ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143 первоначальный анализ маркетинговой среды муниципалитета и, при необходимости, отдельных населенных пунктов.
Аналитический этап развития предполагает инновационный характер для данной территории. Конкретным результатом работы над этим этапом должен стать документ - план территориального маркетинга, возможно, в форме целевой программы.
Этап реализации маркетингового плана предполагает не только реализацию разработанных конкретных мероприятий, но и постоянный мониторинг изменений внешней и внутренней среды территории с целью своевременного выявления событий, тенденций, которые могут повлиять на реализацию маркетингового плана и, при необходимости скорректируют мероприятия маркетингового плана.
Этап заключительного контроля предполагает подведение общих итогов реализации маркетингового плана территории. Поскольку всегда существует вероятность несоответствия между запланированными действиями и фактическим результатом, этот этап должен содержать значительный элемент аналитической работы.
Главные аспекты маркетинга территории в органах местного самоуправления изложены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Главные аспекты маркетинга территории в органах местного самоуправления
Аспект
Характеристика
1
Маркетинг востребован с целью расширять и проецировать сферу влияния
территории, обеспечивать возможность повышения ее конкурентоспособности на различных мировых аренах
2
Маркетинг представляет из себя не только средство повышения конкурентных преимуществ территории, но и
идеологию, видоизменяющую жизнедеятельность населения данной административно-территориальной единицы, обязывающую их трудиться на ее развитие
3
Маркетинг – это нетрадиционный, но довольно продуктивный инструмент решения конкретных проблем, с которыми территориальные органы власти не могут справиться общепринятыми управленческими средствами и методами
4
Территориальные органы власти или же органы местного самоуправления, которые созданы для формирования условий развития всех сфер жизнедеятельности территории, не являются исключительным субъектом маркетинга и призваны полагаться на интересы экономических партнеров

144
Продолжение таблицы 3.1 5
Маркетинг территории – это длительный процесс кооперации и координации, сочетания всех территориальных интересов в коммуникативную, креативную
и инновационную культуру сотрудничества
6
Маркетинг территории – это способ решения заданий развития территории путем расширения ее влияния и создания позитивной репутации, улучшения
имиджа, создания бренда
Составлено автором на основании данных [65]
Первостепенна цель внедрения территориального маркетинга в региональные органы власти и органы местного самоуправления заключается в формировании административной составляющей (сотрудника либо же отдела в целом) в местных органах власти, которая должна осуществлять подготовку и выполнения всех функций маркетинга территорий, кроме того выявлять координировать субъекты данного маркетинга на территории.
Экономико-организационная структура управления территориальным маркетингом представляет из себя совокупность принятых решений относительно ее подразделений, их функций и задач, а также комплекса административных методов и мероприятий, обеспечивающих реализацию процесса маркетинга, обоснованных экономическими средствами с обозначением их происхождения и способами регулирования деятельности указанных подразделений, контролем за их расходованием средств.
С целью совершенствования организационного механизма управления маркетингом территории в органах местного самоуправления на примере города Донецка, автором изучена организационная структура администрации г. Донецка.
В свою очередь, управление экономики и промышленности администрации г. Донецка состоит из 5 отделов: отдела мониторинга и планирования социально-экономического развития города, отдела инвестиционно-инновационного развития и содействия


145 предпринимательству, отдела транспорта и связи, отдела промышленности, отдела ценообразования и тарифов.
Рисунок 3.1 - Организационная структура администрации г. Донецка
(составлено автором по данным [128])
Таким образом, управления/отделы, которые необходимы для формирования благоприятного имиджа территории и повышения инвестиционной активности, в администрации г. Донецка существуют.
Однако, в связи с тем, что необходимая информация сосредоточена по разным управлениям/отделам, и, следовательно, результаты работы не аккумулируется в одно общее управление, главной задачей которого является создание известности и положительного имиджа города, то деятельность администрации г. Донецка выстроена не в полной мере эффективно в данном направлении.
С целью удовлетворения потребностей по развитию маркетинга территории как фактора социально-экономического развития города

146
Донецка, автором предложено модернизация единого организационного устройства управления территориальным маркетингом за счет формирования
Координационной комиссии по маркетингу и брендингу города и отдела маркетинга в администрации г. Донецка.
На рисунке 3.2. отображена предполагаемая организационная структура управления маркетингом территорий.
Рисунок 3.2 - Организационная структура управления маркетингом территории в администрации г. Донецка (авторская разработка)
По своей сути, Координационная комиссия по маркетингу и брендингу города будет формировать основные преимущества развития маркетингового потенциала административно-территориальной единицы, ставить цели и задачи брендинга и маркетинга города, и кроме того, устанавливать объем и источники финансирования.
Заместители главы администрации г. Донецка, курирующие работу управлений/отделов в соответствии с распределением функцио- нальных обязанностей между руководством администрации города
Глава администрации
г. Донецка
Управление финансов
Отдел бухгалтерского учета
Координационная комиссия по маркетингу и брендингу города
ОТДЕЛ
МАРКЕТИНГА
Управление экономики и промышленности
Управление информационной политики
Управление капитального строительства
Управление потребительской инфраструктуры и агропромышленного развития
Отдел внутренней политики
Отдел молодежной политики
(относительно вопросов туризма)
Другие управления и отделы


147
Первостепенная задача Координационной комиссии будет заключаться в изучении и оперативном решении всех проблемных вопросов территориального маркетинга, относительно интересов граждан и города в целом. В Координационную комиссию будут входить уполномоченные представители профильных подразделений администрации г. Донецка, а также руководители и директора самых крупных организаций и предприятий города, члены общественных объединений, и люди «паблисити», то есть достопочтенные граждане города.
Основная цель формирования отдела маркетинга администрации г. Донецка заключается в:
- формировании репутации, престижа и привлекательности территории города в целом.
- формировании достоинств локализованных на территории ресурсов: материально-технических, трудовых, финансовых, природных, социальных, организационных и других.
- формировании перспектив реализации и репродукции данных ресурсов.
Главные задачи отдела маркетинга администрации г. Донецка приведены на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Ключевые задачи, возложенные на отдел маркетинга администрации г. Донецка (авторская разработка)

148
Таким образом, автором были определены основные пределы межгосударственной отрасли экономики и дифференцированы производимые ими реакции от роста и развития маркетинговых возможностей территории и лояльности к бренду (рис. 3.4).
Рисунок 3.4 - Вероятностный эффект от модернизации организационной структуры управления территориальным маркетингом в администрации г. Донецка (авторская разработка)
К сожалению, в связи с нынешней обстановкой в г. Донецке и
Донецкой Народной Республике в целом, эффект от усовершенствования организационной структуры управления маркетингом территории в администрации г. Донецка может быть достигнут не в полном объеме, в частности, в отрасли туризма.

149
3.2. Цифровые инструменты маркетинга территорий в новой
модели государства
За последнюю декаду информационные технологии отличились быстрыми темпами своего развития. Доступность сети Интернет-сети растет, точно так же быстрым развитием характеризуются референтные, коммуникационные процессы и продвинутые информационные и цифровые технологии. Невзирая на определенные сложности, встающие перед нынешнем обществом с прогрессом интернет-пространства, цифровая модификация обладает существенным благоприятным воздействием для большей части жизни гражданина и общества. Стоит отметить, что быстрое развитие цифрового пространства влияет абсолютно на все сферы жизнедеятельности.
Информатизация всех сфер общества выступает в качестве основной мировой тенденции на различных уровнях управления. Одной из наиболее важных для современного общества и одновременно опережающих в соответствии с темпами развития другие сферы, является система государственного управления.
Соответственно использование информационных технологий в системе современного государственного и муниципального управления выступает не только веянием времени, но и становится необходимым элементом и залогом качества и роста эффективности. Именно представители государственного управления в современном мире должны превосходить представителей любой другой сферы по степени и уровню информированности, полноте и точности информации, поступившей к ним.
Современные системы государственного и муниципального управления развиваются на основе масштабного применения информационных технологий.
Модель муниципального управления в городе Донецке долгое время находилась в состоянии пассивной эволюции. В настоящее время, с целью


150 повышения имиджа территории, социально-экономического развития города, необходим перевод управления в третью стадию – «Умный город» (табл. 3.2).
Перспективное мышление государственного служащего должно основываться на фундаментальных и прикладных знаниях технологий и информационных систем, применяемых сегодня.
Таблица 3.2 - Эволюция системы государственного и муниципального управления
Фаза
Форма системы
управления
Информационно-
технологическая
доминанта
Управленческая
модель
Период
0 фаза
Административная реформа
Прикладные и локаль- ные компьютерные решения
Иерархия
1980 годы
I фаза
Электронное правительство
(e-government)
Мэйнфреймы / выде- ленные серверы, вычислительные мощности оконечных компьютерных устройств
Административная 1990 годы
II
фаза
Открытое правительство
(open government)
Облачные вычисления, дата-центры, открытые данные
Сетевая
2000 годы
III
фаза
Умное правительство
(smart government)
Самообучающие нейро-компьютерные системы, синергия от самостоятельного взаимодействия компьютерных семей между собой
Конвергенция искусственного интеллекта и человека
Настоящее время и ближайшие
20-30 лет
Составлено автором на основании данных [44]
Информационные технологии – комплексное и многоплановое явление.
С точки зрения государственной гражданской службы они позволяют выполнять следующие функции и задачи (рис. 3.5).
Информационные технологии внедряются в современную жизнь повсюду. Система государственного и муниципального управления не является исключением. Как показывает на сегодняшний день опыт России и зарубежных стран, государство является главной движущей силой практического применения прорывных информационных технологий.

151
При всей сложности и возможности субъекта информационных технологий, важно, чтобы любой менеджер, государственный служащий, и в частности те лица, которые несут ответственность за финансирование и дальнейшее развитие компьютерных технологий, а так же за введение в эксплуатацию аппаратных и программных комплексов, не забывали, что информационные технологии - это не цель, а средство эффективного и результативного выполнения служебных задач в интересах каждого гражданина страны, республики, города.
Рисунок 3.5 - Функции и задачи информационных технологий на государственной службе (составлено автором по данным [44])


152
Наиболее актуальными проблемными вопросами, стоящими сегодня перед органами государственной и муниципальной власти являются:
- безучастие в процессе принятия важных государственных решений инновационного (креативного) класса;
- неурегулированность подавляющего большинства актуальных проблем;
- широкое распространение (популизм) и отсутствие стратегического превосходства;
- отсутствие концепции социальных лифтов или ее недостаточная прозрачность, позволяющей одаренным гражданам, реализовывать свои потенциальные возможности во всех сферах жизни;
- отсутствие определенных эталонов оценки эффективности государственных органов власти.
По мнению автора, решить данную проблему можно путем формирования абсолютно новой модели государственного управления, используя при этом современных маркетинговых инструментов, например, краудсорсинг (рис. 3.6).
Рисунок 3.6 - Новая модель государственного управления с помощью использования краудсорсинга (авторская разработка)

153
Краудсорсинг, как новый высокоэффективный инструмент территориального маркетинга в эпоху цифровизации, включает в себя такие компоненты [42]:
1. Города, области и регионы, государство, обладающие небольшим представительством в медиапространстве
(сайт с описанием достопримечательностей города, сайт с описанием специальных экономических условий производства, сайт инновационно-инвестиционных предложений и др.). Заданная тематика цифровых ресурсов должна быть ориентирована на реализацию первенствующих тенденций территориального развития и создание целенаправленного индивидуального имиджа города, региона, страны.
2. Социум (аудитория соцмедиа) - часть населения, готовая выполнить добровольно любое задание. Цифровая аудитория при осуществлении краудсорсинга может выступать основным элементом территориального маркетинга. Ей присущи такие характеристики как коллективная вовлеченность и инициативность. Аудитория соцмедиа обязана всегда иметь соответствующий уровень активности и быть информирована о продвижении того или иного проекта.
3. Киберпространство, позволяющая коммуницировать в процессе продвижения проекта роста и развития территориального маркетинга.
4. Взаимная выгода для государства и общества.
Для достижения максимальной взаимной выгоды должен соблюдаться строгий баланс между контролем и творчеством, то есть целями проекта и действиями сообщества. Таким образом, для достижения максимального эффекта краудсорсинг должен осуществляться открыто и в общем цифровом пространстве. Это увеличивает преимущества взаимодействия «сверху-вниз» в рамках реализации маркетинговых проектов для территорий, а также позволяет в достаточной мере реализовать традиционное управление с отношениями «снизу-вверх». Данная модель и ведет к реализации