Файл: Маркетинг территорий в системе социальноэкономического развития территориальных образований.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 630
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
341 территорию как объект продвижения сложного продукта, обладающего социально-экономическими, пространственно-географическими, историческими и культурными характеристиками, которые способствуют обособлению деятельности, направленной на развитие ее привлекательности для различных целевых групп потребителей.
5. Систематизированы подходы к типологизации территорий на основе изучения территориальных диаметральностей и выделены типы специфических территорий. Типологизация территорий с учетом критерия дифференцированного маркетинга по привлекательности сегмента позволила выделить территории
(регионы) с маркетинговой стратегией имиджевой привлекательности; территории (регионы) с маркетинговой стратегией инвестиционной привлекательности; территории (регионы) с маркетинговой стратегией туристической привлекательности и территории (регионы) с маркетинговой стратегией социальной привлекательности для выработки территориальной
(региональной) политики социально-экономического развития. Использование маркетинговых стратегий привлекательности будет способствовать, с одной стороны, выравниванию территориальных диаметральностей социально- экономического развития, а с другой – усилению процесса взаимного тяготения территорий друг к другу.
6. Установлено, что методология маркетинга территорий формируется как совокупность научных теорий и идей, принципов, методов и моделей, направленных на повышение привлекательности территорий, способствующая принятию эффективных решений относительно выбора маркетинговой стратегии социально-экономического развития территорий.
7. Научно обоснована концепция маркетинга территорий в системе социально-экономического развития территорий, фундаментом которой является: теория общественного выбора, обеспечивающая процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе с использованием экономических методов; теория экономического роста и развития, которая рассматривает проблемы, связанные с макроэкономическим равновесием не в
342 статике, а в динамике и на долговременный период; теория систем как концепция исследования объектов; теория управления как наука о принципах и методах управления в различных системах, процессах и объектах; модель Тибу, которая относится к одной из моделей теории общественного выбора и описывает с экономических позиций процесс выбора индивидуумами юрисдикции для проживания.
Концепция рассматривается как научно обоснованная система взглядов, основывающаяся на совокупности разработанных теоретико-методологических положений и методических подходов, использовании маркетингового инструментария для обеспечения организационной, экономической, информационной и модельной составляющих концептуальной схемы в системе социально-экономического развития территориальных образований, реализация которой обеспечивает функционирование механизма эффективного управления социально-экономическим развитием территорий на основе методологии маркетинга и определяет стратегию социально-экономического развития.
8. Обоснована целесообразность применения программно-целевых методов в маркетинге территорий, способствующих реализации утвержденных программ социально-экономического развития территорий, учету установленных приоритетов развития при принятии управленческих решений. Данные решения базируются на обеспечении формирования и улучшения образа территории, повышении ее конкурентоспособности, привлечении на территорию инвесторов и потенциальных заказчиков, повышении инвестиционной привлекательности. Их использование будет способствовать достижению поставленных целей, значений целевых индикаторов социально-экономического развития территорий, согласно программам развития, а также формированию внутренних преимуществ территорий, привлечению инвестиций и факторов экономического развития, повышению привлекательности территорий будет способствовать рейтинг социально-экономического развития территорий.
9. Обоснованы теоретические основы статусности и состоятельности территорий как синергии имиджа и привлекательности, что позволило
343 сформировать понятия имидж и бренд территории, которые становятся реальными и чрезвычайно важными ресурсами экономики.
Разработана мобилизационно–инновационная модель социально- экономического развития территорий, которая учитывает предпосылки реализации модели (кризисные явления, моральный износ физического капитала, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень конкурентоспособности продукции), определяет способы достижения цели (посредством создания институциональной основы, позволяющей мобилизовать усилия общества, концентрировать ресурсы, а также проведения мониторинга финансовых ресурсов, способствующего формированию рыночной бюрократии и др.).
Предложены социальные и экономические механизмы реализации модели, учитывающие влияние факторов внешней среды.
10. Разработан механизм социально-экономического развития территорий на основе маркетинга территорий, который представляет собой совокупность методов, моделей, инструментов и практических мероприятий и, в отличие от существующих, учитывает оценку привлекательности территорий и позволяет на основе изучения современного состояния уровня развития территорий выявить проблемные зоны их социально-экономического развития, направления и организационное и информационное обеспечение управленческого воздействия стейкхолдеров на трансформации экономики территорий с целью достижения критериально обоснованного уровня социально-экономического развития.
Усовершенствован механизм управления социально-экономическим развитием территорий на основе маркетинга территорий, предоставляющий возможность его применения для обоснования управленческих решений с использованием сценарного подхода к управлению, позволяющего анализировать потенциальные последствия решений, исследовать их прогнозируемую эффективность, сравнивать различные варианты потенциальных мероприятий и выбирать оптимальный для реализации управленческих решений.
11. Раскрыто содержание рейтингов как упорядоченных показателей, которые отражают значимость конкретного явления или объекта по
344 определенным критериям, а индикаторов как цепочки статистических данных, подобранных по проблемам социально-экономического развития территорий, которые позволяют определить пути их решения, посредством использования рейтингов, в виде шкал, которые формируются по определенным интегральным характеристикам (чаще всего индексам и индикаторам) на основе сопоставления ряда анализируемых объектов. Доказано, что система рейтинговой оценки территории базируется на теории и методике комплексного исследования функционирования определенной территории и учитывает все основные параметры социально-экономической сферы, поскольку при ее проведении применяются показатели, которые характеризуют потенциал территории, эффективность деятельности органов власти, эффективность использования основных ресурсов, состояние и размещение объектов инфраструктуры и иные показатели. Выбор и обоснование базовых индикаторов обусловлены целями и задачами, сформированными в ходе разработки стратегии социально- экономического развития.
12. Обосновано формирование маркетинговых стратегий развития территорий на основе использования системы рейтингов при разработке программ социально-экономического развития, которые должны задаваться следующими параметрами: качеством жизни населения; человеческим капиталом
(кадровыми ресурсами); инфраструктурой; высокими технологиями; массой капитала, которая сконцентрирована на территории в виде собственных и заимствованных средств; контролирующими органами; инфраструктурой бизнеса; властью.
13. Разработана модель прогнозирования социально-экономического развития территорий, базирующаяся на макроэкономической модели открытой экономики с учетом разработанных в диссертации весовых коэффициентов элементов рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности» на основе использования метода анализа иерархий, что позволит оценить уровень экономического роста с точки зрения ресурсной, инновационной ориентации и повышения производительности труда.
345 14. Научно обоснован подход к разработке стратегии маркетинга специфических территорий, который, в отличие от существующих, основан на качественных социальных и экономических характеристиках территории.
Аргументировано, что качественные характеристики территорий являются основными критериями при составлении критериальной модели оценки бренда специфических территорий.
15. Установлены теоретико-методические положения гармонизации интересов стейкхолдеров как фактора повышения уровня привлекательности территорий. Выделены ключевые интересы, принципы взаимодействия стейкхолдеров территории на основе органического единства, согласованности, сбалансированности, субординации интересов, определяющих целенаправленность экономического поведения всех социальных групп общества
(власти, общества, фирм, домохозяйств, индивида) в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
16. Разработан механизм формирования стратегии привлекательности территории Донецкой Народной Республики на основе совершенствования организационного обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием территорий.
346
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абельцева, Н. В. Регионалистика [Текст] : учеб.-практ. пособие /
Н. В. Абельцева. – Москва : МГУТУ, 2004. – 129 с.
2.
Авдеева, Т. Т. Маркетинговое обеспечение стратегического планирования местного развития [Текст] / Т. Т. Авдеева, Е. В. Илясова // Вестник
Томского государственного университета. – 2009. № 328. С. 111-115.
3.
Агаларова, Е. Г. Маркетинг как инструмент повышения туристической привлекательности территории [Текст] / Е. Г. Агаларова //
Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 259-262.
4.
Алаев, Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно- терминологический словарь [Текст] / Э. Б. Алаев. – Москва : Мысль, 1983. – 350 с.
5.
Атаманова,
Е. А. Организационно-экономические аспекты формирования системы территориального маркетинга для развития промышленного сектора экономики региона [Текст] / Е. А. Атаманова,
М. Д. Ощепкова. – Пермь : Изд-во НИИУМС, 2007. – 206 с.
6.
Ахтариева, Л. Г. Методология и практика организационно- институционального развития системы управления экономикой региона [Текст] : монография / Л. Г. Ахтариева. – Москва : Палеотип, 2010. – 223 с.
7.
Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / Т. Амблер ; пер. с англ. под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. – Санкт-Петербург : Питер. – 400 с.
8.
Андреев, А. В. Региональная экономика [Текст] : учеб. для вузов.
Стандарт третьего поколения / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская.
– Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 464 с.
9.
Арженовский, И. В. Региональный рынок: воспроизводственный процесс [Текст] / И. В. Арженовский. – Нижний Новгород : Экон. культура, 1997.
– 186 с.
10. Атаманова,
Е. А. Организационно-экономические аспекты формирования системы территориального маркетинга для развития
347 промышленного сектора экономики региона [Текст] / Е. А. Атаманова,
М. Д. Ощепкова. – Пермь : Изд-во НИИУМС, 2007. – 206 с.
11. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст] : учебник / Г.В. Атаманчук. Москва : Академия, 2005. 240 с.
12. Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] / Г. Л. Багиев. – Москва : Экономика,
2010. – 718 с.
13. Балабанова, Л. В. Маркетинговий менеджмент [Текст] : навч. посібник / Л. В. Балабанова. – Донецьк : АСНА, 2008. – 146 с.
14. Башмаков, Д. В. Маркетинг территорий [Текст] : учеб. пособие /
Д. В. Башмаков. – Москва : ИИУ МГОУ, 2015. – 216 с.
15. Белкина, Т. Д. Управление реализацией стратегических планов городского развития [Электронный ресурс] / Т. Д. Белкина. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2008/fp/1/06.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Описание основано на версии, датир. : июль 12,
2017.
16. Береговских, А. Н. Комплексный инфраструктурный подход к управлению развитием территорий и пространственные данные [Электронный ресурс] / А. Н. Береговских, А. В. Дударев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://itpgrad.ru/node/84, свободный. – Загл. с экрана. – Описание основано на версии, датир. : сент. 27, 2017.
17. Бильчак, B. C. Региональная экономика [Текст] : монография /
B. C. Бильчак, Р. Ф. Захаров ; под ред. B. C. Бильчака. Калининград : Янтар. сказ, 1998. 316 с.
18. Бляхер, Л. Е. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие для подготовки к сдаче канд. экзамена / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск,
2009.
–
Электрон. текстовые дан.
–
Режим доступа
: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2012/11/20/historyphilosophyscience.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Описание основано на версии, датир. : июль 13,
2015.
348 19. Бобылев, С. Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение [Текст] / С. Н. Бобылев. Москва : Акрополь, 2007. – 60 с.
20. Богомолова, И. В. Устойчивое развитие крупных городов с позиций оценки конкурентоспособности территории [Текст] / И. В. Богомолова,
Л. С. Машенцова, С. П. Сазонов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9, ч. 11. – C. 2506-2510.
21. Большаков, С. Н. Управление системой территориального развития: регионы и муниципалитеты [Текст] / С. Н. Большаков, А. Н. Григорьев //
Муниципалитет: экономика и управление. – 2013. – № 1(4). – С. 12-16.
22. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / под ред.
С. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург : Норинт, 2009. – 1536 с.
23. Бурдье, П. Социология социального пространства [Текст] : пер. с фр. /
П. Бурдье ; отв. ред. пер. Н. А. Шматко. – Москва : Ин-т эксперимент. социологии; Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. – 288 с.
24. Важенина, И. С. Теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории [Текст] / И. С. Важенина. – Науч. изд. –
Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2006. – 108 с.
25. Важенина, И. С. Репутация территории: теория, методология, практика [Текст] / И. С. Важенина ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. – Москва : Экономика, 2007. – 207 с.
26. Важенина, И. С. Типологизация и ранжирование территорий на основе характеристик имиджа и репутации [Текст] / И. С. Важенина,
С. Г. Важенин // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 31
(310). – С. 2-11.
27. Важенина, И. С. Имидж, репутация и бренд территории [Текст] /
И. С. Важенина, С. Г. Важенин // ЭКО. – 2008. – № 8. – С. 3-16.
28. Васищева, А. СМИ и проблема формирования имиджа региона СМИ в этнополитических процессах на юге России [Текст] / А. Васищева // Сборник трудов. – Краснодар, 2005. – С. 56-64.
349 29. Валинурова, Л. С. Управление территориальным развитием [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Валинурова, Л. Г. Ахтариева, Н. З. Мазур.– Уфа : БАГСУ,
2012. – 116 с.
30. Визгалов, Д. В. Маркетинг города [Текст] / Д. В. Визгалов. – Москва :
Фонд «Ин-т экономики города», 2008. – 110 с.
31. Визгалов, Д. В. Брендинг города [Текст] / Денис Визгалов ; [предисл.
Л. В. Смирнягина]. – Москва : Фонд «Ин-т экономики города», 2011. – 160 с.
32. Винокуров, Е. Ю. Теория анклавов [Текст]. – Калининград : Tерра
Балтика, 2007. – 342 с.
33. Власенко, М. Н. Методология обеспечения экономически эффективного и безопасного функционирования хозяйствующих субъектов в условиях регионального рынка: системный подход [Текст] / М. Н. Власенко //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 5 (146). –
С. 40-47.
34. Воронин, В. Г. Маркетинг территории: теоретические подходы [Текст]
/ В. Г. Воронин, Т. Н. Целых // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4
(40). – С. 236-238.
35. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. – Москва : Юнити-ДАНА, 2002. – 179 с.
36. Гагарский, М. Д. Маркетинг местностей (мест): общественно- географические аспекты [Текст] / М. Д. Гагарский // Географический вестник. –
2005. – № 1-2. – С. 52-67.
37. География в цифрах и фактах [Текст] : учеб.-метод. пособие /
Т. В. Ромашова. Томск : Томский обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2008. 152 с.
38. Геополитика. Популярная энциклопедия [Текст]. – Москва : ТЕРРА–
КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002. – 544 с.
39. Гердт, Т. Формирование имиджа города средствами рекламы и PR
[Электронный ресурс] / Т. Гердт // Русский бренд : электрон. журн. – 2007. –
Электрон. текстовые дан.
–
Режим доступа
: