Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 648
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литва
0,98 95 0,99 95 0,98 95 1,00 100 0,23 60 0,97 95 1,00 100 0,97 95 0,25 60 0,97 95 0,99 95 0,18 55 0,97 95 0,18 55 0,26 60
Эстония
0,96 95 1,00 100 0,96 95 1,00 100 0,25 20 0,94 95 1,00 100 0,95 95 0,40 70 0,94 95 1,00 100 0,26 60 0,95 95 0,36 65 0,24 60
Средняя оценка по всем странам
0,93 94 0,92 93 0,94 94 0,98 95 0,12 51 0,84 89 0,95 96 0,91 93 0,18 55 0,84 89 0,89 92 0,07 49 0,91 93 0,14 53 0,15 53
Рассчитано по данным http://be5.biz/makroekonomika/gdp/pl.html
197
198
Согласно полученным результатам (табл. 3.16), низкие уровни средней оценки (до 55 баллов) по всем территориям соответствуют пятой (H – T), девятой
(К – T), двенадцатой (Е – T), четырнадцатой (F – T) и пятнадцатой (C – T) гипотезам, которые равны 51, 55, 49, 53 и 53 баллов соответственно. Наибольшие оценки по пятой гипотезе (H – T), а именно выше 51 балла наблюдаются у
Венгрии, Словении, Хорватии и Сербии (70 баллов), Албании, Польши и
Украины (65 баллов); Румынии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Кыргызстана и Литвы (60 баллов). Наименьшие оценки по данной гипотезе (H – T), а именно ниже 40 баллов у следующих территорий: Туркменистан (0 баллов); Эстония (20 баллов); Таджикистан и Белоруссия (35 баллов).
Это обусловливает следующие критерии распределения территорий в соответствии с общей оценкой привлекательности территории, ее корреляции с динамикой экономического роста в i-м стране и определение степени привлекательности территории (рис. 3.18).
Рассчитано по данным http://be5.biz/makroekonomika/gdp/pl.html
Рисунок 3.18 Критерий распределения стран по уровню привлекательности территории в соответствии с общей балльной оценки
0
55
75
85
54
74
84
100
0 20 40 60 80 100 120
I уровень
II уровень
III уровень
IV уровень
Общ ая б
ал ль на я оце нк а,
G
Степень привлекательности территории
199
Это свидетельствует о недостаточном использовании туристической составляющей, определяющей привлекательность территории, для достижения экономического роста в странах; низкий уровень заинтересованности иностранных туристов в посещении исследуемых территорий.
Использование предложенного критерия распределения стран по степени привлекательности территории позволяет выявить проблемные зоны, притом, чем выше общая балльная оценка, тем выше уровень привлекательности территории.
Таким образом, наиболее привлекательные и защищенные территории относятся к IV уровню степени привлекательности территории, которому соответствует общая балльная оценка в 85-100 баллов.
Распределение стран по степени привлекательности территории является следующим (рис. 3.19).
В зоне наибольшего риска потери привлекательности территории (I уровень) не находится ни одно проанализированное государство.
В зоне низкой привлекательности территории (IІ уровень) находится четыре страны.
Минимальное значение общей балльной оценки составляет 57 баллов по
Туркменистану, максимальное у Латвии –73,33 балла.
Средняя общая оценка среди стран IІ уровня привлекательности территорий составляет 65,50 баллов.
К наиболее привлекательным территориям (IV уровень) согласно предложенной методики оценки степени привлекательности относятся страны
Восточной Европы: Хорватия (88,00 баллов), Венгрия (87,67 баллов), Словения
(86,67 баллов) и Польша (86,33 баллов).
Страны СНГ по степени привлекательности относятся к территориям низкого (IІ уровень) и среднего (IІІ уровень) уровней привлекательности:
Украина (81,67 баллов, IІІ уровень);
Российская Федерация (76,00 баллов, IІІ уровень);
Белоруссия (75,00 баллов, IІІ уровень);
Армения (71,67 баллов, ІІ уровень) и др.
200
Рассчитано по данным http://be5.biz/makroekonomika/gdp/pl.html
Рисунок 3.19 Распределение стран по уровню их привлекательности
Проанализируем те гипотезы, которые снижают степень привлекательности территорий: пятая (H – T), девятая (К – T), двенадцатая (Е – T), четырнадцатая (F
– T) и пятнадцатая (C – T) гипотезы.
По уровню корреляции между темпами экономического роста территории и приростом численности туристов (Приложение Ж.1) во второй уровень
88,00
87,67
86,67
86,33
85,00
84,67
84,33
83,33
83,00
83,00
83,00
83,00
82,67
81,67
80,00
79,00
78,67
78,00
77,67
76,33
76,00
76,00
75,00
73,33
71,67
60,00
57,00
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
IV уровень
Венгрия
Польша
Румыния
ІІІ уровень
Республика Македония
Кыргызстан
Болгария
Узбекистан
Азербайджан
Грузия
Словакия
Белоруссия
Латвия
Таджикистан
Общая балльная оценка, G
201 привлекательности территории: Венгрия, Словения, Хорватия и Сербия (по 70 баллов), причем это максимальное значение уровня корреляции, как в данной группе, так и среди всех стран.
Замыкает группу стран второго уровня привлекательности территории
Болгария с минимальными 55 баллами. Таким образом, среди исследованных территорий отсутствуют страны, которые полноценно использовали потенциал туризма, как составляющей привлекательности в процессе обеспечения своего экономического роста (IV уровень). Другие страны вошли в I уровень привлекательности территорий, требует совершенствования государственной политики развития туризма.
При оценке корреляционной зависимости между темпами капитальных вложений в странах и численностью туристов, распределение территорий по степени их привлекательности является следующим (Приложение Ж.2).
По гипотезе (K – T), в зоне наименьшей степени привлекательности территорий (I уровень) находится 10 стран. Самые низкие оценки у
Туркменистана – 0 баллов, Российской Федерации – 30 баллов, Словакии и
Белоруссии по 35 баллов, Черногории, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Латвии – по 45 баллов, Азербайджана и Армении – по 50 баллов. И снова необходимо отметить отсутствие стран IV уровня. Средняя оценка территорий, относящихся ко ІI-му уровню привлекательности составляет 77 баллов, к III-му уроню – 61,82 баллов и к I-му уроню – 38,64 баллов. Это свидетельствует о низком уровне направленности реального сектора на создание материальных благ для заинтересованности туристов.
Такая ситуация в текущей и долгосрочной перспективе обусловливает низкую привлекательность территорий со стороны туристов.
Таким образом, одним из направлений совершенствования государственной политики в сфере контроля инвестиционных процессов является включение в приоритетных инвестиционных проектов тех, которые могут качественно повысить уровень конкурентоспособности национального хозяйства и привлечь потоки туристов.
202
Оценка показателей корреляции между объемами экспорта и численностью туристов, позволяет выявить страны, которые одинаково привлекательны как с точки зрения экономического развития, так и заинтересованности туристов
(Приложение Ж.3).
Наиболее привлекательными по этому критерию являются четыре страны
Центральной и Восточной Европы – Хорватия, Чехия, Босния и Герцеговина и
Венгрия – по 65 баллов, причем по данной гипотезе эти страны относятся к странам с низкой привлекательностью (ІІ уровень). Следует отметить, что средняя балльная оценка по этой гипотезе составляет 49 баллов. Согласно полученным результатам, в зону непривлекательности по данной гипотезе (Е – Т) относятся 14 стран.
Следующим показателем привлекательности территории является активность частных инвесторов в различных отраслях (гипотеза (F – Т)), что свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятий в создании материальных благ за счет средств частных инвесторов и улучшения обустроенности территории. Согласно этой гипотезе в зону непривлекательных территорий относятся следующие страны: Азербайджан с 50 баллами,
Таджикистан – с 45 баллами, Черногория, Грузия и Молдова – с 40 баллами,
Словакия, Белоруссия и Латвия – с 35 баллами, Армения и Российская Федерация
– с 30 баллами, Туркменистан – с 0 баллами соответственно (Приложение Ж.4).
К наиболее привлекательным, с этой точки зрения, территориям относятся следующие: Словения (85 баллов, IV уровень), Хорватия (80 баллов, IІІ уровень),
Венгрия и Украина (75 баллов, IІІ уровень). Таким образом, к одним из первоочередных направлений повышения привлекательности территорий является эффективное использование частных инвестиций, направленных на повышение эффективности функционирования системы национального хозяйства и как следствие привлечение туристов.
Оценка показателей корреляции между объемами потребительских расходов и численностью туристов, позволяет выявить страны, которые
203 одинаково привлекательны как с точки зрения резидентов, так и нерезидентов
(Приложение Ж.5).
Наиболее привлекательными по этому критерию являются пять стран
Центральной и Восточной Европы – Хорватия, Польша, Словения, Сербия и
Венгрия – по 70 баллов, причем по данной гипотезе эти страны относятся к странам с низкой привлекательностью (ІІ уровень). Следует отметить, что средняя балльная оценка по этой гипотезе составляет 53 баллов. Согласно полученным результатам, в зону непривлекательности по данной гипотезе (С – Т) относятся 11 стран.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что в зоне низкой привлекательности (II уровень) находится четыре страны. Минимальное значение общей балльной оценки в этом уровне привлекательности составляет у
Туркменистана – 57 баллов, максимальное у Латвии – 73,33 балла. Средняя общая оценка среди территорий II-го уровня привлекательности составляет 65,5 баллов.
К наиболее привлекательным территориям согласно предложенной методике оценки степени привлекательности, относятся Хорватия (88 баллов), Венгрия
(87,67 баллов), Словения (86,67 баллов), Польша (86,33 баллов) и Албания (85 баллов).
Таким образом, среди проанализированных стран отсутствуют территории, которые полноценно использовали потенциал туризма для обеспечения не только экономической и инвестиционной привлекательности, но и туристической привлекательности, то есть туристкой составляющей в системе маркетинга территорий.
Одним из приоритетов эффективного социально-экономического развития территорий, а именно специфических территорий, в условиях трансформационных процессов, среди стратегических направлений повышения конкурентоспособности и рентабельности территорий является повышение роли инновационно-инвестиционной системы. Выполнение этой важной задачи возможно в случае финансирования и структурно-инновационной перестройки национальной экономики.
204
Инновационно-инвестиционная модель развития территорий, основой которой является разработка и внедрение принципиально новых, не имеющих аналогов проектов и программ внедрения высокоэффективных конкурентоспособных на мировом рынке технологий производства в основные сферы экономики, которые способны заинтересовать и привлечь для их осуществления крупные иностранные инвестиции и обеспечить гарантии окупаемости инвестиций в экономически обоснованные сроки. Разработка и внедрение принципиально новых, не имеющих аналогов технологий производства способны стать локомотивом развития экономики, создать рабочие места высокой квалификации и поднять уровень благосостояния населения.
Как отмечает А.А. Смоквина, в условиях рыночной трансформации приобретают актуальность структурные инновации
(технические и экономические изменения, отличные от существующих аналогов и направлены на совершенствование производственного процесса и повышения эффективности инвестиционной деятельности инновационно-активных предприятий, и позитивные структурные изменения в экономике территорий) и структурные инвестиции (вложения финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов в инвестиционные активы инновационно-активных предприятий для их превращения в реальный инновационный потенциал территорий). Они влияют на инновационный потенциал территорий, определены как совокупность его инновационных возможностей, оцененных совокупностью показателей или факторов, характеризующих его источники, ресурсы и другие резервы, что можно использовать в инновационном развитии.
Инновационно-инвестиционными процессами являются совокупность процессов, связанных с инвестированием инновационных изменений, направленных на совершенствование производственного процесса его предприятий и инфраструктуры с целью повышения эффективности использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов, и обеспечение конкурентоспособности территорий. А под инновационно- инвестиционным развитием территорий (ИИРТ) понимается социально-
205 экономическое развитие вследствие усиления инновационно-инвестиционных процессов. Его качественной характеристикой является инновационно- инвестиционный имидж территорий, который измеряется соответствующим рейтингом.
Инновационное развитие экономики (ИРЭ) является важнейшим компонентом национального развития, представляемого как сложный многомерный процесс качественных изменений, которые претерпевает нация под действием синергетического влияния многочисленных факторов. ИРЭ представляет собой развитие производства, социума, человека в результате научно-технического прогресса, появления новых научно-технических знаний, инновационной деятельности [207].
ИРЭ как необходимый компонент национального развития и развития территорий требует использования стратегического подхода, предполагающего разработку и реализацию системы долгосрочных мероприятий, направленных на формирование и координацию элементов национальной инновационной системы и на их адаптацию к изменчивым условиям внешней среды ИРЭ с целью повышения ее экономической эффективности на основе маркетинга территорий.
Инновационной экономикой называется экономика знаний и интеллекта, которая основана на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью [179].
Экономическое превосходство большинства развитых стран – США,
Японии, Германии и других достигнуто за счет наличия инновационных экономик.
В настоящее время можно выделить три типа моделей инновационной деятельности развитых стран со следующей ориентацией на: лидерство в науке, реализации крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе
(США, Англия, Франция);
206 распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализация всей структуры экономики (Германия, Швеция,
Швейцария); стимулирование нововведений путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечение восприимчивости к достижениям мирового научно- технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Таким образом, задача перехода к инновационной модели развития экономики предполагает разработку концепции ее реализации. Для формирования целостной программы следует использовать уже существующий зарубежный опыт. Наиболее приемлемыми направлениями активизации инновационного развития являются: формирование и развитие институционального обеспечения инновационной экономики и нормативно-правовой базы его государственного регулирования; развитие инновационной инфраструктуры; поддержка модернизации производственных сил и содействие инвестициям в инновации и внедрение технологий субъектами малого и среднего предпринимательства; оказание информационной и организационной поддержки субъектам инновационной деятельности.
Приоритетные направления устойчивого развития национальной экономики и разработанные долгосрочные стратегические цели позволяют определить пути повышения финансирования инновационной деятельности, а именно: создание высокотехнологичных производственных процессов на инновационно активных предприятиях; объемов государственной поддержки конкурентных точек экономического роста и ориентиров стратегического целевого планирования и функционального управления; гармонизированных методов и индикаторов мониторинга динамики и результативности инновационного развития национальной экономики;
207 задач структурно-инновационной перестройки экономики с широким использованием современных источников финансирования, которые могут быть представлены такими рыночными формами ассигнований, как: банковский кредит и лизинг; форфейтинг; франчайзинг; венчурное финансирование; продажа облигаций предприятий и т. д.
Поэтому, дополнение инновационной составляющей модели устойчивого развития территорий обусловлено непосредственным влиянием инноваций на его развитие за счет освоения новых технологий в области биотехнологий, экологически чистого топлива, повышения уровня производительности труда, очистки выбросов должно повысить эффективность использования материальных ресурсов и др.
В последние годы в теории и практике инновационного развития широкое применение нашла так называемая модель «Тройной спирали» (Triple Helix), которая была предложена американским ученым, профессором Стэнфордского университета Генри Ицковицем (Henry Etzkowitz). Она делает акцент на взаимодействии университетов, предприятий и государства как основы инновационной системы (прежде всего региональной) и предполагает ведущую роль университетов в формировании экономики знания и в региональном развитии в целом. На проведенной в июле 2011 года в Стэнфордском университете конференции «Triple Helix IX International Conference» отмечено, что модель инновационного развития по «Тройной спирали» включает в себя три базовых положения:
1. Для общества, основанного на научном знании, характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством;
2. Три института (Университет, Бизнес, Власть) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая происходит из данного взаимодействия, а не по инициативе государства;