Файл: Социальная помощь как объект правового регулирования теоретический и практический аспекты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 601
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция Российской Федерации гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную и качественную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированное государство закрепляет свою деятельность в рамках законотворчества, принимая нормативно-правовые акты для обеспечения достойного уровня жизни гражданам из разных социальных категорий.
В первую очередь при формировании национальной правовой базы учитываются основные положения международных норм в области прав человека (декларации, пакты, конвенции). Россия позиционируется как правовое государство. Одним из признаков правового государства является признание приоритета норм международного права. Все Международные правовые акты в данной сфере можно разделить на 4 группы.
1.Международные правовые акты, принятые ООН
2.Акты специализированных организаций
3.Акты региональной направленности
4.Двусторонние международные договоры.
К первой группе относятся, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие. В частности, Всеобщая декларация провозглашает право каждого на социальное обеспечение, обозначает принципы предоставления подобной помощи. Эти же права подтверждены и провозглашены Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
В том же ряду Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 1979 года, которая предусматривает право женщин на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, на достойную помощь в периоды беременности, родов и послеродовый период, а также на различные другие социальные пособия.
Конвенция о правах ребенка закрепляет право детей на услуги здравоохранения, социальное обеспечение.
Декларация ООН "О правах инвалидов" от 1975 г. регламентирует понятие "инвалид", права инвалидов на специальное медицинское лечение, восстановление здоровья, а также на достойный уровень жизни. В последнее время термин «инвалид» заменен на «человек с ограниченными возможностями здоровья». В 2006 году принята Конвенция ООН «О правах инвалидов», которая защищает права инвалидов и их основные свободы. Документ закрепляет принципы уважения особенностей лиц с ограниченными возможностями, равенство возможностей, права детей-инвалидов на развитие способностей и своей индивидуальности.
Еще одной уязвимой социальной группой являются пожилые люди, чьи права зафиксированы в Акте ООН от 1991 года – право на достоинство, участие и уход.
Таким образом, международные акты закрепляют право человека и на социальное обеспечение, и на гарантированный достойный уровень жизни. При этом документы содержат перечни социальных рисков, защиту от которых должно обеспечивать общество и государство11.
Во вторую категорию специальных актов входят, например, акты Международной организации труда. Данные документы затрагивают вопросы социального обеспечения, охраны здоровья работников, социальные гарантии. Кроме правотворческой функции данная организация обеспечивает контрольную функцию. К документам Международной организации труда относится Конвенция МОТ от 28.06.1952г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», являющаяся действующей до сих пор. Она устанавливает право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, пособия по безработице и по старости, при получения травм на производстве, по беременности и родам, по инвалидности и по потери кормильца. Важно, что Конвенция не только провозглашает данные права, но и определяет механизм и условия их предоставления.
Второй документ - Конвенция МОТ от 22 июня 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются принимать меры для обеспечения условий производителям и наемным работникам, необходимых для повышения уровня жизни и поддержания прожиточного минимума.
Третий документ - Конвенция МОТ № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения". Данный документ защищает в том числе граждан иностранных государств, работающих на территории государства вне зависимости от срока пребывания: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и другие меры. Размеры пособий устанавливает Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца".
Кроме вышеперечисленных Конвенций существуют так же рекомендации МОТ, которые исполняются правовыми государствами.
К тому же разряду документов относятся акты ВОЗ, касающиеся санитарных и карантинных требований, направленные против распространения болезней, на обеспечение безопасности фармацевтических продуктов, имеющих международный оборот.
Следующая категория документов представляет собой международные правовые акты Совета Европы и СНГ.
Во-первых, это Европейская социальная хартия, закрепляющая обязанность государства на поддержку системы социального обеспечения. Хартия закрепляет права на укрепление здоровья, защиту работающих женщин, несовершеннолетних, социальную и профессиональную реабилитацию.
Предоставление медпомощи, выплаты по болезни, старости, помощь социально нуждающимся предусматривает и Европейский кодекс социального обеспечения.
Что касается стран Содружества (СНГ), то большинство соглашений датируются 1990-2000 годами. Причина – миграция рабочей силы на постсоветском пространстве. Общие вопросы социального обеспечения включены в Конвенции СНГ 1995 г. "О правах и основных свободах человека". Для эффективного осуществления прав и свобод работающих граждан, нуждающихся категорий населения участники Конвенции обязуются принимать все возможные меры в этом направлении, создавать и поддерживать все необходимые институты.
В рамках СНГ так же созданы и действуют Соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашение СНГ от 26 июня 1992 г. "О сотрудничестве в области охраны здоровья населения", Соглашение СНГ от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", а также рекомендательные законодательные акты в рамках различных институциональных образований.
Что касается национальной системы права, то в Российской Федерации вопросы социальной помощи регламентируются в первую очередь Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 28.12.2022 N 569-ФЗ в редакции от 08.03.2022 № 46-ФЗ, Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2015 года и заменил собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122- ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», действующий в редакции от 11.06.2021 года.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Например, основным международно-правовым актом в сфере социального обеспечения инвалидов является Конвенция «О правах инвалидов». Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов» Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ. В связи с принятием данного Федерального закона происходит становление нового стратегического пути социального развития России. Поскольку социальная политика государства формируется через законодательные акты разного уровня, для разработки обоснованных предложений и рекомендаций по их изменению необходим глубокий анализ действующей нормативной базы и её практического исполнения.
Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной помощи населению в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минздравсоцразвития России. Оно осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координирует деятельность пенсионного фонда России ПФР, ФСС России, ФФОМС.
Спектр социальных услуг, предоставляемых в сфере государственной социальной помощи населению на муниципальном уровне, сократился со вступлением в силу федерального закона № 50-П «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ12.
За счет средств местного бюджета на муниципальном уровне организуется предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для получения материальной помощи в денежной форме необходимо обращение в администрацию муниципального образования, предоставление документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию.
Таким образом, по результатам изучения понятия государственной социальной помощи следует выработать собственный подход: государственная социальная помощь представляет собой комплексную систему, которая включает правовой, экономический и социальный аспект, и нацелена на обеспечение гарантированных законом, минимально достаточных условий жизни человека.
Исследование нормативно-правовой базы, регулирующей процесс предоставления государственной социальной помощи позволил сделать вывод, что регулирование осуществляется на всех законодательных уровнях: федеральном – Конституция РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 28.12.2022 N 570-ФЗ) , региональном – приказы региональных исполнительных органов власти (Комитет здравоохранения), муниципальном – установка размеров материальной помощи на уровне администраций муниципальных образований.
1.2 Категория лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи
Как говорилось ранее, государственная социальная помощь согласно ст.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ в ред. от 01.07.2021 года № 267- ФЗ - это предоставление малоимущим, одиноко проживающим гражданам и иным категориям социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Закон определяет, как порядок назначения, так порядок отказа в ее назначении.
Согласно Закону определены и цели оказания социальной помощи. В ст.3 настоящего закона перечислены следующие целевые задачи:
1. Поддержка малоимущих граждан и семей, среднедушевой доход которых не соответствует прожиточному минимуму, установленному в субъекте РФ
2. Преодоление социального неравенства, большого разрыва в уровне жизни различных социальных групп
3. Обеспечение общедоступности социальных услуг
4. Борьба с бедностью
5. Повышения доходов населения
6. Оказание адресной социальной помощи попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства.
Все вышеперечисленные цели являются своевременными в связи с большим количеством населения, проживающим около или за чертой бедности. Результатом экономической нестабильности последних лет в связи с санкциями и пандемией стали неконтролируемая поляризация доходов населения, что привело к социальному разрыву между богатыми и бедными и нечетко обозначенному среднему слою. В мировой практике принято считать, что если соотношение доходов богатых и бедных слоев населения превышает 10 к 1, то данное государство лежит в зоне потенциально опасной нестабильности. В России данный критерий достигает критической отметки – 20 к 1. А это означает, что мы находимся у опасной черты13.
Все вышеперечисленные цели социального обеспечения соответствуют программе социально – экономического развития РФ.
Для своевременного достижения указанных целей, повышения уровня жизни населения, необходимо следующее:
- принять меры для увеличения доходов населения, восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов граждан;
- стимулировать инвестирование, используя для этого доходы от трудовой и предпринимательской деятельности, доходы использования собственности;
- проводить кредитование социально значимых программ направленных для обеспечения базовых условий жизнедеятельности, к которым относятся медицинское обслуживание, образование и т.д;