Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости проведения специальной работы по адаптации детей к школе.

2.3. Программа внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе для младших школьников


Целью программы является повышения уровня адаптации детей к школе и консультирование родителей по проблеме адаптации детей к школе.

Задачи:

  1. Формирование и развитие произвольного поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований;

  2. Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе;

  3. Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей;

  4. Развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;

  5. Формирование компетентностей родителей.

Выбор цели и задач определяется принципами:

В основе программы лежат принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, учета индивидуальных особенностей детей, комплексности методов психологического воздействия, опоры на разные уровни организации психических процессов.

Ожидаемый результат: повышение уровня адаптации детей к школе, повышение компетентности родителей по проблеме адаптации к школе.

Программа психологического консультирования родителей младших школьников по повышению адаптации детей к школе рассчитана для детей 6-7 лет и их родителей.

Срок реализации программы: вторая учебная четверть в школе, по 1 занятию раз в неделю продолжительностью от 30 – 40 минут. На наш взгляд, такое количество занятий является подходящим для формирования адаптации детей к школе в возрасте 6-7 лет.

Таблица 2 - Тематический план программы

№ занятия

Наименование тем занятий

Группа

Кол-во

мин.

Занятие 1

Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания и общих интересов.

Родители

40

Занятие 2

Типы семейного воспитания. Все о воспитании в семье.

Родители

40

Занятие 3

Как родителям помочь в первый год обучению своему ребенку

Родители

40

Занятие 4

Психологический климат дома

Родители

40

Занятие 5

Давайте познакомимся

Дети

40

Занятие 6

Ура я первоклашка!

Дети

40

Занятие 7

В школе есть свое правила

Дети

40

Занятие 8

Зачем ходить в школу

Дети

40

Занятие 9

Мой друг школьный портфель

Дети

40

Занятие 10

Узнай меня поближе

Дети

40



Структура занятий

Работа проводится в форме групповых занятий. Каждое занятие включает в себя вводную часть: ритуал приветствия; основную часть: игры, направленные на развитие мелкой моторики, развитие устойчивой мотивации к обучению, социальных навыков взаимодействия, развития и коррекции адаптационной сферы, заключительную часть: ритуал прощания. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную тренинговую развивающую работу, направленную на развитие личностных и психических особенностей ребенка, динамичную смену видов деятельности, что снизит утомляемость, научить рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.

План занятия:

I. Вводная часть. Приветствие. Разогрев.

II. Основная часть. Упражнения в соответствии с целями занятия.

III. Завершающая часть. Релаксационное упражнение. Рефлексия. Прощание.

Содержание тренинга

Занятие 1

Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания и общих интересов.

Цель: адаптация к тренингу участников, группы, придумывание правил тренинга, их фиксация. Положительный настрой на занятия.

Упражнение 1 "Личное дело"

Цель: настрой на занятия, помощь участникам группы в понимание личных интересов и скрытых мотивов.

2. Упражнение "Знакомство"

Цель: знакомство участников, создание атмосферы доверия и взаимной

Тест «Какими вы видите своих детей…»

Цель: создание представления родителей о себе, как о родителе, помочь родителям сделать определенные выводы относительно восприятия своих детей. После процедуры тестирования и интерпретации результатов - рефлексия родителей по поводу полученной информации.

Занятие 2

Типы семейного воспитания. Все о воспитании в семье.

Цель: знакомство с существующими типами семейного воспитания. Характеристика типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в отношениях с детьми [4].

Упражнение «Какой я родитель?»

Цель: нормализация самооценки родителей, осознание психологических причин отклонений, возникших в семейном воспитании (если таковые имеются)


Занятие 3

Как родителям помочь в первый год обучению своему ребенку

Цель: Формирования умения налаживания психологического взаимодействия с ребенком, в те моменты когда ему нужна помощь.

Упражнение на самоанализ

Цель: осознание родителями уровня самостоятельности ребенка

Занятие 4. Психологический климат дома

Цель: Формирование позитивных способов взаимодействия в семье, рефлексия полученных знаний.

Упражнение "Семейные роли"

Цель: осознание и принятие своего семейного опыта.

Упражнение "Чемодан в дорогу"

Цель: подведение итогов занятий, описание ориентиров своего родительского роста, развитие способности к психологическому анализу личности другого.

Занятие 5.

Тема: Давайте познакомимся

Цели: Формирование на положительное отношение к занятиям. Знакомство участников группы.

Упражнение «Эстафета хороших известий»

Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в группе [35]

Занятие 6

Тема: Ура я первоклашка!

Цели: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы занятия. Формирование статуса – я ученик.

Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Цель: запоминание имен группы и информации о каждом участнике тренинга.

Упражнение «Рисуем настроение».

Цель: диагностическое упражнения, для выявления общего эмоционально фона..

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Цель: развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия [27].

Занятие 7

Тема: В школе есть свое правила

Цель: Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Формирование коммуникативных и навыков сотрудничества, а так же доверительного отношения в коллективе и его сплочение.

Занятие 8.

Тема: Зачем ходить в школу.

Цель: создание мотивационных условий для осознания детьми своего нового статуса.

Упражнение «Поздороваться носами»

Цель: разогреть группу.

Упражнение «Самый лучший первоклассник»

Цель: Формирование нового статуса – ученика.

Изотерапия: «Каким бы я хотел быть»

Цель: диагностическое задание [14].

Занятие 9

Тема: Мой друг школьный портфель.

Цель: Формирование у детей аккуратности, бережного отношения к учебникам и другим школьным вещам.

Ход занятия.


Упражнение «Ветер дует на...»

Цель: знакомства первоклассников с интересами друг друга.

Упражнение «Что мне нужно в школе?»

Цель: формирование положительного отношения к школьной атрибутике, создание образа примерного ученика в глазах детей, убеждение их, в том что учащийся именно так должен учиться, разговаривать, и относится к людям по образу примерного ученика.[26]

Занятие 10.

Тема: Узнай меня поближе

Цель: Формирование положительного отношения друзей в коллективе, сплочение коллектива детей. Упражнение дает возможность узнать новые сведения о коллективе детей.

Упражнение «Разминка с шарами»

Цель: сплочение коллектива.

Упражнение «Что важно для меня?»

Цель: упражнение развивает коммуникативные навыки детей, знакомит их друг с другом, формирует почву для дальнейшей дружбы в коллективе.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: отражение эмоционального состояния группы в конце программы. [28].