Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Игровая деятельность, как средство развития адаптационных способностей обучающихся 1 классов.


Игровая деятельность предполагает использование игровых методов и приемов в процессе работы с младшими школьниками. Игровая деятельность, в отличие от других видов деятельности (общение, обучения), характеризуется как: свободная развивающая деятельность, которая возникает только по желанию ребенка на основе процедурного удовлетворения, творческий, в значительной мере импровизационный, активный процесс («поле творчества»), деятельность, которой свойственны эмоциональная приподнятость, соперничество, соревнования, конкуренция («эмоциональное напряжение»), взаимодействие детей, которые выполняют прямые или косвенные правила, отражают содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [6].

Педагоги рассматривают игру как второстепенную, но необходимую развивающую деятельность в младшем школьном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста [5].

Л.С. Выготский определял игру как основное условие развития ребенка, которое способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что возможно только при полноценной игровой деятельности. Игра способствует развитию личности ребенка, конкретным адаптационным способностям детей первых классов, кроме того в игре у него формируются те стороны психики, которые впоследствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме, а это является основой к осознанному обучению и социальному взаимодействию в будущем [7].

С.Л. Рубинштейн писал, что игра человека является порождением деятельности, с помощью которой он изменяет мир и преобразует действительность. В игре формируется и проявляется потребность ребенка к социальной принадлежности с целью реализации собственных интересов в узкой специализации [11].

Д.Б. Эльконин считал, что в игре развивается функция обозначения и замещения, которая в дальнейшем в более сложных формах осуществляется посредством слова в словесно-логическом мышлении. По этой причине игра обладает первостепенным значением для формирования процессов мышления и волевой регуляции действий [19]. В течение жизни человек играет ту или иную социальную роль, которая отведена ему в обществе. При жизни человек проигрывает около ста ролей и к выполнению каждой из них готовится сам или его готовит общество.


Проблеме разработки и применения игр во внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.К.Ахматов, В.Г. Семенов и др. В их исследованиях особая роль уделяется дидактической игре, которая рассматривается ими с разных сторон: как форма обучения – В. Шаталов, как средство активизации учебно-воспитательного процесса – В. Онищук. Однако все авторы сходятся во мнении, что игра необходима в процессе формирования адаптационных способностей, так как она способствует более прочному усвоению знаний, формированию интереса к той или иной образовательной области, развитию творческих способностей учащихся. В детские годы игра является основным видом деятельности человека, с помощью которой дети познают мир. Без игры детям жить скучно, неинтересно – обыденность жизни может вызвать у них заболевания. В игре младшие школьники проверяют свою силу и ловкость, у них возникает желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то прекрасному. Адаптационные игры формируют профессиональные предпочтения, удовлетворяют актуальные неотложные нужды, они направлены на будущее, потому что во время адаптационной игры у детей формируются или закрепляются свойства, умения, способности, необходимые им для выполнения социальных, творческих функций в будущем. Поэтому игра является мощным средством воспитания детей.

По мнению Л.И. Божович, игровая деятельность является механизмом, который включает в себя требования социальной среды и удовлетворяет информационные потребности ребенка. Ребенок сам определяет, как необходимо себя вести в различных ситуациях и при этом не дожидаться одобрения от окружающих. Чувство радости и удовольствия, которые вызваны выполнением своей игровой деятельности, является для них наградой [23].

Особое место в развитии каждого младшего школьника занимают адаптационные игры. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра детей. Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой профориентационной игры школьника. В возрасте 7-8 лет формируются первый и второй уровни, в 9-10 лет развиваются третий и четвертый уровни. На первом этапе центральное содержание игры представляют собой действия с определенными предметами, например, действия «матери», «учителя», которые ориентированы на соучастника и направлены на детей. Для игровых действий характерно однообразие, и заключаются они в повторяющихся операциях (например, ходьба в школу при переходе от одного места действия к другому). Основное содержание игры на втором этапе – это действие с предметом. Соответствие игрового действия реальному для детей приобретает особую важность. Они уже называют и распределяют роли. Последовательность действий в реальной действительности обусловливает логику игровых действий. Основное содержание игры на третьем этапе – это выполнение роли и действий, которые обусловлены ею. В ней выделяются специальные действия,

которые связаны с выполнением роли, и передающие характер отношений с другими участниками игры, к примеру, обращение к повару: «Давайте первое» и пр. Дети называют игровые роли еще до начала игры, и соответственно им организуют свое поведение. На четвертом этапе основным содержанием игры является выполнение действий, которые связаны с взаимоотношениями с людьми, чьи роли выполняют другие дети. Все роли уже четко очерчены и выделены. В игре ребенок уже четко придерживается одной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речи свойственен ролевой характер [22].

Таким образом, игра детей в младшем школьном возрасте остается ведущим средством развития и самосовершенствования. Осложняется адаптационная игра общением с другими детьми, тематика сюжетов расширяется и обогащается. Адаптационная игра является средством формирования адаптационных навыков и способностей в начальной школе. Современные педагоги и психологи считают, что игра выступает наиболее доступным и понятным для детей материалом благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению заложенных в них [25].

Игра представляет собой также деятельность, посредством которой дети общаются со своими сверстниками. Играя в адаптационные игры, дети чувствуют себя членами единого коллектива, учатся поведению и познают особенности обучения и общения. Поэтому задача учителя состоит в том, что задать правильное направление, способствующее восстановлению между детьми дружеских отношений, доверия, справедливости, желания прийти друг другу на помощь. Во внеурочной работе, направленной на формирование профессионального самоопределения, можно использовать профориентационные игры с атрибутикой и конкретизированным поведением.



ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Этапы, методы и методики экспериментального исследования


В теоретической части мы рассмотрели проблему адаптации к школе младших школьников. Во второй главе мы перешли к экспериментальному исследованию по изучению адаптации младших школьников к школе.

Цель экспериментального исследования: экспериментально провести экспериментальную работу с младшими школьниками по проблеме адаптации к школе.

Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень адаптации к школе у детей младшего школьного возраста повысится, если будут учитываться индивидуально-личностные особенности детей; отношения родителей к ребенку и стиль воспитания в семье. А своевременная помощь детям будет способствовать успешной адаптации детей 6-7 лет к школе.

Настоящее исследование проводилось в три этапа:

1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темой исследования;

2. Основной этап: проведение констатирующего эксперимента и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам «ГОШа» Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевого и О.Б. Елагиной, «Отношение ребенка к обучению в школе» И.Г. Ходосок, анкете для родителей «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой, тест «Стили и методы воспитания в семье» Е.Н. Степановой. Затем полученные результаты были обработаны, сведены в общие таблицы и выражены в виде диаграмм. Реализовали программу психологического консультирования родителей младших школьников по повышению адаптации детей к школе.

3. Контрольно – обобщающий: проведение формирующего эксперимента и обработка результатов. Была проведена психодиагностика методикам «ГОШа» Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевого и О.Б. Елагиной, «Отношение ребенка к обучению в школе» И.Г. Ходосок, анкете для родителей «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой, тест «Стили и методы воспитания в семье» Е.Н. Степановой. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. Провели анализ и обобщение результатов исследования, сформулировали выводы, проверили гипотезу, разработали рекомендации для родителей младших школьников.


Для исследования использовались следующие методы и методики: теоретические: анализ и обобщение, эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, анализ документации, аналитические - метод математической обработки Манна – Уитни.

Методики исследования: методикам «Отношение ребенка к обучению в школе» И.Г. Ходосок, анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битянова, тест «Стили и методы воспитания в семье» Е.Н. Степанова.

Охарактеризуем использованные методы и методики:

Эксперимент – это метод исследования, в психологии, имеет свою специфику и предполагает определенную структуру проведения.

Тестирование относится к методу психологической диагностики со своей структурой и шкальной оценкой.

Метод тестирования был реализован в исследовании в следующих методиках.

Методика «ГОШа» Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевого и О.Б. Елагиной, предназначена для определения готовности к школьному обучению. Позволяет определить степень сформированности и развития когнитивных функций психики (память, внимание, мышление, речь, воображение), и дать оценку освоенности основных знаний, умений и навыков, которые должен получить ребенок к 6 – 7 годам, то есть определить степень сформированности социальной адаптации.

Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (И.Г. Ходосок) предназначена для определения исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу, то есть для того чтобы выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Ребенку задаются простые по вопросы, на которые он должен дать развернутый ответ.

Анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» (М.Р. Битянова), направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Тест «Стили и методы воспитания в семье» (Е.Н. Степанова) определяет стили воспитания в семье. Родителям предлагается письменно ответить на вопросы теста.

Математическая обработка – это оперирование со значениями признака, полученных у испытуемых в психологических исследованиях. Для подтверждения гипотезы был использован математический метод - критерий Манна – Уитни. Критерий Манна – Уитни – определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.