 | И В | 5 | А | 16 | 2 | ||||||||||
| И С | 6 | С | 7 | С | 37 | И М | 4 | ДА | 15 | 2 | ||||||||||
| К В | 4 | С | 3 | Н | 38 | К Ф | 4 | ДА | 18 | 3 | ||||||||||
| К К | 3 | Н | 8 | В | 39 | К Е | 6 | А | 10 | 1 | ||||||||||
| К С | 4 | Н | 3 | Н | 40 | К Н | 9 | ДА | 11 | 2 | ||||||||||
| Л Е | 7 | С | 7 | С | 41 | Л Г | 6 | А | 12 | 2 | ||||||||||
| ЛМ | 5 | С | 3 | Н | 42 | Л З | 8 | А | 13 | 2 | ||||||||||
| Л Э | 7 | С | 6 | С | 43 | Л В | 6 | А | 15 | 2 | ||||||||||
| М В | 4 | Н | 2 | Н | 44 | М А | 6 | ДА | 20 | 3 | ||||||||||
| М Т | 10 | В | 9 | В | 45 | М П | 7 | А | 9 | 1 | ||||||||||
| Н П | 6 | С | 5 | С | 46 | Н Р | 4 | ДА | 14 | 2 | ||||||||||
| Н С | 7 | С | 5 | С | 47 | Н О | 7 | ВДА | 12 | 2 | ||||||||||
| П А | 5 | Н | 4 | Н | 48 | П Л | 3 | ДА | 14 | 2 | ||||||||||
| Р Б | 7 | С | 5 | С | 49 | Р Т | 7 | ВДА | 11 | 2 | ||||||||||
| Ш В | 4 | Н | 3 | Н | 50 | Ш М | 8 | ДА | 8 | 1 | ||||||||||
Итог | | В–2 С-12 Н-11 | | В–3 С-12 Н-10 | | | | А–11 ВДА–6 ДА-8 | | 1–5 2-17 3-3 |
Пояснения: В – высокий; С – средний; Н – Низкий; А – адаптация: ВДА – возможная адаптация; ДА – дезадаптация; 1 – авторитарный стиль воспитания; 2 – демократический стиль воспитания; 3 - либерально-попустительский стиль воспитания.
Результаты исследования показаны на рисунке 1
Рисунок 1 - Результаты исследования по методике «ГОШа»
В соответствии с рисунком 1 высокий уровень готовности к школе имеют 8% (2 человека), средний уровень получили 48% (12 детей), низкий уровень готовности к школе выявлен у 44% учащихся (11 детей).
Результаты исследования по методике «Отношение ребенка к школе» показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты исследования по методике "Предположительная адаптация к школе"
В соответствии с рисунком 2 высокий уровень предположительной адаптации к школе выражен у 12% (3 человека), средний уровень наблюдается у большинства учащихся 48% (12 человек) и 40% учащихся (10 человек) предположительно не смогут быстро адаптироваться к школе.
Результаты исследования анкеты для родителей «Предположительная адаптация ребенка к школе» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты исследования родителей по анкете «Предположительная адаптация ребенка к школе»
Анализ результатов исследования анкетирования родителей показал, что 44% человек (11 родителей), считают, что их дети смогут успешно адаптироваться к школе. По мнению 24% (6 родителей) думают, что дети, возможно быстро с умеют адаптировались к школе. И 32% (8 родителей) уверены в том, что их дети не смогут быстро адаптироваться к школьному обучению, то есть признают дезадаптацию.
Результаты исследования родителей по методике «Стиль воспитания в семье» показаны на рисунке 4.
Рисунок 4 - Результаты исследования по методике "Стиль воспитания в семье"
В соответствии с рисунком 4 – 20% (5 родителей) придерживаются авторитарного стиля воспитания детей. Большинство родителей детей 1 А класса следуют демократическому стилю воспитания 68% (17 родителей), Либерально – попустительским стилем воспитания руководствуются 12% человек (3 родителей).