Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 621
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
92
Таким образом, данные таблицы свидетельствуют о том, что на сегодняшний день из перечня специфических территорий в регионах Центрально-
Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) находятся спорные территории, анклавы и эксклавы, специфические границы в виде демилитаризованных зон и непризнанные государства, которые занимают
21053 км
2
с населением 5203627 человек (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Перечень непризнанных государств
Центрально-Восточной
Европы и Содружества Независимых Государств (2018 г.)
№ п/п
Непризнанные государства на 2018 г.
Территория, км²
Население, чел.
1.
Нагорно-Карабахская Республика
11 458 150 932 2.
Приднестровская Молдавская Республика
4163 475 665 3.
Республика Южная Осетия
3 900 53 532 4.
Республика Абхазия
8 600 243 564 5.
Республика Сербская
24 526 1 440 000 6.
Республика Косово
10 908 1 816 000 7.
Донецкая Народная Республика
8 538,9 2 294 530 8.
Луганская Народная Республика
8352,6 1 469 097
Существование подобных образований в мировой практике (около 120 непризнанных государств, возникших на территориях почти 60 стран) свидетельствует о необходимости их изучения, так как их существование, хоть и де-юре, влияют на развитие других государств, на международные
(межгосударственные) отношения и мировую политическую, и экономическую систему в целом.
Любое государство, включая и непризнанное, ориентировано на исполнение ключевых регулятивных функций управления политической, экономической и социальной деятельностью населения [291].
Учитывая факт индивидуального подхода к каждой территории (включая непризнанные государства, как виду специфических территорий) необходимо выработать маркетинговый инструментарий, позволяющий повышать социально-
93 экономический уровень развития данных территорий, способствующий повышению качества уровня жизни населения (более 5 млн. человек, что составляет 2,5 % населения регионов Центрально-Восточной Европы и
Содружества Независимых Государств).
Очевидно, что типологизация как метод исследования социально- экономического развития территорий используется не только при анализе внутристрановых регионов, но и стран, и городов, при этом, существенной специфики, в зависимости от объекта исследования, в большинстве случаев, не наблюдается.
Таким образом, можно выделить 3 подхода к типологизации территорий на основе пространственного критерия и 8 типов проблем социально- экономического развития территорий.
Первый подход предполагает использование в качестве основного типологического критерия территорию страны. В зависимости от степени экономического развития территории, её маркетинговой привлекательности и перспектив, группа авторов во главе с Ф. Котлером выделяют: территории, которые находятся в состоянии хронического кризиса или умирают; территории, имеющие потенциал для возрождения, однако находятся в плачевном состоянии; территории, имеющие признаки, как спада, так и расцвета; территории, где уже проведены оздоровительные преобразования; избранные территории, которые имеют сильные маркетинговые позиции, они привлекательны для новых жителей, бизнесменов и посетителей [122].
Второй подход базируется на внутристрановых различиях территорий, т.е. рассматривает регионы и, в некоторой степени, основан на учете репутационных характеристик территорий [26, 27].
Необходимо акцентировать внимание и на европейский опыт, так, типология регионов Европейского Союза (ЕС), базируясь на фундаменте региональной конкурентоспособности, большее внимание уделяет территориям с
94 наиболее трудной социально-экономической ситуацией. В свою очередь, российские региональные классификации акцентируют внимание на территориях с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, а именно: локомотивов, полюсов роста, опорных регионов, точек роста.
Наиболее распространенный вариант классификации регионов ЕС, основан на моделях конкурентоспособности, среди которых выделяют: отстающие регионы, характеризующиеся высокой долей занятости в отраслях с низкой добавленной стоимостью и низкой производительностью труда
(сельское хозяйство, многие отрасли промышленности); регионы с высокой долей занятости в промышленности, которые могут быть как благополучными, так и неблагополучными в зависимости от состояния доминирующих отраслей; регионы с высокой долей занятости в сфере услуг, которые также могут существенно различаться между собой по уровню развития: среди них могут быть как крупнейшие мегаполисы, так и регионы с относительно невысоким уровнем развития, но со специализацией, например, на туризме [200].
Третий подход акцентирует внимание на исследование городов, но не как таковых, а на их маркетинговые программы, стратегические устремления, которые реализуются с разной степенью успешности этими городами. Согласно данной типологии выделяют семь типов городов, приверженцев той или иной маркетинговой стратегии: города – лидеры, города – предприниматели; развлекательные города; города – музеи; умные города; города – посредники, проводники и перекрестки; города уникального имиджа [30, с. 31].
Однако, в современных условиях, когда ряд территорий (страны, регионы, города) выбрали вектор модернизации СЭС, отвечающей требованиям
95 современного постиндустриального общества, с отходом от сырьевой ориентации, интенсификацией производства, за счет освоения инновационных, конкурентоспособных на мировом уровне производств, созданием новых рабочих мест, экологизацией производства, а также разработкой комплекса мероприятий, по повышению территориальной привлекательности, представленная типологизация не в полной мере отражает объективность социально- экономического развития территорий, не затрагивая практически маркетинговый аспект, именно поэтому нам представляется важным предложить типологизацию территорий в соответствии с маркетинговыми стратегиями развития территорий
(регионов).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
2.3 Модели и технологии социально-экономического развития
территорий
Изучение теорий социально-экономического развития (СЭР) всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что модели социально-экономического развития территорий (стран, регионов, городов) формировались и формируются вследствие обобщений, возникающих под влиянием различных процессов в мировой хозяйственной эволюции, с одной стороны, а базовые принципы, структура и механизмы социально-экономического развития формируются на основе конкретных примеров определенных территорий, статистических материалов, характеризующих тенденции социального и экономического роста, с другой.
Выбор целей, векторов СЭР и путей их достижения возможен на основе тщательного изучения экономики и моделей социально-экономического развития территорий (стран, регионов, городов), а также адаптации базовых теоретических концепций к специфическим общественно-экономическим условиям, для нахождения такой модели развития, которая бы отражала теоретическое и прикладное видение взаимного влияния экономического развития в отдельно взятых странах.
96
Комплексному теоретическому исследованию вопросов социально- экономического развития посвящены работы представителей классической школы политэкономии Адама Смита, Дэвида Рикардо, Томаса Роберта
Мальтуса, Жан Батиста Сэ, Нассау Сениора Джона Стюарта Милля, которые утверждали, что в основе экономического развития страны лежит рост совокупного дохода и совокупного продукта страны лежат в основе его экономического развития; а также неоклассиков Карла Густава Касселя, Ирвига
Фишера, Джона Бейтса Кларка, Фрэнсиса Исидро Эджворта, Альфреда
Маршалла, Кнута Викселля и др., которые сконцентрировали внимание на проблемах краткосрочного порядка, относящихся к распределению дохода, теории стоимости и общему равновесию, принимая народонаселение и технический прогресс за автономные факторы, способствующие экономическому развитию.
Вопросы исследования теорий и моделей экономического развития получили широкое освещение в научных трудах ученых-экономистов западных экономических школ, представителями которых являются Д. Провидец [260], Г.
Дейли [262], М. Г. Эспинг-Андерсена [264], Э.Крюгер [265], Х. Арндта [271], Дж.
Милль [274], Дж. Гэлбрейта [275], П. Виктора [283], М. Портера [284], С. Харриса
[286], Дж.Шумпетера [287], Тодаро [292], и др.
Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики города, региона, страны. В каждом случае под развитием подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего, в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
В экономической литературе процесс развития отождествляется с движущей силой прогресса, всегда имеющий направленность, определяемую целью или системой целей [65]. Как отмечает Л.А. Горбач, развитие представляет собой не только количественные изменения отдельных параметров, но может
97 характеризоваться образованием новых компонентов и составлением их новых комбинаций, качественно преобразующих систему [43].
При изучении базовых моделей экономического развития стран важно выявить их специфические особенности, которые заложили основу тенденций развития экономических объектов и способствовали бы прогрессу.
Комплексный характер преобразований, охватывающий глубокие изменения в социальной, политической, экономической, технической и институциональной сферах, в области инфраструктуры, технологий, образования, а также в области главных факторов производства – капитала, природных ресурсов – это, по мнению Х. Арндта, является экономическим развитием [271].
Дж. Милль отмечает, что драйвером развития выступают экономические интересы, которые связаны с имущественными отношениями, в зависимости от реально существующих форм собственности на средства производства [274].
Д. Провидец утверждает, что экономическое развитие имеет результативный характер и в растущей экономике всегда наблюдается процесс сокращения либо ликвидации бедности, неравенства и безработицы [260].
Фактор инновационности в экономическое развитие добавляет
Дж. Шумпетер, который «...видел экономическое развитие в появлении чего-то нового, неизвестного ранее (инновациях)» [287].
Э. Крюгер отмечает, что экономическое развитие представляет собой рост благосостояния, доходов на душу населения, улучшения качества жизни, повышение степени удовлетворенности основных потребностей всех членов общества [265].
Динамическое экономическое развитие всегда сопряжено с выявлением объективных тенденций развития, постановки диагноза и установления желательных значений – целевых индикаторов экономического и социального развития, на основе которых может разрабатываться комплекс необходимых управленческих мероприятий для выработки стратегии и тактики развития.
Итак, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что многовекторный процесс, включающий преобразование всей экономической и социальной
98 системы, который ведет к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, и, как результат, ускорению экономического роста, сокращению неравенства и ликвидации безработицы представляет собой экономического развитие.
Среди основных ценностных ориентиров экономического развития профессор М. Тодаро выделяет: повышение уровня жизни – рост доходов населения, который, с одной стороны, должен способствовать увеличению количества рабочих мест, качества образования, повышению внимания культурным и гуманитарным ценностям, с другой, такой комбинированный подход способствует росту материального благополучия, личной и национального самосознания; предоставление индивиду и обществу в целом больших возможностей выбора в экономике и социальной сфере, с тем чтобы ослабить ее покорения и зависимость от других людей и стран, защитить от страданий; увеличение предложения и доступности жизненно важных товаров и услуг
(продовольствие, жилье, здравоохранение и безопасность) [292].
Основными элементами моделей территориального (регионов и стран) развития, признанными в настоящее время во всех странах, являются: выбранная экономическая политика в стране, в регионе с целью достижения повышения уровня благосостояния и качества жизни населения; выбор оптимальной структуры развития экономики, соответствующей потенциалу и целям региона; выбор путей обеспечения ресурсами для реализации поставленных целей
[129].
Весомый вклад в изучение моделей развития национальных экономик внес голландский социолог
Г.
Эспинг-Андерсен.
Заслуживает внимание классификация моделей развития национальных экономик: либерально-ориентированную модель развития национальной экономики
(«американская, англосаксонская» модель капитализма) с минимальными государственными обязательствами, распространяющимися лишь на беднейшую
99 часть населения; социал-демократическую модель («шведская, скандинавская» модель капитализма), ориентированную на выравнивание доходов всех членов общества через прогрессивную систему; модель социального рыночного хозяйства («центрально-европейская, рейнская» модель капитализма). Это корпоративная модель с развитой системой социального страхования, связанной с заработной платой [264].
В современных условиях выделяют английскую или европейско- кейнсианскую модель, либеральную модель, модели рынка новых и новейших индустриальных стран и модель социально ориентированной рыночной экономики, и. В табл. 2.4 представлены основные характерные черты каждой из перечисленных выше моделей социально-экономического развития рыночной экономики.
Однако факт декларирования постулатов концепции государства всеобщего благосостояния, как желанного варианта социально-экономического развития в капиталистических экономических течениях подтолкнул автора пересмотреть параметры, которые необходимо заложить в модель государства всеобщего благосостояния, а именно:
«...масштаб «декоммодификации» – ограничение восприятия рабочей силы как товара, т.е. снижение зависимости существования индивида от функционирования рыночной системы; виа стратификации – социальное структурирование уровней жизни и отношений солидарности, действующее через систему социального обеспечения; взаимодействие государства, семьи и рынка и тех институтов, которые отвечают за благополучие граждан».
В связи с этим, автор на основании заложенных параметров, выделил три типа государств: либеральное (неолиберальное) – где индивидуальные социальные потребности и потребности семьи удовлетворяются с помощью оплаты услуг, в которых нуждаются, в рамках экономики свободного рынка;
100
Таблица 2.4
Характеристика основных моделей развития рыночной экономики
Модель
Характеристика модели
Английская или
европейско-кейнсианская
модель
государственные закупки в крупных размерах; инвестиции государства для комплексного решения социальных задач;
значительная по масштабам государственная собственность (доля государства в материалоемких и капиталоемких предприятиях, которые оказывают влияние на иные отрасли, особенно экспортные).
Либеральная
модель
значительно меньшая часть госбюджета в ВВП и меньше социальных расходов;
возрастание роли конкуренции и свободы ведения предпринимательской деятельности;
расслоение общества на богатых и бедных, при этом достаточный уровень жизни малообеспеченных слоев населения;
превышение доли частных капиталовложений над государственными.
вмешательство государства на процессы, которые не поддаются эффективному регулированию сил свободной конкуренции.
М
од
ел
и
ры
нк
а н
ов
ы
х
и
но
ве
йш
их
ин
ду
ст
ри
ал
ьн
ы
х с
тр
ан
Азиатская модель
значительная роль образования в формировании экономического уклада;
создание предприятий на основе новейших технологий, преобладание капиталистических отношений над патриархальными и феодальными структурами;
ориентация экономика на экспорт;
направление предпринимательского капитала преимущественно в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли;
создание трудоёмких предприятий по выпуску массовой потребительской продукции
Латиноаме-
риканская модель
импортозамещение как направление сбалансированного развития;
ориентация на внешний рынок;
рост производства минерального сырья и продукции сельского хозяйства наравне с развитием обрабатывающей промышленности
М
од
ел
ь с
оц
иа
ль
но
ор
ие
нт
ир
ов
ан
но
й
ры
но
чн
ой
эк
он
ом
ик
и
Германская
модель
государство не устанавливает экономические цели, это остается в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы приоритет на создание личности, свободной и независимой от государства, способной к развитию и самореализации;
отличительная черта – наличие «смешанной экономики», в которой большая доля принадлежит государству;
использование денежно-кредитной, налогово-бюджетной и структурной политик с целью макроэкономического регулирования.
Шведская модель
высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом;
значительная доля принадлежит рыночной экономике, которая базируется на частной собственности;
распределение национального дохода через мощный налогово-трансфертный механизм;
активизация системы, направленной на социальную поддержку населения;
сильная социальная политика, которая обеспечивает наименьшую дифференциацию населения по уровню доходов и высокий уровень занятости
Японская модель
создание государством корпораций, которые формируются вокруг банка;
структурная перестройка национальной экономики, включающая развитие новых отраслей и наукоемкого производства;
консультации предпринимателей относительно успешного ведения бизнеса;
поддержание стабильности иены с помощью экспортно-импортных операций
100