Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 623

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82
Окончание таблицы 2.1
Название
Типы территорий
Го
ро
до
вой
Типология по
Д. Визгалову
[30]
Города  лидеры
Развлекательные города
Умные города
Города – посредники, проводники и перекрестки
Города уникального имиджа
Города – предприниматели
Составлено автором по данным [30, 47, 49, 122, 201, 214, 270, 279]
Дж. Фридман [47] и Ф. Котлер [122] основной акцент типологизации делают на социально-экономическом развитии и его динамичном характере; Д. Сэпик
[201], используя проблемно-ориентированный характер, выделяет проблемность территориального размещения; К. Гусева [49] степень благоприятности инвестиционного климата считает базовым критерием типологии; Р. Мартин [279] закладывает критерий инвестиционно-инновационной привлекательности.
Типология М. Хейнденриха [270] основана на комбинированном использовании двух критериев  центр-периферии и сервиса.
Разделение территорий на «депрессивные» или «растущие» не в полной мере отражает конкурентные преимущества, сколько выявляют причины, влияющие на определение региона в ту или иную группу.
Важно отметить, что тенденции развития мировой экономики свидетельствуют, о вхождении ее в период длительной рецессии, который подтверждают сменяющие друг друга финансово-экономические кризисы, фактическое банкротство не только отдельных предприятий, регионов, но и национальных экономик, обострение социальных противоречий во многих ранее благополучных странах.
Все эти явления не являются случайными. Согласно теории длинных циклов экономического развития, Н. Кондратьева [116], начиняя с 2005 г., произошла смена восходящей волны пятого цикла (пятого технологического уклада – по терминологии Ю. Глазьева [40]) на нисходящую, и этот спад будет продолжаться, как минимум, до 2025 г. (рис. 2.3).

83
Рисунок 2.3 – Кривая экономического развития пятого технологического уклада [40]
Этот спад вызван обострением социально-экономических противоречий, которые не могут быть разрешены при существующем уровне развития науки, техники, технологий, методов управления и пр., в частности: энергетических, вызванных исчерпанием невозобновляемых энергетических ресурсов. При современном уровне добычи разведанных запасов угля на Земле должно хватить на 325 лет, природного газа – на 62 г., а нефти – на 37 лет [244]. продовольственных – значительная часть населения Земли голодает, во многих странах наблюдается нехватка питьевой воды [48]. демографических – падение рождаемости среди коренного населения развитых стран и неконтролируемый рост в развивающихся странах и странах третьего мира, неконтролируемая миграция в развитые страны.
Данный перечень проблем повлек за собой, с одной стороны, пространственные диспропорции, вызывающие беспокойство и, являющиеся предметом дискуссий среди специалистов, а именно: дифференциацию территорий (регионов) по уровню экономического развития; межрегиональную дифференциацию по показателям уровня жизни населения, особенно по уровню доходов; диспропорцию между общеэкономическим ростом и развитием инженерной инфраструктуры в центрах концентрации экономической мощи;
1985 2005 2013 2025
Время


84 усиливающуюся концентрацию населения в городах (урбанизацию); дифференциацию территорий внутри региона по уровню социально- экономического развития [208], а, с другой, как следствие, увеличение числа кризисных территорий.
Анализ научной литературы показал, что изучение сущности и особенностей кризисных территорий, сводится к проблемным и специфическим территориям, и, для сглаживания диспропорций их социально-экономического развития требуют более детального исследования и выработки действенных механизмов, позволяющих повысить её конкурентоспособность.
Так, А.Г. Гранберг [45] выработал логику и методологию прогнозирования проблемных регионов ресурсного типа, которая включает разработку программ и механизма государственного регулирования процесса их реализации;
В.З. Петросянц, О.В.Сидоренко и И.Л. Пицюк [177] разработали типологию проблемных регионов в Российской Федерации и оценили динамику проблемности за период 1994 – 2012 гг.; С.Н. Леонов на основе оценки межрегиональных социально-экономических и финансовых различий выделил типы проблемных территорий и многие другие [144].
По мнению большинства специалистов, проблемная территория  это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально- экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства [237].
Проблемными считаются территориальные образования, в которых: по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития, а именно нарастание негативных тенденций в сфере производства, социальных характеристик, состояния окружающей природной среды выше по сравнению с сопредельными территориями и со среднестатистическими показателями; кроме того, эта территория выделяется масштабами и особой остротой проявления той или иной крупной проблемы, нерешенность, которой создает угрозу социально-экономическому механизму всей страны (не могут реализовать

85 потенциала саморазвития, или реализуют его однобоко  в ущерб природной среде и социальным потребностям населения) [177].
Как отмечают В.Н. Лексин и А.Н. Швецов, состояние проблемных территорий должно «оцениваться одновременно по двум шкалам аномальных ухудшений: по сравнению с другими территориями и по сравнению со своим собственным прежним состоянием» [142, с. 21].
Общепринятыми качественными признаками проблемных территорий
(регионов) А.Г. Гранберг называет: особую кризисность проявления той или иной крупной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию; наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для экономики территории; особое значение геополитического и геоэкономического положения территории (региона) для стратегических интересов страны; недостаток у территории (региона) собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения [45].
А профессор Н.Н. Киселева, наряду с признаками проблемных территорий
А.Г. Гранберга, выделяет группу идентификационных признаков, которые должны быть присущи регионам: интенсивность хозяйственной деятельности в регионе, которую можно оценить путем анализа ВРП на душу населения; привлекательность региона как места постоянного проживания, отражается коэффициентом миграционного прироста; наличие собственных финансовых ресурсов для саморазрешения региональных проблем, доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета; инновационная активность регионов [107].


86
Среди критериев, на основе которых можно отнести территории (регионы) к проблемным является критерий сопоставления показателей со среднероссийскими значениями: пониженный уровень развития производства; превышение расходов над доходами в объеме бюджета; низкий доход на душу населения; относительно высокий уровень безработицы; низкий объем инвестиций на душу населения.
Необходимо отметить, что вопрос определения сущности проблемных территорий (регионов) имеет дискуссионных характер.
Проблемной территорией можно считать такую территорию (регион), которая испытывает определенные сложности, но при этом в данный момент времени вся ее социально-экономическая система не затронута кризисными явлениями.
В процессе преобразования отношений и связей в социально-экономических системах посредством центростремительного распределения экономической активности и изменения хозяйственной структуры, в соответствии с целевыми установками развития и заданным территориальным составом его элементов, направленный на оптимизацию использования имеющихся ограниченных ресурсов и повышение качества жизни населения, т.е. трансформацией экономики
[63], охватившей, главным образом, период с начала 90-х гг., большая часть территорий (стран постсоциалистического лагеря) так или, иначе, превратились в проблемные.
А.Г. Гранберг выделят два основных подхода к проблемным территориям
[45, с.318]: по степени остроты (кризисности) важнейших проблем  к кризисным относит территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно- политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции

87 населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации; по экономическим, демографическим, этническим, геополитическим проблемам развития территории (региона) или их сочетания с точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов, по мнению А.Г. Гранберга, являются: отсталые (слаборазвитые) и депрессивные.
С.Р. Кривко, в связи с отсутствием единой классификацией проблемных территорий (регионов) в научной литературе предлагает выделить депрессивные
(характеризующиеся спадом производства) и отсталые (развивающиеся значительно медленнее остальных) регионы [127].
Ю.Д. Магомадов указал идентификационные критерии проблемных регионов: валовой региональный продукт на душу населения; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля безвозмездных поступлений в структуре регионального бюджета; среднедушевые денежные доходы населения; уровень безработицы [150].
Н.В. Абельцева [1] выделяет шесть типологических групп проблемных регионов, которые отличаются своеобразием экономических, исторических и других условий развития территорий, особенностями задач и механизмов реализации региональной политики.
Вопрос тотального изучения проблемных территорий, их особенностей и специфики, в Российской Федерации стал на рубеже веков.
Так, в Программе правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах» были выделены регионы, имеющие наибольший спад производства: регионы с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом
(оборонная промышленность и инвестиционное машиностроение); регионы, испытывающие недостаток сырья или не выдерживающие конкуренцию импортной продукции (например, «текстильные» регионы);


88 регионы, удалённые от основных поставщиков и потребителей (регионы
Крайнего Севера и Дальнего Востока)
[183., с. 151– 152].
Независимо от типа проблемных регионов, в подавляющем большинстве случаев они демонстрируют более низкие, по сравнению с другими, экономические результаты. Эти территории слабо включены в систему национального и международного разделения труда и малопривлекательны для частных инвестиций.
Однако в исследовании типов территорий нужно уделить внимание территориальным образованиям, которые имеют определённые разночтения в их принадлежности и правовом статусе среди членов ООН, но, в силу тех или иных обстоятельств, сформировавшиеся (а зачастую и состоявшиеся) административно, тем самым фактически став отдельными субъектами международного права [54].
Такой тип территорий получил название специфические территории (лат. terra specificus).
Согласно классификации В.Д. Жмилевского к специфическим территориям относятся: государства  непризнанные (в том числе частично признанные), виртуальные, ассоциированные; территории – спорные, оккупированные и аннексированные, зависимые;
Terra nullius (ничейная земля); анклавы и эксклавы; специфические границы (в том числе буферные зоны); кондоминимумы [54].
В табл. 2.2 представлены специфические территории, существующие в мировой практике и выделены специфические территории, находящиеся в регионах Центрально-Восточной Европы и Содружества Независимых
Государств.

89
Таблица 2.2  Типы специфических территорий
Типы
Характеристика
Месторасположение специфической территории в регионах Центрально-
Восточной Европы и Содружества Независимых Государств
Непризнанные
(в том числе частично признанные) государства государственные образования, которые, обладая формальными признаками государственности, не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и не могут де- юре выступать в качестве субъекта международных отношений
Нагорно-Карабахская Республика (провозглашена 2.09.1991 г.)
Приднестровская Молдавская Республика (2.09.1990 г.)
Республика Гагаузия (19.08.1990 г. по 23.12.1994 г.)
Республика Южная Осетия (20.09.1990 г.)
Республика Абхазия (26.11.1994 г.)
Республика Сербская Краина (19.12.1991 — 10.08.1995г.)
Республика Сербская (28.02.1992 г.)
Республика Косово – частично признанная (22.09.1991 г.)
Донецкая Народная Республика (провозглашена 7.04.2014 г.)
Луганская Народная Республика (27.04.2014 г.).
Виртуальные государства любое образование, объявившее о своей государственности, но на самом деле государством не являющееся:
- не признается мировым сообществом
-
Ассоциированные государства государственно-территориальное образование, находящееся в ассоциации с другими государствами, имеющее частичные черты государственности и входящее в состав федеративного или (крайне редко) унитарного государства [9]
С Россией: Татарстан (1994—2000, де-юре).
Спорные территории представляют собой территории, которые не претендуют на статус отдельного суверенного государства, однако являются поводом споров между признанными и частично признанными государствами
(в Евпоре – 25 территорий;
Азии и Океании – 75;
Африке – 49;
Америке – 29);
1. Велики Школж и Мали Школж – управляется Хорватией, оспаривается
Боснией и Герцеговиной;
1. Военный комплекс у Светы Гера, в области Жумберак – управляется
Словенией, оспаривается Хорватией;
1. Залив Пиран – продолжительный спор между Словенией и Хорватией;
1. Ивангород и Печерский район — Россия признала их как часть Эстонии по Тартускому договору 1920. После падения Советского Союза, регион остался за Россией. Формально Эстония не имеет никаких претензий в этом районе;
89


90
Продолжение таблицы 2.2
Типы
Характеристика
Месторасположение специфической территории в регионах Центрально-
Восточной Европы и Содружества Независимых Государств
Населённые пункты Васильевка, Дороцкое, Кочиеры, Кошница, Новая
Моловата, Погребя, Пырыта, Копанка и часть г. Бендеры (пос.
Варница) — управляются Молдавией, оспариваются Приднестровской
Молдавской Республикой;
1. Остров Вуковар – управляется Хорватией, оспаривается Сербией.
1. Остров Тузла и Керченский пролив – оспариваются Украиной у России с
2003 года;
1. Остров Шеренград — во времена существования Югославии входил в состав Хорватии. Во время войны контролировался вооружёнными силами Сербской Краины. После войны перешел под управление
Сербии, оспаривается Хорватией;
1. Превлака – управляются Хорватией, оспариваются Черногорией;
2. Районы Дуная, части районов Осиек и Сомбор – спор между Хорватией и Сербией;
3. Саставси – управляется Сербией, оспаривается Боснией и Герцеговиной;
4. Северное Косово — находится под местным самоуправлением и контролируется KFOR, оспаривается Республикой Косово и Сербией.
Оккупированные и аннексированные территории
В соответствии Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (ст. 42), территория признается занятой
(оккупированной), если она действительно находится во власти неприятельской армии
[115]
23.04.2018 г. Парламентская ассамблея Совета Европы утвердила резолюцию о признании оккупации ОРЛДО Украины Россией.
Terra nullius
(ничейная земля)
«земля, не принадлежащая никому; ничья земля»; пространство, свободное от действия европейских правовых норм и подлежащее «открытию», установлению в нем новых отношений власти, реорганизации и упорядочению.
-
90

91
Окончание таблицы 2.2
Типы
Характеристика
Месторасположение специфической территории в регионах Центрально-
Восточной Европы и Содружества Независимых Государств
Анклавы и эксклавы определения существования инородного фрагмента внутри определенной среды; часть территории государства, окруженной территорией другого государства [32].
Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для той страны (тех стран), которым она не принадлежит.
Калининградская область  Россия 15125 км
2
Нахичеванская автономная республика  Азербайджан 5 503 км
2
Мактааральский район  Казахстан 1 800 км
2
Дубровник-Неретва  Хорватия 1781 км
2
Саньково-Медвежье, находящееся на территории Гомельской области
Белоруссии, административно относится к Брянской области России,
т.е. Саньково-Медвежье является эксклавом России и анклавом
Белоруссии.
Зависимые территории страны, которые не имеют независимости, но обладают всеми характеристиками страны: территория, границы, население и т.д. (бывшие колонии).
-
Специфические границы
(в том числе буферные зоны) территория или государство, находящиеся между двумя потенциально враждебными.
-
Кондоминимумы совместное управление одной и той же территории несколькими государствами
Сахалин — в 1855 году между Российской и Японской империями был подписан Симодский трактат, по которому гражданам обоих государств разрешалось поселяться на острове: русским на севере, японцам — на юге. В 1945 году полное владение над островом перешло к СССР. После распада СССР острова перешли в собственность России, как страны- правопреемницы СССР;
Запорожская Сечь — русско-польский кондоминиум, установленный в
1667 году после подписания Андрусовского перемирия;
Задвинское герцогство — литовско-польский кондоминиум, установленный в 1569 году после подписания Люблинской унии.
Составлено автором по данным [9, 54, 115]
91