Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 634

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

324 взаимодействие отдельных субъектов хозяйствования, учреждений, исполнителей и технических средств между собой в процессе реализации действия механизма управления.
С точки зрения субъектного состава организационное обеспечение представляет собой взаимосвязанную совокупность соответствующих управленческих структур, обеспечивающих разработку и принятие решений по постановке и решению задач в рамках концепции социально-экономического развития и несут ответственность за результаты этих решений.
Организационное обеспечение механизма управления социально- экономическим развитием республики не может существовать как закрытая система. При его построении, кроме внутренних, должны учитываться все внешние факторы потенциального влияния на состояние экономики.
Учитывая данные факторы, организационное обеспечение механизма управления устойчивым развитием социально-экономической системы ДНР призвано выполнять следующие функции: аналитическую функцию, которая заключается в проведении анализа действующей системы управления процессом внедрения, выявлении ее положительных черт и несоответствий современным условиям хозяйствования, постановки новых задач по построению системы управления социально- экономическими процессами на этапе разработки и внедрения; организационную функцию, которая заключается в организации и регламентации взаимодействия управленческих и исполнительных структур в ходе решения задач управления социально-экономическими процессами; функцию обеспечения рациональной реализации имеющегося потенциала
ДНР путем создания равных экономических условий хозяйствования для субъектов всех уровней; мотивационную функцию  установление путем внедрения косвенных рычагов регулирования таких условий жизнедеятельности и хозяйствования, при которых экономические субъекты всех уровней должны иметь устойчивый стимул для развития, а социальная политика ДНР направлена на создание

325 условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ
[100]; функцию контроля полученных результатов и корректировки работы системы на всех этапах ее функционирования.
Учитывая указанное, организационное обеспечение можно рассматривать как систему управленческих и исполнительных структур и осуществляемых ими организационных мероприятий по созданию оптимальных условий для нормальной реализации управленческих процессов в определенном направлении.
С качественной стороны организационное обеспечение включает в себя рычаги и методы, которые обеспечивают эффективное развитие ДНР и действенность экономических законов через регламентацию взаимодействия всех участников определенных процессов, а также методики использования отдельных средств и внедрение отдельных действий и критериев их эффективности. Поэтому качество организационной составляющей механизма формирования и реализации стратегии привлекательности территории Донецкой Народной Республики должно определять уровень соответствия адекватности возможностей территории.
Роль субъектов государственного управления является определяющей в инициировании процессов общеэкономического ускорения. Следовательно, на общегосударственном уровне организационное обеспечение представляет собой систему взаимосвязанных органов законодательной и исполнительной власти
(рис. 5.13), которые, в соответствии с функциями системы организационного обеспечения в целом, отвечают за формулировку и эффективное решение задач государственного управления социально-экономическим развитием экономики и социальных процессов.
Важным аспектом проблемы социально-экономической стабилизации представляется вопрос о распределении полномочий и степени влияния каждого из элементов системы организационного обеспечения на принимаемые решения.


326
Учитывая это, система государственных органов управления развитием экономико-социальных процессов должна содержать обоснованное количество элементов с закрепленными за ними функциями и полномочиями и строиться с учетом четко определенных направлений социально-экономического развития республики.
Успешность реализации функций организационного обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием зависит от надлежащего подкрепления последнего нормативно-правовым, техническим, кадровым, финансовым, социально-культурным, институциональным и информационным обеспечением.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования системы управления, включает в себя выданные органами государственного регулирования социально- экономического развития в одностороннем порядке юридические акты нормативного характера, которые создают нормативно-правовое поле для функционирования механизма управления социально-экономическим развитием территории (территориального образования) на основе маркетинга территорий и выполнения им своего назначения.
Среди таких документов: Конституция, кодексы, законы Народного Совета
ДНР; указы Главы ДНР; постановления и распоряжения Совета Министров ДНР; методические рекомендации и инструкции и т.д. При этом одним из главных принципов, который должен быть заложен в систему нормативно-правового обеспечения реализации предложенного механизма, является принцип, согласно которому исключалась бы любая узурпация всех функций одним из уполномоченных государственных органов управления, доминирование одного органа над другим.
Итак, нормативно-правовое обеспечение должно выполнять ряд задач, среди которых основными являются: обеспечения точного распределения функций между субъектами управления СЭР, их прав и обязанностей, налаживание системы взаимодействия;

327
Рисунок 5.13  Организационное обеспечение механизма управления социально-экономическим развитием ДНР
(составлено автором на основе обобщения [296])
Уровень центральных органов власти
Глава ДНР
Народный Совет ДНР
Совет Министров ДНР
Законодательный
блок
Исполнительный
блок
Министерства ДНР
Министерство финансов
Министерство иностранных дел
Министерство транспорта
Министерство доходов и сборов
Министерство здравоохранения
Министерство образования и науки
Министерство строительства и ЖКХ
Министерство труда и социальной политики
Министерство экономического развития
Департамент стратегического развития экономики
Организационно-правовой департамент
Министерство внутренних дел
Министерство ЧС
Повышение социально-экономического развития ДНР
Департамент
развития секторов
Развитие институциональной и экономической составляющей
Развитие социальной составляющей
Министерство государственной безопасности
Министерство угля и энергетики
Министерство промышленности и торговли
Министерство агропромышленной политики и продовольствия
Министерство связи
Министерство юстиции
Министерство информации
Министерство культуры
Министерство молодежи, спорта и туризма
Разработка комплекса мероприятий по повышению привлекательности ДНР
СИСТЕ
М
А У
ПРАВЛ
Е
НИ
Я С
ОЦ
ИАЛ
ЬНО
-ЭК
ОН
ОМИЧ
Е
С
К
И
М
РАЗВИ
Т
ИЕ
М
ДН
Р
327


328 распределение функций по сбору, обработке информации и передачи результатов анализа на соответствующие управленческие уровни системы управления социально-экономическим развитием; рациональное построение системы принятия управленческих решений с закреплением ответственности за их выполнение.
Кроме того, правила и нормы обеспечивают соответствующие исполнительные структуры методиками управления объектами всех уровней, статистической информации о состоянии объектов, инструментарием для принятия целесообразных и экономически обоснованных решений.
Следует также заметить, что в условиях интеграции Донецкой Народной
Республики в мировое социально-экономическое пространство одной из определяющих требований нормативно-правового обеспечения является согласованность последнего с международными правовыми стандартами [297].
Информационное обеспечение представляет собой систему получения, оценки, хранения и переработки данных, созданную с целью выработки органами государственного управления устойчивым социально-экономическим развитием
ДНР соответствующих управленческих решений.
Информационное обеспечение тесно связано с техническим обеспечением, представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для обработки данных в экономической информационной системе.
Под финансовым обеспечением в данном случае понимается комплекс мероприятий по обеспечению процесса реализации механизма управления устойчивым развитием социально-экономической системы ДНР необходимыми финансовыми ресурсами через методы и формы, способы финансирования [5].
Институциональное обеспечение как образование новых или реорганизация существующих институтов, в свою очередь, тесно связано с действиями по кадровой подготовки с целью организационного обеспечения деятельности этих институтов. Итак, главным звеном, интегрирующим все факторы организационно- управленческой системы, является качественное кадровое обеспечение органов республиканского управления социально-экономическими процессами.

329
Таким образом, система органов управления социально-экономическим развитием функционирует как инструмент реализации целей и задач, конкретизируя общие функции государственного управления в определенных сферах общественной, социальной и экономической жизни.
Повышение привлекательности территорий, главная задача, стоящая перед органами власти, будет способствовать достижению целевых индикаторов социально-экономического развития территорий, формированию внутренних преимуществ территорий, привлечению инвестиций и факторов экономического развития, и как результат повышению рейтинга социально-экономического развития территорий.
Стоит отметить, что оптимальное взаимодействие экономических отношений, как основной составляющей повышения привлекательности территорий, достигается на основе развития институционального и экономического блока институтов с учетом использования методов, рычагов правового, нормативного и информационного обеспечения, направленных на повышение экономической активности, которая требует рационального распределения производства в пространстве и использования потенциала территории в целях повышения общенационального благосостояния.
К рычагам необходимо отнести влияние следующих институтов, которые в свою очередь играют важнейшую роль в формирование имиджа территории республики и их деятельность непосредственно направлена на повышение инвестиционно-инновационной привлекательности территории республики
(табл. 5.6) [296]:


330
Таблица 5.6  Перечень министерств ДНР, включенных в блок институциональной и экономической составляющей повышения привлекательности территорий
Название министерства
Режим доступа
Основная функция
Министерство финансов http://minfindnr.ru/ главный орган управления по финансовым вопросам, по нормативно-правовому регулированию; формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сферах: финансов, бюджета, налогов, таможенного дела, государственного финансового контроля, казначейского обслуживания бюджетных средств, бухгалтерского учета, выпуска и проведения лотерей, организации и контроля за изготовлением ценных бумаг, документов строгой отчетности; также по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и т.д.)
Министерство иностранных дел http://www.mid- dnr.ru/ осуществляет регулирование политических отношений республики со странами-партнерами
Министерство доходов и сборов http://mdsdnr.ru/ обеспечивает реализацию государственной политики в области таможенного и налогового дела, функцию по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование
Министерство строительства ЖКХ http://minstroy- dnr.ru/ обеспечивает реализацию государственной политики и политики в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, совершенствования административно-территориального устройства ДНР
Министерство государственной безопасности http://mgb-dnr.ru/ является государственным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Донецкой Народной Республики, охраны Государственной границы и осуществляющий решение задач по обеспечению безопасности территории республики
Министерство внутренних дел http://mvddnr.ru/ является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, вопросах исполнения уголовных наказаний
Министерство юстиции http://www.minjust- dnr.ru/ является государственным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://dnmchs.ru/ разрабатывает и проекты законов, нормативных правовых актов, касающихся государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий химических (радиационных) аварий и катастроф, деятельности аварийно – спасательных служб, гидрометеорологической деятельности, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, горных предприятиях, деятельности с гуманитарными грузами
330


331
Окончание таблицы 5.6
Название министерства
Режим доступа
Основная функция
Министерство транспорта http://donmintrans.ru/ является республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта, автомобильного и дорожного хозяйства, пассажирских и грузовых перевозок
Министерство угля и энергетики http://mintek-dnr.ru/ республиканский орган исполнительной власти ДНР, проводящий государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса и осуществляющий функции по нормативно- правовому регулированию, контролю и надзору, отраслевому и межотраслевому управлению, в том числе государственным имуществом, переданным в оперативное управление министерства, а также координирует, в установленных случаях, деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса иных органов исполнительной власти ДНР
Министерство агропромышленной политики и продовольствия https://agroprom.msd nr.ru/ является органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере: государственной аграрной политики, политики в сфере сельского хозяйства и по вопросам продовольственной безопасности государства
Министерство промышленности и торговли http://mptdnr.ru/ орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного комплекса, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Составлено автором на основе [296]
331

332
Также к рычагам управления экономическими отношениями и управления социально-экономическим развитием территории республики относятся департаменты указанных министерств и другие министерства, обеспечивающих формирование и реализацию социальной составляющей для реализации государственной социально-экономической политики по отраслевым направлениям (табл. 5 7).
Таблица 5.7  Перечень министерств ДНР, включенных в блок социальной составляющей повышения привлекательности территорий
Название министерства
Режим доступа
Основная функция
Министерство труда и социальной политики http://mtspdnr.ru/ осуществляет формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах занятости населения и трудовой миграции, трудовых отношений, социальной защиты населения, по вопросам семьи и детей
Министерство образования и науки http://mondnr.ru/ осуществляет формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах образования, науки, молодежной политики
Министерство здравоохранения http://mzdnr.ru/ обеспечивает реализацию государственной политики в сфере здравоохранения
Министерство культуры http://mincult.govdnr.ru/ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, кинематографии, межнациональных отношений, религии, защиты прав национальных меньшинств, авторского права и смежных прав
Министерство связи https://минсвязь.рус/ осуществляет функции по реализации государственной политики, лицензированию, разрешительной системы, нормативно-правовому регулированию и государственному контролю в сфере связи и телекоммуникационных сетей, использующих существующие и/или иные новые информационные технологии
Составлено автором на основе [296]
Самую главную и связующую роль в подсистеме обеспечения повышения эффективности социально-экономической системы, направленной на совершенствование организационного обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием территорий играют элементы блока