Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 654

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

226
На шестом этапе кроме развития информационно-коммуникационной инфраструктуры на уровне территорий необходимо развивать систему апробации и внедрения научно-инновационных разработок.
Для повышения результативности деятельности системы апробации и внедрения научно-инновационных разработок необходимо следующее: комплексный мониторинг научного и производственного развития экономики территорий; широкое взаимодействие с правительством области по решению задач научного развития и технологической модернизации; контроль за соблюдением авторских прав на научно-инновационные разработки; маркетинговая деятельность по продвижению научных разработок, произведенных на территории, на различных рынках; противодействие уменьшению и переносу производства за границы области и др.
На седьмом этапе необходимо обоснование основных направлений государственной поддержки формирования новых тенденций развития экономической системы территорий.
Нормативно-правовой базой для государственной поддержки трансформации тенденций развития экономической системы территорий должна служить сформированная и взаимообусловленная концептуальная система документов, таких как Концепция развития научной сферы на долгосрочную перспективу, долгосрочная стратегия производственно-экономического развития территорий, Программа информатизации территорий.
Система мер по развитию предприятий производственной сферы в современных условиях должна состоять из: формирования системы ключевых товаропроизводителей территорий; развития территориального производственного комплекса на принципах рентабельного производства; сбалансированности развития промышленного и аграрного производства;

227 развития территориальной производственной структуры на основе системообразующих отраслей и предприятий области; стимулирования развития новых информационных технологий на производственных предприятиях и др.
Система мер по адаптации предприятий научной сферы в современных условиях трансформации тенденций развития экономической системы территорий включает: развитие территориальной научной сферы на принципах удовлетворения потребностей производственных предприятий и населения территорий; формирование системы гарантированного получения необходимого количества и качества наукоемких технологий; стимулирование ускоренного развития информационных технологий на предприятиях научной сферы, модернизация деятельности организаций научной сферы; развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров для организаций научной сферы.
Реалии сегодняшнего дня диктуют целесообразность применения инструментария маркетинга территории для выработки стратегий социально- экономического развития территорий, который позволяет обеспечить: формирование и улучшение образа территории, ее деловой и социальной конкурентоспособности; участие территории и ее резидентов в реализации различных программ на международном, федеральном и других уровнях; привлечение на территорию внешних заказов; повышение инвестиционной привлекательности; стимулирование к приобретению и использованию ресурсов территории за ее пределами, что положительно влияет на развитие территории [20].
На территориях необходимо создать условия, при которых необходимые трансформации будут поддержаны населением, только тогда эти изменения станут успешными. Одной из основных предпосылок быстрого развития


228 экономики территорий в современных условиях является удовлетворение потребностей человека в различных благах (товарах и услугах) с использованием как традиционных методов, так и информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Система мер адаптации населения в условиях трансформации тенденций социально-экономического развития территорий должна включать: повышение уровня образования, в том числе специализированного; развитие системы повышения квалификации населения; повышение уровня жизни населения; формирование системы экономической активности населения; внедрение в повседневную жизнь населения новых информационных технологий; разъяснительная работа среди населения особенностей развития в условиях трансформации тенденций развития экономической системы территорий.
В основе управления трансформацией тенденций развития территорий должно лежать интеллектуальное управление, предполагающее использование различных подходов с использованием методов искусственного интеллекта, эволюционных вычислений, различных адаптивных моделей и методов [118, с. 93-107].
Важную, а в некоторых ситуациях, решающую роль играют источники финансирования развития территорий, как главного элемента механизма регулирования развития территорий.
К источникам финансирования можно отнести специальные фонды федерального и регионального уровней, ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Сотрудничество между финансовыми организациями и институтами федерального и регионального уровней является площадкой для согласования вопросов решения текущих проблем и укрепления социального партнерства и взаимовыгодных экономических связей и как результат высокий уровень социально-экономического развития территорий.

229
Выводы по разделу 3
Исследование управления социально-экономическим развитием территории на основе методологии маркетинга территорий позволило:
Обосновать целесообразность применения программно-целевых методов в маркетинге территорий, способствующих реализации утвержденных программ социально-экономического развития территорий, учету установленных приоритетов развития при принятии управленческих решений, базирующихся на обеспечении формирования и улучшения образа территории, повышении ее конкурентоспособности; привлечении на территорию инвесторов и потенциальных заказчиков; повышении инвестиционной привлекательности, их использование будет способствовать достижению поставленных целей, значений целевых индикаторов социально-экономического развития территорий, согласно программам развития, а также формированию внутренних преимуществ территорий, привлечению инвестиций и факторов экономического развития, повышению привлекательности территорий будет способствовать рейтинг социально-экономического развития территорий.
Обосновать теоретические основы статусности и состоятельности территорий как синергии имиджа и привлекательности, что позволило сформировать понятия имидж, бренд и репутация территории, которые становятся реальными и чрезвычайно важными ресурсами экономики.
Разработать мобилизационно–инновационную модель социально- экономического развития территорий, учитывающую предпосылки реализации модели (кризисные явления, моральный износ физического капитала, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень конкурентоспособности продукции), определяющую способы достижения цели (мобилизация усилий общества, концентрация ресурсов, создание институциональных основ, мониторинг финансовых ресурсов, формирование рыночной бюрократии и др.).
Предложить социальные и экономические механизмы реализации модели, учитывающие влияние факторов внешней среды.


230
Разработать механизм социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий, который представляет собой совокупность методов, моделей, инструментов и практических мероприятий и, в отличие от существующих, учитывает оценку привлекательности территорий и позволяет на основе изучения современного состояния уровня развития территорий выявить проблемные зоны социально-экономического развития территорий, направления и организационное и информационное обеспечение управленческого воздействия стейкхолдеров на трансформации экономики территорий с целью достижения критериально обоснованного уровня социально-экономического развития.
Усовершенствовать механизм управления социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга территорий, предоставляющий возможность его применения для обоснования управленческих решений с использованием сценарного подхода к управлению, позволяющего анализировать потенциальные последствия решений, исследовать их прогнозируемую эффективность, сравнивать различные варианты потенциальных мероприятий и выбирать оптимальный для реализации управленческих решений.
Основные результаты исследования представлены в работах [58, 59, 61, 64,
69, 70, 72, 74, 82, 85, 86, 88, 149].

231
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   34

РАЗДЕЛ 4
ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ О СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
4.1 Целевые индикаторы социально-экономического развития в диагностике
потенциалов территории
Динамика социально-экономических процессов, усложнение конкурентных отношений, структурные трансформации политических процессов делают невозможным применение старых подходов к управлению внедрения маркетингового инструментария в программы социально-экономического развития территорий (стран, регионов, городов). В нынешних условиях понимание значимости и выбора нестандартных подходов к вопросам регионального развития, как основы экономического развития страны в целом, выдвигает на первый план проблему эффективности управления социально- экономическим развитием территорий – проблему, решение которой во многом определяет успешность реализации государственной стратегии трансформации социально-экономической системы страны и поэтому выдвигает ее на первый план.
Реалии современного развития как в мире в целом, так и в отдельных странах, в частности, предусматривают жесткие условия конкуренции во всех сферах жизнедеятельности. При этом все более важную роль играют новейшие формы и методы, которые обеспечивают конкурентные преимущества при равенстве других исходных условий. Такая ситуация все заметнее в сфере маркетинга территорий, который является современным методом конкурентной борьбы поселений и регионов за привлечение инвестиций, увеличение интереса центральных органов власти к проблемам этих территорий, усиление интереса внешних агентов, увеличение туристических потоков, инноваций, достижение долгосрочных целей развития. Жесткие условия конкуренции способствуют

232 усилению роли маркетинговых инструментов в формировании целевых индикаторов этих территорий, которые становятся предпосылками долгосрочных стратегий развития. Конкуренция за квалифицированные человеческие ресурсы, инвестиции, инновационные продукты в условиях глобализации и повышения мобильности рабочей силы значительно усиливается. Важность анализа социально-экономического развития территории в маркетинге территорий обусловлена выявлением возможностей экономического роста для выбора рационального варианта стратегии СЭР территории за счет использования маркетингового инструментария, который применим во всех направлениях маркетинговой деятельности.
Продвижение территории (PR, реклама, паблисити, прямой маркетинг), сегментация рынка территории, позиционирование территориального продукта, формирование имиджа и бренда, с одной стороны, оценка состояния природно‐ресурсного потенциала территории, изучение динамики населения и его половозрастной структуры, оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики, оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной и экономической инфраструктуры, оценка достигнутого уровня экономического развития территории, её промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии социально-экономического развития, с другой,  это лишь часть задач, решаемая посредством маркетингового инструментария.
Инструментарий, в зависимости от уровня решаемых задач социально- экономического развития территории можно разделить на инструментарий территориальной диагностики, который осуществляется для оценки уровня качества жизни населения, оценки ситуации (политической, экономической) на территории, оценки состояния развития территории и инструментарий практического приложения, позволяющий разработать сценарии и рекомендации по СЭР территорий.


233
Важно отметить, что для территориальной диагностики чаще всего используют «метод оценки потенциалов», который позволяет оценить систему потенциалов социально-экономического развития территориального образования путем оценки блока базовых ресурсных потенциалов территории, обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов и блок потенциалов готовности территориального образования к социально-экономическим преобразованиям (табл. 4.1).
При изучении составляющих бренда территории (Раздел 3) необходимо определить какие потенциалы территории являются основой базовых элементов бренда территории. Процесс оценки потенциала территории может осуществляться с помощью разных методов (табл. 1.2., Раздел 1), начиная с методов системного анализа до оценки исследования сильных и слабых сторон, возможностей и угроз территории (SWOT-анализ), возможна оценка политической, духовной, социальной и ресурсной сферы.
Инструментарий, который может быть применен для изучения динамики и тенденций социально-экономического развития территорий характеризуются общеэкономическими принципами и применим не только к территориям, но и к организациям.
При выборе инструментария для анализа необходимо учесть степень точности и достоверности данных, наглядности получаемых отчетов и возможности проведения в дальнейшем сравнения и анализа данных.
Важными данными для разработки стратегий и программ СЭР территорий является система показателей социально-экономического развития территориальных образований, которая, как отмечает Д.В. Визгалов, подразделяется на три уровня [31].
Первый уровень показателей включает ту группу показателей, которая может быть получена непосредственно из статистических источников
(управлений статистики, внутренней отчетности). База первичных показателей служит основой для подготовки расчетных индикаторов.

234
Таблица 4.1  Элементы бренда территорий в соответствии составляющих базового ресурсного, обеспечивающего и потенциала готовности территориальных образований к социально-экономическим преобразованиям
Вид потенциала
Составляющие потенциалов территории
Характеристика потенциалов
Элементы бренда территории
Ба зов ые р
ес ур сные пот ен ци алы террит ории природно- ресурсный потенциал характеризует возможности развития территории за счет рационального использования его земельных, минерально-сырьевых, лесных, водных, рекреационных и иных ресурсов; определяется количеством и качеством запасов ресурсов, условиями их добычи, транспортировки и т. д.
Экономический экономико- географический потенциал характеризует резервы развития путем эффективного использования его транспортно- географического положения; климатических и ландшафтных условий; размещения нового или расширения существующего производства; определяется пропускной способностью путей сообщения, близостью к продовольственным, сырьевым и ресурсным базам; возможностями отдыха, организации санаторно-курортного лечения, различных видов туризма; наличием свободных площадей, степенью развития производственной и социальной инфраструктуры, условиями экологического характера и т. п.
Экономический демографический потенциал характеризует возможности улучшения качественного состава населения и определяется общей численностью населения, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами и т. п.
Экономический
О
бе спечи ваю щие пот енц иалы соци аль но
-э коном ич еск ог о разв ит ия трудовой потенциал характеризует возможности развития территории за счет подготовки и рационального использования кадров и определяется образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью их в разрезе отраслей и сфер хозяйства, форм собственности, специальностей и т. п.
Экономический материально- технический потенциал характеризует возможности развития на основе эффективного использования всех структурных составляющих его производственного комплекса; определяется структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования производственных фондов, состоянием развития инфраструктуры и т. п.
Экономический научный потенциал характеризует совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований и определяется наукоемкостью ВВП, среднегодовой численностью работников науки, долей научных работников в общей численности занятых в экономике. Количество научных организаций.
Экономический инновационный потенциал характеризуется взаимосвязанной системой трудовых, информационных, материально-технических и организационно-управленческих ресурсов, комплексное использование которых, на основе рационального использования достижений научно-технического прогресса обеспечивает эффективное инновационное развитие хозяйствующих субъектов и определяется величиной и качеством фундаментального и прикладного научного задела и т.п.
Экономический
234