Файл: Проблемы адаптации младшего школьника к школе по учебной дисциплине Психология.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический аспект проблемы адаптации младших школьников к школе
1.2. Игровая деятельность, как средство развития адаптационных способностей обучающихся 1 классов.
2.1. Этапы, методы и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента исследования
2.3. Программа внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе для младших школьников
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОБЛЕМАМ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости проведения специальной работы по адаптации детей к школе.
2.3. Программа внеурочной деятельности по повышению адаптации детей к школе для младших школьников
Целью программы является повышения уровня адаптации детей к школе и консультирование родителей по проблеме адаптации детей к школе.
Задачи:
-
Формирование и развитие произвольного поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; -
Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе; -
Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей; -
Развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях; -
Формирование компетентностей родителей.
Выбор цели и задач определяется принципами:
В основе программы лежат принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, учета индивидуальных особенностей детей, комплексности методов психологического воздействия, опоры на разные уровни организации психических процессов.
Ожидаемый результат: повышение уровня адаптации детей к школе, повышение компетентности родителей по проблеме адаптации к школе.
Программа психологического консультирования родителей младших школьников по повышению адаптации детей к школе рассчитана для детей 6-7 лет и их родителей.
Срок реализации программы: вторая учебная четверть в школе, по 1 занятию раз в неделю продолжительностью от 30 – 40 минут. На наш взгляд, такое количество занятий является подходящим для формирования адаптации детей к школе в возрасте 6-7 лет.
Таблица 2 - Тематический план программы
№ занятия | Наименование тем занятий | Группа | Кол-во мин. |
Занятие 1 | Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания и общих интересов. | Родители | 40 |
Занятие 2 | Типы семейного воспитания. Все о воспитании в семье. | Родители | 40 |
Занятие 3 | Как родителям помочь в первый год обучению своему ребенку | Родители | 40 |
Занятие 4 | Психологический климат дома | Родители | 40 |
Занятие 5 | Давайте познакомимся | Дети | 40 |
Занятие 6 | Ура я первоклашка! | Дети | 40 |
Занятие 7 | В школе есть свое правила | Дети | 40 |
Занятие 8 | Зачем ходить в школу | Дети | 40 |
Занятие 9 | Мой друг школьный портфель | Дети | 40 |
Занятие 10 | Узнай меня поближе | Дети | 40 |
Структура занятий
Работа проводится в форме групповых занятий. Каждое занятие включает в себя вводную часть: ритуал приветствия; основную часть: игры, направленные на развитие мелкой моторики, развитие устойчивой мотивации к обучению, социальных навыков взаимодействия, развития и коррекции адаптационной сферы, заключительную часть: ритуал прощания. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную тренинговую развивающую работу, направленную на развитие личностных и психических особенностей ребенка, динамичную смену видов деятельности, что снизит утомляемость, научить рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.
План занятия:
I. Вводная часть. Приветствие. Разогрев.
II. Основная часть. Упражнения в соответствии с целями занятия.
III. Завершающая часть. Релаксационное упражнение. Рефлексия. Прощание.
Содержание тренинга
Занятие 1
Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания и общих интересов.
Цель: адаптация к тренингу участников, группы, придумывание правил тренинга, их фиксация. Положительный настрой на занятия.
Упражнение 1 "Личное дело"
Цель: настрой на занятия, помощь участникам группы в понимание личных интересов и скрытых мотивов.
2. Упражнение "Знакомство"
Цель: знакомство участников, создание атмосферы доверия и взаимной
Тест «Какими вы видите своих детей…»
Цель: создание представления родителей о себе, как о родителе, помочь родителям сделать определенные выводы относительно восприятия своих детей. После процедуры тестирования и интерпретации результатов - рефлексия родителей по поводу полученной информации.
Занятие 2
Типы семейного воспитания. Все о воспитании в семье.
Цель: знакомство с существующими типами семейного воспитания. Характеристика типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в отношениях с детьми [4].
Упражнение «Какой я родитель?»
Цель: нормализация самооценки родителей, осознание психологических причин отклонений, возникших в семейном воспитании (если таковые имеются)
Занятие 3
Как родителям помочь в первый год обучению своему ребенку
Цель: Формирования умения налаживания психологического взаимодействия с ребенком, в те моменты когда ему нужна помощь.
Упражнение на самоанализ
Цель: осознание родителями уровня самостоятельности ребенка
Занятие 4. Психологический климат дома
Цель: Формирование позитивных способов взаимодействия в семье, рефлексия полученных знаний.
Упражнение "Семейные роли"
Цель: осознание и принятие своего семейного опыта.
Упражнение "Чемодан в дорогу"
Цель: подведение итогов занятий, описание ориентиров своего родительского роста, развитие способности к психологическому анализу личности другого.
Занятие 5.
Тема: Давайте познакомимся
Цели: Формирование на положительное отношение к занятиям. Знакомство участников группы.
Упражнение «Эстафета хороших известий»
Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в группе [35]
Занятие 6
Тема: Ура я первоклашка!
Цели: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы занятия. Формирование статуса – я ученик.
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Цель: запоминание имен группы и информации о каждом участнике тренинга.
Упражнение «Рисуем настроение».
Цель: диагностическое упражнения, для выявления общего эмоционально фона..
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Цель: развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия [27].
Занятие 7
Тема: В школе есть свое правила
Цель: Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Формирование коммуникативных и навыков сотрудничества, а так же доверительного отношения в коллективе и его сплочение.
Занятие 8.
Тема: Зачем ходить в школу.
Цель: создание мотивационных условий для осознания детьми своего нового статуса.
Упражнение «Поздороваться носами»
Цель: разогреть группу.
Упражнение «Самый лучший первоклассник»
Цель: Формирование нового статуса – ученика.
Изотерапия: «Каким бы я хотел быть»
Цель: диагностическое задание [14].
Занятие 9
Тема: Мой друг школьный портфель.
Цель: Формирование у детей аккуратности, бережного отношения к учебникам и другим школьным вещам.
Ход занятия.
Упражнение «Ветер дует на...»
Цель: знакомства первоклассников с интересами друг друга.
Упражнение «Что мне нужно в школе?»
Цель: формирование положительного отношения к школьной атрибутике, создание образа примерного ученика в глазах детей, убеждение их, в том что учащийся именно так должен учиться, разговаривать, и относится к людям по образу примерного ученика.[26]
Занятие 10.
Тема: Узнай меня поближе
Цель: Формирование положительного отношения друзей в коллективе, сплочение коллектива детей. Упражнение дает возможность узнать новые сведения о коллективе детей.
Упражнение «Разминка с шарами»
Цель: сплочение коллектива.
Упражнение «Что важно для меня?»
Цель: упражнение развивает коммуникативные навыки детей, знакомит их друг с другом, формирует почву для дальнейшей дружбы в коллективе.
Упражнение «Рисуем настроение»
Цель: отражение эмоционального состояния группы в конце программы. [28].