Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 619

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64 обоснованности, принцип ситуационности, принцип стратегичности, принцип инновационности, принцип частно-государственного партнерства, принцип субсидиарности, принцип мобильности и адаптированности.
Комплексный подход к социально-экономическому развитию территорий сформировал новое мышление, базисом которого стало повышение качества уровня жизни населения за счет рационального использования ресурсов территории, учитывающее пространственную динамику, в которой вклад в рост делают как материальные (капитальные инвестиции и инфраструктура), так и нематериальные факторы.
Основные результаты исследования представлены в работах [58, 67, 80, 90,
91, 92].

65
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Территория как ресурс социально-экономического развития
Исследование концептуальных основ и методологии маркетинга территорий в системе социально-экономического развития
(СЭР) территорий предусматривает более четкое изучение базовых понятий, которые легли в основу определения «маркетинг территорий».
Учитывая факт специфичности самого термина «территория», в зависимости от сферы, в которой оно применяется, не говоря уже о различиях территорий между собой
(по географическому расположению, административному статусу, источникам финансирования, экономическим показателям и т.д), целесообразно исследование его этимологии и сущности в разных отраслях научного знания.
Этимология термина «территория» происходит от латинского «territorium» 
«область, территория, земля вокруг города», далее из «terra»  «почва, земля», далее из праиндоевропейского «ters»  «сухой; сушить»
Термин территория используется для обозначения части поверхности земного шара, а также внеземного пространства с определёнными границами и имеющей тот или иной юридический статус [203].
Российский экономико-географ, доктор экономических наук,
Э.Б. Алаев проанализировал термин «территория» в соответствии трех
«материнских» наук  географии, экономики, социологии и обозначил ее как
«...ограниченную часть твердой поверхности земной суши с присущими для нее природными, а также созданными в результате человеческой деятельности
(антропогенными) свойствами и ресурсами» [4].

66
Т.В. Ромашова отмечает, что территория, прежде всего, является вместилищем (носителем) всех или почти всех ресурсов, и, чем больше размеры территории, тем, как правило, она богаче ресурсами; кроме этого, она обладает особым «пространственным» ресурсом (как операционный базис деятельности общества); и, помимо количественных и качественных характеристик (например, географическое положение, особенности рельефа, расчленённость береговой линии и др.), имеет различную ценность для общества[37].
Заслуживает внимание исследование М.Д. Гагарского, который акцентирует внимание на том, что одной из специфических характеристик территории является ее позиционность, т.е. местоположение, размеры площади, конфигурации, взаиморасположение частей, направленность развития и т. д., а также функции (промышленная, транспортная, административная, рекреационная, учебная, природоохранная и др.) [36].
В естественных науках, а именно в биологии, под территорией понимается участок, который занимает какая-либо особь или популяция и который она защищает от других представителей этого же вида или иных видов [46], т.е. представляет собой среду обитания земной фауны и флоры, местонахождение естественных богатств и ресурсов, среду обитания человека и материальную основу его существования.
В социологии прослеживается социально-бытовой аспект рассмотрения территории как совокупности объектных граней жизнедеятельности человека
[23].
Экономический взгляд на территорию позволяет трактовать ее как географическую территорию, которая находится под административным управлением правительства, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капиталов [103].
Юридические науки также активно занимаются исследованием дефиниции
«территория» с позиции методологии ее отраслевых направлений и институциональных особенностей, так в международном праве территория выступает не только как государственная территория, т.е. как общественная,


67 юридическая категория, но и как естественная географическая среда, в которой существует данное человеческое общество [133, с. 58].
Конституционное право многих стран мира употребляет понятие
«территория» применительно к своему внутреннему устройству, иногда используя категорию «территориальное образование».
А.Н. Нифанов категорию «территория» рассматривает как интегральную, получающую свою качественную определенность через естественно-метрические, государственно-идентифицирующие, формально-определенные и социо- коррелирующие свойства материальной сущности бытия [166].
Таким образом, правовой аспект позволяет говорить о территории, как о
«сфере действия законов в пространстве» [276].
Изучение этимологии термина «территория» и исследование его сущности в разных отраслях научного знания, в часности географии, экономике, социологии, естественных и юридических науках позволил выявить «тонкие грани» составляющих маркетингового аспекта, а именно: созданный результат человеческой деятельности; различная ценность для общества; позиционность; идентификация; социокоррелирующие свойства материальной сущности бытия; сфера действия законов.
Следовательно, в сущностной трактовке термина «территория» априори заложены элементы маркетинга, позволившие определить территорию как объект продвижения сложного продукта, обладающего социально-экономическими, пространственно-географическими, историческими и культурными характеристиками и способствующего обособлению деятельности, направленной на развитие ее привлекательности для различных целевых групп потребителей.
Важно отметить, что территория, являясь ресурсом социально- экономического развития, служит лишь общим фоном расположения материально-вещественных объектов, однако рассматривая ее, как объект

68 экономических исследований, представляет собой не просто носитель природно- ресурсного потенциала, но и место пространственного базирования, проживания, ведения деятельности человека и наличие определенных социальных отношений, в различных формах их проявления.
Кроме того, это комплекс социально-экономических отношений, существующих на ней, учитывающий историю развития и национальные традиции, особые черты характера и темперамента ее жителей, веками складывающийся тип жизнедеятельности и множество других «нематериальных» факторов.
Таким образом, часть пространства, земной поверхности, обладающая наличием: границ (геополитических, информационных, экономических, контрактных), определяющих ее размер, конфигурацию, состав; природных и иных видов ресурсов; возможности формирования среды обитания человека, его материальной основы существования (т.е. территория представляет собой субстрат жизнедеятельности человека); определенного юридического статуса и соответствующего ему правового режима и будет являться территорией.
О.М. Рой, уточняет, что помимо вышеперечисленных признаков территория, самодостаточное территориальное образование должно обладать собственностью, органами легитимной власти, бюджетом и населением [245].
Профессор И.С. Важенина конкретизирует, что отличительным признаком территорий является наличие специфического территориального (регионального) экономического интереса [25], под которым автор понимает побудительные мотивы объективных экономических отношений, связанных со стремлением субъективного удовлетворения возрастающих потребностей.
Анализ специальной литературы позволил выделить ряд признаков территории, которые являются базовыми при формировании территориального продукта (рис. 2.1).


69
Рисунок 2.1  Признаки территории при формировании территориального продукта (авторская разработка)
BT P R T

,
T Shl EI

,
( , , ,
)
EI P R O Bg Shl

,
1
( )
Bg
EI P

 

,
(
, ,
)
max
migr
P
f EI R Shl


,
BT const

,
Pw const

,
где
T
 территория;
BT
 границы территории;
P
 население;
Pw
 власть;
Shl
 субстрат жизнедеятельности человека;
EI
 экономические интересы;
R
 ресурсы;
O
 собственность;
Bg
 бюджет.
Необходимо обратить внимание на то, что в экономической литературе довольно часто термин «территория» употребляется синонимично термину
«территориальное образование». Однако как отмечает И.В. Лексин,
Субстрат жизнедеятельности
человека – наличие возможности формирования среды обитания человека его материальной основы существования
Границы:
геополитические, информационные, экономические, контрактные
Население
человеческое сообщество, проживающее на территории государства
Власть означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным
Экономические интересы -
осознанное стремление к удовлетворению экономических потребностей (интеллектуальные, имущественные, финансовые)
Ресурсы: недровые, климатические, водные, почвенные, людские, производственные и инфраструктурные
Собственность
экономическая категория, отношения между собственниками
Бюджет  отношения по мобилизации, распределению и использования средств, денежного фонда территориального уровня
ПРИЗНАКИ ТЕРРИТОРИИ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА
ФОРМИРОВАНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ПРОДУКТА

70
«территориальные образования» рассматриваются в качестве субъектов права вообще и конституционного права в частности [143]. В силу культурно- исторических и географических особенностей, с одной стороны, и в зависимости от границ территории, обусловливающих общность интересов населения проживающего на ней, с другой, территориальное образование может быть разделено на уровни: государство, регион и территориальные поселения.
В экономической литературе территория рассматривается как особый вид естественных ресурсов, кроме этого она объединяет все виды природных ресурсов, народонаселение, производственные мощности, культурный и интеллектуальный потенциал.
Под ресурсами понимаются элементы экономической системы, используемые в процессе производственного потребления, или факторы производства: труд (рабочих, инженеров, менеджеров), земля (полезные ископаемые, леса и т.п.) и капитал (здания и сооружения, технологическое оборудование, транспортные средства и т.п).
Можно согласиться с академиком А.А. Минцом, который территорию охарактеризовал как суммирующий, обобщающий ресурс [158], именно комплекс ресурсов территории (природные ресурсы и географическое положение; технологические ресурсы; социальные ресурсы) является составляющим внутренней среды территории, в которой формируется её территориальный продукт.
Территориальный продукт, являясь комплексным понятием, включает в себя: конкретные характеристики и ресурсы территории (рассматривается со стороны восприятия ее полезности индивидом); конкретное место, где индивид получает и тратит доходы (как объект экономических и социальных интересов); систему управления территорией (общественно-организованные силы территории, которые определяют и влияют на жизнь и деловую активность индивида).


71
Е.А. Джанджугазова рассматривает территориальный продукт как один из ключевых факторов успешного развития деятельности на территории, который, как отмечает автор, представляет собой ассортимент, количество и качество ресурсов территории, востребуемых ее потребителями: географическое положение, население (персонал), качество жизни, инфраструктура, способность работать с высокими технологиями, сырьевые ресурсы, уровень деловой активности, доступ к «дешевым» деньгам, уровень развития сферы поддержки бизнеса, рекламного рынка, аудита, паблик рилейшнз и т.д [52].
В связи с этим, территориальный продукт, воспринимаемый индивидом или обществом как объект экономических и социальных интересов можно представить и как суммирующий обобщающий ресурс территорий, что схематически изображено на рис. 2.2.
Рисунок 2.2  Территориальный продукт как суммирующий, обобщающий ресурс (авторская разработка)
Являясь исчерпывающим ресурсом, территория оказывается важнее возобновляемых натурально-вещественных ресурсов, так как их можно заменить естественными или искусственными ресурсами, а территория – «...ресурс
Ресурс территории А
Ресурс территории В
Ресурс территории С
Ресурс
территории …
Ресурс территории Z
Территориальный
продукт как
суммирующий,
обобщающий
ресурс
Благосостояние населения территории
Обще
ств
ен
ные
и
нте
ре
сы

72 неизменный и невозобновимый, его практически невозможно и крайне дорого прирастить техническими средствами» [95].
Внимание многих специалистов направлено на уровневую градацию территорий (государственную, региональную, локальную) и, в этой связи, необходимо отметить, что наряду с понятием «территория» в географических, экономических и других науках фигурирует понятие «регион» ключевым компонентом которого является территория, территориальная целостность, территориальная единица или территориальное объединение, на которой действуют хозяйствующие агенты [66], и, дополняя территорию социальной конструкцией, «...регионы выступают активными субъектами хозяйствования»
[117, c. 17].
Так, А.Г. Гранберг акцентирует внимание на том, что неоднородность территории по различным признакам или чрезмерной ее величине с точки зрения, определенных целей изучения или практической деятельности обусловливают необходимость членения территории на части  регионы [45].
Регион выступает концентрацией ресурсов – природных, искусственных, материальных, финансовых, человеческих, информационных и других
(ресурсного потенциала) территории, так, например, земля, являясь ресурсом региона, имеет следующие особенности: является продуктом природы; имеет территориальную ограниченность; незамещена никакими другими средствами производства; зависит от местоположения, размеров и рельефа участков; при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои свойства [243].
Искусственные ресурсы включают в себя машины и оборудования, здания и сооружения, транспорт (являются основными элементами производственных мощностей), а также искусственную продукцию, так как она является источником искусственных материальных ресурсов, как для основного, так и вспомогательного производства в регионе.