Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 649

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

208 3. В дополнение к традиционным функциям, каждый из трех институтов частично берет на себя роль другого. Институты, способные выполнять нетрадиционные функции, считаются наиважнейшим источником инноваций
[294].
В Европе «тройная спираль» также становится ключевым фактором регионального развития.
Одним из государств Европы, обладающим значительным потенциалом в области научных исследований и высокотехнологичного бизнеса, является
Германия. Страна имеет самый высокий в мире показатель доли занятости в интенсивных отраслях экономики – порядка 27,2 % (для сравнения: в Японии аналогичный показатель составляет 23,5 %, в Италии – 20,4 %, в США – 15,5 %).
Инновационная деятельность является одним из весомых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность, а, следовательно, его доходность, создание дополнительной стоимости, финансовый рост. Недостаточный уровень внедрения инноваций негативно влияет на результативность их деятельности.
Построение высокоэффективной инновационной национальной системы предполагает развитие научной деятельности государства, территорий.
При таких условиях главным фактором повышения эффективности работы отрасли и усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках является активизация инновационной деятельности.
Для повышения уровня инновационной деятельности необходимо осуществить соответствующий анализ тенденций развития инновационной деятельности, выявление факторов, негативно сказывающихся не только на экономических результатах производителей инновационного продукта, но и на скорости инновационных преобразований.
То есть необходима методика оценки инновационной активности.
В Приложении И приведен рейтинг самых инновационных стран мира в период 2012-2016 гг.
На сегодня выделяют следующие источники финансирования инновационной деятельности, в частности:

209 собственные финансовые ресурсы субъектов хозяйственной деятельности
(амортизационные отчисления, чистая прибыль, другие поступления); средства, привлеченные на фондовом рынке (путем эмиссии и размещения, корпоративных прав, долговых ценных бумаг, депозитарных расписок и привлечения инвестиций в других формах); ссуды (банковские кредиты, коммерческие кредиты, государственные ссуды, кредиты международных финансовых организаций); расходы государственного и местных бюджетов, а также государственных целевых фондов (в виде финансирования, ассигнования, дотирования); другие источники (благотворительные взносы, помощь).
Наиболее прогрессивной концепцией социально-экономического развития территорий является система взглядов, способствующая переходу на инвестиционно-инновационную модель развития.
Такая модель позволит перейти от индустриальной экономики территории, в которой прибыль создается материальным производством и концентрацией капитала, к инновационному развитию экономики.
Основным условием повышения инвестиционной активности является активизация инновационной деятельности, и этот важный фактор выдвигает новые требования к оценке инновационной деятельности субъектов хозяйствования различных стран.
Финансирование инновационной деятельности в условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов и внешних источников инвестиций становится одним из наиболее острых вопросов. Осуществление инновационной деятельности и внедрение инноваций предусматривают наличие соответствующего финансирования.
Целесообразно отметить, что нужно создать действенный и эффективный механизм использования заимствованных финансовых ресурсов для обеспечения достаточного уровня финансирования инновационной деятельности, которая предусматривает разработку и реализацию системы мероприятий по активизации инвестиционной деятельности банков и других финансовых учреждений и


210 посредников. Также необходимо четко определить систему стимулирования и повышения их заинтересованности в долгосрочном кредитовании.
Для повышения уровня обеспеченности финансовыми ресурсами инновационной деятельности необходимо наряду с кредитами применять нетрадиционные способы финансирования инновационных проектов  франчайзинга, лизинга, факторинга, который создаст необходимые условия для перемещения доходов из низкотехнологических сегментов экономики в высокотехнологичные и будет способствовать переходу к модели инновационного развития.
Для активизации инновационной деятельности необходимо осуществлять широкий комплекс мероприятий, связанных с действиями органов власти.
Кроме того, основой улучшения динамики инновационной деятельности должно быть выявление и применение внутренних резервов.
Базой аккумулирования и оптимального распределения ресурсов, потенциальных возможностей и резервов должна быть четко разработанная, комплексная и одновременно детализированная стратегия развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также программа развития на короткий срок.
Основные составляющие формирования инновационной модели развития территорий являются направления и цели, изложенные на рис. 3.20.
Поэтому в большинстве стран мира, с целью развития инновационной деятельности, прежде всего, формируется благоприятная внутренняя и внешняя среда, создаются новые экономические механизмы, организационные структуры, разрабатываются инновационные модели развития различных регионов.
Основываясь на данном подходе, разработана мобилизационно–
инновационная модель (рис. 3.21), с целью обеспечения социально- экономического развития территорий, которая учитывает предпосылки реализации модели, среди которых основными являются кризисные явления, моральный износ физического капитала, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень конкурентоспособности продукции и т.д.

211
Рисунок 3.20  Формирование инновационной модели развития территорий
Активизация работы по использованию научно-технических достижений
Первичный отбор научных и научно-технических разработок, перспективных для региона.
Создание банка данных по имеющимся перспективным разработкам.
Отбор специалистов и формирование творческих коллективов, способных работать на экономику региона
Повышение инновационной культуры и построение общества знаний
Организация системы «сквозного» обучение и повышения квалификации активной части населения по проблемам инновационного развития
Информационно- методическое обеспечение управление территориальным развитием
Преодоление информационного вакуума в среде управления и научно-технической деятельности.
Создание геоинформационных систем и электронных кадастров в сфере управления
Создание региональной инновационной инфраструктуры (не менее 2000 малых инновационных предприятий)
Преобразование имеющихся НИИ и КБ в инновационные предприятия.
Создание сети малых инновационных предприятий для разработки и внедрения новых технологий и наукоемкой продукции.
Создание сети информационного и сервисного обслуживания научно-технической, инновационной деятельности
Кадровое обеспечение инновационной деятельности
Подготовка кадров для инновационной деятельности: менеджеров, конструкторов, технологов
Развитие международного научно- технического сотрудничества
Привлечение инвестиций для инновационной деятельности.
Обмен разработками и технологиями


212
В основу этой модели заложены основные способы достижения цели социально-экономического развития посредством: мобилизации усилий общества; концентрации ресурсов; создания институциональных основ; мониторинга финансовых ресурсов; формирования рыночной бюрократии и др. А также предлагаются социальные и экономические механизмы реализации модели, учитывающие влияние факторов внешней среды.
Рисунок 3.21  Мобилизационно–инновационная модель социально- экономического развития территорий (авторская разработка)
Данная мобилизационно – инновационная модель является основой формирования и развития высокого просветительно-интеллектуального
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   34

Цель
мобилизационно-инновационной
модели
социально- экономического развития территорий экономический рост
Результаты: повышение уровня капитализации экономики, совершенствование технологической структуры промышленности, качественное изменение технологического потенциала.
Способы достижения цели:
мобилизация усилий общества, концентрация ресурсов, создание институциональных основ, мониторинг финансовых ресурсов, формирование рыночной бюрократии.
Механизмы реализации цели:
социальные – повышение интеллектуального уровня общества; экономические – льготное кредитование и налогообложение.
Ф
акт
оры
вл
ия
ни
я:
и нст ит уц ио на льн ые
, п ол ит ич ес ки е,
со ци ал ьн о- ку ль ту рн ые
Ф
акт
оры
вл
ия
ни
я: дем огр аф ич ес ки е,
э ко ло ги чес ки е,
эк он ом ич ес ки е
Предпосылки для реализации модели: кризисные явления, моральный износ физического капитала, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень конкурентоспособности продукции, низкий инвестиционный климат страны.
Внешняя среда

213 человеческого потенциала, который следует рассматривать как более важный ресурс, чем другие производственные факторы.
Развитие постиндустриального общества требует интегрирования и объединения преимуществ различных экономических моделей, учитывая необходимость органичного соединения экономической, социальной и экологической составляющих любой общественной формации.
Проведенные исследования дали возможность сделать вывод о существовании системного кризиса в экономике стран, что предопределенно нестабильностью развития мировой экономики, существованием структурных отраслевых диспропорций, низким уровнем потенциала развития промышленных предприятий и импортоориентированностью экономики.
Целесообразно отметить, что повышение уровня развития предприятий возможно лишь за счет повышения внутренних показателей развития, улучшения потенциала развития и адекватного реагирования на неоднородное влияние внешней среды. Нелинейность развития предприятий предопределена нелинейностью развития отраслей народного хозяйства страны и мировой экономики в целом.
Для развития промышленного потенциала и повышения инвестиционной активности территорий, их социально-экономического развития и преодоления негативных тенденций, утверждения позиций отраслей хозяйствования как конкурентоспособных отраслей промышленного производства предложены следующие мероприятия: увеличение реализации продукции, освоение новых рынков сбыта; гарантирование защиты прав потребителей; формирование системы свободного и прозрачного ценообразования через организацию прогнозированного рынка, наполнение финансовыми и товарными потоками инфраструктуры отрасли территорий, ускорение разработки и внедрение государственных стандартов и сертификатов соответствия продукции; обновление материально-технической базы предприятий отрасли;


214 создание благоприятных условий для привлечения как иностранных, так и отечественных инвесторов, применение лизинга, а также различных форм альтернативного кредитования производства.
В современных условиях преимущества получает та территория, которая обладает наиболее сильной конкурентной позицией, высокими показателями инвестиционной привлекательности территории, эффективным государственным регулированием развития территорий.
Например, необходимость исследований в области совершенствования государственного регулирования развития территорий диктуется долговременным характером территориальных проблем, особенностями развития каждой территории, сложным переплетением политических, экономических, социальных, экологических, гуманитарных и других проблем.
Действительно, усложнение внешнеполитических отношений, санкции, резкое падение цен на углеводородное сырье, усиление инфляции и другие негативные факторы сдерживают процессы преодоления, имеющей место резкой межрегиональной дифференциации в достигнутых уровнях социально- экономического развития.
В этих условиях представляется актуальным поиск эффективных подходов, методологии и действенных способов регулирования развития территорий, под которым следует понимать специально организуемые целенаправленные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования территориальных социально-экономических систем с ориентацией на улучшение качества и повышение уровня жизни населения на основе формирования механизма регулирования развития территорий.
Таким образом, создание мощного бренда территории, формирование благоприятного имиджа территорий, будет способствовать выявлению и демонстрации конкурентных преимуществ территорий в условиях социально- экономического развития, которые повышают инвестиционную привлекательность территории для инвесторов и различных групп населения.
Учитывая важность проблемы регулирования развитием территорий,

215 основываясь на зарубежном опыте и современных научных представлениях, четко и объективно вырисовывается необходимость в формировании более эффективной системы, а именно механизма государственного регулирования развития территорий, основываясь на маркетинговом аспекте, что позволяет четко определить направления дальнейших исследований.
3.3 Маркетинг в формировании механизма регулирования социально-
экономическим развитием территорий
Стратегическое развитие развивающегося государства должно быть ориентировано на создание условий, позволяющих каждому субъекту хозяйствования иметь необходимые и достаточные ресурсы для поддержания достойного уровня жизни граждан, обеспечения комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики территорий в рамках политического и правового единства страны.
Проблеме изучения организационно-экономического механизма регулирования развития территорий уделяли внимание в своих трудах такие ученые как Л.Г. Ахтариева [6], С.Н. Большаков [21], Л.С. Валинурова [29],
Ф. Д. Кожурин [29], В.Н. Лаженцев [137], Р.Г. Маннапов [152], Н.В. Мишенина,
Е.Г. Коваленко [179], В.В. Кондратьев [116], Б.А. Райзберг [185], Г.Г. Фетисов
[223] и другие.
Решению актуальных теоретических и практических проблем управления процессами развития территорий на основе маркетингового подхода посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученых, как
С.Ю. Глазьев [40], Р.Г. Маннапов [152], Л.Г. Ахтариева [6], Т.В. Мещеряков [156,
157] и другие.
Актуальным в условиях трансформационных преобразований являются теоретические и практические исследования вопросов формирования механизма регулирования развития территорий на основе маркетингового подхода.
Учитывая важность проблемы регулирования развития территорий,