Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 645

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

283
Выводы по разделу 4
Исследование инструментария маркетинга территорий в формировании информационной базы о состоянии и тенденциях развития территорий позволило:
Раскрыто содержание рейтингов и индикаторов как рядов статистических данных, подобранных по специальной проблеме социально-экономического развития территорий, позволяющие определить пути ее решения и использования рейтингов как формализованных (чаще всего в виде шкал) инструментов сопоставления ряда анализируемых объектов по определенным интегральным характеристикам (чаще всего индексам и индикаторам). Доказано, что система рейтинговой оценки территории базируется на теории и методике комплексного исследования функционирования определенной территории и учитывает все основные параметры социально-экономической сферы, поскольку при ее проведении применяются показатели, которые характеризуют потенциал территории, эффективность деятельности органов власти, эффективность использования основных ресурсов, состояние и размещение объектов инфраструктуры и иные показатели. Выбор и обоснование базовых индикаторов обусловлен целями и задачами, сформированными в ходе разработки стратегии социально-экономического развития.
Обосновано формирование маркетинговых стратегий развития территорий на основе использования системы рейтингов при разработке программ социально- экономического развития, которые должны задаваться следующими параметрами

качеством жизни населения; человеческим капиталом (кадровыми ресурсами); инфраструктурой; высокими технологиями; массой капитала, которая сконцентрирована на территории в виде собственных и заимствованных средств; контролирующими органами; инфраструктурой бизнеса; властью.
Разработана модель прогнозирования социально-экономического развития территорий, базирующаяся на макроэкономической модели открытой экономики с учетом разработанных в диссертации весовых коэффициентов элементов рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности» на основе использования

284 метода анализа иерархий, что позволит оценить уровень экономического роста с точки зрения ресурсной, инновационной ориентации и повышения производительности труда.
Основные результаты исследования представлены в работах [58, 60, 76].

285
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34

РАЗДЕЛ 5
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
5.1 Стратегии маркетинга территорий в контексте специфических
территорий посредством учета развития ее качественных характеристик
Вопрос формирования стратегии маркетинга территорий в контексте специфических территорий через развитие качественных характеристик территории необходимо начать с выделения особенностей этих территорий и, на примере непризнанного государства  Донецкая Народная Республика  продемонстрировать механизм формирования данной стратегии.
На сегодняшний день существует несколько концептуальных подходов к определению политико-территориального образования «Донецкая Народная
Республика»: непризнанное государство; регион еврорегиона «Донбасс»; отдельный район Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
Для выработки перспективных экономических векторов развития данного политико-территориального образования необходимо обратить внимание на содержательность и сущностные особенности каждого из этих определений.
Кроме этого, экономическую проблематику целесообразно рассматривать в контексте проблематики политической, поскольку именно удачно спланированная и реализованная политика является залогом экономического развития и эффективного использования ресурсного потенциала.
Основные предпосылки образования Донецкой Народной Республики представлены в табл. 5.1.

286
Таблица 5.1  Основные предпосылки образования Донецкой Народной Республики (на основе [128])
№ п/п
Предпосылки
Характеристика
1. Сформировавшаяся экономическая основа для становления независимого государства
На протяжении второй половины XIX – XX в.в. в Донбассе формировался мощный экономический потенциал, ведущее место в котором принадлежало тяжелой промышленности; в 1965- 1975 годы в регионе появились крупные комбинаты легкой промышленности, был создан АПК с надёжной промышленной базой.
2. Объединение экономических потенциалов Луганской и
Донецкой областей
В условиях реформы управления 1957 – 1964 годов в Донбассе был создан Донецкий совнархоз.
Донецкий совнархоз был не только самым мощным, но и самым успешным в Украинской ССР.
Переход от отраслевого принципа управления к территориальному принципу позволил раскрыть многие положительные стороны экономики региона. Были преодолены межведомственные барьеры, сдерживавшие её рост, эффективно стали использоваться местные ресурсы. Формировались местные кадры управленцев, был наработан практический опыт управления крупным экономическим регионом, вырабатывались единые подходы (в рамках совнархоза) в решении вопросов социально- экономического развития Донбасса.
3. Сформировавшаяся устойчивая межэтническая общность
На протяжении всего исторического процесса Донбасс осваивали представители разных этносов - русские, украинцы, греки, татары, армяне, молдаване, немцы, сербы и др., отличительной особенностью их взаимодействия стала действительная толерантность отношений представителей разных этносов.
4. Тесная связь с
Российским государством
На различных этапах исторического развития (с XVI в.) Донецкий регион и его жители ощущали тесную связь с Российским государством. В XIX-XX веках Российское государство, а затем СССР обеспечили ускоренное экономическое развитие Донецкого бассейна, и он стал одним из индустриально развитых регионов страны. Неразрывные экономические и духовные связи с
Российской Федерациий – гарантия стабильного развития Донбасса и защиты от врага. Донецко-
Криворожская Республика провозглашалась как составная часть Российской федерации.
5. Не поддержание разрыва связей с Российской
Федерациий политический курс суверенной и независимой Украины, провозглашенный в 1991 года и ориентированный на разрыв экономических, политических, духовных связей с Российской
Федерациий, не нашел поддержки большинства жителей Донбасса.
6. Отличительный от других регионов духовный мир
Жителям Донецкого бассейна присущ духовный мир (русский язык как родной и как язык межнационального общения; православие; русская культура, в т. ч. и народная; родственные связи; совместные исторические корни) и высокий уровень самоидентификации жителей Донбасса.
286


287
Не каждое политико-территориальное образование можно считать государством. Одним из немногих документов в международном праве, содержащих определение понятия «государство», является Конвенция
Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. Согласно Статье 1 конвенции, государство  это субъект международного права, обладающий: а) постоянным населением; б) определенной территорией; в) правительством; г) способностью вступать в отношения с другими государствами [145].
Непризнанным может быть названо государственное образование, лишенное международной правосубъектности, но обладающее всеми другими признаками государственности.
Что касается Донецкой Народной Республики, она обладает пятью характеристиками, присущими независимым государствам: названием (официально закрепленным в нормативно-правовых актах и законах самопровозглашенной республики); государственной символикой (гербом, флагом, гимном, Конституцией); населением; органами государственного управления, причем все тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной (нередко они сосредоточены в одних руках); армией.
Необходимо обратить внимание на специфические параметры, которые составляют основу существования любого государства и наделяют его существенными признаками играть определенную роль в мировой системе.
Представляется целесообразным выделение следующих параметров, необходимых для комплексного рассмотрения феномена непризнанного государства: история появления, описание этнического или конфессионального конфликта и основных этапов его развития;

288 эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования; формирование государственности и экономики; степень демократичности политического порядка; наличие либо отсутствие возможностей возвращения непризнанного государства в состав метрополии или возможностей для существования в качестве независимого политического организма; заинтересованность и возможность мировых и региональных игроков в изменении или сохранении статуса данного непризнанного государства [125].
Группа специалистов, возглавляемая А.В. Кочетковым считает, что анализ, представленных выше параметров, позволит получить более полное представление о непризнанном государстве и будет способствовать международно-правовому признанию данных государств, включая и Донецкую
Народную Республику [125].
Важно отметить, что непризнанность государства негативным образом сказывается на его правовом статусе, способности к активной экономической деятельности, операционных возможностях и др., однако как и любая территория признанного государства является территорией сферы интересов ряда заинтересованных сторон.
Исследование методологии маркетинга территорий в системе социально- экономического развития территорий (Раздел 2.4) позволило сделать вывод, что одним из основных подходов в маркетинге территорий является стейкхолдерский
(Р. Фримен 1984 г.), который способствует выработки грамотной политики в отношении принятия во внимание разнообразных интересов заинтересованных сторон территории [266].
В связи с этим, для определения ключевых заинтересованных сторон СЭР территорий целесообразно выделение качественных характеристик территорий
(как части пространства твердой поверхностью Земли) и территориальных образований (как административно-территориальных единиц), которые выступают побуждающими факторами при ее выборе.


289
Под качественными характеристиками территорий принято считать характерные особенности, отличающие ее от других территорий, однако, признак
«качественности» как природно-географической характеристики (географическое положение; рельеф тектонические области и геологическое строение; климат; внутренние воды; растительность и почвенный покров; животный мир и т.д.) будет выступать доминантом при выборе места для проживания либо места отдыха, тогда как, социально-экономические характеристики, а именно: население; природные ресурсы, которые население использует в процессе жизнедеятельности; определенный юридический статус; правовой режим; органы территориального управления и т.д..
В табл. 5.3 представлен перечень качественных характеристик территорий
(как части пространства твердой поверхностью Земли) и территориальных образований (как административно-территориальных единиц).
Таблица 5.3  Качественные характеристики территорий и территориальных образований (стейкхолдерский подход)
№ п/п
Качественные характеристики
Территория
Территориальное образование
Природные характеристики
1. рельеф территории и геологическое строение
+
+
2. тектоника и сейсмичность
+
3. полезные ископаемые
+
+
4. гидрогеологические условия
+
5. поверхностные воды
+
6. климатическая характеристика
+
+
7. внутренние воды
+
8. растительный и животный мир
+
+
9. почвенный покров
+
+
10. емкость (способность вмещать некоторое количество объектов)
+
Общественные характеристики
социальные
11. демографическая ситуация и здоровье населения
+
12. развитость сферы социальной защиты
+
13. жилищные условия населения
+
14. развитость сферы образования
+
15. уровень развития сферы культуры
+

290
Окончание таблицы 5.3
№ п/п
Качественные характеристики
Территория
Территориальное образование
16. уровень развития сферы физической культуры, спорта, туризма
+
17. градостроительство и архитектура
+
18. общественная безопасность
+
экономические
19.
ВВП или ВРП на душу населения
+
20. отраслевая структура экономики
+
21. структура производимой продукции
+
22. отраслевая структура промышленности
+
23. состояние основных фондов в промышленности, на транспорте и в других ключевых отраслях
+
24. конкурентоспособность продукции, производимой на территории, и ее основные рынки сбыта
+
25. инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности, в том числе иностранных инвесторов
+
26. потребительский рынок, показатели розничного товарооборота и др.
+
27. экспортно-импортная структура экономики
+
28. баланс валютных поступлений
+
29. объем производства, выполненный в рамках муниципального заказа
+
30. развитость инфраструктуры
+
Составлено автором
Рассмотрим Донецкую Народную Республику как объект маркетинга территорий. Для этого проведем анализ составляющих бренда ДНР, а именно территориальных, промышленных и иных возможностей и перспектив.
Административно-территориальное деление.
Донецкая Народная Республика (ДНР) была создана на основе результатов референдума о независимости 11.05.2014 г., и территориально располагается в пределах бывшей Донецкой области Украины. Согласно Конституции ДНР, её административно-территориальными единицами являются районы и города республиканского подчинения. На данный момент территория ДНР подразделяется на 4 района и 13 городов. По сравнению с довоенным периодом,
Донецкая область включала в себя 45 городов и районов, из них 28 – областного


291 значения. Заявленная площадь территории ДНР  8 538,9 км², что составляет 32% от площади Донецкой области.
На территории Донецкой области до мая 2014 г. проживало около
4,1 млн. чел. 133 национальностей. В настоящее время по данным Главного управления статистики ДНР, по состоянию на 31 декабря 2017 г. проживает 2 302 444 чел. наличного населения, в том числе количество постоянного населения составляет 2 293 431 чел. Доля городского населения составляет порядка 95,2%, что обусловлено нахождением на территории Республики трех крупных городских агломераций
(Донецко-Макеевской,
Горловско-Енакиевской,
Шахтерско-
Снежнянской). Среди крупнейших городов – Донецк с численностью более 952 687 чел., Макеевка – 376 413 чел. и Горловка – более 264 016 чел. (рис. 5.1).
Рисунок 5.1  Численность населения крупных городов ДНР в период 2014-
2017 гг., тыс. чел. (составлено автором по данным [242])
На территории ДНР расположены 38 заповедников, заказников и национальных парков, общей площадью 30,673 тыс. га из которых 7,746 тыс. га акватория Азовского моря.
Республика на юго-западе и западе граничит с Днепропетровской и
Запорожской областями, на северо-востоке – Луганской Народной Республикой на юго-востоке – с Ростовской областью Российской Федерации, а с юга омывается Азовским морем. Средняя высота над уровнем моря — 140 м.
Следует отметить, что уровень рождаемости в Республике по состоянию на январь 2018 года сохранился на уровне января предыдущего года и составил 4,8 0
200 400 600 800 1000
Горловка Енакиево Донецк Макеевка Харцызск
277,1 129,9 969,3 392,2 104,3 264,0 121,0 953 376,4 99,2 2014 2017

292 родившихся в расчете на 1000 человек наличного населения. С 2015 г. число жителей Республики уменьшилось на 54 тыс. чел., или на 2,3%, в результате естественной убыли населения (- 65,0 тыс. чел). Миграционный прирост составил
+11,0 тыс. чел. [242].
Инвестиционный климат.
Согласно данным Министерства экономического развития по состоянию на январь 2017 г. в ДНР основную долю в промышленности занимает металлургия и металлообработка – 37,6%; 10,6% приходится на пищевую промышленность;
8,8% – коксохимическую; 2,2% – химическую промышленность; 1,6% – машиностроение. По данным 2015 г. было реализовано продукции предприятий всех отраслей, работающих в ДНР, на сумму 88,1 млрд. руб., из которой 40% приходится на металлургическую отрасль, затем коксохимическую, добывающую и машиностроительную [242] (рис. 5.2).
Рисунок 5.2  Структура промышленности Донецкой Народной Республики
(составлено автором по данным [242, 300, 301])
8%
9%
11%
26%
37%
5%
2%
2%
Добыча угля
Коксохимия
Пищевая промышленность
Производство, передача и распределение электроэнергии
Металлургия, металлообработка
Другие отрасли промышленности
Машиностроение
Химическая промышленность