Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

216 основываясь на зарубежном опыте и современных научных представлениях, четко и объективно вырисовывается необходимость в формировании более эффективной системы, а именно механизма государственного регулирования развития территорий, основываясь на маркетинговом аспекте.
В настоящее время целенаправленные воздействия органов власти на социально-экономическое развитие территорий в основном сводятся к совершенствованию межбюджетных отношений, обеспечивающих нивелирование различий в их возможностях финансировать текущие расходы, но, ни как для изменения темпов и пропорций в хозяйственном развитии подведомственных территорий.
Необходимость исследований в области совершенствования государственного регулирования развития территорий диктуется долговременным характером территориальных проблем, особенностями развития каждой территории, сложным переплетением политических, экономических, социальных, экологических, гуманитарных и других проблем. Действительно, усложнение внешнеполитических отношений, санкции, резкое падение цен на углеводородное сырье, усиление инфляции и другие негативные факторы сдерживают процессы преодоления, имеющей место резкой межрегиональной дифференциации в достигнутых уровнях социально- экономического развития.
В этих условиях представляется актуальным поиск эффективных подходов, методологии и действенных способов регулирования развития территорий, под которым следует понимать специально организуемые целенаправленные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования территориальных социально-экономических систем с ориентацией на улучшение качества и повышение уровня жизни населения на основе формирования механизма регулирования развития территорий.
В результате научных исследований предложено авторское определение организационно-экономического механизма развития территорий, в котором отмечено, что:

217 это механизм взаимосвязи организационной структуры управления, организации процессов принятия решений с методами, приемами и правилами хозяйствования, направленными на его эффективное функционирование и развитие; это система инструментов и процессов воздействия, которая используются для получения положительной динамики процесса политических, социальных, экономических, экологических, гуманитарных и других изменений, которые характерны для соответствующих территорий и является составляющим элементом общей стратегии развития территорий [64].
При этом для населения территорий главным критерием оценки эффективности государственной политики является характер динамики демографических показателей (позитивный, негативный), состояние рынка труда, уровень денежных доходов, заработной платы.
В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (рис. 3.22).
Важным аспектом научного исследования является определение целей регулирования развития территорий на государственном уровне, а именно: разработка комплекса рычагов государственного воздействия на экономику территорий; расширение сферы применения и повышения качества программно-целевых методов бюджетного планирования для обоснования потребностей в ресурсах для достижения результатов программ, рисков и устойчивости программы к внешним рискам; проведение комплексных мероприятий, направленных на выравнивание бюджетного равновесия и повышение уровня качества и эффективности управления государственными финансами территорий.


218
Рисунок 3.22  Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования территориального воспроизводственного процесса [162]
Достижение эффективности формирования и функционирования механизма государственного регулирования развития территорий достигается посредством разработки, внедрения в действие, адаптации и реализации концепции территориального развития, основанной на принципах государственного управления и выполнении ряда мероприятий, осуществляемых на подготовительном уровне: создание центров ответственности с четким определением должностных обязанностей и границ ответственности на всех этапах государственного
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
МЕТОДЫ
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления
Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены
Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за действия
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения
Побуждают к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов с учетом риска

219 регулирования, учитывая основы иерархичности и соблюдая принцип делегирования полномочий; применение и эффективное использование методов оценки (балансовой стоимости, рыночной стоимости, регламентации, экспертного метода) ресурсного обеспечения выполнения процесса государственного регулирования развития территорий и основных источников финансового обеспечения на основе нейросетевых технологий; создание информационных центров аналитического департамента системы государственного регулирования экономических процессов с целью сбора и обработки информационных потоков.
Использование нейросетевых технологий на основе алгоритма подбора весовых коэффициентов, который осуществляется автоматически, это эффективное средство для анализа статистических баз длинных временных рядов, имеющих многомерный характер с целью эффективного мониторинга результатов сбалансированного развития территорий с учетом перспективных прогнозов.
Государственное регулирование развития территорий осуществляется на основе современных методов регулирования, которые имеют различные формы
(рис. 3.23).
Инструментальными средствами государственного регулирования, которые оказывают воздействие на процессы экономического и социального развития особо важными являются программирование и прогнозирование. Использование такого метода регулирования как прогнозирование в рамках программно-целевых методов управления является базой для систематизации целевых установок развития регионов, основой для разработки и реализации целевых программ.
Следует отметить, что устранение и ликвидация отраслевых территориальных проблем происходит благодаря эффективной реализации целевых комплексных программ различных уровней, разработанных на принципе сбалансированности, являющихся основным элементом структурной и территориальной политики государства.


220
Рисунок 3.23 – Современные методы государственного регулирования развития территорий на основе маркетинга территорий
Для осуществления указанных процессов воздействия организационно- экономический механизм имеет свой инструментарий, включающий в себя: анализ сложившихся предпосылок социально-экономического развития территорий;
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Законодательная форма регулирования осуществляется путем принятия специальных законодательных актов, обеспечивающих относительно равные возможности для соперничества, расширяющих границы конкуренции, препятствующих развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен и т. д.
Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на структуру и объемы производства. Изменяя налоговые ставки и (или) льготы, условия кредитования органы власти воздействует на сужение или расширение производства, на принятие соответствующих инвестиционных решений.
Субвенционная форма регулирования предполагает адресное предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям
(главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, а также предприятиям производственной инфраструктуры).
Административные методы - меры в области контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютными курсами и др. Эти меры имеют силу приказа и могут вступать в противоречие с экономическими интересами и реализующими их стимулами.
Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках антимонопольного и хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
Косвенное (опосредованное) регулирование, осуществляемое через финансовые, налоговые регуляторы, подкрепляемые региональными льготами и экономическими стимулами в разных сферах деятельности, влияющих в привязке к конкретной территории на ход его социально-экономического развития.

221 согласование направлений развития системы профессионального образования с программами развития системы на федеральном уровне; определение приоритетных направлений стратегического развития территорий; разработку инструментария реализации комплексной программы; оценку адекватности применения инструментария реализации комплексной программы и соответствия действующему законодательству и социально- экономической политике территории, а также корректировку реализации программы [151].
Организационно-экономический механизм управления формированием тенденций развития экономической системы территорий в современных условиях
– это совокупность организационных, социальных и информационных форм взаимодействия всех сторон, а также методов управления развитием, обеспечивающих прогнозирование, программирование, проектирование и практическую реализацию социально-экономического развития территорий.
Предложенный механизм позволит решить ряд частных задач: определить основные принципы, цели и задачи трансформации тенденций развития экономической системы территорий; выделить региональные особенности трансформации тенденций развития экономической системы; предложить систему целевых ориентиров развития региональной экономической системы территорий; обосновать систему основных инструментов государственной поддержки трансформации тенденций развития экономической системы территорий; доказать необходимость модернизации информационно-методического обеспечения управления процессом трансформации экономических тенденций развития социально-экономической системы территорий.
Рассмотрим следующую последовательность этапов, содержательно раскрывающих предлагаемый организационно-экономический механизм


222 управления формированием новых тенденций развития экономической системы территорий в современных условиях (рис. 3.24).
На первом этапе определим основные цели и задачи, направления формирования новых тенденций развития экономической системы территорий.
Рисунок 3.24 – Организационно-экономический механизм управления формированием развития экономической системы территорий
(авторская разработка)
Организационно-экономический механизм управления формированием развития экономической системы территорий
1. Определение целей, задач и основных направлений формирования новых тенденций развития территорий;
2.Разработка принципов формирования новых тенденций развития территорий;
3.Моделирование и оценка существующих тенденций и процессов развития территорий;
4. SWOT-анализ формирования новых тенденций развития территорий;
5. Проектирование перспективных направлений и результативных параметров формирования новых тенденций развития территорий;
6. Обоснование основных направлений государственной поддержки формирования новых тенденций развития территорий на основе маркеинга;
7. Модернизация информационно-методического обеспечения управления процессом формирования новых тенденций развития территорий.

223
Теоретическим базисом, определяющим современный этап экономического развития, становление постиндустриальной экономики, определены требованиями и особенностями, а также выявленными закономерностями развития экономики территорий, что четко определяет предложенную систему целей, задач и основных направлений формирования новых тенденций развития экономической системы территорий в современных условиях (табл. 3.15).
Таблица 3.15  Цели, задачи и основные направления формирования новых тенденций развития экономической системы территорий
№п/п Направления исследования
Научная сфера
Производственный комплекс
Информационно- коммуникационная сфера
1
Цель формирования
Повышение эффективности развития научной сферы
Повышение эффективности и конкурентоспособности производственного комплекса
Повышение информационной открытости и эффективности коммуникационной сферы при продвижении территории
2
Задачи формирования тенденций
Развитие научно- исследовательских институтов, результативности научных исследований в научных сферах, повышение количества и качества подготовки научных сотрудников
Рост эффективности производственного комплекса, повышение производственного потенциала территорий, создание перспективных технологических комплексов, повышение конкурентоспособности территорий
Внедрение инновационных технологий в системе коммуникационной политики, повышение эффективности управления территориями, формирование системы открытой и прозрачной информации при использовании инструментов продвижения территории (PR, реклама, паблисити и др.)
3
Основные направления современных тенденций
Интеграция в мировое научное сообщество, определение рейтинга среди научно-
Инвестиции в высокоэффективные технологические проекты, повышение инвестиционной активности территорий
Развитие информационных и коммуникационных технологий в управлении территориями,


224
Окончание таблицы 3.15
№п/п Направления исследования
Научная сфера
Производственный комплекс
Информационно- коммуникационная сфера исследовательских институтов, взаимодействие между научными школами и производственными структурами за счет повышения производственного потенциала, внедрение информационных технологий, применение зарубежных методов управления производственного потенциала территорий повышение уровня информационного взаимодействия, развития информационного производства территорий
Данный вектор развития особенно актуален для развития научной и производственной сферы, он даст необходимый импульс для модернизации всей экономической системы.
Выделение целей, задач и основных направлений предопределило на втором этапе выделение принципов формирования новых тенденций развития экономической системы территорий в современных условиях: обеспечения единства экономического пространства территорий; создания равных условий для экономического развития территорий
(городов и районов); свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и информации; эффективной защиты экономической среды независимо от внутренних административных границ; равных правовых условий для свободы экономической деятельности; равноправия хозяйствующих субъектов; оказания государственной помощи (специальные меры поддержки).
Основными направлениями новых тенденций развития экономической системы территорий, которые будут определять приоритеты дальнейшего эффективного развития территорий, должны являться: развитие производственного комплекса;

225 развитие научной сферы; развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Для обеспечения согласованного комплекса мероприятий, касающихся выработки грамотной политики в отношении управления социально- экономическим развитием территорий необходима координация и объединение потенциала общества в целом и субъектов хозяйствования в частности в направлении повышения социально-экономического уровня территорий (стран, регионов, городов и т.д.), ориентируемой на результат, как на макро, так и микроуровне, широкое применение получили методы программно-целевого планирования и прогнозирования.
Формирование новых тенденций развития экономической системы территорий должно происходить исходя из выявленных предпосылок в соответствии с разработанной методикой комплексной оценки тенденций развития экономической системы территорий, что привело к необходимости выделения третьего этапа механизма.
В качестве основы данного этапа будем использовать предложенную методику комплексной оценки тенденций развития экономической системы территорий.
Предусматривается оценка тенденций развития научной сферы, производственного комплекса и рыночной инфраструктуры в контексте развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. На основе проведенной оценки необходимо провести SWOT-анализ формирования новых тенденций развития экономической системы территорий, что будет составлять сущность четвертого этапа механизм.
На пятом этапе необходимо рассчитать систему результативных параметров, достижение которых будет обозначать построение экономической среды территорий, позволяющей на должном уровне осуществить трансформацию тенденций экономического развития в современных условиях.