ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV этап. Определение цели развития города ориентирует органы местного самоуправления на создание условий для заданного уровня и качества жизни населения и нормального функционирования всех элементов муниципального хозяйства и инфраструктуры, вне зависимости от влияния экономических и финансовых кризисов, происходящих в стране, в мире или в определенной отрасли промышленности.
Главной целью развития города Донецка на 2021-2023 годы является создание эффективной социально-экономической среды, способной обеспечить рост качества и уровня жизни населения, стабильную работу систем жизнеобеспечения города за счет повышения конкурентоспособности экономики города [127].
V этап. Основной целью социально-экономического развития любого города либо региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:
1. Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
2. Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
112 3. Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политической практике.
Оценкой эффективности реализации главной цели города Донецка является достижение следующих результатов и показателей [127]:
увеличение объема реализации промышленной продукции на 15,2 % до 81,98 млрд. рос. руб.;
увеличение объема розничного товарооборота на 15,8 % до
56,93 млрд. рос. руб.;
увеличение реализованной продукции (работ, услуг) малых предприятий на 9,6 % до 43,43 млн. рос. руб.;
увеличение фонда оплаты труда штатных работников на 48,1 % до
44,82 млрд. рос. руб.;
увеличение среднемесячной заработной платы на 47,2 % до 23 187 рос. руб.;
увеличение среднего размера пенсии на одного пенсионера на 80,3 % до 13 474,57 рос. руб.
2.2.
Международный
опыт
функционирования
цифровых
платформ как инструмента управления социально-экономическим
развитием города в контексте маркетинга территорий
Возникая и развиваясь как бизнес на уровне микроэкономики, цифровые платформы обладают гораздо большим эффектом, оказывая существенное влияние на макроуровень.
Однако, с позиции государственного регулирования, до определенного времени, степень проникновения и возрастающая зависимость от цифровых платформ не
113 заметны и не очевидны. Но уже сегодня цифровые платформы, «облачные» решения и программное обеспечение, постепенно переходящие к платформенному принципу, превалируют во всех отраслях.
В таблице 2.2 приведена иллюстрация изменения свойств бизнеса при переходе на цифровые платформы.
Таблица 2.2 - Характер изменения бизнеса при переходе на цифровые платформы (составлено на основании данных [33])
Бизнес до перехода на цифровые
платформы
Бизнес на базе цифровых платформ
Цепочка поставок (линейное добавление ценности)
Экосистема на базе цифровой платформы
(нелинейное добавление ценности)
Возможность контролировать цепочку поставок
Возможность контролировать экосистему
Экономия за счет масштаба на стороне предложения
Экономия за счет масштаба на стороне спроса
Рост ценности при увеличении числа поставщиков
Рост ценности при увеличении числа потребителей
Уменьшение отдачи от материальных активов за счет их амортизации
Увеличение отдачи по мере развития сетевого эффекта цифровой экосистемы
Благодаря внедрению цифровых платформ, увеличение скорости бизнеса в настоящее время достигло таких масштабов, что циклы разработки становятся короче циклов принятия решений.
Согласно данным Accenture8, ранее компании из рейтинга «Fortune
500» в среднем тратили около 20 лет, чтобы достичь отметки в миллиард долларов, в то время как некоторые современные цифровые стартапы достигают такого результата лишь за 18 месяцев [79].
Сравнительный анализ времени выхода кампаний на уровень рыночной капитализации объемом в 1 млрд. долл. США приведен на рисунке 2.22.
Значение цифровых платформ в развитии экономики нового образа жизни можно выявить, например, по нескольким вполне объективным факторам. Эти семь факторов обуславливают необходимость создания, выбора и активного использования конкретных решений, называемых
«цифровыми платформами», с определенными характеристиками (табл.2.3).
114 0
5 10 15 20 25
Типичные кампании из списка
Fortune 500
Google
Fa cebook
Tesla
Uber
Wha tsApp
Sna pcha t
Рисунок 2.17 -Выход на рыночную капитализацию объемом в 1 млрд. долл.
США разных компаний (составлено автором по данным [79])
Таблица 2.3 - Факторы применения цифровых платформ
№ п/п
Фактор
Описание фактора
Пример
1
Улучшение качества данных
Надлежащее функционирование той или иной информационной системы зависит от качества данных, доступных в количестве, необходимом для данной задачи
Платформа накапливает данные о транспортных средствах и транспортных заказах, от качества которых зависит качество конечной услуги, которую получит клиент; в том случае, если
Uber не накапливал данные о доступных автомобилях, а запрашивал бесплатные автомобили у другого сервиса, качество сервиса напрямую и слабо контролировалось бы внешней организацией
2
Изучение целевого домена
Специализация компании является конечным итогом системы разделения труда для повышения ее качества, эффективности и результативности. Рост уровня эффективности и результативности возможно только за счет оптимизации управления на основе лучшего понимания хозяйствующим субъектом собственных действий
Платформа совершенствуется в той области, которую ставит перед собой, развивая и расширяя понимание услуги пассажирских перевозок; следует отметить, что Uber предлагает разные варианты такси, райдшеринг и службы доставки — это результат изучения сферы и последующей кастомизации потребности в перемещении клиентов
В
рем я в го дах
115
Продолжение таблицы 2.3
№ п/п
Фактор
Описание фактора
Пример
3
Функциональ- ная эффективность
Чем больше компания понимает сферу, в которой работает, тем больше и эффективнее ее функционал, который она предлагает своим клиентам через продукты или услуги в рамках различных платных и бесплатных программ
Функции платформы легко упаковываются в общепонятные и общедоступные приложения; платформа была бы настолько популярна, если бы вам приходилось использовать ближайший стационарный телефон (терминал), чтобы вызвать такси или оформить многословные и длинные формы заказа
4
Взаимодейст- вие специализации
Компания активно и регулярно взаимодействует с партнерами и клиентами, конкурентами и регулирующими органами. В любых отношениях, для любого субъекта всегда остается самым важным вопрос относительно умеренной закрытости. Лучше, если компания останется неким закрытым «черным ящиком» для внешних партнеров, который принимает запросы только на установленный и правильный контент и дает только правильные и предсказуемые реакции
Разные форматы и способы взаимодействия, не говоря уже о вариантах обслуживания для различных стран; здесь следует подчеркнуть, что для развития
Uber необходимо местным властям идти на определенные уступки, однако это возможно только благодаря принципам платформенного решения, а не только гибкой позиции руководства
5
Упреждающая безопасность
Безопасность необходима для развития бизнеса и устойчивости сообщества, в которое она встроена.
Возникновение нежелательных явлений необходимо оперативно фиксировать, контролировать, компенсировать, устранять
В рамках действующего законодательства крайне важно, чтобы платформа сохраняла тайну заказов и личных перемещений; если клиенты понимают, что платформа не обеспечивает необходимого уровня безопасности, они будут настороженно относиться к ее услугам, если захотят воспользоваться услугами перевозчика, открыто публикующего персональные данные
116
Продолжение таблицы 2.3
№ п/п
Фактор
Описание фактора
Пример
6
Свобода выбора и конкуренция
Предприятие долгое время существовало в системе всеобщего конкурентного разделения труда. И очень гибкий и легко трансформируемый. Совместное использование данных, знаний, аутсорсинг функций, совместимые интерфейсы, общие вопросы безопасности — это принудительный труд, для которого очень важно соблюдать невидимую сторону необходимого и достаточного открытия
Платформа Uber позволяет легко выбрать комфорт-класс;
С другой стороны, у самой платформы появилось много последователей, что открыло поле для конкуренции; история внедрения Uber в крупных мегаполисах показывает, что он гибко интегрируется в различные решения и системы
7
Стандартизи- руй и регулируй
Динамика изменений требует быстрой и конструктивной адаптации к внешней среде.
Выстраивая бизнес-модель и специализируясь на целевой сфере, любой хозяйствующий субъект вынужден принимать предлагаемые стандартные решения и технологии или пытаться разрабатывать и навязывать свои. Гораздо больше свободы для компаний в сфере инноваций, где еще не разработаны стандарты
Со своей стороны платформа была обязана стандартизировать варианты услуг такси и класс; по поводу регулирования
Uber по большому счету, этим только и занимается, решая логистические вопросы — все несогласные выпадают из процесса
Составлено автором по данным [55, 135]
Согласно рекомендациям Всемирного банка, развитие цифровых платформ должно стать одним из четырех приоритетных направлений
Стратегии создания цифрового пространства на
Евразийском экономическом пространстве до 2025 года. Обуславливается это важной ролью цифровых платформ в развитии инноваций и получении цифровых дивидендов на региональном уровне (в виде ускорения экономического роста, создания рабочих мест, улучшения государственных услуг и т.п.).
Внедрение цифровых платформ позволит оптимизировать механизмы и принципы трансграничного бизнеса, снизить стоимость международных
117 трансакций, предоставить предпринимателям более эффективный доступ к гораздо большему количеству потенциальных клиентов.
Основанием появления в ХХ веке цифровых платформ являлся бурный рост информационных и коммуникационных технологий и глобальное расширение сети «Интернет». Вследствие широкого распространения мобильных устройств, совершенствования высокоскоростного доступа в интернет, развития цифровых технологий, цифровые платформы используются в практике многих областей человеческой деятельности.
Например, социальные сети, такие как Twitter, Facebook, Instagram и т.д., и обмен мгновенными сообщениями, как Telegram, WhatsApp, wechat и т. д., меняют способы взаимодействия между людьми; платформы электронной коммерции, как Alibaba, Amazon, eBay, меняют режимы и механизмы торговли; платформы обмена, такие как Uber, AirBnB, Lyft, породили преобразование в обмене товарами и услугами, позволив поисковым системам потребителей предоставлять субъектам мгновенный доступ к огромным базам данных знаний и информация.
Рисунок 2.18 - Наиболее яркие и популярные отрасли на основе цифровых платформ (составлено автором по данным [46])
118
На сегодняшний день компании, которые в своей деятельности активно применяют платформенные решения, являются крупнейшими в мире по показателю рыночной капитализации.
PricewaterhouseCoopers провел анализ 100 компаний-лидеров мира по рыночной капитализации за период с марта по декабрь 2019 и 2020 года.
Двойственный анализ дает более четкое представление о том, как крупнейшие компании мира вели свою деятельность до кризиса, в следствие пандемии COVID-19, оказавшей беспрецедентное влияние на мировые рынки, а также их ответными действиями в самом начале кризиса [120].
В соответствии с ежегодным исследованием PwC, в период с марта по декабрь 2019 года 100 ведущих мировых компаний по рыночной капитализации показали хорошие результаты и продолжают опережать аналогичные компании в своей отрасли с учетом волатильности рынка, вызванной распространением пандемии COVID-19.
Таблица 2.4 - Изменение рыночной капитализации Топ-100 мировых компаний (декабрь 2019 года – март 2020 года)
Страны
Кол-во
компаний
Изменение рыночной
капитализации, млрд. долл.
США
%
США
57
-2,204
- 14 %
Европа
16
- 956
- 25 %
Китай и его регионы
20
- 355
- 11 %
Остальные страны мира
7
- 389
- 13 %
ИТОГО
100
- 3,905
- 15 %
Составлено автором по данным [120]
За три месяца до марта 2020 года наибольшее снижение рыночной капитализации в относительном выражении наблюдалось у европейских компаний, которые вошли в рейтинг. Их рыночная капитализация упала на
25% ($956 млрд. долл. США).
119
США продолжают доминировать по уровню рыночной капитализации и количеству компаний в рейтинге, вопреки падению показателя на $2,204 млрд.долл. США.
Относительно Китая, являющимся по количеству компаний в рейтинге вторым, то в этом году из рейтинга была исключена китайская компания, что увеличило разрыв между Китаем и США.
Южная Африка, Бразилия и Австралия больше не входят в рейтинг, а
Naspers (Южная Африка), Petrobras (Бразилия) и BHP (Австралия) были исключены из рейтинга после отделения от Prosus.
Таким образом, рыночная капитализация 100 крупнейших мировых компаний с 31 декабря 2019 года по 31 марта 2020 года снизилась на 3,905 млрд. долл. США (15%) до 21,471 млрд. долл. США, в тоже время, представленные компании показали относительно хорошие результаты по сравнению со своими коллегами по отрасли [120].
Рисунок 2.19 - Рыночная капитализация 100 крупнейших мировых компаний в млрд. долл. США (составлено автором по данным [120])
В нынешнем году Saudi Aramco впервые вошла в рейтинг 100 крупнейших компаний мира по уровню рыночной капитализации и, в свою очередь, заняла первое место после крупнейшего в истории IPO в декабре
2019 года.
120
Несмотря на кризис, который был вызван распространением пандемии
COVID-19, в марте 2020 года рыночная капитализация Apple и Microsoft превысила $1 трлн. долл. США.
По состоянию на 31 марта 2020 года Amazon оценивалась в 971 миллиард долл. США, однако уже превысил отметку в 1 трлн. долл. США.
Этому способствовал повышенный спрос на онлайн-покупки из-за ограничений на передвижение граждан в рамках мер по сдерживанию распространения COVID-19.
Рисунок 2.20 - Рыночная капитализация крупнейших мировых платформенных компаний, млрд. долл. на март 2020 года (составлено
автором по данным [120])
Топ-10 в основном составляют компании, предлагающие технологии и потребительские сервисы. Им удалось организовать свой бизнес и выстроить вокруг него экосистему так, чтобы доступ к ним мог получить любой желающий, вне зависимости от того, в какой точке мира он проживает. Мало того, при оказании услуг они ориентируются на потребности пользователей, стараясь сделать их максимально удобными, понятными и доступными.
121
Такая модель развития бизнеса является безусловным трендом. И она не может существовать без цифровой платформы.
Однако, при использовании цифровых платформ, как и других инструментов развития территорий, имеются угрозы. Таким образом, автором проведен SWOT-анализ использования цифровых платформ на уровне компаний и в интересах государства.
Таблица
2.5
-
SWOT-анализ использования компаниями- производителями цифровых платформ
Сильные стороны
Слабые стороны
- исключение посредников, и тем саамы появление возможности прямых каналов сбыта;
- наращивание объемов рынка;
- сокращение расходов на маркетинг
- комиссионные издержки;
- необходимость перестройки корпоратив- ных процессов
Возможности
Угрозы
- захват новых рынков;
-получение информации о предпочтениях потребителей
- утрата контроля над рыночной инфраструктурой;
- появление новых конкурентов;
-утрата контроля над каналами продаж
Авторская разработка
Таблица 2.6 - SWOT-анализ использования государством цифровых платформ
Сильные стороны
Слабые стороны
- возрастание прозрачности операций и сделок, в том числе государственных услуг;
- повышение уровня качества жизни населения
- недостаток эффективных инструментов регулирования;
- примитивность национального и международного законодательства
Возможности
Угрозы
- содействие развитию рынков и новых предприятий;
- мотивация к росту экспорта;
- реструктуризация экономики, рост производительности традиционных отраслей
- утрата контроля над внутренним рынком в случае вмешательства иностранных цифровых платформ;
- недостаток инструментов контроля над действиями владельцев цифровых платформ;
- монополизация цифровой инфраструктуры
Авторская разработка
Главной целью развития города Донецка на 2021-2023 годы является создание эффективной социально-экономической среды, способной обеспечить рост качества и уровня жизни населения, стабильную работу систем жизнеобеспечения города за счет повышения конкурентоспособности экономики города [127].
V этап. Основной целью социально-экономического развития любого города либо региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:
1. Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
2. Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
112 3. Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политической практике.
Оценкой эффективности реализации главной цели города Донецка является достижение следующих результатов и показателей [127]:
увеличение объема реализации промышленной продукции на 15,2 % до 81,98 млрд. рос. руб.;
увеличение объема розничного товарооборота на 15,8 % до
56,93 млрд. рос. руб.;
увеличение реализованной продукции (работ, услуг) малых предприятий на 9,6 % до 43,43 млн. рос. руб.;
увеличение фонда оплаты труда штатных работников на 48,1 % до
44,82 млрд. рос. руб.;
увеличение среднемесячной заработной платы на 47,2 % до 23 187 рос. руб.;
увеличение среднего размера пенсии на одного пенсионера на 80,3 % до 13 474,57 рос. руб.
2.2.
Международный
опыт
функционирования
цифровых
платформ как инструмента управления социально-экономическим
развитием города в контексте маркетинга территорий
Возникая и развиваясь как бизнес на уровне микроэкономики, цифровые платформы обладают гораздо большим эффектом, оказывая существенное влияние на макроуровень.
Однако, с позиции государственного регулирования, до определенного времени, степень проникновения и возрастающая зависимость от цифровых платформ не
113 заметны и не очевидны. Но уже сегодня цифровые платформы, «облачные» решения и программное обеспечение, постепенно переходящие к платформенному принципу, превалируют во всех отраслях.
В таблице 2.2 приведена иллюстрация изменения свойств бизнеса при переходе на цифровые платформы.
Таблица 2.2 - Характер изменения бизнеса при переходе на цифровые платформы (составлено на основании данных [33])
Бизнес до перехода на цифровые
платформы
Бизнес на базе цифровых платформ
Цепочка поставок (линейное добавление ценности)
Экосистема на базе цифровой платформы
(нелинейное добавление ценности)
Возможность контролировать цепочку поставок
Возможность контролировать экосистему
Экономия за счет масштаба на стороне предложения
Экономия за счет масштаба на стороне спроса
Рост ценности при увеличении числа поставщиков
Рост ценности при увеличении числа потребителей
Уменьшение отдачи от материальных активов за счет их амортизации
Увеличение отдачи по мере развития сетевого эффекта цифровой экосистемы
Благодаря внедрению цифровых платформ, увеличение скорости бизнеса в настоящее время достигло таких масштабов, что циклы разработки становятся короче циклов принятия решений.
Согласно данным Accenture8, ранее компании из рейтинга «Fortune
500» в среднем тратили около 20 лет, чтобы достичь отметки в миллиард долларов, в то время как некоторые современные цифровые стартапы достигают такого результата лишь за 18 месяцев [79].
Сравнительный анализ времени выхода кампаний на уровень рыночной капитализации объемом в 1 млрд. долл. США приведен на рисунке 2.22.
Значение цифровых платформ в развитии экономики нового образа жизни можно выявить, например, по нескольким вполне объективным факторам. Эти семь факторов обуславливают необходимость создания, выбора и активного использования конкретных решений, называемых
«цифровыми платформами», с определенными характеристиками (табл.2.3).
114 0
5 10 15 20 25
Типичные кампании из списка
Fortune 500
Fa cebook
Tesla
Uber
Wha tsApp
Sna pcha t
Рисунок 2.17 -Выход на рыночную капитализацию объемом в 1 млрд. долл.
США разных компаний (составлено автором по данным [79])
Таблица 2.3 - Факторы применения цифровых платформ
№ п/п
Фактор
Описание фактора
Пример
1
Улучшение качества данных
Надлежащее функционирование той или иной информационной системы зависит от качества данных, доступных в количестве, необходимом для данной задачи
Платформа накапливает данные о транспортных средствах и транспортных заказах, от качества которых зависит качество конечной услуги, которую получит клиент; в том случае, если
Uber не накапливал данные о доступных автомобилях, а запрашивал бесплатные автомобили у другого сервиса, качество сервиса напрямую и слабо контролировалось бы внешней организацией
2
Изучение целевого домена
Специализация компании является конечным итогом системы разделения труда для повышения ее качества, эффективности и результативности. Рост уровня эффективности и результативности возможно только за счет оптимизации управления на основе лучшего понимания хозяйствующим субъектом собственных действий
Платформа совершенствуется в той области, которую ставит перед собой, развивая и расширяя понимание услуги пассажирских перевозок; следует отметить, что Uber предлагает разные варианты такси, райдшеринг и службы доставки — это результат изучения сферы и последующей кастомизации потребности в перемещении клиентов
В
рем я в го дах
115
Продолжение таблицы 2.3
№ п/п
Фактор
Описание фактора
Пример
3
Функциональ- ная эффективность
Чем больше компания понимает сферу, в которой работает, тем больше и эффективнее ее функционал, который она предлагает своим клиентам через продукты или услуги в рамках различных платных и бесплатных программ
Функции платформы легко упаковываются в общепонятные и общедоступные приложения; платформа была бы настолько популярна, если бы вам приходилось использовать ближайший стационарный телефон (терминал), чтобы вызвать такси или оформить многословные и длинные формы заказа
4
Взаимодейст- вие специализации
Компания активно и регулярно взаимодействует с партнерами и клиентами, конкурентами и регулирующими органами. В любых отношениях, для любого субъекта всегда остается самым важным вопрос относительно умеренной закрытости. Лучше, если компания останется неким закрытым «черным ящиком» для внешних партнеров, который принимает запросы только на установленный и правильный контент и дает только правильные и предсказуемые реакции
Разные форматы и способы взаимодействия, не говоря уже о вариантах обслуживания для различных стран; здесь следует подчеркнуть, что для развития
Uber необходимо местным властям идти на определенные уступки, однако это возможно только благодаря принципам платформенного решения, а не только гибкой позиции руководства
5
Упреждающая безопасность
Безопасность необходима для развития бизнеса и устойчивости сообщества, в которое она встроена.
Возникновение нежелательных явлений необходимо оперативно фиксировать, контролировать, компенсировать, устранять
В рамках действующего законодательства крайне важно, чтобы платформа сохраняла тайну заказов и личных перемещений; если клиенты понимают, что платформа не обеспечивает необходимого уровня безопасности, они будут настороженно относиться к ее услугам, если захотят воспользоваться услугами перевозчика, открыто публикующего персональные данные
116
Продолжение таблицы 2.3
№ п/п
Фактор
Описание фактора
Пример
6
Свобода выбора и конкуренция
Предприятие долгое время существовало в системе всеобщего конкурентного разделения труда. И очень гибкий и легко трансформируемый. Совместное использование данных, знаний, аутсорсинг функций, совместимые интерфейсы, общие вопросы безопасности — это принудительный труд, для которого очень важно соблюдать невидимую сторону необходимого и достаточного открытия
Платформа Uber позволяет легко выбрать комфорт-класс;
С другой стороны, у самой платформы появилось много последователей, что открыло поле для конкуренции; история внедрения Uber в крупных мегаполисах показывает, что он гибко интегрируется в различные решения и системы
7
Стандартизи- руй и регулируй
Динамика изменений требует быстрой и конструктивной адаптации к внешней среде.
Выстраивая бизнес-модель и специализируясь на целевой сфере, любой хозяйствующий субъект вынужден принимать предлагаемые стандартные решения и технологии или пытаться разрабатывать и навязывать свои. Гораздо больше свободы для компаний в сфере инноваций, где еще не разработаны стандарты
Со своей стороны платформа была обязана стандартизировать варианты услуг такси и класс; по поводу регулирования
Uber по большому счету, этим только и занимается, решая логистические вопросы — все несогласные выпадают из процесса
Составлено автором по данным [55, 135]
Согласно рекомендациям Всемирного банка, развитие цифровых платформ должно стать одним из четырех приоритетных направлений
Стратегии создания цифрового пространства на
Евразийском экономическом пространстве до 2025 года. Обуславливается это важной ролью цифровых платформ в развитии инноваций и получении цифровых дивидендов на региональном уровне (в виде ускорения экономического роста, создания рабочих мест, улучшения государственных услуг и т.п.).
Внедрение цифровых платформ позволит оптимизировать механизмы и принципы трансграничного бизнеса, снизить стоимость международных
117 трансакций, предоставить предпринимателям более эффективный доступ к гораздо большему количеству потенциальных клиентов.
Основанием появления в ХХ веке цифровых платформ являлся бурный рост информационных и коммуникационных технологий и глобальное расширение сети «Интернет». Вследствие широкого распространения мобильных устройств, совершенствования высокоскоростного доступа в интернет, развития цифровых технологий, цифровые платформы используются в практике многих областей человеческой деятельности.
Например, социальные сети, такие как Twitter, Facebook, Instagram и т.д., и обмен мгновенными сообщениями, как Telegram, WhatsApp, wechat и т. д., меняют способы взаимодействия между людьми; платформы электронной коммерции, как Alibaba, Amazon, eBay, меняют режимы и механизмы торговли; платформы обмена, такие как Uber, AirBnB, Lyft, породили преобразование в обмене товарами и услугами, позволив поисковым системам потребителей предоставлять субъектам мгновенный доступ к огромным базам данных знаний и информация.
Рисунок 2.18 - Наиболее яркие и популярные отрасли на основе цифровых платформ (составлено автором по данным [46])
118
На сегодняшний день компании, которые в своей деятельности активно применяют платформенные решения, являются крупнейшими в мире по показателю рыночной капитализации.
PricewaterhouseCoopers провел анализ 100 компаний-лидеров мира по рыночной капитализации за период с марта по декабрь 2019 и 2020 года.
Двойственный анализ дает более четкое представление о том, как крупнейшие компании мира вели свою деятельность до кризиса, в следствие пандемии COVID-19, оказавшей беспрецедентное влияние на мировые рынки, а также их ответными действиями в самом начале кризиса [120].
В соответствии с ежегодным исследованием PwC, в период с марта по декабрь 2019 года 100 ведущих мировых компаний по рыночной капитализации показали хорошие результаты и продолжают опережать аналогичные компании в своей отрасли с учетом волатильности рынка, вызванной распространением пандемии COVID-19.
Таблица 2.4 - Изменение рыночной капитализации Топ-100 мировых компаний (декабрь 2019 года – март 2020 года)
Страны
Кол-во
компаний
Изменение рыночной
капитализации, млрд. долл.
США
%
США
57
-2,204
- 14 %
Европа
16
- 956
- 25 %
Китай и его регионы
20
- 355
- 11 %
Остальные страны мира
7
- 389
- 13 %
ИТОГО
100
- 3,905
- 15 %
Составлено автором по данным [120]
За три месяца до марта 2020 года наибольшее снижение рыночной капитализации в относительном выражении наблюдалось у европейских компаний, которые вошли в рейтинг. Их рыночная капитализация упала на
25% ($956 млрд. долл. США).
119
США продолжают доминировать по уровню рыночной капитализации и количеству компаний в рейтинге, вопреки падению показателя на $2,204 млрд.долл. США.
Относительно Китая, являющимся по количеству компаний в рейтинге вторым, то в этом году из рейтинга была исключена китайская компания, что увеличило разрыв между Китаем и США.
Южная Африка, Бразилия и Австралия больше не входят в рейтинг, а
Naspers (Южная Африка), Petrobras (Бразилия) и BHP (Австралия) были исключены из рейтинга после отделения от Prosus.
Таким образом, рыночная капитализация 100 крупнейших мировых компаний с 31 декабря 2019 года по 31 марта 2020 года снизилась на 3,905 млрд. долл. США (15%) до 21,471 млрд. долл. США, в тоже время, представленные компании показали относительно хорошие результаты по сравнению со своими коллегами по отрасли [120].
Рисунок 2.19 - Рыночная капитализация 100 крупнейших мировых компаний в млрд. долл. США (составлено автором по данным [120])
В нынешнем году Saudi Aramco впервые вошла в рейтинг 100 крупнейших компаний мира по уровню рыночной капитализации и, в свою очередь, заняла первое место после крупнейшего в истории IPO в декабре
2019 года.
120
Несмотря на кризис, который был вызван распространением пандемии
COVID-19, в марте 2020 года рыночная капитализация Apple и Microsoft превысила $1 трлн. долл. США.
По состоянию на 31 марта 2020 года Amazon оценивалась в 971 миллиард долл. США, однако уже превысил отметку в 1 трлн. долл. США.
Этому способствовал повышенный спрос на онлайн-покупки из-за ограничений на передвижение граждан в рамках мер по сдерживанию распространения COVID-19.
Рисунок 2.20 - Рыночная капитализация крупнейших мировых платформенных компаний, млрд. долл. на март 2020 года (составлено
автором по данным [120])
Топ-10 в основном составляют компании, предлагающие технологии и потребительские сервисы. Им удалось организовать свой бизнес и выстроить вокруг него экосистему так, чтобы доступ к ним мог получить любой желающий, вне зависимости от того, в какой точке мира он проживает. Мало того, при оказании услуг они ориентируются на потребности пользователей, стараясь сделать их максимально удобными, понятными и доступными.
121
Такая модель развития бизнеса является безусловным трендом. И она не может существовать без цифровой платформы.
Однако, при использовании цифровых платформ, как и других инструментов развития территорий, имеются угрозы. Таким образом, автором проведен SWOT-анализ использования цифровых платформ на уровне компаний и в интересах государства.
Таблица
2.5
-
SWOT-анализ использования компаниями- производителями цифровых платформ
Сильные стороны
Слабые стороны
- исключение посредников, и тем саамы появление возможности прямых каналов сбыта;
- наращивание объемов рынка;
- сокращение расходов на маркетинг
- комиссионные издержки;
- необходимость перестройки корпоратив- ных процессов
Возможности
Угрозы
- захват новых рынков;
-получение информации о предпочтениях потребителей
- утрата контроля над рыночной инфраструктурой;
- появление новых конкурентов;
-утрата контроля над каналами продаж
Авторская разработка
Таблица 2.6 - SWOT-анализ использования государством цифровых платформ
Сильные стороны
Слабые стороны
- возрастание прозрачности операций и сделок, в том числе государственных услуг;
- повышение уровня качества жизни населения
- недостаток эффективных инструментов регулирования;
- примитивность национального и международного законодательства
Возможности
Угрозы
- содействие развитию рынков и новых предприятий;
- мотивация к росту экспорта;
- реструктуризация экономики, рост производительности традиционных отраслей
- утрата контроля над внутренним рынком в случае вмешательства иностранных цифровых платформ;
- недостаток инструментов контроля над действиями владельцев цифровых платформ;
- монополизация цифровой инфраструктуры
Авторская разработка