Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 638
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
317
Рисунок 5.10 Способы гармонизации интересов стейкхолдеров территории
(авторская разработка)
Представленные способы гармонизации интересов можно отнести к синергии, где каждый стейкхолдер имеет возможность деятельно участвовать, как
Власть:
Стабильная социальная среда,
Рост доходной части бюджета
Внимание со стороны центральных общественных органов (религии, партии и т.п.)
Быть центром по некоторым функциям
Способы гармонизации
интересов:
Работа в совместных комитетах, комиссиях, экспертных группах по вопросам развития территории
Общественные приемные
Публичная отчетность
Сообщество:
Возможности для реализации социальных объединительных функций
Собственная культурная среда и самобытность
Способы гармонизации
интересов:
Создание условий для самовыражения граждан в рамках закона
Социальные и благотворительные программы
Отдельные граждане:
Здоровая среда для жизни
Возможности для активной жизни
Привлекательная для жизни среда
Возможности для личной реализации
Гарантии безопасности
Способы гармонизации
интересов:
Общественные приемные
Социальные и благотворительные программы
Создание транспортной доступности
Создание комфортных и безопасных рабочих мест
Гости:
Гарантии безопасности
Привычные бытовые условия
Уникальность
Самобытность
Возможности для личной реализации
Способы гармонизации
интересов:
Общественные приемные
Социальные и благотворительные программы
Проведение мероприятий
Предоставление дополнительны преимуществ
Создание комфортных условий для проживания: гостиницы и т.д.
Бизнес:
Гарантии безопасности
Перспективность человеческих ресурсов
Прогнозируемость бизнес-условий
Стабильность
Способы гармонизации
интересов:
Проведение открытых тендеров
Заключение долгосрочных договоров
Участие в выставках и форумах
Предоставление дополнительных льгот бизнесу
Создание компенсаций или отложенных экономических прибылей, применимых для удовлетворения требований
СТЕ
ЙК
ХО
Л
ДЕ
РЫ
Т
Е
РРИТ
ОРИ
И
318 в формулировании общего перспективного видения, так и непосредственно в его реализации.
Для обеспечения социального согласия и экономической целесообразности одни факторы важно ослабить в интересах согласования интересов власти и населения, другие факторы – наоборот, усилить.
На рис. 5.11 представлена модель оценки факторов влияния на уровень гармонизации интересов стейкхолдеров.
Модель оценки факторов влияния на уровень гармонизации интересов стейкхолдеров (рис. 5.11) предполагает следующие условия: каждый фактор и их совокупность рассматривается детализировано по направлениям и силе воздействия на социально-экономическое развитие территории; с учетом направления и силы воздействия определяется конечный результат
– состояние, в котором стабилизируются отношения; конечный результат сопоставляется со стратегической целью (миссией) стейкхолдеров территории; осуществляется отбор доминирующих факторов положительного и отрицательного влияния на социально-экономическое развитие территории, распространяясь как регулирующее влияние на социальную и экономическую сферу на всех уровнях макро-, мезо-, микро-, индивидуальном; последствия регулирующего воздействия анализируются на предмет выявления состояния равновесия (согласованности, сбалансированности) обеих сфер – социальной и экономической; признаки противоречий в социально-экономическом развитии территории нивелируются активизацией тех или иных факторов влияния, равновесие поддерживается системой стабилизации отношений между стейкхолдерами.
Учитывая специфику современного социально-экономического развития территории на основе маркетинга и дифференциацию развития отношений между стейкхолдерами, важно, прежде всего, выявить сферу действия деструктивных факторов и тех факторов, которые способствуют установлению динамичного
319 развития.
Рисунок 5.11 Модель оценки факторов влияния на уровень гармонизации интересов стейкхолдеров (авторская разработка)
Важным аспектом гармонизации интересов стейкхолдеров в управлении социально-экономическим развитием территории на основе маркетинга является
Цель (миссия) стейкхолдеров
Сопоставление
Выборка факторов положительного влияния
Анализ
Регулирующее влияние доминирующих положительных факторов
Мегаэкономический уровень
Макроэкономический уровень
Мезоэкономический уровень
Микроэкономический уровень
Индивидуальный уровень
СТЕЙКХОЛДЕРЫ ТЕРРИТОРИЙ
Выборка факторов отрицательного влияния
Факторы влияния
Направление влияния
Сила влияния
Результат влияния
Усиление
Ослабление
Анализ
Регулирующее влияние доминирующих положительных факторов
Социальная сфера
Экономическая сфера
Последствия регулирующего влияния для социально-экономического развития территорий на основе маркетинга
Определение состояния сбалансированности, оценка уровня гармонизации интересов стейкхолдеров
Поддержка уровня гармонизации интересов стейкхолдеров
320 их оценка. Для оценки уровня гармонизации интересов стейкхолдеров предлагаем методический инструментарий, разработанный
А.В.
Чмутом
[254], применяющийся к гармонизации интересов стейкхолдеров корпораций, который включает шесть этапов и предусматривает расчет соответствующих показателей
(рис. 5.12).
Рисунок 5.12 Этапы оценки уровня гармонизация интересов стейкхолдеров
(составлено автором
на основе [252])
Методика оценки по А.В. Чмуту [252] представлена в Приложении М.
Вопрос о составе списка стейкхолдеров конкретной территории – важный и потенциально конфликтный. В силу естественных причин власти, ответственные
Этапы оценки уровня гармонизации интересов
стейкхолдеров
1. Определение основных интересов и предпочтений стейкхолдеров
2
. Определение значимости каждого интереса и каждого стейкхолдеров территории
3. Расчет средней степени реализации каждого интереса стейкхолдеров
4. Оценка уровня согласованности интересов каждой группы стейкхолдеров по отношению к базе сравнения
5. Расчет интегрального показателя согласованности интересов всех групп стейкхолдеров по отношению к базе сравнения
6. Оценка уровня гармонизации интересов всех групп стейкхолдеров
321 за территориальное управление и сопряженное с ним распределение бюджета, будут всячески стараться свести количество влияющих на принятие решений сторон к минимуму. При этом, полностью игнорировать интересы и ожидания стейкхолдеров территории власти не позволяет ее вынужденный популизм, продиктованный выборностью ключевых институтов власти.
Необходимо выработать баланс интересов в целях предотвращения возможного ущерба на каждом уровне управления системой.
Алгоритм согласования интересов стейкхолдеров территории в большей степени зависит от условий принятия решения:
1) в благоприятной ситуации – когда интересы стейкхолдеров совпадают, стороны приходят к единому вектору развития территориальной системы и определяют возможные сценария его реализации. Оптимальный вариант развития системы соответствует такому сценарию реализации вектора, который в максимальной степени удовлетворяет интересы всех агентов территории;
2) в условиях конфликта – когда интересы стейкхолдеров различны, но возможен компромисс путем взаимных уступок и компенсации ущерба какому- либо агенту от неблагоприятных последствий реализации решения;
3) в условиях агрессивной среды – когда стейкхолдеры (все или часть) препятствуют разработке и реализации согласованного решения. Здесь необходимо определить способность агрессивно настроенных экономических агентов блокировать принимаемое согласованное решение и возможность их исключения из переговорного процесса (процесса планирования развития системы).
Такой подход позволит всем участникам четко понимать, реализация каких условий даст возможность осуществить конкретное мероприятие, а также когда реально это может произойти.
Представленные способы гармонизации интересов можно отнести к синергии, где каждый стейкхолдер имеет возможность деятельно участвовать, как в формулировании общего перспективного видения, так и непосредственно в его реализации.
322
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 34
5.3 Механизм формирования и реализации стратегии привлекательности
территории Донецкой Народной Республики
В условиях динамических изменений (экономических и политических) обеспечения устойчивого развития Донецкой Народной Республики тесно связано с организацией эффективного управления всеми социально-экономическими процессами.
Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, необходимых для формирования и достижения общей цели социально- экономического развития, может происходить только с помощью специального аппарата, который отвечает за сохранность и целевое использование всех ресурсов системы, а также осуществляет контроль за работой исполнителей по выполнению принятых программ, то есть предполагает, прежде всего, формирование адаптированного к реалиям организационного обеспечения.
Экономическая теория, мировой опыт развития рыночного хозяйства, а также опыт проведения национальной экономической политики убедительно доказывают, что национальная экономика не может функционировать исключительно как саморегулирующаяся система, поэтому основой реализации предложенного механизма не может быть только рыночное саморегулирование.
Кроме того, национальная экономика не защищена от таких негативных макроэкономических явлений как цикличность экономического развития, инфляция и зависимость от состояния международной экономической среды, поэтому стабилизация социально-экономической системы Донецкой Народной
Республики возможна лишь при условии сочетания рыночных механизмов регулирования с активными действиями соответствующих государственных органов [84].
Исследованием тенденций развития национальных социально- экономических систем и решением проблем управления устойчивым развитием экономики занимаются выдающиеся ученые-экономисты: А. Амоша, С. Аптекарь,
В. Ляшенко [162], И.Булеев, А. Гальчинский [85; 86] и другие. Однако
323 современные социально-политические и экономические реалии обусловливают необходимость совершенствования организационно-экономического обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием территорий
(территориальных образований) на основе маркетинга территорий.
Совершенствование организационного обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга территорий является необходимым условием разработки и реализации конкретных мер Донецкой Народной Республики по решению проблем стабилизации экономического развития в современных социально – экономических условиях. Эффективное организационное обеспечение предоставит предложенном механизма эффективно функционировать в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Проведенные исследования позволяют трактовать организационное обеспечение как совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие отдельных субъектов хозяйствования, учреждений, исполнителей и технических средств между собой в процессе реализации действия предложенного механизма управления социально-экономическим развитием ДНР.
С точки зрения субъектного состава организационное обеспечение представляет собой взаимосвязанную совокупность соответствующих управленческих структур, обеспечивающих разработку и принятие решений по постановке и решению задач в рамках концепции социально-экономического развития территориальных образований на основе маркетинга территорий и несут ответственность за результаты этих решений.
Ключевой целью организационного обеспечения является формирование такой структуры управления, которая отвечала бы стратегической цели социально-экономической политики республики, обеспечивала максимально эффективное взаимодействие всех участников соответствующих процессов и была адаптирована к современным экономическим условиям.
Проведенные исследования позволяют трактовать организационное обеспечение как совокупность методов и средств, регламентирующих