Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 637
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
163
Анализ экономических тенденций последних лет свидетельствовал о том, что ключевой структурной проблемой экономики специфических территорий явился рост диспропорций социально-экономического развития территорий, ставший существенным тормозящим фактором на пути к стабильно высоким темпам экономического роста стран.
Важные причины, которые оказывают влияние на развитие территорий, считаем возможным сгруппировать следующим образом: разнообразная вероятность адаптированности территорий, к функционированию в условиях рыночной конкуренции; влияние отраслевого принципа управления экономикой, при котором происходит стимулирование только тех областей, которые имеют значительную степень территориальной локализации; отсутствие партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между различными специфическими территориями; снижение уровня влияния государства на регулирование экономического развития территорий и определение баланса между темпами и направлениями развития территорий; реформирование системы государственного управления путем децентрализации без создания надлежащей нормативно-правовой базы для этого процесса, что нивелировало бы влияния противостояния центральной и региональной власти на развитие экономик специфических территорий; несбалансированность механизма бюджетного регулирования, часто функционирующего на основе двусторонних договоренностей между территориями и органами государственной и муниципальной власти.
Постсоциалистические страны, которые являются основой научного исследования, имеют очень жесткую координацию общей экономической и политической жизни, модель экономического развития, относящуюся к системе жесткой регламентации.
Переход от системы централизованной регламентации к рыночной экономике в постсоциалистических странах чаще всего сопровождался
164 политическими и экономическими реформами через ряд трансформационных изменений, которые носили специфичный региональный характер, но и имели общие закономерности, присущие всем переходным экономикам, а именно: рыночные преобразования, осуществляемые в странах с трансформационной экономикой, рассматривались не как обособленное явление, а как явление, связанное с общемировыми тенденциями; при трансформации плановой экономики в рыночную в рамках транзитологии интенсивно развивалась теория «неизбежного кризиса»
(трансформационного спада), которая позволяет перейти от выявления субъективных (ошибки экономической политики) к объективным причинам спада; либерализация цен вследствие структурной перестройки экономики является причиной трансформационного спада. Переходный спад характеризуется тем, что резко падает спрос на одну продукцию при увеличении выпуска другой
[21].
Кризис во всех случаях является неотъемлемой частью трансформационных процессов, сопровождающийся чаще всего тяжелым периодом стагнации и, затем плавно переходящий к совершенно иному социально-экономическому и научно- техническому уровню развития через (не) предсказуемые негативные процессы с постепенным формированием нового равновесия или нового качества системы или необратимым процессом гибели системы [106].
Наблюдающиеся тенденции усиленного регионального дисбаланса социально-экономического развития в этих странах не только затруднили проведение единой политики социально-экономических преобразований, но и увеличили угрозу территориальных кризисов и дезинтеграцию национальной экономики. Кроме того, непропорциональное социально-экономическое развитие территорий явилось одной из предпосылок «зарождения» политического кризиса, последствиями превзошедшего все социально-политические катаклизмы: с одной стороны, отразившийся на экономике страны и ее внешнеполитических
165 отношениях и, с другой, что наиболее неутешительно, стремлению различных территориальных образований к отделению.
Сохраняющийся экономический кризис на территориях, которые были подвержены трансформационным преобразованиям, не только обусловливает поиск адекватных мер для решения текущих задач в хозяйственной и социальной сфере, но и вынуждает находить адекватные концепции преодоления трансформационного спада, позволяющие решать проблемы функционирования и перспектив развития экономик непризнанных республик/государств, специфических территорий, то есть сложившаяся экономическая ситуация требует системной трансформации экономики территорий.
Рассматривая гносеологию системной трансформации экономики специфических территорий, прежде всего, необходимо обосновать концептуальный подход к определению политико-территориального образования и статуса специфических территорий.
Понятие «статус» в современной научной литературе имеет неоднозначное определение. В социологических науках понятием «статус» обозначается положение (или позиция) индивида или группы в социальной системе, которое определяется рядом экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной общественной системы признаков. Важными характеристиками статуса является престиж и авторитет, как своеобразная мера признания. В энциклопедии «Геополитика» статус рассматривается как совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа, общественной или международной организации [38].
Таким образом, статус – это положение в определенной системе общественных отношений, занимаемое данным субъектом в существующей иерархической системе [222].
Группа авторов А.Ю. Мельвиль, М.В. Ильин, Е.Ю. Мелешкина,
М.Г. Миронюк [97, 154] отмечают, что статус характеризует мощь государства, его возможности в реализации возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений. То есть статус государства, с одной стороны,
166 характеризуется совокупностью природно-географических характеристик; военно-политической, экономической, демографической, инновационной мощи государства, с другой, наличием определенного политического и правового положения государства в рамках международных отношений.
Еще в 1942 году видный американский геополитик Н. Спайкмен в своих трудах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мира» [289] выделял 10 критериев статуса государства: поверхность территории, природа границ, объем населения, экономическое и технологическое развитие, этническая однородность, уровень социальной интеграции, политическая стабильность и т.д.
Как отмечает, М.В. Ильин за привычными словами государство (the state etc.), а тем более государственность (statehood, stateness etc.) скрывается не одно ясно концептуализируемое явление или предмет изучения, а целый набор разнородных явлений и предметов, выражаясь образно – существа разных видов и пород [97].
Интерпретация слова государственность передается двумя словами statehood издавна stateness сравнительно недавно. За ними стоят два разных понятия. Это «статусность как принадлежность к сообществу государств- состояний» (statehood), а также «состоятельность как соответствие своей собственной природе государства-состояния» (stateness).
Верена Фриц в сущность понятия государственная состоятельность закладывает три аспекта:
«размер» или «территорию» распространения государства, т.е. фактически объем циркуляции общественных благ (доходы государства, количество задач и ответственностей государства и т.д.); способность к эффективному управлению (state capacity), включающая в себя способность к принятию решений, их воплощению в жизнь и контролю за ними;
«качество» управления (good or bad governance) – характеристика, которая относится к процессу и результату деятельности государства [267].
167
Как отмечает Е.Ю. Мелешкина, при операционализации термина государственная состоятельность выделяет две группы параметров: функции государственных институтов, ориентированные на население, которые связаны с ориентацией государственных институтов на выполнение своих функций для населения, то есть их способностью предоставлять населению общественные блага; функции, ориентированные «на себя» (status-introrsus) связаны с ориентацией институтов «на себя» или с поддержкой государственной власти в рамках определенной территории, то есть на поддержку внутреннего и внешнего суверенитета [154].
Основные признаки экономического и политического содержания государственности, которые закладывают основу понимания статусности и состоятельности, представлены на рис. 3.5.
В настоящее время существует немало работ, посвященных государственной состоятельности и ее отдельным аспектам (чаще всего политическим), которые способствуют перспективности использования этого термина для характеристики экономических возможностей и способностей того или иного государства.
Таким образом, независимо от признания (непризнания), каждое государственное образование, образующее социально-экономическую систему, стремится к обеспечению устойчивого развития, степени реализации государственных функций, уровню стабильности и эффективности и легитимности функционирования системы государственных институтов – все это характеризуется эффективностью государственного управления.
В экономическом аспекте эффективность государственного управления характеризуется показателями системы оценки государственной состоятельности, а именно: экономической эффективностью; социальной эффективностью; эффективностью политико-управленческих решений;
168
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 34
Статусность позволяет развить
состоятельность государства
Рисунок 3.5 Статусность и состоятельность как признаки экономического и политического содержания государственности (разработано автором на основе
[97, 222, 267, 289])
СТАТУСНОСТЬ
СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
П
оли
тич
ес
ко
е
со
де
рж
ани
е
Акты, определяющие место субъекта в иерархии соподчиненных органов, исчерпывающим образом регулируют его компетенцию; они разрешают ему только то, что прямо предписано в документе, определяющем статус субъекта хозяйствования, причем любая иная деятельность нарушает статусное предписание и является в силу этого незаконной.
Примером статусного регулирования в сфере экономики служит командно-административная система, основанная на господстве государственной собственности.
Статусными являются также и внутрикорпоративные отношения, отношения соподчиненности в любой административной системе.
Э
ко
но
м
ич
ес
ко
е
со
держа
ни
е
Гражданское состояние, звание, общественная ступень
конституционные нормы (определяют структуру и правомочия органов государственной власти и управления);
территориально-географическое положение;
пограничное пространство и состояние границ;
способность к выживанию, где важной составляющей является состояние народонаселения;
наличие военно-стратегической мощи;
степень национальной безопасности государства и нации.
Степень разработки геополитической
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
– это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства
Государственно- правовые структуры и институты
Национально- государственная идея
Социальные практики национальной идеи
В широком смысле состоятельность – это способность государства формулировать и внедрять стратегии для достижения экономических, политических и социальных целей в обществе (включая мировую арену).
Параметры, ее характеризующие:
- функции государственных институтов, ориентированные на население (связаны с ориентацией государственных институтов на выполнение своих функций для населения, то есть их способностью предоставлять населению общественные блага).
- функции, ориентированные «на себя» (status-introrsus). (связаны с ориентацией институтов «на себя» или с поддержкой государственной власти в рамках определенной территории, то есть на поддержку внутреннего и внешнего суверенитета).
Качественная характеристика государства, которая отражает:
- способность к обеспечению устойчивого развития;
- степень реализации государственных функций;
- уровень стабильности и эффективности;
- легитимности функционирования системы государственных институтов.
Подходы:
функциональный проявляется в способности государства выполнять основные функции (понимании состоятельности только как результата деятельности, набора характеристик, возникающих на определенном этапе формирования территориальной политики).
как результат политической идентификации населения с государством (признания государства и консолидации политического сообщества).
Социально-экономический эффект государственности проявляется через признаки, такие как статусность и состоятельность, в результате обеспечивает эффективное развитие территорий, степень реализации государственных функций, уровень стабильности и эффективности и легитимности функционирования системы государственных институтов.
169 инновационной эффективностью; эффективностью коммуникаций и обратной связи.
Изучение направлений развития территорий (стран, территорий, городов) определили важную, на наш взгляд, проблему маркетинга, имиджа и бренда территорий, так как возрастает необходимость внедрения и определения специфики маркетинга и формирования благоприятного имиджа территорий.
В основе маркетинговой концепции лежит продукт, под которым понимается все то, что можно предложить рынку для удовлетворения общественных интересов, потребностей и желаний, включая услуги, товары, события, организации, информацию, места и территории [263].
Группа теоретиков, возглавляемых Е.А. Качагиным отмечает, что в научных кругах существует мнение, что принципы маркетинга действуют одинаково для различных объектов, т.е. маркетинг организации является прототипом маркетинга для любого объекта, к которому применяется маркетинговый подход, включая и территории [104].
Пристальное внимание к развитию и управлению территориями способствовало формированию новой концептуальной основы, в которую был заложен специфический механизм формирования целей и задач, поиск новых методик, инструментов, средств управления, ключевым показателем успеха которой стало максимальное удовлетворение потребностей жителей территории в общественных благах и услугах, создание более привлекательных, чем на других территориях, условий для проживания и развития деятельности коммерческого и некоммерческого характера, за счет оптимального использования наличных ресурсов, имеющегося потенциала территории и привлечению на нее дополнительных финансовых, материальных, трудовых ресурсов.
Территории выступают субъектами конкуренции, при этом каждая из них по-разному использует свой территориальный потенциал. Экономические процессы развития территорий способствуют формированию благоприятного имиджа территорий, их уникальности и привлекательности на основе набора