Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

128
Проведенный компаративный анализ этимологии термина «территория» и исследование его сущности в разных отраслях научного знания (географии, экономике, социологии, естественных науках, юридических науках) позволили выделить составляющие маркетинга территорий: созданный результат человеческой деятельности, различная ценность для общества, позиционность, идентификация, социокоррелирующие свойства материальной сущности бытия, сфера действия законов и так далее и рассмотреть территорию как объект продвижения, сложного продукта, обладающего социально-экономическими, пространственно-географическими, историческими и культурными характеристиками и, способствующие обособлению деятельности, направленной на развитие ее привлекательности для различных целевых групп потребителей.
Систематизированы подходы к типологизации территорий на основе изучения территориальных диаметральностей и выделены типы специфических территорий. Типологизация территорий с учетом критерия дифференцированного маркетинга по привлекательности сегмента позволила выделить территории
(регионы) с маркетинговой стратегией имиджевой привлекательности; территории (регионы) с маркетинговой стратегией инвестиционной привлекательности; территории (регионы) с маркетинговой стратегией туристической привлекательности и территории (регионы) с маркетинговой стратегией социальной привлекательности для выработки территориальной
(региональной) политики социально-экономического развития. Использование маркетинговых стратегий привлекательности будет способствовать, с одной стороны, выравниванию территориальных диаметральностей социально- экономического развития, а с другой, усилению процесса взаимного тяготения территорий друг к другу.
Методология маркетинга территорий формируется как совокупность научных теорий и идей, принципов, методов и моделей, направленных на повышение привлекательности территорий, способствующая принятию эффективных решений относительно выбора маркетинговой стратегии социально- экономического развития территорий.

129
Научно обоснована концепция маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территорий, фундаментом которой является теория общественного выбора, обеспечивающая процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе экономическими методами; теория экономического роста и развития, рассматривающая проблемы макроэкономического равновесия не в статическом, а в динамическом виде и в долговременном периоде; теория систем, представляющая собой научную и методологическую концепцию исследования объектов, представляющих собой системы, теория управления, как науку о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами и модель Тибу, относящейся к одной из моделей теории общественного выбора и описывающая с экономических позиций процесс выбора индивидуумами юрисдикции для проживания.
Концепция рассматривается как научно-обоснованная система взглядов, основывающаяся на совокупности разработанных теоретико-методологических положений и методических подходов, использовании маркетингового инструментария для обеспечения организационной, экономической, информационной и модельной составляющих, концептуальной схемы в системе социально-экономического развития территориальных образований, реализация которой обеспечивает функционирование механизма эффективного управления социально-экономическим развитием территорий на основе методологии маркетинга и определяет стратегию социально-экономического развития.
Основные результаты исследования представлены в работах [58, 63, 66, 67,
68, 71, 73, 75, 80, 81, 83, 84, 90, 91, 148].


130
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

РАЗДЕЛ 3
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ МАРКЕТИНГА
ТЕРРИТОРИЙ
3.1 Методология маркетинга территорий на основе программно-целевого
планирования
Источником социально-экономического развития экономики в целом целесообразно считать территории (регионы и города), которые с одной стороны в совокупности формируют потенциал развития всей страны, с другой, представляют собой места сосредоточения и мобилизации широкого спектра ресурсов страны.
Маркетинг территорий отражает деятельность, направленную на продвижение места (территории), имеющего четкие географические границы, посредством развития его привлекательности для различных целевых групп потребителей.
Вопросам управления развитием территорий в условиях устойчивого развития и кризиса, в частности инновационного и инвестиционного развития, научные работы посвятили известные ученые ведущих научных и образовательных учреждений: С.Ю. Глазьев [40], А.И. Кузьмин [130],
Ю.Н. Полшков [179], Т.В. Полякова [180] и другие.
Значительный вклад в формирование концептуальных положений, раскрывающих сущность социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е.А. Атаманова [10], Л.В. Балабанова [13], В.И. Беляев [153],
И.С. Важенина [24-27] Ф. Котлер [121, 122], А. Динис [263], В. Жирард [269] и др.
Кроме этого, вопросам планирования, регулирования и применения программно-целевых методов управления развитием регионов уделяют внимание
А.В.
Андреев
[8],
С.Ю.
Глазьев
[40],
М.Г.
Лапаева
[139],

131
И. В. Митрофанова [160] и другие.
Однако исследованию методологии маркетинга территорий на основе программно-целевых методов и индикативного планирования уделено недостаточно внимания, что и обусловило выбор темы научного исследования.
Недостаточное количество научных разработок в отечественной и зарубежной научной литературе по направлению индикативного планирования и управления на территориальном уровне, спорные вопросы особенностей индикативного управления привели к четкому определению перечня задач научного исследования.
Маркетинг действительно решает вопросы формирования привлекательности такого сложного продукта, как территория, для потребителей.
Ф. Котлер к основным целям маркетинга территории относит: увеличение благосостояния жителей территории, развитие промышленности и рост экономики региона в целом, привлечение иностранных инвестиций, улучшение инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса, развитие туристического сектора, привлечение внимания и инвестиций со стороны государственных органов власти, привлечение рабочей силы, нового населения и т.п. [121].
За относительно короткий период времени концепция маркетинга территорий прошла несколько стадий развития: продажи мест; продвижения мест; инструмента планирования; корпоративного бренда.
Государственное управление обладает довольно широким набором правовых приемов и способов, используемых для достижения целей, которые специалисты называют методами государственного управления. Г.В. Атаманчук выделяет следующие группы методов, находящие применение в государственном управлении: методы научного познания (математическое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы); методы теории стратегических игр и статистической теории принятия решений;


132 экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социального экспериментирования; графические; программно-целевые методы; теории очередей или теории массового обслуживания; методы функционирования органов государственной власти (методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля); методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления
(морально-этические, социально-политические, экономические и административные) [11].
Следует отметить, что методы государственного управления при переходе от одной экономической формации к другой отличаются от методов, используемых при стабильных экономических отношениях.
Одним из актуальных методов переходного периода является программно- целевой метод.
Особенность государственного управления проявляется в том, что исследования и научные теории по его реализации ведутся в рамках большого количества дисциплин, что позволяет говорить о междисциплинарном характере государственного управления.
Проблема таких исследований, как и проблема самого управления, проявляется в отсутствии комплексного подхода, позволяющего рассматривать государственное управление как целостную систему.
Под целостностью системы государственного управления следует понимать целенаправленность деятельности органов государственного управления в рамках выбранного курса, с использованием экономически обусловленных управленческих технологий. И тогда реализация программно-целевых методов должна осуществляться с учетом системной направленности.
Это означает, что между программами, разрабатываемыми и реализуемыми различными органами государственного управления, должны прослеживаться системные связи и отсутствовать межведомственная конкуренция. При этом если

133 технологии и стоимость реализации программ могут быть различными, то правовое обеспечение должно быть единым, понятным как для государственных и муниципальных служащих, так и для граждан и юридических лиц.
Любая социально-экономическая система, являясь сложно- структурированой, функционируя, сталкивается с неравномерностью движения ее отдельных элементов, что приводит к противоречиям как внутри самой системы, так и вне системы, под влиянием факторов, обусловливающих ее динамику. Для слаженности деятельности каждого элемента этой системы, необходим определенный механизм управления, который будет способствовать экономическому развитию, как государства в целом, так и отдельных его регионов.
Следовательно, экономическое развитие можно охарактеризовать как многоплановый процесс, который охватывает экономический рост, сдвиги в структуре экономики, а также совершенствование условий и качества жизни населения [241].
Как отмечают М.В. Васильева, Т.В. Владимирова, Е.В. Романенко,
В.П. Часовской, социально-экономическое развитие территории выражается, с одной стороны, в воспроизводстве его совокупного общественного продукта, услуг, и формации, и населения, а, с другой, в социально-экономических отношениях [167].
В Приложении В приведена классификация стран по уровню экономического развития.
Развитие территорий необходимо рассматривать как динамичный процесс, который должен идти в направлении общественного прогресса, и проявляться в увеличении общественного богатства. То есть развитие должно охватывать всю совокупность объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека и предполагать гармоничное развитие на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государств [167, с. 11], а также, учитывая неравномерность движения ее элементов и действия принципа


134 инертности, необходимо предвидеть многовариантность моделей регионального развития в период рыночных трансформаций.
Обращая внимание на тот факт, что трансформации в большей степени связаны с «качественными преобразованиями базисных основ общественной жизни» [245, с. 638] (переход от индустриального общества к постиндустриальному – Раздел 1.2), в ряде стран, с конца 80-х начала 90-х гг. в результате распада социалистической системы происходили экономические трансформации, продолжающиеся в некоторых из них до настоящего времени.
Данная группа стран получила название страны с переходной экономикой (СПЭ)
(постсоциалистические государства) или, страны с формирующимися рынками
(СФР) (Приложение Г).
В Приложении Д представлен перечень групп стран, подвергшихся трансформациям административно – командной экономики в рыночную и их характеристика по отдельным показателям.
Нужно отметить, что в структуре экономических трансформаций в данной группе стран выделились три основных трансформационных потоков: первоначальное накопление капитала как основной, ведущий процесс; переструктурирование экономики в соответствии новых закономерностей ее функционирования; социализация экономики как противоположный первоначальному накоплению и переструктурированию экономики процесс, имеющая снижать напряжение, порожденное предварительными потоками.
Таким образом, в каждой стране с формирующимися рынками произошли процессы перехода от государственной собственности к различным формам частной, от государственной монополии к конкуренции, от административно- командных методов ценообразования к рыночным.
Как видно из Приложения Д, большая часть стран при переходе к рыночным отношениям подверглась структурным трансформациям инверсионного характера, повлекшим изменение системы через переход от одного состояния к другому, не всегда соответствующему достижению желаемой

135 модели экономического развития, для которой необходима была длительная качественная трансформация всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований под влиянием множества политических, экономических и социальных факторов, основанных на амбивалентности позиций данных стран.
Генеральная цель управления территориями на основе маркетинга территорий – формирование социально ориентированного и регулируемого государством рынка. Сформулируем основные цели управления территориями: максимальное использование природно-климатических особенностей территорий, предотвращение загрязнения окружающей среды, комплексная экологическая защита территорий; развитие конкурентных рынков товаров, труда и капитала; обеспечение минимальных социальных стандартов для населения, выравнивание условий жизнедеятельности для всех районов области; приоритетное развитие отраслей, имеющих важное стратегическое значение; стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом, которые могут стать «локомотивами» и
«точками роста» для экономики страны; развитие инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.).
Указанные цели характеризуют две стороны территориального развития на основе маркетингового подхода: экономическую активность, которая требует рационального распределения производства в пространстве и использования потенциала территории в целях повышения общенационального благосостояния; социальную справедливость, т. е. более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния для жителей всех территорий.
В этих условиях особо важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных территорий или населенных пунктов.