Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 635
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
136
Одним из ключевых экономических инструментов полностью соответствующему специфике переходного периода, который рассматривается в качестве одного из основных методов осуществления результативных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях выступает программно-целевое планирование. Базовыми условиями применения программно-целевого планирования является: необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций развития экономики и социальной сферы; комплексность возникшей проблемы; необходимость формирования экономических ориентиров для частного и государственного секторов экономики; координация структуры, тенденций, интересов различных социальных групп, территорий и т.д.
Важность поддержки как позитивных проявлений в условиях кризиса – конструктивных структурных сдвигов, так и смягчения негативных социально- экономических последствий делают целесообразным первоочередное использование программно-целевого планирования для решения такого рода
«биполярных» проблем переходного периода.
Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития территорий. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретностикрупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы.
На этапе выхода из кризиса важное значение приобретает антиинерционный потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования [160].
137
Научное исследование важно для определения задач, функций, основных составляющих программно-целевых методов управления социально- экономическим развитием территорий (стран, регионов, городов и т.д.) и приоритетов, процедур территориального управления с целью выявления наиболее приоритетных направлений.
Для выработки вектора территориального развития необходимо выделить приоритетные цели экономического, социального, научно-технического развития территории (региона), разработать взаимоувязанные мероприятия по достижению их в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.
В условиях рыночной экономики можно выделить некоторые общие предпосылки и факторы использования программно-целевого планирования в области экономической политики и инструментов, направленных на проведение фундаментальных структурных сдвигов в экономике, в целом, и отдельных территорий (регионов или населенных пунктов) на основе маркетинга (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 Предпосылки и факторы использования программно-целевого метода в планировании развития маркетинга территорий (авторская разработка)
ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА
Ф
АК
ТО
РЫ
И
СП
О
ЛЬ
ЗО
ВАН
И
Я
П
РОГР
АММ
Н
О
-Ц
ЕЛЕВО
ГО
МЕТОДА
преодоление целевой ограниченности в решении проблем развития территориальных ведомств и товаропроизводителей;
необходимость достижения кардинальных сдвигов в экономической сфере, затрагивающих пространственные аспекты общественного воспроизводства;
освоение ресурсов межрайонного значения, взаимодействие регионов при решении крупных территориальных проблем, строительство объектов производственной инфраструктуры межрайонного назначения;
появление ряда новых факторов, обусловленных особенностями трансформационного периода.
П
РЕД
П
О
СЫЛ
К
И
И
С
П
О
ЛЬ
ЗО
ВАН
И
Я
П
РОГР
АММ
Н
О
-Ц
ЕЛЕВО
ГО
МЕТОДА
постоянно углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности;
ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления;
глубокие кризисные деформации экономики отдельных регионов, крайняя недостаточность собственных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях;
необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы.
138
Основным инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития территорий, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем стали комплексные программы развития территорий. Четкое следование данным программам обеспечивает синхронное формирование политики, ориентируемой на результат, которое может более масштабно достигаться за счет внедрения современных технологий маркетинга, способствующих решению стратегических задач социально-экономического развития территорий, направленных на эффективное использование имеющихся ресурсов с целью дальнейшего устойчивого развития на основе удовлетворения спроса целевых групп потребителей [194].
Формирование общей концепции управления социально-экономическим развитием территорий, направленной на создание и поддержание ее притягательности и престижа, с одной стороны, а также привлекательности и возможности воспроизводства, сосредоточенных на данной территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, с другой, базируется на программно-целевом подходе.
Включение в комплексные программы развития территорий маркетинговой составляющей, позволит, с одной стороны - выявить «свою нишу на своеобразном
«рынке регионов», по сути – научит себя продавать» [147], а с другой - интегрирует в единый процесс все элементы предпринимательской, хозяйственной, производственно-сбытовой и инвестиционной деятельности, объединив их в систему, действующую в интересах территории.
Задачи, функции, основные компоненты, а также маркетинговая составляющая программно-целевого планирования в маркетинге территорий представлены на рис. 3.2.
В качестве целевых ориентиров регионального развития выступают задачи как общерегионального, так и более узкого и частного характера.
139
Рисунок 3.2 Программно-целевое планирование в маркетинге территорий
(авторская разработка)
В современных условиях трансформационных преобразований все более возрастает роль и значение регионального аспекта.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИЙ
Задачи программно-целевого
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 34
планирования
Основные компоненты программно-
целевого планирования
определение компонентов проблемы и их взаимосвязей; определение системы целей для обеспечения решения проблем; создание механизмов распределения ресурсов; создание организационных систем управления реализацией программы; разработка, реализация и контроль эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи; организационная система управления программой; система распределения/стимулирования привлечения ресурсов; система контроля реализации программы и оценки ее эффективности; законодательная и нормативная база программы задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы; координация развития различных подсистем в целях достижения мультипликативного эффекта; создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население); балансировка интересов участников системы
Функции программно-целевого планирования
создание благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, повышение деловой активности; повышение конкурентоспособности предприятий; привлечение новых предприятий и инвесторов; сохранение природной среды и улучшение экологической обстановки; выгодная реализация ресурсного потенциала; повышение качества жизни и формирование благоприятной демографической структуры населения; улучшение степени идентификации граждан со своей территорией проживания, развитие социального капитала; создание и усиление уровня привлекательности
Маркетинговый аспект программно-целевого планирования
140
По мере обретения регионами «реальной самостоятельности» (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая собственно региональная сфера интересов и ответственности, т.е. регионализация экономики становится частью процессов либерализации и демократизации управления в экономической сфере. Проводимые сегодня в регионах социально-экономические преобразования во многом нацелены на повышение эффективности регионального развития.
Политические, экономические и социальные факторы влияют на динамику развития региональных хозяйственных систем и усиливают разрыв между ними по уровню социально-экономического развития.
В экономической литературе процесс развития отождествляется с движущей силой прогресса, всегда имеющий направленность, определяемую целью или системой целей [65].
Динамическое экономическое развитие (включая и региональное) всегда сопряжено с выявлением объективных тенденций развития, постановки диагноза и установления желательных значений целевых индикаторов экономического и социального развития региона, на основе которых может разрабатываться комплекс необходимых управленческих мероприятий для выработки стратегии и тактики регионального развития.
В период развития рыночных отношений в российской экономике, когда решение стратегических задач развития страны зависит от основных направлений развития территорий страны, возникает необходимость в создании эффективной системы стратегического планирования социально-экономического развития территорий, способной объединить усилия областных администраций, руководителей предприятий и компаний в решении проблем реформирования территорий.
Особую актуальность в современных условиях имеет разработка научно- методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием территорий с использованием инструментария стратегического индикативного планирования.
141
Индикативное планирование рассматривается как процесс формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики территорий, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы территорий с целью достижения указанных показателей от значений, определенных для целей планирования [8, с. 249].
Как отмечает группа авторов [197, 221] использование инструментария маркетинга территорий в программно-целевом планировании задает правила осуществления территориального развития посредством: вовлечения в процесс стратегического развития стейкхолдеров территории, к которым относят местных жителей, а также представителей бизнеса и власти, их взаимодействие должно быть организовано оптимально с учетом интересов потребителей территории, что приведет к сведению к минимуму возникающих конфликтов интересов разных сторон, позволит снизить трансакционные издержки, и будет способствовать территориальному развитию [221, с. 150]; всестороннего анализа факторов развития территории, ее внутренней и внешней среды [197, с. 41].
Каждая программа территориального (регионального) развития помимо целей, задач, комплекса мероприятий должна включать систему измерений развития конкретных территорий (стран, регионов, городов и т.д.). Так, в соответствии методологии маркетинга территорий система измерений территориального развития подразделяется на четыре уровня [34]:
первичные статистические показатели, содержащиеся в документах официальной статистики; индикаторы или расчетные показатели, которые отражают изменения, происходящие во времени на той или иной территории; сводные индексы – это группы расчетных показателей, характеризующие комплексные параметры развития территорий;
142 рейтинги – информационные образования, показывающие в виде шкал состояние дел по тем или иным параметрам различных территориальных образований, служащие ориентирами для широкой общественности при принятии тех или иных решений.
При этом решение социально-экономических проблем территорий, таких как оптимизация территориальных пропорций в экономике, получает правовой статус, а также создает предпосылки для накопления необходимых для этого средств, и задача реализации намеченных мероприятий приобретает обязательный характер [238].
В системе индикативного управления социально-экономическим развитием территорий целесообразно выделить систему индикаторов социально- экономического развития территорий на общегосударственном уровне экономического развития (табл. 3.2) [35].
Таблица 3.2 Система индикаторов социально-экономического развития территорий (общегосударственный уровень)
Индикаторы
Показатели
Темп инвестиционных процессов; уровень инвестиционной привлекательности
Мультипликатор инвестиций, инвестиции в основной капитал, доля инвестиций производственного назначения, источники финансового обеспечения инвестиционной политики территорий
Доля сбережений и накоплений населения
Платежеспособный спрос, норма сбережений, текущий платежеспособный спрос на жилье, доступность жилья
Темпы экономического развития
Номинальный ВВП, реальный ВВП,
ВВП на душу населения,
ВНП, национальный доход
Темп инфляционных процессов
Индекс потребительских цен, индекс-дефлятор ВВП, индекс цен производителей промышленной продукции, налоговые ставки
Уровень качества жизни
Размер минимального потребительского бюджета, реальные денежные доходы населения, продолжительность жизни, социальный прожиточный минимум,
143
Окончание таблицы 3.2
Индикаторы
Показатели уровень потребления материальных благ и услуг, физиологический прожиточный минимум, уровень бедности, мультипликатор занятости, личные сбережения
Маркетинговые индикаторы
Численность экономически активного населения, % от всего населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике, доля инновационной продукции, внутренние текущие затраты на исследования и разработки, % к валовому региональному продукту, уровень безработицы,
% от трудоспособного населения, охват дошкольными образовательными учреждениями детей соответствующего возраста, численность населения на одного врача, всего зарегистрировано преступлений, на 100 000 населения, охраняемые территории (заповедники и национальные парки), % к общей площади, количество посещений театров и музеев на одного жителя
Социальные индикаторы
Естественный прирост (убыль) населения, степень износа основных фондов, индекс стоимости жизни, объем промышленной продукции, уровень безработицы, покупательная способность населения, занятость и доля населения с уровнем, дохода ниже прожиточного уровня, продолжительность жизни, уровень здоровья населения, обеспеченность населения товарами и платными услугами, обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры, инновационная активность организаций, ввод в действие жилых домов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, коэффициент преступности
Экономические индикаторы
ВРП на душу населения, объем внешнеторгового оборота, объем платных услуг, грузооборот предприятий транспорта, индекс производства продукции сельского хозяйства, коэффициент обеспеченности бюджета, инвестиции в основной капитал, коэффициент финансовой зависимости, оборот розничной торговли на душу населения, индекс затрат на рабочую силу на единицу продукции в производстве, средняя продолжительность безработицы
Составлено автором по данным [35]
144
По отношению, например, к регионам, в соответствии с основными направлениями государственной политики в области территориального развития, планируется проведение целевых мероприятий, направленных на развитие федеральных отношений, совершенствование системы местного самоуправления на основе применения программно-целевых методов управления развитием регионов и индикативного управления.
В экономическую практику термин «индикатор» был введен в качестве ориентировочного показателя, измерителя экономических явлений, отражающего направление развития экономических процессов [185]. Индикаторы регионального развития должны применяться, как плановые ориентиры и могут быть использованы в качестве инструментов управления хозяйством.
Однако нужно акцентировать внимание на главном признаке индикаторов – это показатели, которые оценивают условия, состояния и тенденции относительно целей и задач, т.е. показывают, достигнуты ли поставленные цели или созданы ли возможности для их достижения.
Без обоснования систем индикаторов относительно целей и задач, любой их набор остается бесполезным инструментом, который малопригоден (или не пригоден вообще) для принятия решений, обоснования планов и программ и мониторинга их реализации [15].
Кроме этого, индикаторы должны: отражать влияние нескольких тенденций одновременно
(мультифакторность); содержать понятную и однозначную интерпретацию результатов для лиц, принимающих решения; иметь количественное выражение состояния объекта анализа; давать возможность четко определить направленность происходящих изменений (положительная или отрицательная); формироваться преимущественно на основе существующей системы статистики при сравнительно простой процедуре сбора информации и расчетов; давать возможность оценки объекта обследования в динамике [226].