Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 633

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

145
В программах и стратегиях СЭР регионов чаще всего используется термин
«целевой индикатор», который представляет собой экономический показатель
(количественный), установленное значение которого является ориентиром в реализации основных целей стратегии СЭР, характеризующий состояние и эффективность функционирования экономики.
На рис. 3.3 представлены индикативные показатели управления социально- экономическим развитием территорий и на основе индикативного управления экономикой, объекты и субъекты индикативного управления развитием территорий [2].
Рисунок 3.3 – Индикативное управление социально-экономическим развитием территорий (составлено автором на основе [2])
Можно выделить следующие условия формирования системы целевых индикаторов регионального развития:
ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ТЕРРИТОРИЙ - механизм государственного регулирования экономики - совокупность целей управления, критерии оценки эффективности управления, механизм взаимодействия.
УРОВНИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
макроэкономический
уровень – в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов.
территориальный
уровень – в виде разрабатываемых органами управления и муниципальных образований региональных прогнозов.
мезоэкономический
уровень – в виде составляемых корпорациями планов, прогнозов, программ развития отраслей и подотраслей.
Микро-
экономический
уровень – в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц.
Объекты индикативного управления
развитием территорий: управляемое звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воспринимающие управляющее воздействие со стороны.
Субъекты индикативного
управления развитием
территорий: управляющее звено
(элемент или совокупность элементов) системы управления, воздействующий на другие
(другой) элементы.

146 неотождествление оценки плановых задач с показателями, характеризующими социально-экономическую ситуацию в регионе; отражение различных «областей жизнедеятельности» региона, а главное  уровень экономического и уровень социального развития.
Например, сбалансированное территориальное развитие Российской
Федерации предусматривает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов [181].
Так, в период трансформационных преобразований, а именно, начиная с
90-х годов 20 века, которые характеризовались падением промышленного производства, инфляцией, почти полным отсутствием валютных резервов, дефицитом потребительских товаров и продовольствия перед правительством
Российской Федерации встала задача нахождения инструмента, позволяющего преодолеть все трудности переходного периода.
Именно целевые программы стали ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней, представляющие собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий [187].
Начиная с 1992 г. по март 1996 г. на региональном уровне начинают приниматься тактические решения, а именно, издаются 32 указа Президента и 56 постановлений Правительства о неотложных мерах по стабилизации экономического и социального положения, о финансировании региональных программ.
Стратегический характер региональные программы как формы государственного регулирования территориального развития, приобрели после разработанной первой комплексной федеральной региональной программы


147
Правительства РФ  ФЦП социально-экономического развития Курильских островов и социально-экономического развития Республики Саха (1995 г.) и первой не федеральной региональной стратегии в России города Санкт-
Петербурга (1997 г.). К 1997 году процесс разработки программ РР приобрел массовый характер, и к этому времени было утверждено более 30 программ экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири,
Северного Кавказа и других регионов. Некоторые из этих программ оказали позитивное влияние на развитие территорий и позволили смягчить сложности процесса трансформации экономических систем.
Как отмечает В.Н. Лаженцев, в число территорий, к которым применен программный метод обеспечения развития, включены: территории с особыми условиями хозяйствования (северные районы); слабые в экономическом отношении (Бурятия, Адыгея, Калмыкия,
Мордовия, республики Северного Кавказа); старопромышленные, остро нуждающиеся в реструктуризации экономики
(Удмуртия, Челябинская, Ростовская, Тульская области и др.); приграничные с новыми для них проблемами (Псковская, Калининградская,
Брянская области и др.) [137].
Группа теоретиков под руководством Крутикова В.К. выделяют три вида программ территориального развития, как формы государственного регулирования: программы развития регионов, хронически отстающих по уровню главных социально-экономических индикаторов (занятости и душевым доходам) от среднего показателя по стране; программы развития депрессивных регионов, т.е. промышленно развитых, но пришедших в упадок по различным причинам; программы хозяйственного освоения относительно новых территорий [187].
Характерные цели, задачи, целевые индикаторы и рейтинги в соответствии типов программ территориального (регионального) развития сведены в табл. 3.3.

148
Таблица 3.3  Цели, задачи, целевые индикаторы и рейтинги программ территориального развития РФ
Характерные цели
Задачи
Целевые индикаторы, рейтинги регионов
Хронически отстающие регионы по уровню главных социально-экономических индикаторов
(большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, Республика Марий Эл, Республика Калмыкия)
- повышение уровня социально- экономического развития;
- обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения.
- создание системы образовательных проектов;
- создание системы мониторинга социально- экономического развития регионов;
- обеспечение добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение капитала, рабочей силы;
- создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования.
- количество созданных на территории региона рабочих мест.
- накопленный объем инвестиций инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально- экономического развития;
- численность постоянного населения региона на 1 января;
- поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ с территорий регионов.
Рейтинг социально-экономического развития регионов.
Рейтинг по уровню социально-экономического положения субъектов РФ.
Рейтинг инвестиционной привлекательности.
Депрессивные регионы
(Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Поволжского, Уральского экономических районов, южного пояса Сибири, Дальнего Востока)
- поддержание приемлемого уровня экономической дифференциации регионов;
-создание конкурентоспособных субъектов экономической деятельности и формирование факторов экономического роста внутри регионов;
- создание предпосылок для их устойчивого развития.
- создание стимулов к осуществлению приоритетных социально-экономических преобразований;
- долевое финансирование мероприятий региональных и местных органов власти в области проведения социально-экономических реформ за счет средств федерального бюджета;
- выработка механизмов совместного участия в разработке программ комплексного социально- экономического развития регионов.
- демографические показатели (уровень занятости; уровень безработицы; уровень миграции; уровень доходов на душу населения; прожиточный минимум; обеспеченность жильем; уровень рождаемости; ожидаемая продолжительность жизни; коэффициент естественного прироста (убыли) населения; коэффициент рождаемости и смертности);
- объем отгруженной продукции на душу населения;
- объем прибыли предприятий по отраслям экономики;
- доля убыточных предприятий по отраслям экономики;
- темпы роста (падения) ВРП на душу населения;
- спад (рост) промышленного и сельскохозяйственного производства;
- инвестиции в промышленное производство.
Рейтинг региона по качеству жизни.
Рейтинг развития науки и технологий в регионах России.
Рейтинг развития рынка труда в регионах.
Новые территории
- формирование концепции развития региона;
- ресурсные программы, направленные на решение проблем социально- экономического развития.
- формирование концепции развития региона, в научной и проектной подготовке территории и реализации комплексных научно-технических и социально-экономических мероприятий;
- ресурсные программы, направленные на решение проблем.
- экономический потенциал региона; концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации;
- инвестиционная активность;
- энергетическая и продовольственная безопасность;
- финансовое самообеспечение региона;
- налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов.
Рейтинг по уровню жизни.
148
На основе портала госпрограмм Российской
Федерации


149
Данные табл. 3.3 свидетельствуют о дифференциации целей и, следовательно, задач регионального развития в зависимости от типа региона, для которого разрабатывается целевая программа.
Кроме этого, управление социально-экономическим развитием территории основываться на системе целевых индикаторов, которые следует выбирать с учетом особенностей развития конкретных территорий.
Таким образом, применение программно-целевых методов в маркетинге территорий  это не только реализация заранее утвержденных программ социально-экономического развития территорий, но и учет установленных приоритетов развития в процессе принятии повседневных управленческих решений, которые должны базироваться на: обеспечении формирования и улучшения образа территории, повышения ее конкурентоспособности на основе маркетинговой составляющей; привлечении на территорию внешних заказов, инвесторов, учитывая индекс конкурентоспособности национальных инновационных систем; повышение инвестиционной привлекательности, что будет способствовать достижению поставленных целей, значений целевых индикаторов социально- экономического развития территорий, повышению уровня индекса инвестиционной привлекательности территорий (регионов), согласно программам развития, а также путем формирования внутренних преимуществ территорий, привлечения инвестиций и факторов экономического развития, повышения привлекательности территорий будет повышать рейтинг социально- экономического развития территорий.
Весь процесс программно-целевого управления должен быть построен на принципах комплексности, целостности и грамотно выстроенном взаимодействии всех его элементов, что обуславливает необходимость создания целостного механизма индикативного управления социально-экономическим развитием территорий.

150
Применение такого сложного организационно-хозяйственного инструмента, как целевая программа, оправдано для решения далеко не для всех проблем, возникающих при функционировании хозяйственных систем.
Условиями использования программно-целевого подхода являются: необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы; комплексность возникшей социально-экономической, научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий; отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.; необходимость скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости).
В условиях переходного периода к рыночной системе хозяйствования сохраняются общие предпосылки использования программно-целевого подхода: преодоление целевой ограниченности в решении проблем развития отдельных ведомств и товаропроизводителей; необходимость достижения кардинальных сдвигов в экономической сфере, затрагивающих пространственные аспекты общественного воспроизводства
(освоение ресурсов межрайонного значения, взаимодействие территорий при решении крупных территориальных проблем, строительство объектов производственной инфраструктуры межрайонного назначения и т.д.); появление ряда новых факторов, обусловленных особенностями переходного периода.
Так, кризисные явления в экономике переходного периода вызывают, как известно, необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности и т.д. Все


151 это, согласно теории экономики переходного периода, должно обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности.
В период развития рыночных отношений в условиях мировых трансформаций все более усиливается роль использования программно-целевого планирования и управления развитием территорий. Существует ряд выделенных автором в ходе тщательного исследования причин и предпосылок масштабного применения программно-целевого планирования в управлении развитием приоритетных территорий страны.
К основополагающим предпосылкам, на наш взгляд, следует отнести динамично развивающиеся процессы производства и воспроизводства и, как следствие, дифференциацию видов деятельности на участках территорий, что в свою очередь, является причиной развития соответствующих методов интеграции, которые позволяют решить проблемы комплексного и отраслевого характера; использование отраслевого принципа управления, который способствует решению комплексных проблем регионального развития.
В связи с этим можно говорить об инициирующем характере целевых программ, способных привлечь во многих случаях значительные финансовые ресурсы, если намечаемые перспективы развития региона резко повышают его инвестиционную привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов и гарантируют возврат кредитных ресурсов; возможностью сочетать в ходе государственного управления развитием экономики и социальной сферы на всех территориально-структурных уровнях программно-целевой метод управления региональным развитием с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования. Это относится как к развитию государственного сектора экономики и тех хозяйственных комплексов, функционирование которых имеет жизненно важное значение для национальной безопасности страны
(военно-промышленного, агропромышленного, металлургического, топливно-энергетического и др.), так и к приоритетному развитию отдельных территорий страны – территорий –
«локомотивов» экономического роста, к государственной поддержке кризисных,

152 депрессивных и отсталых территорий, территорий с тяжелыми природно- климатическими и транспортными условиями, районов, обладающих особым геополитическим положением или подверженных воздействию природных и техногенных катастроф, аварий и др.; потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).
По данным официального источника Портала госпрограмм Российской
Федерации [181], предложены государственные программы сбалансированного регионального развития на финансирование которых по данным официального источника выделено из государственного бюджета 777,8 млрд. руб.
Сбалансированное региональное развитие, осуществляемое на основе государственных программ Российской Федерации, ориентированные на создание и обеспечение предпосылок и условий, в результате действия и осуществления которых каждый регион будет иметь необходимые ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития, повышения уровня инвестиционной привлекательности, увеличения степени конкурентоспособности экономики территорий и, как результат, развитие геополитических приоритетных территорий.
В отношении территорий, согласно основным направлениям государственной политики в сфере регионального развития, будут проведены целевые мероприятия, направленные на развитие федеральных отношений, совершенствование системы местного самоуправления, выравнивание бюджетного обеспечения государственными финансами и муниципальными ресурсами.
Таким образом, в результате повышения роли и приоритетности развития территорий, органы государственной и муниципальной власти в разрезе государственных планов тщательное внимание стали уделять отбору перечня важнейших проблем, подлежащих программной разработке; разработке целевых


153 комплексных программ; отражению комплексных программ в государственных планах.
Предпосылки и факторы использования программно-целевого метода развития территорий стали значимыми причинами переходного планирования и административной системы планирования и прогнозирования в системе формирования государственных программ развития страны, используя интеграционные методы планирования и контроля в условиях интеграции социально-экономических и научно-технических процессов.
На наш взгляд, широкое использование метода программно-целевого планирования маркетинга территорий обусловлено, прежде всего: потребностью в кардинальных переменах структур и тенденций развития экономики и социальной политики; межотраслевой и межрегиональной координации программ регионального развития в социально-экономическом, научно-техническом, природно- экологическом направлениях; необходимостью финансирования региональных мероприятий федеральной, региональной или муниципальной важности.
Преимущества программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием территорий характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями: индикативным характером программ, сроки, реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами; системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы региона различного таксономического уровня; обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач развития территорий различного таксономического уровня; способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение принципиальных вопросов социально-экономического

154 развития региона, от которых зависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения (проведение структурной политики по существу, т.е. в пользу ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности, первоочередная реализация приоритетных инвестиционных проектов развития экономики и социальной сферы, развитие наукоемких производств, содействие занятости населения и др.); возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств, заинтересованных государственных и коммерческих предприятий и фирм, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов.
Преимущества программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием территорий и выявленные недостатки характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями (рис. 3.4) [162].
Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.
Таким образом, анализ управленческой практики показывает, что программно-целевой метод управления зарекомендовал себя весьма действенным инструментом повышения эффективности функционирования и развития территориальных социо-экологоэкономических систем. Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов
Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования [170].