Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 640
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
155
Рисунок 3.4 Преимущества и недостатки программно-целевого метода управления развитием территорий (разработано автором на основе [162])
Программно-целевое управление позволяет решить такие задачи регионального развития, как оптимизация территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка. При этом решение социально- экономических проблем региона получает правовой статус, аккумулируются необходимые для этого средства, а задача реализации намеченных мероприятий приобретает обязательный характер. Тем не менее, несмотря на то, что
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММНО-
ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 34
Программно-целевой метод управления развитием территорий
НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММНО-
ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА
Периоды реализации программ и уровни обеспеченности финансовыми ресурсами определяют индикативный характер программ; системный характер реализации основных целей и задач программ управления развитием территорий различного таксономического обобщающего уровня; принцип единства методологических и методических подходов в реализации задач развития территорий различного таксономического уровня; использование эффекта мультипликатора в случае целевого использования ограниченных бюджетных ресурсов за счет альтернативных источников; синергетический эффект слияния программно-целевого метода управления региональным развитием с методами прогнозирования и индикативного планирования
Ограничения в преобразовании программных методов к уже существующим методам планирования и управления; отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ; результативность целевых программ имеет ограничения так как есть несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы; огромный разрыв во времени от выявления проблемы, разработки программы до ее решения и как результат-ущерб населению и территории
156 программно-целевой метод является эффективным инструментом осуществления политики территориального развития, в настоящее время он используется недостаточно, часто подменяясь текущим административным управлением.
Причем, если программно-целевой метод успешно применяется на федеральном уровне и во многих субъектах Федерации, то на уровне муниципальных образований метод используется не вполне эффективно, в том числе и в связи с недостаточной теоретической проработкой данной проблемы. Поэтому рассматриваемая проблема весьма актуальна.
Следует отметить, что проблема применения программно-целевых методов в региональном управлении носит междисциплинарный характер. Именно поэтому она является предметом внимания ученых, работающих в различных областях знания – юристов, экономистов, специалистов в области государственного и муниципального управления, политологов, социологов. В данной работе проблема рассматривается в организационно-экономическом аспекте.
При этом, руководствуясь принципом антропности(от греч. antropos – человек), все явления общественной жизни, в том числе экономические, следует рассматривать через призму микрокосма – человека. Эффективный программно- целевой метод предусматривает ориентацию на антропоцентрическое развитие, являющееся частью устойчивого развития. Особое значение приобретает в настоящее время социальная предпосылка устойчивого развития – усиление важности человеческого фактора. Возрастание роли человека в системе факторов производства детерминирует необходимость социальной переориентации экономических приоритетов.
Человек ставится в центр социо- экологоэкономической системы, возможно более полное удовлетворение его потребностей становится условием устойчивого развития территории. Таким образом, повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей человека на основе комплексного развития региона является критерием эффективности регионального управления, а формирование, использование и развитие человеческого потенциала определяется как
157 приоритетное направление стратегии социально-экономического развития региона [213].
Анализ практики позволил выявить основные методологические проблемы при реализации программно-целевого метода: несовершенство методологической и методической базы по разработке программ; преимущественно распределительный принцип построения программ, основанный на внутренних источниках финансовых ресурсов; недостаточное использование внешних источников финансирования и возможностей государственно-частного партнерства; недооценка инновационных процессов в экономике региона как системообразующего звена стратегического плана и его программ; недостаточное информационное сопровождение реализации программ социально-экономического развития; отсутствие системного подхода в формировании нормативно-правовых основ, а также адекватной сложности проблемы организационной инфраструктуры реализации программных мероприятий.
Анализ опыта использования программно-целевого метода в практике управления региональными социо-экологоэкономическими системами позволил выявить следующие типичные недостатки, проявляющиеся при разработке и реализации целевых программ: не в полной мере уделяется внимание анализу состояния экономики территорий, что, в свою очередь, приводит к ошибкам при формулировании приоритетов; недостаточная увязка между собой целей, задач и программных мероприятий, некомплексность намечаемых мер; нечеткая структуризация программ на стадии проектирования, наличие декларативных положений, постановка нереальных задач;
158 недофинансирование мероприятий программ в связи с отсутствием реальных источников финансового обеспечения ключевых мероприятий программ или неудовлетворительной работой каналов финансирования; недостаточное внимание научно-техническому и инновационному обеспечению программных мероприятий; формальное использование методов программного проектирования, таких, как системный подход, ситуационный анализ, сетевые модели и др.; отсутствие четко разработанных и эффективных алгоритмов управления программами с использованием современных методов стратегического управления; слабость контроля выполнения программных мер, неэффективность реализуемых схем надзора за реализацией мероприятий программ, особенно в части их финансового обеспечения.
Кроме того, не всегда учитываются обоснованные предложения органов местного самоуправления по размещению объектов производственной, социальной, логистической инфраструктуры, исходя из экономических приоритетов и конкурентных преимуществ, сложившихся в муниципальных образованиях. Недостаточно внимания уделяется вопросам экономической безопасности [33].
Целесообразно, чтобы программы содержали интегрировано-встроенные элементы антикризисного управления [240]. По мнению автора, при разработке программ надо обязательно учитывать уникальные конкурентные преимущества территории.
К разработке и реализации программ недостаточно привлекаются силы общественности, в том числе научной, неэффективно используется механизм государственно-частного партнерства.
При использовании программно-целевого метода не всегда соблюдаются условия эффективности разработки и реализации целевых программ. Отметим эти условия:
159 реализация положений государственной стратегии устойчивого развития, приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других важнейших задач; обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения крупномасштабных федеральных, региональных, отраслевых проблем; участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и хозяйствующих субъектов, научных и общественных организаций; достижение конкретного конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта.
Важным условием действенности программно-целевого метода управления является учет методического аспекта. Типовая структура целевой программы должна включать: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мероприятий, ресурсное обеспечение, механизм реализации, способы управления и контроля над ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы. Обязательным условием успеха программных мероприятий являются соответствие целей программы целям стратегии социально-экономического развития региона и учет особенностей территории.
Проведенный анализ показал, что система оценки целевых программ основана на показателях социального эффекта и бюджетной эффективности. При этом система является многоуровневой, обеспечивая оценку на предварительной стадии в целях отбора программ, а также оценку на промежуточной и конечной стадиях в целях анализа хода реализации и результатов выполнения программы.
Анализ результатов выполнения и хода реализации программы предусматривает использование общих и частных показателей, в том числе показателей конечного и частного конечного эффектов, а также показателей непосредственного результата. На промежуточной и конечной стадиях результатами оценки является определение степени достижения целей, а также выполнения задач и мероприятий
160 программы. При этом должна обеспечиваться максимально возможная степень объективности процесса оценки программ.
Мониторинг выполнения программных мероприятий особо важен при реализации муниципальных целевых программ. Сбор и систематизация информации для сравнения состояния дел в той или иной сфере осуществляются и до начала разработки программы, и на момент окончания разработки и перехода к реализации), и далее – ежегодно в течение всего срока реализации. Необходимо организовать работу по ежегодному подведению итогов реализации для последующей корректировки программы и овладению, таким образом, полным циклом управления программой.
Можно сделать выводы, что планирование в программно-целевом управлении должно осуществляться на основе следующих принципов (правил) формирования, обоснования и организации разработки программных документов: научность, социальная направленность, повышение эффективности экономики, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность общественного развития, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
При этом программа должна обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим и социальным эффектом
(конечным результатом).
На основе проведенного научного исследования можно с точностью утверждать и это доказывают аргументы этой части научного исследования, что маркетинг территорий в управлении социально-экономическим развитием территорий способствует применению самых эффективных способов продвижения территорий на мировой рынок, играет ключевую роль в формировании конкурентных преимуществ и имиджа, бренда территории с целью привлечения стейкхолдеров и их ресурсов, при этом развитие территорий базируется на планировании, регулировании и применении программно-целевых методов управления социально-экономическим развитием территорий на основе
161 стратегического индикативного планирования и управления с учетом индикаторов устойчивого социально-экономического развития территорий.
3.2 Статусность и состоятельность как синергия благоприятного имиджа
территорий и их инвестиционной активности
Гармоничное развитие государства невозможно без комплексного развития экономических систем территорий и регулирования экономических и социальных пропорций, поддержание баланса общественных интересов.
Любая социально-экономическая система, являясь сложно- структурированой, функционируя, сталкивается с неравномерностью движения ее отдельных элементов, что приводит к противоречиям как внутри самой системы, так и вне системы, под влиянием факторов, обусловливающих ее динамику, оказывающих влияние на трансформационные преобразования. Для слаженности деятельности каждого элемента этой системы, необходим определенный механизм управления, который будет способствовать экономическому развитию, как государства в целом, так и отдельных его территорий.
Вопросам управления социально-экономическим развитием территорий в условиях устойчивого развития и кризиса, в частности инновационного и инвестиционного развития территорий, много научных работ посвятили известные ученые ведущих научных и образовательных учреждений: А. Амоша,
И. Александров, М. Войнаренко, В. Геец, В. Герасимчук, И. Грузнов, А. Кузьмин,
Б. Мизюк, В. Осипов, И. Петрович, И. Продиус, А. Садеков, С. Соколенко,
В.Хмель, Н. Чумаченко.
Методологию трансформации территорий и управления ими разработали
А. Алимов, И. Алексеев, Б. Буркинский, В. Гончаров, В. Гринева, С. Дорогунцов,
С. Ерохин, В. Захарченко, И. Лукинов, Б. Одягайло.
Экономическое развитие территорий представляет собой процесс, который противоречив и трудно измеряем, а также не происходит прямолинейно по восходящей линии. Экономическое развитие неравномерно, для него характерны
162 периоды как роста так и спада, качественные и количественные изменения, положительные и отрицательные темпы роста. Следовательно, экономическое развитие можно охарактеризовать как многоплановый процесс, который охватывает экономический рост, сдвиги в структуре экономики, а также совершенствование условий и качества жизни населения [241, с. 831].
Как отмечают М.В. Васильева, Т.В. Владимирова, Е.В. Романенко,
В.П. Часовской, социально-экономическое развитие территорий выражается, с одной стороны, в воспроизводстве его совокупного общественного продукта, услуг, и формации, и населения, а, с другой, в социально-экономических отношениях.
Практика хозяйственного управления все чаще демонстрирует примеры активного использования концепции и инструментов маркетинга для формирования имиджа территорий. Применение маркетингового подхода к управлению территорией требует развития теории и методологии геомаркетинга и, в первую очередь, уточнения и выявления сущности ключевых терминов и понятий, разработки маркетинговых стратегий позиционирования и продвижения территорий, основанных на интегрировании, то есть использовании коммуникационных инструментов (рекламы, PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, личные продажи, интернет, мерчандайзинг, спонсорство, упаковка, франчайзинг), методологии управления территориальным маркетингом и формирования благоприятного имиджа территорий, что позволит на практике применять адекватные концепции и принципы маркетинга территории, разрабатывать наиболее адаптивные и эффективные механизмы реализации маркетинговых технологий, обеспечивающих рост конкурентоспособности территорий и благосостояния их жителей.
Для формирования благоприятного имиджа территорий необходимо изучить такие важные дефиниции, как статус государства (страны) и его состоятельность, оказывающие влияние на повышение их конкурентоспособности.