Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
111
Окончание таблицы 2.5
Модель
Характеристика модели кластерную модель) инновационных циклов и инновационной динамики на микроуровне в определенной, характеризуемой специфическими условиями общественного производства, региональной среде
Модель устойчивого развития представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития регионов
Инвестиционные модели способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, характеризуюет сложившиеся социально-экономические условия в регионе, которые обуславливаюь приток в региональную экономику инвестиций достаточного объема и качества в целях обеспечения устойчивого развития региональной экономической системы; предполагает развитие региона на полном самофинансировании, используя выгоды эксклавного положения и компенсируя его недостатки)
Мобилизационно- инновационные модели развития предусматривают проведение анализа совокупного потенциала и динамики развития инновационной деятельности в регионе, оценки территориальной структуры организации экономической деятельности и определение приоритетных направлений развития региональной общественной системы; предусматривает разработку механизмов и инструментов, дающих возможность реализовывать фундаментальные достижения научно-технической сферы и научные разработки прикладного характера а также формирование научно-технического потенциала нового формата, что возможно при совершенствовании форм подготовки научных кадров и расширении сфер реализации научно- технических разработок
Дотационная модель развития самый консервативный формат – не способен стать направляющей для европейского эксклава России, находящегося в шаге от промышленных центров мирового значения
Конвергентная модель развития гипотеза конвергенции представляет собой утверждение о том, что как бы ни различались между собой экономические системы, в процессе эволюции они отбрасывают неэффективные институциональные формы, отбирая и сохраняя эффективные. Поэтому, в конечном счете, все они после такого постепенного (эволюционного) отбора будут относительно тождественны, т.е. схожи друг с другом
Дивергентная модель развития используется в экономике для обозначения движения по расходящимся траекториям: увеличения разрыва между уровнями развития отдельных стран и регионов, усиления различий между национальными моделями экономики и их отдельными структурами.
Опережающее развитие связана с формированием механизмов сочетания отраслевого и территориального методов управления
Составлено автором по данным [8, 17, 35, 42, 47, 57, 129, 139, 147]
Поиск рациональной модели регионального
СЭР стран постсоциалистического лагеря обусловлен рядом факторов, одним из них является исчерпание модели «сырьевой экономики», построенной на
112 неолиберальных принципах, которая базировалась на выгодных продажах нефти, природного газа, алмазов, золота, угля и других полезных ископаемых на мировом рынке.
Современные стратегии развития регионов Центрально-Восточной Европы и СНГ тяготеют к модели устойчивого развития, основанной на принципах экологической целостности, социальной защищённости и экономической эффективности.
Развитие городов, как и развитие разного уровня территориальных образований осуществляется в соответствии определенных моделей (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Модели развития городов
Модель
Краткое описание
Развитие города как промышленного центра предполагает восстановление и диверсификацию промышленного производство в отраслях, в которых можно использовать потенциал избранного города и начать наращивание потенциала промышленности
Развитие города в направлении роста научно-образовательного комплекса и реализации интеллектуальных достижений предполагает развитие центров фундаментальной и рикладной науки, научного обслуживания, системы специального высшего и среднего образования, а также структуры реализации интеллектуальных продуктов венчурного и других типов.
Развитие города как многопрофильного регионального транспортного узла предполагает, что город, благодаря расположению на пересечении транспортных маршрутов будет развиваться как контактный и перевалочный центр для грузов и пассажиров, а также центр экспорта и импорта.
Развитие города как центра оптовой и розничной торговли предполагает, что город станет торговым центром региона и для этого должна интенсивно развиваться инфраструктура оптовой и розничной торговли.
Формирование города как центра современного образования и образовательных технологий предполагает, что на основе системы государственных и негосударственных вузов, достижений и опыта педагогической науки в городе будет создан центр современного образования и образования на технологии регионального или общегосударственного уровня.
Развитие города как центра информационных технологий предполагает, что город станет одним из крупнейших в стране и регионе центров информационных технологий благодаря развитому научному, технологическому и учебно-производственному потенциалу.
Развитие города как делового и административного центра предполагает, что город, который имеет большое количество государственных и межрегиональных структур, поможет в признании его административным и деловым центром региона.
Состоавлено автором по данным [30]
113
Важно отметить, что развитие городских территорий осуществляется также в направлении устойчивого развития и включает в себя пять векторов: удовлетворение основных потребностей населения
(качество услуг здравоохранения и образования, удовлетворенность в жилых площадях и др.); эффективное использование городских ресурсов (потребление воды, электроэнергии, утилизация отходов влияет на уровень жизни горожан); чистота окружающей среды; развитость и свободный доступ к городской инфраструктуре; ориентация на устойчивое развитие в будущем – соблюдение городскими властями общенациональных и местных целевых экологических программ.
На рис. 2.8 представлены рассмотренные выше модели социально- экономического развития территорий разного уровня (стран, регионов, городов).
МОДЕЛИ СЭР СТРАН
МОДЕЛИ СЭР
РЕГИОНОВ
МОДЕЛИ СЭР ГОРОДОВ
Американская
(либеральная) модель
Модель секторной экономики
Развитие города как промышленного центра
Инновационные модели (включая кластерную модель)
Развитие города в направлении роста научно-образовательного комплекса и реализации интеллектуальных достижений
Модель социально ориентированной рыночной экономики
Модель устойчивого развития
Развитие города как многопрофильного регионального транспортного узла
Инвестиционные модели
Развитие города как центра оптовой и розничной торговли
Английская или европейско-кейнсианская модель
Мобилизационно- инновационные модели развития
Формирование города как центра современного образования и образовательных технологий
Дотационная модель развития
Модель рынка новых и новейших индустриальных стран
Конвергентная модель развития
Развитие города как центра информационных технологий
Дивергентная модель развития
Развитие города как делового и административного центра
Опережающее развитие
Рисунок 2.8 Основные модели социально-экономического развития территорий
(стран, регионов, городов) (авторская разработка)
114
Перечень представленных выше моделей развития территорий (стран, регионов, городов) не является исчерпывающим и может быть расширен в зависимости от специфики конкретной территории, в свою очередь развитие территории предполагает выбор такого способа развития, при котором достижение его целей в настоящий момент способствует их достижению в будущем.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 34
2.4 Концепция маркетинга территорий в системе
социально-экономического развития территориальных образований
В современной научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, в научно-практических и методологических разработках особое внимание уделяется принципам и основам маркетингового подхода к управлению СЭР территорий. Однако, признание территории объектом управления с целью упорядочения политических и социально-экономических процессов в пределах территориального образования, с одной стороны, и объектом исследования маркетинга, с другой, позволило кардинально пересмотреть подходы к управлению её социально-экономическим развитием в направление
«...формирования и поддержания притягательности и престижа территории
(места), условий жизнедеятельности и деловой активности на территории, привлекательности сосредоточенных на территории природных, материально- технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей их реализации и воспроизводства» [1].
Проблемой управления СЭР занимались А.В. Андреев [8], Л.Г. Ахтараева
[6],
B.C. Бильчак [17], С.Н. Бобылев [19],
М.Н. Власенко [33], А.И. Гаврилов [35],
А.В. Гончаров [42], А.Г. Гранберг [45], Г.М. Зинчук, Е.Г. Коваленко,
С.А. Кочеткова [57], В.А. Крапивин [126], В.В. Кузнецов [129], М.А. Мамбетов
[151], В.И. Сигов [202], Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин [223], Д.С. Хайруллов [228],
Р.И. Шнипер [239], К.Н. Юсупов и другие.
115
Методологические и методические основы маркетинга территорий заложили авторы наиболее известных специальных монографий: Ф. Котлер,
И. Рейн, Д. Хайдер, К. Асплунд [122], А. Деффнер [261], В. Жирард [269], М.
Опперманн, Дж. Капмовска [295], Валдани и Анкарани [293] и другие.
Процесс управления СЭР территорий (территориальными образованиями) немыслим без стратегического планирования, которое в территориальном управлении включает в себя анализ стратегических возможностей; процесс формирования стратегического плана развития; и, непосредственно выбор стратегии развития, который сопряжен с разработкой концепции управления СЭР территориальных образований.
Истоки маркетингового подхода к процессу стратегического планирования развития территорий были заложены до 70-х годов ХХ века, когда система стимулирования территориального развития была ориентирована на «реальный сектор» экономики, что способствовало формированию привлекательности делового климата местности за счет дешевого труда и земли. Позднее, а именно с
1970-1980 гг. ХХ века наблюдается процесс целевой ориентации, как на ранее существующие производства, так и создание новых компаний, способствующих притоку инвестиций и продвижению их на рынок. Процесс управления территориальным развитием от фрагментарного (случайного) подхода перешел к более проработанному, а именно выработке стратегий развития территорий, которые основывались на конкурентном анализе и рыночном позиционировании.
Период трансформационных преобразований поставил перед территориями задачу разработки территориального продукта и определение его рыночной ниши, способствующих концентрации сбытовых и маркетинговых усилий на определенную целевую группу потребителей [29].
Современные экономические реалии характеризуются изменением отношения к нематериальным активам территорий, культурным, историческим и географическим особенностям территорий, использование которых способствуют развитию туризма, привлечению бизнеса, стимулированию сферы услуг, повышению комфортности среды проживания [225].
116
Пристальное внимание к развитию и управлению территориями способствовало формированию новой концептуальной основы, в которую был заложен специфический механизм формирования целей и задач, поиск новых методик и инструментов управления, базовым показателем успеха которой стало максимальное удовлетворение потребностей жителей территории в социальных благах и услугах, создание более привлекательных, чем на других территориях, имманентных условий для жизни и деятельности (коммерческого и некоммерческого характера) всех заинтересованных сторон посредством рационального использования наличных ресурсов, имеющегося потенциала территории и привлечения дополнительных трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Прежде чем приступить к формированию концепции маркетинга территорий в системе СЭР территориальных образований необходимо акцентировать внимание на основные «постулаты» маркетинга территорий: территории (города, регионы и страны) представляют собой специфические товары, потребителями которых является население данных юрисдикций, местный и инорегиональный бизнес, внешние инвесторы, туристы и потенциальные новые жители, которые образуют рынки сбыта «товаров территорий»; главной задачей маркетинга территорий является выявление и удовлетворение потребностей целевых рынков и их сегментов, что требует непрерывной обратной связи с потребителями и четкого понимания идентичности территории; продвижение территорий включает как минимум четыре направления, связанных с развитием их имиджевой, инвестиционной, туристической и социальной привлекательности; управление привлекательностью территорий требует целенаправленных информационно-рекламных действий, выстраивания долгосрочных коммуникаций и отношений, дипломатии и лоббирования интересов; брендинг территорий является основой маркетинга территорий;
117 маркетинг должен быть «сквозной» идеологией работы всех подразделений администрации той или иной территории, но необходимы специализированные подразделения (департаменты, команды, рабочие группы и т. п.) по маркетинговой политике и конкурентной идентичности при руководствах стран, регионов и городов [226].
Понимание концепции маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территориальных образований как основной идеи уместно представить в виде иерархически организованной системы теоретико- методологических положений, методических основ, научных принципов, организационных, информационных, коммуникативных средств и инструментов обеспечения социально-экономического развития на уровне конкретной территории.
Целевой доминантой концепции маркетинга территорий в системе СЭР территорий выступает улучшение качества жизни населения, смысловая нагрузка которой имеет три составляющие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы [126].
Основными признаками, определяющими целесообразность концепции маркетинга территорий являются: устойчивость длительное сохранение условий (социальных, природных, ресурсных, хозяйственных) воспроизводства потенциала территории; сбалансированность территориального развития соблюдение для каждой региональной системы определенных пропорций основных составляющих ее потенциала [6].