Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 644
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономическая составляющая
1. Инвестиционная
- 188 промышленных предприятий: легкая промышленность -16, машиностроение и металлообработка -35, медицинская и фармацевтическая промышленность – 3, пищевая промышленность - 53, полиграфическая промышленность – 9, промышленность строительных материалов -7, химическая и нефтехимическая промышленность - 28, черная металлургия – 6;
- рост объемов производства: машиностроение в 3,1 раза, строительство – в 2,6 раз, фармацевтика – в 1,8 раз, химическая промышленность – в 1,7 раз;
- возобновление работы: ДМЗ, ЕМЗ, «Донбасс-Агромаш» (бывший «Точмаш»),
Метизный завод в Енакиево, «Арксэл» , «Донбасс Метиз».
2. Финансовая
- создан Центральный республиканский банк;
- объем отрасль, производящие товары – 30 млн. руб.;
- розничный товарооборот предприятий- 41 млрд. руб.;
- объем реализованных услуг - 9 млрд руб.
3. Инновационная
- создан научно-технический совета по вопросам развития промышленности;
- создание систем управления «умными теплицами»;
- разработка проекта реконструкции Донецкого ботанического сада;
- проект по переработке породы терриконов;
- начало испытаний фильтров очистки жидких неагрессивных сред;
- разработка выпуска автобусов собственного производства.
4.Ресурсная
Территория ДНР включает:
- 4 района и 13 городов республиканского подчинения;
- площадь ДНР - 8 538,9 км²;
- численность населения:
2 315 276
- в наличии 38 заповедников, заказников и национальных парков, общей площадью
30,673 тыс. га из которых 7,746 тыс. га акватория Азовского моря;
- площадь озимых за - 200 тыс. га.;
- развитая транспортная система, позволяющая сообщение с Российской
Федерацией: ДНР граничит с Ростовской областью в пропускных пунктах:
«Успенка», «Мариновка» и «Новоазовск».
5. Природно- климатическая
- климат умеренно континентальный: зима сравнительно холодная и малоснежная; лето жаркое и засушливое;
- рельеф преимущественно равнинный, наличие форм антропогенного происхождения: терриконы и карьеры;
- природные ископаемые:
- крупнейшие месторождения угля;
- доломиты, известняки (Докучаевск, Комсомольск), мергель (Амвросиевский район), строительные и кварцевые песками, гранит (Тельмановский и Володарский районы), ртуть (Никитовское месторождение), асбест и графит (Приазовье), месторождения нефелинов, флюорита, вермикулита, железных руд, минеральных вод (Новоазовск).
- залежи для предприятий строительных материалов и строительства: пески, камни, глины и суглинки..
6. Образовательные структуры
- 20 учреждений Высшего профессионального образования;
- 105 учреждений Среднего профессионального образования;
- 9 Научно-исследовательских институтов.
Социально-политическая составляющая
1. Социальная политика
- восстановлены: Пенсионный фонд, Республиканский центр занятости, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Республиканский протезно- ортопедический центр;
- выдано более 200 квартир и восстановлено более 5 000 объектов;
- ежемесячная выплата пенсий, пособий и иной материальной помощи;
- выдача гуманитарной помощи;
- создание Республиканского оператора мобильной связи «Феникс»;
- пять детских социальных учреждений: в Донецке, Горловке, Енакиево, Харцызске и Шахтерске. государственные программы «Социальный хлеб – в каждый дом», организации работ временного характера для обеспечения занятости населения
Донецкой Народной Республики.
303
Окончание таблицы 5.3 2. Международные отношения
- указ В.Путина о признании документов ДНР об образовании и о квалификации на территории Российской Федерации;
- признание независимости Южной Осетией и Абхазией
3. Международное сотрудничество
- меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки
Донецкой Народной Республики и Министерством образования и науки Республики
Южная Осетия;
- договор о сотрудничестве с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса Российской
Федерации;
- договор между профсоюзами машиностроителей ДНР и РФ о сотрудничестве на ближайшие 2 года.
Культурно-идеологическая составляющая
1. Культурный фонд
- всего на территории: 20 учреждений культуры, 484 муниципальных учреждений;
- 237 общедоступных (публичных) библиотек, 183 клубных учреждений и более 1,5 тыс. в т.ч. клубных формирований, 6 театров, 3 концертные организации, цирк, 16 музеев, 4 культурных центра.
2. Культурно- исторические объекты
- Мемориальный комплекс «Саур-Могила» - памятник национального значения
(Степановский с/с. Шахтерского района)
;
- Мемориальный комплекс «Твоим освободителям, Донбасс!»;
- Железнодорожный вокзал станции Ясиноватая – объект культурного наследия.
3. Культурные мероприятия
- проведена к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева акция «Дни
Прокофьева в Донецкой Народной Республике»;
- выступление пианистки Валентины Лисицы в гг. Донецке, Дебальцево, Горловке,
Иловайске, Шахтерске. театральный сезон - 23 премьерных спектакля;
- проведено 80 выставок;
- в краеведческом музее открыто 5 экспозиционных залов.
Составленно автором по данным [299-311]
Независимо от признания (непризнания), каждое государственное образование стремится к обеспечению развития, степени реализации государственных функций, уровню стабильности и эффективности и легитимности функционирования системы государственных институтов – все это характеризуется эффективностью государственного управления.
В экономическом аспекте эффективность государственного управления характеризуется показателями системы оценки государственной состоятельности, а именно: экономической эффективностью; социальной эффективностью; эффективностью политико-управленческих решений; инновационной эффективностью; эффективностью коммуникаций и обратной связи.
304
Таблица 5.4 Матрица TOWS-анализ Донецкой Народной Республики
Составляющие TOWS-анализа
Возможности
1. развитие тяжелой промышленности и машиностроения;
2. построение транспортной инфраструктуры для обеспечения высокого транзитного потенциала;
3. развитие и расширение агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности;
4. хорошие партнерские отношения с
Российской Федерацией;
5. углубление отношений с дружественными странами;
6. развитие малого и среднего бизнеса;
7. привлечение инвестиций;
8. социальные программы;
9. расширение рынка сбыта продукции местных производителей;
10.сохранение и развитие культурного потенциала;
11.повышение конкурентоспособности продукции.
Угрозы
1. нестабильная политическая и экономическая ситуации;
2. отсутствие возможности задействования значительной части инфраструктурных объектов в следствии ведение военных действий;
3. низкий уровень инвестиционной привлекательности;
4. экономическая блокада;
5. не совершенство законодательной базы, усложняющее ведение хозяйственной деятельности;
6. недостаток собственных финансовых ресурсов для восстановления территории;
7. высокий уровень налогообложения;
8. снижение привлекательности территории;
9. ведение военных действий;
10. недостаточные темпы роста реального сектора экономики;
11. выход из строя основных фондов на промышленных предприятиях;
12. отсутствие финансово-кредитной системы.
Сильные стороны
1. мощный ресурсный потенциал;
2. наличие крупных залежей полезных ископаемых;
3. высокий уровень развития транспортной инфраструктуры;
4. транспортная связь с Российской
Федерацией;
5. высокий уровень образовательных структур;
6. наличие центров и советов научно- технического развития;
7. наличие высококвалифицированного кадрового состава, как движущего фактора восстановления и развития экономики;
8. наличие центров подготовки и переподготовки кадров;
9. высокая мотивация представителей малого бизнеса;
10. выгодное географическое расположение;
11. высокий уровень развитости массовых видов спорта: футбол, легкая атлетика, волейбол, плавание, баскетбол;
12. разветвленная сеть учреждений культуры для организации досуга населения;
13. наличие библиотечных фондов;
14. наличие не задействованных производственных помещений и оборудования;
15. рост числа восстановленных объектов инфраструктуры.
SO-стратегии
1. Рост собственного производства для аккумулирования средств в бюджет и обеспечение рабочих мест населению.
2. Создание условий для развития внешнеторговых рыночных отношений.
3. Увеличение экспортируемого товара за счет заключения партнерских соглашений о сотрудничестве.
4. Восстановление инфраструктуры города.
5. Повышение уровня качества жизни населения.
6. Обеспечение стабильных социальных выплат и пособий.
7. Совершенствование транспортной и логистической систем.
ST-стратегии
1. Упрощение налогообложения и совершенствование законодательной базы.
2. Совершенствование работы банковской сферы.
3. Создание центров инновационного развития.
4. Поддержка малого и среднего бизнеса.
5. Введение льготного или упрощенного налогообложения для предпринимателей.
305
Окончание таблицы 5.4
Слабые стороны
1. значительные разрушения территории ДНР;
2. отсутствие аэропорта;
3. разрушение путей ЖД движения;
4. несовершенство банковской системы;
5. миграционный отток населения;
6. сложности с трудоустройством;
7. сокращение объемов производства и реализации продукции на внешние рынки;
8. низкий уровень платежеспособности населения;
9. износ основных фондов;
10. низкий уровень рентабельности предприятий;
11. неразвитость инновационной структуры;
12. использование устаревших технологий производства.
13. снижение численности и старение населения.
WO-стратегии
1. Упрощение таможенных процедур для беспрепятственных поставок сырья и товаров.
2. Разминирование полей и иных участков земельных ресурсов.
3. Заключение договоров с предприятиями
Российской
Федерации.
WT-стратегии
1. Восстановление инфраструктурных объектов, обеспечение граждан жильем.
2. Разработка мероприятий для сохранения кадрового потенциала.
3. Техническое переоснащение предприятий.
4. Создание и поддержка центров инновационного развития.
5. Расширение рынков сбыта.
Урегулирование ситуации на территории, в том числе нахождение способов отмены экономической и транспортной блокады;
6. Создание новых рабочих мест и содействие в трудоустройстве незанятого населения.
Составлено автором
Как отмечалось выше (Раздел 3.1), всевозрастающий интерес к развитию территорий, обусловлен, в большей степени, специфичностью постиндустриальной экономики, при которой территории становятся самостоятельными субъектами, принимающими решения и осуществляющими деловые операции, связанные с соответствующими расходами и доходами.
Отличительной чертой современных рыночных отношений является то, что каждая территория (регион) превращается в цель и средство конкурентной борьбы. Если природа или история не позаботились об уникальности и привлекательности территории, то ее жители должны найти или создать их, сформировав благоприятный набор впечатлений, убедив себя и окружающий мир в неповторимой и знаковой аттракции региона, т.е. сформировать определенный бренд.
Маркетинговый подход к устойчивому развитию территорий предполагает использование следующих базовых инструментов: территориального продукта, интегральной характеристикой его качества становится стабильность и устойчивость жизненной среды;
306 ценообразования, главным образом на территориальные ресурсы; продвижения, или связи с общественностью территориального образования
(формирование положительного имиджа); каналов сбыта: с одной стороны – это логистические системы, функционирующие на территории, с другой – маркетинговые коммуникации с объектами управления.
Применение данного набора инструментов способствует формированию рынка территорий, на котором каждая территориальная единица предлагает наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса, а потребители (население, инвесторы, туристы) выбирают ту территорию, которая соответствует их потребностям.
Стремление территориальных образований создавать благоприятные условия для привлечения ресурсов обусловило необходимость в разработке маркетинговых стратегий. Так, в практике маркетинга территорий используют ряд стратегий продвижения территории (рис. 5.6).
Анализ научной литературы показал, что на современном этапе выделяют следующие маркетинговые стратегии территорий, каждая из них нацелена на привлечение потребителей
(резидентов и нерезидентов), развитие промышленности или экспорта региональных продуктов:
маркетинг имиджа в условиях сформировавшегося информационного общества имидж территории выступает как совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа [214].
Благоприятный имидж позволяет территории эффективно конкурировать между собой за инвестиции, ресурсы, человеческий капитал, лоббировать свои политические и экономические интересы. В этой связи, коммуникационные мероприятия, которые демонстрируют открытость территории для контактов и позволяют внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ, становятся основным
307 инструментом маркетинга имиджа. То есть это целенаправленная деятельность по созданию, поддержанию, позитивному изменению имиджа территории (страны, региона, города);
маркетинг привлекaтельнocти рассматривается с точки зрения конкурентных преимуществ в соперничестве территорий за привлечение человеческих ресурсов и предполагает осуществление мероприятий, направленных на усиление ее привлекательности, развития ее особых черт именно для человека и для пользы человеку;
Рисунок 5.6 Стратегии продвижения территории (составлено автором на
основе [175])
маркетинг инфраструктуры – развитая инфраструктура это важнейший элемент маркетинга территории, каркас и фундамент территории.
В ходе следования данной стратегии акцентируется внимание на достижении успеха территории за счет степени цивилизованности рыночных отношений на этой территории, реализуется комплекс политических, правовых, научно-технических
ПРО
ДВ
ИЖ
ЕНИ
Е
Т
ЕРРИТ
ОРИ
И
Выбор целей и задач продвижения
Определение целевых аудиторий
Составление разделов плана в соответствии с потребностями целевых аудиторий
Выбор методов и технологий для реализации плана продвижения
Составление разделов плана в соответствии с потребностями целевых аудиторий
Оценка эффективности развития плана
Маркетинг
имиджа
Маркетинг
привлекательности
Маркетинг
инфраструктуры
Маркетинг
населения
Стратегии
Маркетинг
достопримечательностей
1. Инвестиционная
- 188 промышленных предприятий: легкая промышленность -16, машиностроение и металлообработка -35, медицинская и фармацевтическая промышленность – 3, пищевая промышленность - 53, полиграфическая промышленность – 9, промышленность строительных материалов -7, химическая и нефтехимическая промышленность - 28, черная металлургия – 6;
- рост объемов производства: машиностроение в 3,1 раза, строительство – в 2,6 раз, фармацевтика – в 1,8 раз, химическая промышленность – в 1,7 раз;
- возобновление работы: ДМЗ, ЕМЗ, «Донбасс-Агромаш» (бывший «Точмаш»),
Метизный завод в Енакиево, «Арксэл» , «Донбасс Метиз».
2. Финансовая
- создан Центральный республиканский банк;
- объем отрасль, производящие товары – 30 млн. руб.;
- розничный товарооборот предприятий- 41 млрд. руб.;
- объем реализованных услуг - 9 млрд руб.
3. Инновационная
- создан научно-технический совета по вопросам развития промышленности;
- создание систем управления «умными теплицами»;
- разработка проекта реконструкции Донецкого ботанического сада;
- проект по переработке породы терриконов;
- начало испытаний фильтров очистки жидких неагрессивных сред;
- разработка выпуска автобусов собственного производства.
4.Ресурсная
Территория ДНР включает:
- 4 района и 13 городов республиканского подчинения;
- площадь ДНР - 8 538,9 км²;
- численность населения:
2 315 276
- в наличии 38 заповедников, заказников и национальных парков, общей площадью
30,673 тыс. га из которых 7,746 тыс. га акватория Азовского моря;
- площадь озимых за - 200 тыс. га.;
- развитая транспортная система, позволяющая сообщение с Российской
Федерацией: ДНР граничит с Ростовской областью в пропускных пунктах:
«Успенка», «Мариновка» и «Новоазовск».
5. Природно- климатическая
- климат умеренно континентальный: зима сравнительно холодная и малоснежная; лето жаркое и засушливое;
- рельеф преимущественно равнинный, наличие форм антропогенного происхождения: терриконы и карьеры;
- природные ископаемые:
- крупнейшие месторождения угля;
- доломиты, известняки (Докучаевск, Комсомольск), мергель (Амвросиевский район), строительные и кварцевые песками, гранит (Тельмановский и Володарский районы), ртуть (Никитовское месторождение), асбест и графит (Приазовье), месторождения нефелинов, флюорита, вермикулита, железных руд, минеральных вод (Новоазовск).
- залежи для предприятий строительных материалов и строительства: пески, камни, глины и суглинки..
6. Образовательные структуры
- 20 учреждений Высшего профессионального образования;
- 105 учреждений Среднего профессионального образования;
- 9 Научно-исследовательских институтов.
Социально-политическая составляющая
1. Социальная политика
- восстановлены: Пенсионный фонд, Республиканский центр занятости, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Республиканский протезно- ортопедический центр;
- выдано более 200 квартир и восстановлено более 5 000 объектов;
- ежемесячная выплата пенсий, пособий и иной материальной помощи;
- выдача гуманитарной помощи;
- создание Республиканского оператора мобильной связи «Феникс»;
- пять детских социальных учреждений: в Донецке, Горловке, Енакиево, Харцызске и Шахтерске. государственные программы «Социальный хлеб – в каждый дом», организации работ временного характера для обеспечения занятости населения
Донецкой Народной Республики.
303
Окончание таблицы 5.3 2. Международные отношения
- указ В.Путина о признании документов ДНР об образовании и о квалификации на территории Российской Федерации;
- признание независимости Южной Осетией и Абхазией
3. Международное сотрудничество
- меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки
Донецкой Народной Республики и Министерством образования и науки Республики
Южная Осетия;
- договор о сотрудничестве с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса Российской
Федерации;
- договор между профсоюзами машиностроителей ДНР и РФ о сотрудничестве на ближайшие 2 года.
Культурно-идеологическая составляющая
1. Культурный фонд
- всего на территории: 20 учреждений культуры, 484 муниципальных учреждений;
- 237 общедоступных (публичных) библиотек, 183 клубных учреждений и более 1,5 тыс. в т.ч. клубных формирований, 6 театров, 3 концертные организации, цирк, 16 музеев, 4 культурных центра.
2. Культурно- исторические объекты
- Мемориальный комплекс «Саур-Могила» - памятник национального значения
(Степановский с/с. Шахтерского района)
;
- Мемориальный комплекс «Твоим освободителям, Донбасс!»;
- Железнодорожный вокзал станции Ясиноватая – объект культурного наследия.
3. Культурные мероприятия
- проведена к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева акция «Дни
Прокофьева в Донецкой Народной Республике»;
- выступление пианистки Валентины Лисицы в гг. Донецке, Дебальцево, Горловке,
Иловайске, Шахтерске. театральный сезон - 23 премьерных спектакля;
- проведено 80 выставок;
- в краеведческом музее открыто 5 экспозиционных залов.
Составленно автором по данным [299-311]
Независимо от признания (непризнания), каждое государственное образование стремится к обеспечению развития, степени реализации государственных функций, уровню стабильности и эффективности и легитимности функционирования системы государственных институтов – все это характеризуется эффективностью государственного управления.
В экономическом аспекте эффективность государственного управления характеризуется показателями системы оценки государственной состоятельности, а именно: экономической эффективностью; социальной эффективностью; эффективностью политико-управленческих решений; инновационной эффективностью; эффективностью коммуникаций и обратной связи.
304
Таблица 5.4 Матрица TOWS-анализ Донецкой Народной Республики
Составляющие TOWS-анализа
Возможности
1. развитие тяжелой промышленности и машиностроения;
2. построение транспортной инфраструктуры для обеспечения высокого транзитного потенциала;
3. развитие и расширение агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности;
4. хорошие партнерские отношения с
Российской Федерацией;
5. углубление отношений с дружественными странами;
6. развитие малого и среднего бизнеса;
7. привлечение инвестиций;
8. социальные программы;
9. расширение рынка сбыта продукции местных производителей;
10.сохранение и развитие культурного потенциала;
11.повышение конкурентоспособности продукции.
Угрозы
1. нестабильная политическая и экономическая ситуации;
2. отсутствие возможности задействования значительной части инфраструктурных объектов в следствии ведение военных действий;
3. низкий уровень инвестиционной привлекательности;
4. экономическая блокада;
5. не совершенство законодательной базы, усложняющее ведение хозяйственной деятельности;
6. недостаток собственных финансовых ресурсов для восстановления территории;
7. высокий уровень налогообложения;
8. снижение привлекательности территории;
9. ведение военных действий;
10. недостаточные темпы роста реального сектора экономики;
11. выход из строя основных фондов на промышленных предприятиях;
12. отсутствие финансово-кредитной системы.
Сильные стороны
1. мощный ресурсный потенциал;
2. наличие крупных залежей полезных ископаемых;
3. высокий уровень развития транспортной инфраструктуры;
4. транспортная связь с Российской
Федерацией;
5. высокий уровень образовательных структур;
6. наличие центров и советов научно- технического развития;
7. наличие высококвалифицированного кадрового состава, как движущего фактора восстановления и развития экономики;
8. наличие центров подготовки и переподготовки кадров;
9. высокая мотивация представителей малого бизнеса;
10. выгодное географическое расположение;
11. высокий уровень развитости массовых видов спорта: футбол, легкая атлетика, волейбол, плавание, баскетбол;
12. разветвленная сеть учреждений культуры для организации досуга населения;
13. наличие библиотечных фондов;
14. наличие не задействованных производственных помещений и оборудования;
15. рост числа восстановленных объектов инфраструктуры.
SO-стратегии
1. Рост собственного производства для аккумулирования средств в бюджет и обеспечение рабочих мест населению.
2. Создание условий для развития внешнеторговых рыночных отношений.
3. Увеличение экспортируемого товара за счет заключения партнерских соглашений о сотрудничестве.
4. Восстановление инфраструктуры города.
5. Повышение уровня качества жизни населения.
6. Обеспечение стабильных социальных выплат и пособий.
7. Совершенствование транспортной и логистической систем.
ST-стратегии
1. Упрощение налогообложения и совершенствование законодательной базы.
2. Совершенствование работы банковской сферы.
3. Создание центров инновационного развития.
4. Поддержка малого и среднего бизнеса.
5. Введение льготного или упрощенного налогообложения для предпринимателей.
305
Окончание таблицы 5.4
Слабые стороны
1. значительные разрушения территории ДНР;
2. отсутствие аэропорта;
3. разрушение путей ЖД движения;
4. несовершенство банковской системы;
5. миграционный отток населения;
6. сложности с трудоустройством;
7. сокращение объемов производства и реализации продукции на внешние рынки;
8. низкий уровень платежеспособности населения;
9. износ основных фондов;
10. низкий уровень рентабельности предприятий;
11. неразвитость инновационной структуры;
12. использование устаревших технологий производства.
13. снижение численности и старение населения.
WO-стратегии
1. Упрощение таможенных процедур для беспрепятственных поставок сырья и товаров.
2. Разминирование полей и иных участков земельных ресурсов.
3. Заключение договоров с предприятиями
Российской
Федерации.
WT-стратегии
1. Восстановление инфраструктурных объектов, обеспечение граждан жильем.
2. Разработка мероприятий для сохранения кадрового потенциала.
3. Техническое переоснащение предприятий.
4. Создание и поддержка центров инновационного развития.
5. Расширение рынков сбыта.
Урегулирование ситуации на территории, в том числе нахождение способов отмены экономической и транспортной блокады;
6. Создание новых рабочих мест и содействие в трудоустройстве незанятого населения.
Составлено автором
Как отмечалось выше (Раздел 3.1), всевозрастающий интерес к развитию территорий, обусловлен, в большей степени, специфичностью постиндустриальной экономики, при которой территории становятся самостоятельными субъектами, принимающими решения и осуществляющими деловые операции, связанные с соответствующими расходами и доходами.
Отличительной чертой современных рыночных отношений является то, что каждая территория (регион) превращается в цель и средство конкурентной борьбы. Если природа или история не позаботились об уникальности и привлекательности территории, то ее жители должны найти или создать их, сформировав благоприятный набор впечатлений, убедив себя и окружающий мир в неповторимой и знаковой аттракции региона, т.е. сформировать определенный бренд.
Маркетинговый подход к устойчивому развитию территорий предполагает использование следующих базовых инструментов: территориального продукта, интегральной характеристикой его качества становится стабильность и устойчивость жизненной среды;
306 ценообразования, главным образом на территориальные ресурсы; продвижения, или связи с общественностью территориального образования
(формирование положительного имиджа); каналов сбыта: с одной стороны – это логистические системы, функционирующие на территории, с другой – маркетинговые коммуникации с объектами управления.
Применение данного набора инструментов способствует формированию рынка территорий, на котором каждая территориальная единица предлагает наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса, а потребители (население, инвесторы, туристы) выбирают ту территорию, которая соответствует их потребностям.
Стремление территориальных образований создавать благоприятные условия для привлечения ресурсов обусловило необходимость в разработке маркетинговых стратегий. Так, в практике маркетинга территорий используют ряд стратегий продвижения территории (рис. 5.6).
Анализ научной литературы показал, что на современном этапе выделяют следующие маркетинговые стратегии территорий, каждая из них нацелена на привлечение потребителей
(резидентов и нерезидентов), развитие промышленности или экспорта региональных продуктов:
маркетинг имиджа в условиях сформировавшегося информационного общества имидж территории выступает как совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа [214].
Благоприятный имидж позволяет территории эффективно конкурировать между собой за инвестиции, ресурсы, человеческий капитал, лоббировать свои политические и экономические интересы. В этой связи, коммуникационные мероприятия, которые демонстрируют открытость территории для контактов и позволяют внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ, становятся основным
307 инструментом маркетинга имиджа. То есть это целенаправленная деятельность по созданию, поддержанию, позитивному изменению имиджа территории (страны, региона, города);
маркетинг привлекaтельнocти рассматривается с точки зрения конкурентных преимуществ в соперничестве территорий за привлечение человеческих ресурсов и предполагает осуществление мероприятий, направленных на усиление ее привлекательности, развития ее особых черт именно для человека и для пользы человеку;
Рисунок 5.6 Стратегии продвижения территории (составлено автором на
основе [175])
маркетинг инфраструктуры – развитая инфраструктура это важнейший элемент маркетинга территории, каркас и фундамент территории.
В ходе следования данной стратегии акцентируется внимание на достижении успеха территории за счет степени цивилизованности рыночных отношений на этой территории, реализуется комплекс политических, правовых, научно-технических
ПРО
ДВ
ИЖ
ЕНИ
Е
Т
ЕРРИТ
ОРИ
И
Выбор целей и задач продвижения
Определение целевых аудиторий
Составление разделов плана в соответствии с потребностями целевых аудиторий
Выбор методов и технологий для реализации плана продвижения
Составление разделов плана в соответствии с потребностями целевых аудиторий
Оценка эффективности развития плана
Маркетинг
имиджа
Маркетинг
привлекательности
Маркетинг
инфраструктуры
Маркетинг
населения
Стратегии
Маркетинг
достопримечательностей