ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

122
Исходя из проведенного анализа видно, что экономический эффект от создания платформ очевиден. Собственно, цифровые платформы являются воплощением ранее известных принципов экономии средств и снижения себестоимости за счет масштаба. Как и в случае с масштабированием производства, реализация принципа платформизации позволит существенно снизить себестоимость производства товаров и услуг, при этом происходит ускоряющаяся сервисизация всех видов хозяйственной деятельности.
Кроме того, цифровые платформы обладают дополнительными качествами, которые позволяют снизить стоимость для конечного потребителя, в том числе за счет придания традиционным товарам
«услуговых свойств», выражающихся в вовлечении потребителя в процесс производства и учете его индивидуальных запросов. Таким образом, реализация всеобщей цифровизации позволит добиться максимально возможной координации между участниками хозяйственной деятельности, снизить издержки, минимизировать риски, которые существуют при традиционных форматах организации институциональной среды.
В тоже время, помимо положительных моментов, необходимо обратить внимание и на ряд других существенных проблем, основные из которых представлены на рисунке 2.21.
Таким образом, исходя из мировых тенденций и поставленных целей перед национальной экономикой, можно прийти к выводу, что переход на цифровые платформы является важной составляющей цифровизации экономики, укрепления позиций страны в мировом сообществе и диверсификации деятельности ее хозяйствующих субъектов.
Полноценная модель реализации цифровой платформы, способная обеспечивать эффективное управление социально-экономическим развитием территорий, в настоящее время в г. Донецке и в Донецкой Народной
Республике в целом не реализована. В тоже время используемые сегодня органами государственной власти города и Республики разнообразные информационные системы, не связанные как правило между собой, не могут

123 функционировать в качестве цифровых платформ, поскольку решают узковедомственные задачи и не рассчитаны на взаимодействие с широким кругом лиц, заинтересованных в использовании данных и информации. При этом зачастую данные, служащие для формирования информации о социально-экономическом развитии территории, не отличаются необходимой достоверностью и актуальностью. Это обстоятельство по существу лишает возможность полноценного использования таких систем в управлении социально-экономическим развитием территорий.
Рисунок 2.21 – Основные проблемы использования цифровых платформ


124
Ситуация, сложившаяся в данной сфере, в значительной мере, обусловлена отсутствием в настоящее время в г. Донецке соответствующей информационной среды (условий), обеспечивающей возможность ввода
(сбора), хранения, передачи, обработки, поиска, визуализации, доступа и защиты данных для получения на этой основе объективной информации о социально-экономическом развитии территорий.
Из-за отсутствия информации, обладающей соответствующими свойствами, обеспечить подготовку эффективного управляющего решения, являющегося результирующим итогом выполнения конкретной задачи управления, и получение необходимого результата не представляется возможным. В этой связи очевидна исключительная потребность в создании такой информационной среды, которая обеспечивала бы получение информации о территории, наиболее полно отражающей сведения о ее геопространственном и социально-экономическом положении, а также позволяла бы анализировать и прогнозировать состояние территории во времени.
На сегодняшний день развитие цифровых платформ должно стать одним из приоритетных направлений в цифровизации экономики Донецкой
Народной Республики в целом и города Донецка в частности.
Необходимо отметить тенденции развития национальных платформенных решений:
- формирование платформенных решений для основных отраслей экономики: промышленный комплекс и сельское хозяйство, а также для социальной и строительной сферы, государственного управления и оказания государственных услуг;
- интеграция на платформе малого и среднего бизнеса, с вероятностью переноса на платформу бухгалтерского, кадрового, налогового учета. Это позволяет этим компаниям высвободить ресурсы для развития бизнеса и получить доступ к информации о состоянии рынка;
- наращивание спектра онлайн-услуг за счет крупных цифровых платформ с большой и стабильной клиентской базой;

125
- интеграция внутренних и внешних цифровых платформ для привлечения и использования дополнительных ресурсов и достижения конкретных целей. Максимально эффективно внедряются новые бизнес- модели и повышаются навыки за счет многократно используемых систем, элементов и шаблонов.
2.3. Диагностика цифровизации и информатизации как фактора
социально-экономического развития города в контексте маркетинга
территорий
Сегодня одними из ключевых задач государственной политики являются построение информационного общества и глобальная цифровизация и информатизация социально-экономических сфер жизнедеятельности человека. Процесс цифровизации актуален в силу создания ряда возможностей для населения и организаций: моментальный обмен информацией и документацией, расширение границ взаимодействия в сфере продажи и покупки товаров и услуг, в том числе осуществление быстрых платежей и онлайн-продажа товаров (услуг), дистанционное управление сегментами организаций, удаленное контролирование процессов производства.
На сегодняшний день цифровизация распространилась на весь мир и стала приоритетной стратегией развития.
На сегодняшний день более 15 стран мира реализуют национальные программы цифровизации: Дания, Норвегия, Великобритания, Канада,
Германия, Саудовская Аравия, Индия, Россия, Китай, Южная Корея,
Малайзия, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия и Казахстан.
По мнению Руслана Енсебаева, председателя совета директоров компании «Зерде», Китай, Сингапур и Южная Корея входят в число передовых стран по цифровизации национальных экономик [123].


126
В своей программе под названием «Интернет плюс» Китай объединяет цифровые отрасли с традиционными отраслями. Канада создает центр ИКТ- хаб в Торонто, Сингапур формирует «умную экономику», Южная Корея в своей программе креативной экономики делает акцент на развитие человеческого капитала, предпринимательства и распространение достижений в области ИКТ, в то время как Дания фокусируется на цифровизации государственного сектора.
Государство может создать условия в виде «цифрового скачка» в стране за счет ускорения развития конкретных технологий. Таким образом государство берет на себя роль инвестора, который определяет наиболее перспективные направления финансирования, основываясь на оценке долгосрочной окупаемости инвестиций, конкурентного положения и тенденции, а также фундаментальных условиях успеха: обучение и переквалификация персонала.
При активной государственной позиции в Южной Корее компании начинают самостоятельно инвестировать в прорывные цифровые технологии.
Так, один из крупнейших телекоммуникационных операторов страны, SKT, заявил о намерении инвестировать более 4 млрд. долл. США в технологии искусственного интеллекта и интернет вещей. Оператор подчеркивает необходимость партнерства в реализации современных технологий, а также планирует использовать местные стартапы для разработки точечных решений.
Уровень развития цифровизации территории и рейтинг страны измеряют на основе различных композитных индексов, интегрирующих отдельные субиндексы, которые отвечают за цифровую трансформацию отдельных секторов экономики и жизни общества. Наиболее известны рейтинги, основанные на следующих индексах.

127
Таблица 2.7 - Международные индексы, отвечающие за уровень развития цифрового сектора экономики страны
Название
Характеристика
Кем разрабатывается
Индекс развития информационно- коммуникационных технологий (ICT
Development Index —
IDI)
Индикатор прогресса, достигнутого странами в области технологий и информационно-коммуникацион- ных технологий (ИКТ)
Отделом информационных и коммуникационных технологий
Организации
Объединенных Наций -
Международным союзом электросвязи
Индекс цифровой эволюции (Digital
Evolution Index —
DEI)
Отражает, насколько страны открыты к внедрению инноваций, а также оценивает уровень доверия к цифровым технологиям по всему миру
Mastercard и Школой права и дипломатии им. Флетчера
Индекс мировой цифровой конкурентоспособнос ти (IMD World Digital
Competiveness Index
— WDCI)
Оценивает способность нацио- нальной экономики внедрять и разрабатывать цифровые техноло- гии, ведущие к трансформации практики государственного управ- ления, бизнес моделей и общества
Международной организацией «Всемирный экономический форум»
Индекс сетевой готовности
(Networked Readiness
Index — NRI)
Отражает уровень готовности стран к повсеместному использованию
ИКТ для целей социально- экономического развития
Международной организа- цией «Всемирный эконо- мический форум» совмест- но с
Международной школой бизнеса «INSEAD»
Глобальный индекс инноваций (The
Global Innovation
Index — GII)
Синтетический индикатор для измерения уровня инноваций в стране
При поддержке Всемирной организации по интеллек- туальной собственности -
Французской бизнес-школой
INSEAD и Корнельским университетом
Индекс развития электронного правительства (The
UN Global E-Govern- ment Development
Index — EGDI)
Сводный индекс, который измеряет готовность и возможности национальных администраций использовать ИКТ для реализации государственных услуг населению и бизнесу
Департаментом эконо- мического и социального развития ООН (UNDESA)
Индекс глобального подключения (Global
Connectivity Index —
GCI, Huawei)
Индекс составляется на основе
40 показателей, отражающих степень развития стран, и влияния
5 основных технологических факторов роста
Компанией Huawei
Индекс электронной торговли (E-Commerce
Index —B2CECI)
Оценивает возможности страны по ведению электронной коммерции в сегменте «бизнес-потребитель»
Конференцией ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД)
Индекс инклюзивного интернета (Inclusive
Internet Index)
Оценивает наличие и доступность интернета, а также актуальность его использования в достижении положительных результатов
Британской исследователь- ской организацией The
Economist Intelligence Unit
Составлено автором по данным [121-123]


128
Результаты этих рейтингов по отдельным странам ЕАЭС и ЕС сведены в таблицу 2.8.
Таблица 2.8 - Результаты рейтингов стран ЕАЭС и ЕС, свидетельствующих об уровне развития цифровизации
Страна
IDI
2017
DEI
2017
WDCI
2020
NRI
2020
GII
2020
EGDI
2020
GCI
2019
B2C
ECI
2019
III
2020
Среднее место
Австралия
14 11 15 12 23 5
11 10 4
12
Бельгия
25 18 25 20 22 41 20 20 21 24
Великобритания
5 8
13 10 4
7 9
5 8
8
Германия
12 17 18 9
9 25 15 9
18 15
Гонконг (Китай)
6 9
5 22 11 45 26 15 14 17
Дания
4 4
3 2
6 1
5 6
5 4
Ирландия
20 16 20 19 15 27 18 8
19 18
Канада
29 12 12 13 17 28 14 11 7
16
Нидерланды
7 13 7
4 5
10 10 1
23 9
Португалия
44 24 37 31 31 35 24 43 24 33
Республика
Корея
2 7
8 14 10 2
13 19 6
9
Сингапур
18 6
2 3
8 11 4
3 15 8
США
16 10 1
8 3
9 1
13 3
7
Франция
15 20 24 17 12 19 17 16 9
17
Швеция
11 2
4 1
2 6
3 18 1
5
Япония
10 15 27 15 16 14 6
21 17 16
Россия
45 39 43 48 47 36 41 40 26 41
Республика
Беларусь
32
-
-
-
-
49 76 42 86 57
Казахстан
52
-
38
-
39 33 67 45 74 49,7
Составлено автором по данным [121-123]
Посредством анализа современного состояния развития цифровой экономики, определены группы стран, а именно: лидеры, медленно растущие

129 страны, перспективные страны и проблемные страны. Некоторые страны находятся на границах этих регионов.
Проанализировав текущее состояние развития цифровой экономики и темпы ее развития, выделены следующие группы стран: лидеры, страны с замедляющимся темпом роста, перспективные и проблемные. На сегодняшний день есть страны, которые находятся на границах областей.
Таблица 2.9 – Особенности стран по уровню цифрового развития территорий
№ п/п
Группы стран
Характеристика
Примеры стран
1
Страны-лидеры
У них чрезвычайно развитая цифровая экономика и мощная динамика развития.
Они поощряют инновации, эффективно используя свое выгодное положение. Однако очень трудно поддерживать долгосрочный рост, в тоже время инновации не являются надежной основой для увеличения экономического влияния. Чтобы не потерять свои позиции, эти страны должны создать новый спрос, а разработка инновационных решений должна идти в ускоренном темпе. В противном случае они рискуют попасть в разряд замедляющихся стран
Сингапур,
Великобритания,
Новая Зеландия,
ОАЭ
2
Страны с замедляющимися темпами роста
Имеют развитую цифровую экономику, но теряют темп развития. Для преодоления
«цифрового плато» этим странам придется приложить сознательные усилия по переосмыслению своей экономической модели, поставить все на цифровые технологии и технологические области, в которых они лидируют, и устранить все барьеры на пути инноваций
Швеция,
Дания,
Норвегия,
Швейцария,
Финляндия
3
Перспективные страны
В настоящее время страны находятся на низком уровне цифровизации, но быстро растут. Значительная динамика развития и большой потенциал могут сделать их очень привлекательными для инвесторов. Им мешает отсутствие инфраструктуры и низкое качество институциональной среды. Лучшим решением для них является создание новых качественных институтов, которые бы способствовали стимулированию инноваций.
Перспективные страны имеют потенциал стать лидерами будущего
Россия,
Китай,
Боливия,
Малайзия,
Кения


130
Продолжение таблицы 2.9
№ п/п
Группы стран
Характеристика
Примеры стран
4
Проблемные страны
Они имеют низкую оцифровку и низкую динамику, что вызывает у них большую сложность. В некоторых из них темпы цифрового развития снижаются. Некоторые проблемные страны проявили творческий подход перед лицом острой нехватки инфраструктуры, институциональных ограничений и невежливости потребителей.
Самый верный способ увеличить динамику развития для них — улучшить доступ людей к
Интернету, устранив разрыв в использовании мобильного Интернета
Южная Африка,
Египет,
Перу,
Пакистан
Составлено автором на основании данных [3, 7, 87]
Крупнейшие экономики мира, такие как США и Германия, находятся на границе между странами-лидерами и странами-замедляющимися. Рядом с ними находится третья по величине экономика мира, Япония. Для них важно осознавать риск оказаться в «цифровом тупике» и изучать на примере небольших и более динамичных стран политику, способную повысить конкурентоспособность страны. При этом динамика цифрового развития в
Великобритании выше, чем в странах Евросоюза.
Исходя из опыта передовых стран по оцифровке территории (таких как
Сингапур, Великобритания, Германия, США) и очень быстро развивающихся экономик (таких как Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская
Аравия), можно выделить четыре категории инструментов, с помощью которых они структурируют свою цифровую политику [22]:
- цифровая приватизация,
- цифровой скачок,
- самоцифровизация государства,
- цифровое реинвестирование.

131
Рисунок 2.22 - Инструменты цифрового маркетинга территорий (составлено
автором по данным [22])
Информатизация региональной экономики и управления является неотъемлемой частью развития общества, становится импульсом к огромному прорыву в сфере инноваций, практического использования информации в целях повышения уровня социально-экономического развития города и страны в целом.

132
В настоящее время, ведется активное освещение вопросов использования информационных систем и программных продуктов в структурах государственного и муниципального управления.
Компьютеризация системы управления развитием территории представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на поддержку информационного пространства во всех сферах жизнедеятельности города в целях повышения уровня социально- экономического развития.
Повышение эффективности информационного обеспечения управленческих процессов в государственной деятельности возможно путем цифровизации, которая предполагает использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) для формирования электронного правительства и электронного управления.
Внедрение ИКТ предполагает не только повышение эффективности управленческих процессов в государственной деятельности, но и развитие эффективного взаимодействия между государством и гражданами, улучшение доступа граждан к информации и государственным услугам, поощрение участия граждан в процессе принятия государственных решений.
В таблице 2.10 приведены рейтинги ТОП-10 стран мира, которые отражают состояние ИКТ, Интернета и их влияние на сетевую готовность, формирование электронного правительства.
В приведенных рейтингах большинство составляют страны Европы, но только Нидерланды и Великобритания заняли определенные места по всем индексам, а по индексу «электронное правительство» 5 и 8 место соответственно.
Активное развитие е-правительства в Нидерландах началось в 1994 году с принятием соответствующей национальной программы. В 1998 году была запущена «Программа действий по развитию электронного правительства», цель которой – создание более эффективного правительства