Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 636

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

333 обеспечения разработки комплекса мероприятий по повышению привлекательности и социально-экономического развития ДНР.
В условиях совершенствования организационного обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием Донецкой Народной
Республики на основе маркетинга основное направление деятельности должно быть направлено на повышение благоприятного имиджа, инвестиционной привлекательности, статусности территории Республики (табл. 5.8).
Таблица 5. 8  Перечень министерств ДНР, включенных в блок институтов по разработке комплекса мероприятий по повышению привлекательности ДНР
Название министерства
Режим доступа
Основная функция
Министерство экономического развития http://mer.govdnr.ru/ главный орган по формированию и обеспечению реализации государственной политики экономического и социального развития, ценовой, промышленной, инвестиционной, внешнеэкономической политики, политики по вопросам развития предпринимательства, политики по формированию позитивного имиджа ДНР, бренда ДНР и, как следствие, повышению ее привлекательности
Министерство информации http://mininfo.dnr- online.ru/ осуществляет государственную информационную политику и осуществляет функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сферах общественных и массовых коммуникаций, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, контролю в сферах телевизионного вещания, радиовещания, рекламы, издательской деятельности
Министерство молодежи, спорта и туризма http://минспорт.рус/ является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, отраслевому или межотраслевому управлению в сфере молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, управлению государственным имуществом
Сформировано автором на основе [296]
С целью повышения эффективности работы механизма государственного управления устойчивым развитием социально-экономической системы ДНР предлагается усовершенствовать структуру организационного обеспечения механизма путем реорганизации Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР
(табл. 5.9) [297].

334
Таблица 5.9  Структурные подразделения Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР (авторская разработка)
До реформирования
После реформирования
Полномочия департаментов
Отдел физической культуры и туризма
Отдел спорта
Отдел по работе с молодежью
Департамент туристической и спортивной инфраструктуры
 формирование и реализация государственной политики в области туристического комплекса, телекоммуникаций, информатизации спортивного комплекса;
 формирование предложений, разработка и внедрение мероприятий по улучшению инвестиционного климата, привлекательности территорий для привлечения средств в развитие туристической и спортивной инфраструктуры;
 разработка и обеспечение организации реализации целевых программ развития территорий на основе повышения уровня развития туризма и спорта на территории республики.
Отдел обеспечения работы министерства
Департамент информационной инфраструктуры
 обеспечение органов государственного управления социально-экономическим развитием необходимой информацией на основе своевременности, полноты, точности и доступности, в том числе анализ и прогнозирование общественно-политических процессов в стране;
 осуществление мероприятий по развитию информационного пространства и информационной инфраструктуры;
 содействие реализации конституционного права граждан на свободу слова и беспрепятственной деятельности средств массовой информации.
Отдел военно- патриотического воспитания и оздоровления молодежи
Департамент социально- патриотической инфраструктуры
 создание на государственном уровне условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;
 разработка и организация мероприятий военно-патриотического воспитания и оздоровления молодежи республики;
 разработка и организация выполнения государственных программ по обеспечению населения объектами инфраструктуры индустрии туризма и спорта.
Отдел инвестиций, аккредитации лицензирования и развития инфраструктуры
Департамент экономической инфраструктуры
 создание на государственном уровне условий для формирования и распределения экономического потенциала страны;
 мониторинг состояния экономической инфраструктуры и разработка на его основе рекомендаций по корректировке направлений социально-экономической политики;
 организация, координация, разработки и реализации мер по привлечению инвестиций в развитие экономической инфраструктуры страны.
334


335
Шесть отделов министерства предлагается реорганизовать в четыре департамента с соответствующим перераспределением и дополнением полномочий. Структурные подразделения, которые предлагается создать в результате проведения реорганизации будут решать задачи, направленные на повышение привлекательности территории.
В результате научного исследования выявлена главное направление взаимодействия институтов государственной власти в области управления социально-экономическим развитием ДНР – это взаимодействие Министерства экономического развития, Министерства информации и Министерства молодежи, спорта и туризма, деятельность которых непосредственно направлена на повышение привлекательности, имиджа, бренда территории ДНР (рис. 5.14).
Рисунок 5.14 – Схема взаимодействия министерств в сфере социально- экономического развития территории ДНР (авторская разработка)
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   34

Министерство экономического развития
Министерство информации
Министерство молодежи, спорта и туризма
Департамент стратегического развития экономики
Департамент развития секторов экономики
Организационно-правовой департамент
Департамент туристической и спортивной инфраструктуры
Департамент информационной инфраструктуры
Департамент социально- патриотической инфраструктуры
Департамент экономической инфраструктуры
Департамент государственных
СМИ
Департамент государственной информационной политики
Департамент экспертизы информационной продукции
Департамент информационных технологий

336
Механизм формирования стратегии социально-экономического развития
ДНР на основе маркетинга территорий представлен на рис. 5.15.
Рисунок 5.15 – Адаптированный механизм формирования стратегии социально-экономического развития территории Донецкой Народной Республики
(авторская разработка)
Формирование бренда территории в качестве составляющих механизма
реализации стратегии ее социально-экономического развития и создания
оптимальных условий для удовлетворения совокупности потребностей и
интересов стейкхолдеров
ПО
ДЦ
ЕЛ
И
Обеспечение и повышение привлекательности территории
Разработка и внедрение стратегии повышения привлекательности
(инвестиционной и инновационной) территории
Повышение уровня гармонизации интересов стейкхолдеров
Повышение имиджа властных структур
Повышение социальной ответственности территории
Анализ макромаркетинговой среды функционирования территории и характеристик территорий конкурентов
Определение существующих составляющих бренда территории и определение потенциала территории со стороны стейкхолдеров
Оценка уже реализованных на территории мероприятий или программ по формированию бренда, определение их результатов, преимуществ и результативности
Разработка маркетинговой концепции социально-экономического развития территории
Формулировка SMART-целей, факторов и механизмов брендинга территории
Выбор оптимального варианта стратегии формирования брендинга территории
Разработка плана маркетинговых мероприятий по формированию бренда территории
Мониторинг изменения качественных характеристик в процессе реализации маркетингового плана, оценка результативности и эффективности плановых мероприятий, текущая корректировка плана


337
Таким образом, при разработке механизма формирования стратегии социально-экономического развития Донецкой Народной Республики на основе маркетинга территорий определим главную цель, которая четко выделяет задачи данного механизма и роль привлекательности территории в ее социально- экономическом развитии – это формирование бренда территории в качестве составляющих механизма реализации стратегии ее социально-экономического развития и создания оптимальных условий для удовлетворения совокупности потребностей и интересов.
Хотелось бы отметить, что именно Министерство экономического развития
ДНР является в этой цепи взаимодействия главным связующим звеном, которое четко определяет задачи, функции, полномочия департаментов данных министерств, разрабатывает комплекс мероприятий по повышению привлекательности ДНР с учетом реорганизации департаментов Министерства молодежи, спорта и туризма. Таким образом, предложенное организационное обеспечение механизма управления устойчивым развитием социально- экономической системы ДНР должно создавать системность процесса развития республики на основе использования структурных преимуществ национального хозяйства.
Таким образом, предложенное организационное обеспечение механизма управления устойчивым развитием социально-экономической системы ДНР должно создавать системность процесса развития республики на основе использования структурных преимуществ национального хозяйства, направленное на повышение уровня инвестиционной и туристической привлекательности территории ДНР.
Выводы по разделу 5
Исследование вопросов разработки маркетинговой стратегии социально- экономического развития специфических территорий позволяют констатировать следующее:

338
Подход к разработке стратегии маркетинга специфических территорий, который в отличие от существующих основан на качественных социальных и экономических характеристиках территории.
Аргументировано, что качественные характеристики территорий выступают основными критериями при составлении критериальной модели оценки бренда специфических территорий.
Установлены теоретико-методические положения гармонизации интересов стейкхолдеров как фактора повышения уровня привлекательности территорий.
Выделены ключевые интересы, принципы взаимодействия стейкхолдеров территории на основе органического единства, согласованности, сбалансированности, субординации интересов, определяющих целенаправленность экономического поведения всех социальных групп общества
(власти, общества, фирм, домохозяйств, индивида) в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Разработан механизм формирования стратегии привлекательности территории Донецкой Народной Республики на основе совершенствования организационного обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием территорий, предложенное организационное обеспечение механизма управления устойчивым развитием социально-экономической системы ДНР должно создавать системность процесса развития Республики на основе использования структурных преимуществ национального хозяйства, направленное на повышение уровня инвестиционной и туристической привлекательности территории ДНР.
Основные результаты исследования представлены в работах [64, 77, 78, 79,
87, 93].


339
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе осуществлено комплексное решение проблемы формирования теоретических и методологических положений маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территориальных образований. К основным результатам диссертационной работы относятся следующие.
1. На основе использования интегрированного подхода сформулировано определение маркетинга территорий как вида управленческой деятельности, ориентированной на изучение, удовлетворение, формирование и развитие потребностей, повышение конкурентных преимуществ, туристической и инвестиционной привлекательности, обеспечивающей социально-экономическое развитие территории посредством взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества с целью улучшения качества жизни населения.
2. Доказано, что маркетинг территорий, являясь направлением классического маркетинга, представляет собой форму прикладной экономики, дидактическое понимание научной картины которого обеспечивается многогранностью межнаучных связей: социально-экономических, межотраслевых, отраслевых и прикладных экономических, социально- политических и естественно-математических наук. Прикладной характер маркетинга территорий обуславливается использованием широкого круга инструментария, применение которого должно быть основано на принципе симбиоза межнаучных связей. Симбиоз, как принцип межнаучных связей, свидетельствует о возможности вычленения отдельных элементов прикладного инструментария наук для достижения более точного результата достижения конкретных управленческих целей.

340 3. Теоретически обоснован и разработан комплексный подход к управлению социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга территорий, который предполагает, что в основу принципов данного маркетинга должны быть заложены принципы управления социально-экономическим развитием: принцип научной обоснованности, ситуационности, стратегичности, инновационности, частно-государственного партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптированности. Данный подход будет способствовать формированию нового мышления, базисом которого должно стать повышение качества уровня жизни населения за счет рационального использования ресурсов территории, учитывающее пространственную динамику, на улучшение которой влияют как материальные (капитальные инвестиции и инфраструктура), так и нематериальные факторы.
4. Научно обосновано, что территория, являясь суммирующим, исчерпывающим ресурсом социально-экономического развития, служит лишь общим фоном расположения материально-вещественных объектов, однако в качестве объекта экономических исследований представляет собой не просто носитель природно-ресурсного потенциала, но и место ведения бизнеса, с наличием определенных социальных отношений, в различных формах их проявления, место жительства, место досуга и рекреации. Кроме того, это комплекс существующих социально-экономических отношений, учитывающий историю развития и национальные традиции, особые черты характера и темперамента ее жителей, веками складывающийся тип жизнедеятельности и множество других «нематериальных» факторов.
Проведенный компаративный анализ этимологии термина «территория» и исследование его сущности в разных отраслях научного знания (географии, экономике, социологии, естественных и юридических науках) позволили выделить составляющие маркетинга территорий, в частности такие, как созданный результат человеческой деятельности, различная ценность для общества, позиционность, идентификация, социокоррелирующие свойства материальной сущности бытия, сфера действия законов и т.д., и рассмотреть