Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 655
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.2 Рейтинги территорий в формировании стратегий ее развития
В отечественной практике управление социально-экономическим развитием территорий достаточно долгое время представлялось скорее в виде совокупности организационных и методических мер, чем как стратегическое направление, обеспеченное наукой. Так, путь проб и ошибок через апробацию различных структур, организационных форм и методов, хотя и кажется более простым, и привлекательным с точки зрения ближайших результатов, на самом деле может оказаться очень долгим. Тех, кто выбрал его, подстерегает опасность многократного возвращения к прошлым структурным и организационным формам, опасность движения по кругу.
Практическая реализация методических разработок в сфере внедрения маркетингового инструментария в программы социально-экономического развития в конце ХХ в. преимущественно сводилась к совершенствованию и отладке процедуры формирования, согласования и утверждения планов территориального развития, созданию стандартизированной системы различных форм и показателей, контролю достигнутых социально-экономических результатов. Исходной предпосылкой подобного подхода выступало положение, основанное на приоритетной роли отраслевого управления, определяющего динамику социально-экономического развития территории.
Исследования маркетинга территорий, формирования их бренда и имиджа вызывают особый интерес в условиях ухудшения социально-экономических составляющих развития территорий. Начальные знания о конкурентных преимуществах заложены в трудах М. Портера [284] и Ф. Котлера [120], впоследствии исследованию этих вопросов уделено внимание в трудах таких авторов, как С. Анхольт [256, 257], Д. Визгалов [30], А. Панкрухин [174],
А. Диффнер [261], Р. Мартин [279] и другие.
Взгляды этих ученых и их идеи начали сравнительно новое направление в исследованиях маркетинг территорий как концепцию, которая определяет
245 общины территорий и отдельных индивидуумов или фирмы как потребителей специфического товара территорий.
Существенный вклад в развитие теории и методологии внедрения маркетингового инструментария в программы социально-экономического развития в нынешних условиях хозяйствования внесли А.П. Градов [44],
В.Ю. Припотень [184], А.П. Панкрухин [175], Р.И. Шнипер [239] и другие.
Тем не менее, несмотря на значительное число публикаций по указанным проблемам, в научных исследованиях последних лет не сформировано однозначного подхода относительно прикладного значения рейтингов территорий для формирования стратегий развития, а также недостаточно исследуется зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием территорий и возможности его использования в постсоциалистических странах.
Рост интереса к регулированию социально-экономического развития территорий обусловлен рядом причин: экономический рост в период стабилизации и подъема во многих постсоциалистических государствах обеспечил возможность существенного выделения средств на реализацию активной региональной социально- экономической политики; подъем экономики в этих государствах оказался при этом несколько дифференцированным по территориям.
Соответственно, обострение региональных диспропорций экономического развития послужило причиной активизации системы управления социально-экономическим развитием территорий на региональном уровне во многих постсоциалистических странах.
Можно выделить следующие общие черты, характерные для системы управления социально-экономическим развитием в большинстве постсоциалистических стран: акцент на развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, связи и др.), ее выравнивание в регионах до общенациональных стандартов; весьма активное использование производственного потенциала предприятий, находящихся в государственной собственности или
246 контролируемых государством (инвестиции в строительство новых государственных предприятий в экономически отсталых регионах); использование административных методов ограничения роста концентрации производства и населения в отдельных экономически развитых регионах путем установления государственного контроля над размещением производств (введение запретов на выдачу строительных лицензий, лицензий на разработку полезных ископаемых и т. п.); применение в качестве основного элемента управления территориями экономических и административных стимулов, побуждающих компании размещать новое технологичное производство в экономически отсталых регионах и перемещать имеющиеся мощности из перенаселенных и экономически высокоразвитых районов и крупных городов; периодические корректировки используемых методов управления социальной сферой и экономикой регионов, когда периоды относительного ослабления административных методов чередовались с годами увеличения активности в этой сфере государственного регулирования.
Акцент на использование рейтингов в управлении социально- экономическим развитием территорий становится необходимой составляющей формирования конкурентоспособности этих территорий. По мнению Н. Котовой, рейтинг территорий следует рассматривать как эффективный инструмент активного позиционирования территории (региона), процесса построения и реализации стратегии развития, целью которой становится создание сильной и конкурентоспособной территории (региона) [123].
Как отмечают И.С. Важенина и С.Г. Важенин, выявление тенденций развития территории, особенностей формирования ее имиджа и репутации требуют оценки имеющейся ситуации и динамики происходящих изменений, особенно в сравнении с другими территориями. Информация о состоянии территории, ее имиджа и репутации в определенной степени содержится в различных рейтингах, представляющих собой результаты сравнения объектов анализа (в данном случае – территорий) по комплексу определенных
247 интегральных характеристик (прежде всего индексов, а также индикаторов).
Набор этих характеристик и методики рейтингов определяются экспертными организациями, получившими общественное признание [27].
Важным условием современного маркетингового инструментария является понимание концептуальной двойственности: в современной мировой научной мысли продолжается дискуссия по поводу применения рейтинга территорий как внешне ориентированной деятельности на формирование положительного имиджа среди внешних агентов [285, с. 2-6] и как одновременно внутренне и внешне ориентированную активность [173]. Без привлечения местных жителей, представителей бизнеса и власти к обсуждениям и формированию индикаторов развития территории не будет результата.
Как представляется – данный вопрос целесообразно рассматривать в комплексе, с позиций системного анализа (рис. 4.3).
Маркетинг территорий не следует осуществлять в отрыве от реальной жизни. Стратегию развития территории, несомненно, надо согласовывать с реальными характеристиками этой территории, избегая типичной ошибки - искусственности.
Целевые группы потребителей
Первый уровень целевой группы
Второй уровень целевой группы
Внешние отечественные туристы иностранные туристы (в том числе бизнес-посетители территории) потенциальные резиденты инвесторы (отечественные и зарубежные) органы государственной власти международные учреждения территории-конкуренты
Внутренние жители региона (в том числе работники его предприятий) местные чиновники местные предприниматели местные организации и учреждения
Рисунок 4.3 Основные целевые группы потребителей территории
(составлено автором по данным [173])
Ф. Котлер и другие сформулировали идею "Стратегического управления имиджем" (SIM), которая для создания эффективного имиджа территории требует
248 определения: детерминант развития территории, его индикаторов, принципов разработки, инструментов, доступных для формирования индикаторов и показателей, возможностей исправления отдельных показателей.
Эффективную стратегию развития можно сформировать благодаря обеспечению следующих параметров [175]: качество жизни населения наличие жилья, доступность социальных услуг, качество продуктов питания, наличие сооружений для отдыха, уровень и доступность образования, лечения; человеческий капитал (кадровые ресурсы), подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям; инфраструктура транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги; высокие технологии способность территории развивать и поддерживать высокотехнологичные виды деятельности, обновлять имеющуюся базу; капитал масса капитала, которая сконцентрирована на территории в виде собственных и заимствованных средств; контролирующие органы; инфраструктура бизнеса доступность и уровень услуг в сфере консалтинга, аудита, отсутствие бюрократизма; власть команда личностей, компетентность членов команды, стиль принятия решений.
Нетрудно проследить четкую взаимосвязь между факторами формирования высокого рейтинга территории и современными факторами их социально- экономического развития.
Согласно UN Human Settlements Programme (UN-HABITAT), важнейшими проблемами социально-экономического развития территорий сейчас являются: неопределенность будущих условий развития; социальное и пространственное неравенство населения; рост городов;
249 неконтролируемая урбанизация пригородных территорий.
Следовательно, факторами решения этих проблем или хотя бы преодоления их последствий, и улучшения социально-экономического развития территорий служат: инвестиции в транспортную инфраструктуру; инвестиции в инженерную инфраструктуру; строительство торговых зон; изменения в статусе городов; улучшение качества жизни населения.
В современных условиях транспортная и бизнес-инфраструктура становятся ключевыми факторами развития территорий. Таким образом, агломерационный эффект территорий превращается в причину ее основных современных проблем и требует поисков новых решений. Одним из таких решений является рейтинг территорий.
Так, формирование положительного имиджа имеющихся конкурентных преимуществ могут стать основой для формирования и успешной реализации комплексных программ развития этих территорий, в свою очередь, позволит сохранить население и создать так называемые «полюса роста» для окружающих территорий.
Используются различные рейтинги, осуществляющие градацию территории по ряду критериев (рис. 4.4).
В качестве комплексного показателя, согласно анализу литературных источников, используется применение рейтинговой оценки. Рейтинг представляет собой оценку позиции территории по шкале показателей.
Суть методики рейтинговой оценки территории заключается в сопоставлении системы показателей, которая характеризует социально- экономическое положение территории, с неким эталонным значением.
Рейтинги представляют собой формализованные, чаще всего в виде шкал, инструменты сопоставления ряда анализируемых объектов по определенным интегральным характеристикам (прежде всего индексам, а также индикаторам).
250
Их разработчиками выступают, имеющие общественное признание эксперты социальных институтов.
Рисунок 4.4 – Виды рейтингов территорий (авторская разработка)
На основе исследования существующих подходов к формированию методики рейтинговой оценки, было установлено, что рейтинговая оценка характеризуется значением определенного показателя, синтезирующего определенные аспекты развития территории, полученного на базе обработки системы ряда показателей. Комплексная оценка применяется в сравнительном анализе с целью определения рейтинга территории на основе выбора лучшего из них.
Установлено, что преимуществом рейтинговой оценки территории является возможность анализа, а также сравнения результатов ее социально- экономических индикаторов с другими территориями.
Обзор литературы по проблеме исследования показал, что сегодня метод рейтинговых оценок наиболее широко применяется в сфере финансов и инвестиций, а также в маркетинге при исследовании конкурентоспособности территорий. При этом данный метод является достаточно простым с точки зрения
Рейтинги экономической свободы
Рейтинги дотационных регионов
Рейтинги инвестиционной привлекательности территорий
Рейтинги стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса
Рейтинги деловой конкурентоспособности стран и территорий
Рейтинги коррумпированности властей
Рейтинги благоприятности предпринимательского климата
Рейтинги экономического развития территорий
Рейтинги социально- экономического положения территорий
РЕЙТИНГИ
ТЕРРИТОРИЙ
Рейтинги туристического имиджа территории
251 практического применения, поскольку не требует большого количества расчетов и особых входящих данных, сложных в получении; принцип, на котором построен метод, понятен для специалистов любой сферы деятельности, а универсальность применяемого подхода максимально расширяет область его применения.
Исследуя основные подходы к формированию рейтинговой оценки, установлено, что методика рейтинговой оценки территорий включает следующие основные этапы: сбор и интерпретация аналитической информации за определенный период; выбор и обоснование группы показателей, применяемых для рейтинговой оценки; расчет итогового показателя рейтинговой оценки территорий; систематизация, а также ранжирование территорий по рейтингу.
Кроме того, исследуя аналитические отчеты большинства иностранных научно-исследовательских центров нельзя не заметить, что проблемы стратегического планирования долгосрочного развития территорий лежат в плоскости политико-экономических проблем отдельного государства в целом и определяются преимущественно этими факторами.
К примеру, индекс процветания стран мира, разрабатываемый Институтом
Legatum (рис. 4.5) представляет собой комбинированный показатель, измеряющий достижения всех стран, базируясь на основе большого количества различных данных, объединённых в девять групп, которые отражают различные параметры общественного благосостояния: экономику; управление; предпринимательство; безопасность; образование; здравоохранение; социальный капитал; личные свободы;
252 экология.
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Словения
Чехия
Эстония
Польша
Словакия
Латвия
Литва
Хорватия
Венгрия
Румыния
Болгария
Македония
Сербия
Черногория
Казахстан
Албания
Кыргызстан
Грузия
Беларусь
Армения
Молдова
Россия
Таджикистан
Азербайджан
Украина
Рисунок 4.5 Рейтинг постсоциалистических стран по уровню процветания
(2017 г.)
Рейтинг основывается на результатах статистического анализа, а также экспертных оценках и социологических исследованиях и служат ориентирами для широкой общественности при принятии тех или иных решений.
В этой связи представляется целесообразным рассчитать страновой риск на основании применения адекватных моделей непараметрической статистики.
Предлагается воспользоваться оценкой по пятибалльной системе (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Факторы, используемые в анализе странового риска
Факторы риска
Уд.
Вес, %
(W
i
)
0 1
2 3
4 1
Политическая стабильность в регионе
12 3
2
Отношение к частному бизнесу
6 1
3
Степень национализации
(границы анализа определяются наличием интерференции по отношению к предпринимательству – 0 баллов и кончаются предоставлением разного рода льгот – 4 балла; определяется также специфика каждого из них)
6 2
4
Вероятность и степень экономической нестабильности и анализ факторов, влияющих на нее
6 3
5
Состояние предпринимательской сферы
6 4
6
Бюрократические вопросы
4 3
253
Окончание таблицы 4.2
Факторы риска
Уд.
Вес, %
(W
i
)
0 1 2
3 4
7
Темп экономического роста
10 3
8
Конвертируемость валюты
10 1
9
Анализ выполнения договорных обязательств
6 3
10 Уровень сервиса
8 2
11 Возможность использования дополнительных резервов
2 0
12 Организация связи и транспорта
4 3
13 Взаимоотношения с государственными органами и общественными организациями
4 3
14 Степень развития транспортной сети
8 3
15 Условия ведения бизнеса
8 4
Составлено автором
Проведем индивидуальную оценку степени влияния каждого источника аргументации (табл. 4.3).
Таблица 4.3 Индивидуальная оценка степени влияния источников аргументации
Источники аргументации
Степень влияния источника
Высокая Средняя
Низкая
1. Проведенный теоретический анализ
0,3 2. Профессиональный опыт
0,4 3. Обобщение работ отечественных авторов
0,05 4. Обобщение работ зарубежных авторов
0,05 5. Особое знакомство с состоянием вопроса за границей
0,05 6. Интуиция
0,05
Составлено автором
Коэффициент степени знакомства с вопросом:
K
i
= 0,1I, где I – самооценка по шкале, характеризующей степень знакомства эксперта с вопросом.
Отдаленное
Среднее
Близкое
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
K
i
= 0,17=0,7
В отечественной практике управление социально-экономическим развитием территорий достаточно долгое время представлялось скорее в виде совокупности организационных и методических мер, чем как стратегическое направление, обеспеченное наукой. Так, путь проб и ошибок через апробацию различных структур, организационных форм и методов, хотя и кажется более простым, и привлекательным с точки зрения ближайших результатов, на самом деле может оказаться очень долгим. Тех, кто выбрал его, подстерегает опасность многократного возвращения к прошлым структурным и организационным формам, опасность движения по кругу.
Практическая реализация методических разработок в сфере внедрения маркетингового инструментария в программы социально-экономического развития в конце ХХ в. преимущественно сводилась к совершенствованию и отладке процедуры формирования, согласования и утверждения планов территориального развития, созданию стандартизированной системы различных форм и показателей, контролю достигнутых социально-экономических результатов. Исходной предпосылкой подобного подхода выступало положение, основанное на приоритетной роли отраслевого управления, определяющего динамику социально-экономического развития территории.
Исследования маркетинга территорий, формирования их бренда и имиджа вызывают особый интерес в условиях ухудшения социально-экономических составляющих развития территорий. Начальные знания о конкурентных преимуществах заложены в трудах М. Портера [284] и Ф. Котлера [120], впоследствии исследованию этих вопросов уделено внимание в трудах таких авторов, как С. Анхольт [256, 257], Д. Визгалов [30], А. Панкрухин [174],
А. Диффнер [261], Р. Мартин [279] и другие.
Взгляды этих ученых и их идеи начали сравнительно новое направление в исследованиях маркетинг территорий как концепцию, которая определяет
245 общины территорий и отдельных индивидуумов или фирмы как потребителей специфического товара территорий.
Существенный вклад в развитие теории и методологии внедрения маркетингового инструментария в программы социально-экономического развития в нынешних условиях хозяйствования внесли А.П. Градов [44],
В.Ю. Припотень [184], А.П. Панкрухин [175], Р.И. Шнипер [239] и другие.
Тем не менее, несмотря на значительное число публикаций по указанным проблемам, в научных исследованиях последних лет не сформировано однозначного подхода относительно прикладного значения рейтингов территорий для формирования стратегий развития, а также недостаточно исследуется зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием территорий и возможности его использования в постсоциалистических странах.
Рост интереса к регулированию социально-экономического развития территорий обусловлен рядом причин: экономический рост в период стабилизации и подъема во многих постсоциалистических государствах обеспечил возможность существенного выделения средств на реализацию активной региональной социально- экономической политики; подъем экономики в этих государствах оказался при этом несколько дифференцированным по территориям.
Соответственно, обострение региональных диспропорций экономического развития послужило причиной активизации системы управления социально-экономическим развитием территорий на региональном уровне во многих постсоциалистических странах.
Можно выделить следующие общие черты, характерные для системы управления социально-экономическим развитием в большинстве постсоциалистических стран: акцент на развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, связи и др.), ее выравнивание в регионах до общенациональных стандартов; весьма активное использование производственного потенциала предприятий, находящихся в государственной собственности или
246 контролируемых государством (инвестиции в строительство новых государственных предприятий в экономически отсталых регионах); использование административных методов ограничения роста концентрации производства и населения в отдельных экономически развитых регионах путем установления государственного контроля над размещением производств (введение запретов на выдачу строительных лицензий, лицензий на разработку полезных ископаемых и т. п.); применение в качестве основного элемента управления территориями экономических и административных стимулов, побуждающих компании размещать новое технологичное производство в экономически отсталых регионах и перемещать имеющиеся мощности из перенаселенных и экономически высокоразвитых районов и крупных городов; периодические корректировки используемых методов управления социальной сферой и экономикой регионов, когда периоды относительного ослабления административных методов чередовались с годами увеличения активности в этой сфере государственного регулирования.
Акцент на использование рейтингов в управлении социально- экономическим развитием территорий становится необходимой составляющей формирования конкурентоспособности этих территорий. По мнению Н. Котовой, рейтинг территорий следует рассматривать как эффективный инструмент активного позиционирования территории (региона), процесса построения и реализации стратегии развития, целью которой становится создание сильной и конкурентоспособной территории (региона) [123].
Как отмечают И.С. Важенина и С.Г. Важенин, выявление тенденций развития территории, особенностей формирования ее имиджа и репутации требуют оценки имеющейся ситуации и динамики происходящих изменений, особенно в сравнении с другими территориями. Информация о состоянии территории, ее имиджа и репутации в определенной степени содержится в различных рейтингах, представляющих собой результаты сравнения объектов анализа (в данном случае – территорий) по комплексу определенных
247 интегральных характеристик (прежде всего индексов, а также индикаторов).
Набор этих характеристик и методики рейтингов определяются экспертными организациями, получившими общественное признание [27].
Важным условием современного маркетингового инструментария является понимание концептуальной двойственности: в современной мировой научной мысли продолжается дискуссия по поводу применения рейтинга территорий как внешне ориентированной деятельности на формирование положительного имиджа среди внешних агентов [285, с. 2-6] и как одновременно внутренне и внешне ориентированную активность [173]. Без привлечения местных жителей, представителей бизнеса и власти к обсуждениям и формированию индикаторов развития территории не будет результата.
Как представляется – данный вопрос целесообразно рассматривать в комплексе, с позиций системного анализа (рис. 4.3).
Маркетинг территорий не следует осуществлять в отрыве от реальной жизни. Стратегию развития территории, несомненно, надо согласовывать с реальными характеристиками этой территории, избегая типичной ошибки - искусственности.
Целевые группы потребителей
Первый уровень целевой группы
Второй уровень целевой группы
Внешние отечественные туристы иностранные туристы (в том числе бизнес-посетители территории) потенциальные резиденты инвесторы (отечественные и зарубежные) органы государственной власти международные учреждения территории-конкуренты
Внутренние жители региона (в том числе работники его предприятий) местные чиновники местные предприниматели местные организации и учреждения
Рисунок 4.3 Основные целевые группы потребителей территории
(составлено автором по данным [173])
Ф. Котлер и другие сформулировали идею "Стратегического управления имиджем" (SIM), которая для создания эффективного имиджа территории требует
248 определения: детерминант развития территории, его индикаторов, принципов разработки, инструментов, доступных для формирования индикаторов и показателей, возможностей исправления отдельных показателей.
Эффективную стратегию развития можно сформировать благодаря обеспечению следующих параметров [175]: качество жизни населения наличие жилья, доступность социальных услуг, качество продуктов питания, наличие сооружений для отдыха, уровень и доступность образования, лечения; человеческий капитал (кадровые ресурсы), подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям; инфраструктура транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги; высокие технологии способность территории развивать и поддерживать высокотехнологичные виды деятельности, обновлять имеющуюся базу; капитал масса капитала, которая сконцентрирована на территории в виде собственных и заимствованных средств; контролирующие органы; инфраструктура бизнеса доступность и уровень услуг в сфере консалтинга, аудита, отсутствие бюрократизма; власть команда личностей, компетентность членов команды, стиль принятия решений.
Нетрудно проследить четкую взаимосвязь между факторами формирования высокого рейтинга территории и современными факторами их социально- экономического развития.
Согласно UN Human Settlements Programme (UN-HABITAT), важнейшими проблемами социально-экономического развития территорий сейчас являются: неопределенность будущих условий развития; социальное и пространственное неравенство населения; рост городов;
249 неконтролируемая урбанизация пригородных территорий.
Следовательно, факторами решения этих проблем или хотя бы преодоления их последствий, и улучшения социально-экономического развития территорий служат: инвестиции в транспортную инфраструктуру; инвестиции в инженерную инфраструктуру; строительство торговых зон; изменения в статусе городов; улучшение качества жизни населения.
В современных условиях транспортная и бизнес-инфраструктура становятся ключевыми факторами развития территорий. Таким образом, агломерационный эффект территорий превращается в причину ее основных современных проблем и требует поисков новых решений. Одним из таких решений является рейтинг территорий.
Так, формирование положительного имиджа имеющихся конкурентных преимуществ могут стать основой для формирования и успешной реализации комплексных программ развития этих территорий, в свою очередь, позволит сохранить население и создать так называемые «полюса роста» для окружающих территорий.
Используются различные рейтинги, осуществляющие градацию территории по ряду критериев (рис. 4.4).
В качестве комплексного показателя, согласно анализу литературных источников, используется применение рейтинговой оценки. Рейтинг представляет собой оценку позиции территории по шкале показателей.
Суть методики рейтинговой оценки территории заключается в сопоставлении системы показателей, которая характеризует социально- экономическое положение территории, с неким эталонным значением.
Рейтинги представляют собой формализованные, чаще всего в виде шкал, инструменты сопоставления ряда анализируемых объектов по определенным интегральным характеристикам (прежде всего индексам, а также индикаторам).
250
Их разработчиками выступают, имеющие общественное признание эксперты социальных институтов.
Рисунок 4.4 – Виды рейтингов территорий (авторская разработка)
На основе исследования существующих подходов к формированию методики рейтинговой оценки, было установлено, что рейтинговая оценка характеризуется значением определенного показателя, синтезирующего определенные аспекты развития территории, полученного на базе обработки системы ряда показателей. Комплексная оценка применяется в сравнительном анализе с целью определения рейтинга территории на основе выбора лучшего из них.
Установлено, что преимуществом рейтинговой оценки территории является возможность анализа, а также сравнения результатов ее социально- экономических индикаторов с другими территориями.
Обзор литературы по проблеме исследования показал, что сегодня метод рейтинговых оценок наиболее широко применяется в сфере финансов и инвестиций, а также в маркетинге при исследовании конкурентоспособности территорий. При этом данный метод является достаточно простым с точки зрения
Рейтинги экономической свободы
Рейтинги дотационных регионов
Рейтинги инвестиционной привлекательности территорий
Рейтинги стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса
Рейтинги деловой конкурентоспособности стран и территорий
Рейтинги коррумпированности властей
Рейтинги благоприятности предпринимательского климата
Рейтинги экономического развития территорий
Рейтинги социально- экономического положения территорий
РЕЙТИНГИ
ТЕРРИТОРИЙ
Рейтинги туристического имиджа территории
251 практического применения, поскольку не требует большого количества расчетов и особых входящих данных, сложных в получении; принцип, на котором построен метод, понятен для специалистов любой сферы деятельности, а универсальность применяемого подхода максимально расширяет область его применения.
Исследуя основные подходы к формированию рейтинговой оценки, установлено, что методика рейтинговой оценки территорий включает следующие основные этапы: сбор и интерпретация аналитической информации за определенный период; выбор и обоснование группы показателей, применяемых для рейтинговой оценки; расчет итогового показателя рейтинговой оценки территорий; систематизация, а также ранжирование территорий по рейтингу.
Кроме того, исследуя аналитические отчеты большинства иностранных научно-исследовательских центров нельзя не заметить, что проблемы стратегического планирования долгосрочного развития территорий лежат в плоскости политико-экономических проблем отдельного государства в целом и определяются преимущественно этими факторами.
К примеру, индекс процветания стран мира, разрабатываемый Институтом
Legatum (рис. 4.5) представляет собой комбинированный показатель, измеряющий достижения всех стран, базируясь на основе большого количества различных данных, объединённых в девять групп, которые отражают различные параметры общественного благосостояния: экономику; управление; предпринимательство; безопасность; образование; здравоохранение; социальный капитал; личные свободы;
252 экология.
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Словения
Чехия
Эстония
Польша
Словакия
Латвия
Литва
Хорватия
Венгрия
Румыния
Болгария
Македония
Сербия
Черногория
Казахстан
Албания
Кыргызстан
Грузия
Беларусь
Армения
Молдова
Россия
Таджикистан
Азербайджан
Украина
Рисунок 4.5 Рейтинг постсоциалистических стран по уровню процветания
(2017 г.)
Рейтинг основывается на результатах статистического анализа, а также экспертных оценках и социологических исследованиях и служат ориентирами для широкой общественности при принятии тех или иных решений.
В этой связи представляется целесообразным рассчитать страновой риск на основании применения адекватных моделей непараметрической статистики.
Предлагается воспользоваться оценкой по пятибалльной системе (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Факторы, используемые в анализе странового риска
Факторы риска
Уд.
Вес, %
(W
i
)
0 1
2 3
4 1
Политическая стабильность в регионе
12 3
2
Отношение к частному бизнесу
6 1
3
Степень национализации
(границы анализа определяются наличием интерференции по отношению к предпринимательству – 0 баллов и кончаются предоставлением разного рода льгот – 4 балла; определяется также специфика каждого из них)
6 2
4
Вероятность и степень экономической нестабильности и анализ факторов, влияющих на нее
6 3
5
Состояние предпринимательской сферы
6 4
6
Бюрократические вопросы
4 3
253
Окончание таблицы 4.2
Факторы риска
Уд.
Вес, %
(W
i
)
0 1 2
3 4
7
Темп экономического роста
10 3
8
Конвертируемость валюты
10 1
9
Анализ выполнения договорных обязательств
6 3
10 Уровень сервиса
8 2
11 Возможность использования дополнительных резервов
2 0
12 Организация связи и транспорта
4 3
13 Взаимоотношения с государственными органами и общественными организациями
4 3
14 Степень развития транспортной сети
8 3
15 Условия ведения бизнеса
8 4
Составлено автором
Проведем индивидуальную оценку степени влияния каждого источника аргументации (табл. 4.3).
Таблица 4.3 Индивидуальная оценка степени влияния источников аргументации
Источники аргументации
Степень влияния источника
Высокая Средняя
Низкая
1. Проведенный теоретический анализ
0,3 2. Профессиональный опыт
0,4 3. Обобщение работ отечественных авторов
0,05 4. Обобщение работ зарубежных авторов
0,05 5. Особое знакомство с состоянием вопроса за границей
0,05 6. Интуиция
0,05
Составлено автором
Коэффициент степени знакомства с вопросом:
K
i
= 0,1I, где I – самооценка по шкале, характеризующей степень знакомства эксперта с вопросом.
Отдаленное
Среднее
Близкое
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
K
i
= 0,17=0,7