Файл: Социальная помощь как объект правового регулирования теоретический и практический аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- усовершенствовать систему адресной социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

Качество жизни – это эффективность жизнедеятельности человека, его удовлетворенность материальными, духовными и социальными ценностями. ООН установила индекс развития человеческого потенциала, который включает в себя уровень образования, ВВП на душу населения и ожидаемую продолжительность жизни. Эти оценки говорят и об уровне развития общества в целом. Так как именно общество должно обеспечить граждан, не имеющих возможности по каким-либо причинам получить образование, медицинскую помощь и т.д. самостоятельно. И если все это скорее качественные показатели, то уровень жизни демонстрирует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей в количественном измерении14.

Он включает такие показатели, как:

- уровень национального дохода,

- размер номинальной заработной платы,

- реальные доходы,

- объём благ и услуг, потребляемых за определенное время,

- уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров,

- продолжительность рабочего времени,

- продолжительность свободного времени,

- жилищные условия,

- образование, здравоохранение, культуру и другие социальные блага.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. Однако, в более узком смысле это означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важнейшим показателем уровня жизни является - минимальный прожиточный минимум. Данный показатель является своеобразной чертой – перешедший ее может называться бедным15.

Бедные (малоимущие) - это люди, чей ежемесячный доход на каждого члена семьи ниже минимального прожиточного минимума. Еще недавно, до конца 2020 года это была стоимость условной потребительской корзины. В корзину трудоспособного человека входят: 100 кг картофеля, 126,5 кг хлеба, макарон и крупы, 60 кг фруктов, 58 кг мяса, и т.д.. кроме того, она включает непродовольственные товары, которые оцениваются в половину суммы продуктовой части корзины. Услуги -коммунальные платежи и другие — также берутся как 50 % стоимости продуктовой корзины. Прожиточный минимум рассчитывается по каждому региону РФ отдельно, разделяя население на три категории – дети, пенсионеры, трудоспособные. Понятно, что расчет этот условный, необходимый для начисления и расчета пособий, социальных выплат.


С 01.01.2021 в РФ внесены изменения в законодательство, согласно чему прожиточный минимум стал рассчитываться как 44,2% от медианного дохода граждан за предыдущий год с учетом коэффициента по регионам16. Прожиточный минимум теперь устанавливается не ежеквартально, как раньше, а раз в год. Уменьшение прожиточного минимума не будет. В Челябинской области Постановлением Губернатора от 03.09.2021 № 402-П прожиточный минимум в расчете на душу населения установлен 11887 рублей. По демографическим критериям он составляет для детей - 12444 рубля, для пенсионеров - 10223 рублей, для трудоспособных граждан - 12957 рублей.

Среди малоимущих, чаще всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные. Особенно их положение оказывается тяжелым, если они не имеют близких родственников. Так же в эту категорию входят зачастую пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи.

Ранее говорилось, что одной из черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер. Что означает конкретно определённый круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Для назначения адресной помощи крайне важно правильное определение материально нуждающихся граждан. Это может достигаться различными способами.

Во-первых, определением материального положения претендующих на помощь.

Во-вторых, установление определенных показателей, статистически связанных с нуждаемостью.

В-третьих, развитием механизма самоадресования, когда нуждающийся гражданин сам обращается в органы социальной защиты населения за помощью.

Социальная помощь оказывается за счет бюджетов всех уровней: федерального, регионального, местного. Если в бюджетах двух нижних ровней недостаточно средств, то они выделяются в качестве ассигнований из федерального бюджета.

Для достижения поставленных целей в сфере государственной социальной защиты необходимо выполнить ряд строго определенных задач. Приоритетными являются реализация норм и соблюдение социальных свобод. Кроме того, не менее важным является адаптация социальной помощи к постоянно меняющимся социальным реалиям с учетом неоднородности состава населения. В сущности, задачи социальной помощи перекликаются с задачами социальной защиты, так как данные направления относятся к одной сфере социального обеспечения.



Итак, задачами социальной помощи являются следующие:

- оказание натуральной помощи нуждающимся, которая выражается в, например, обеспечении лекарствами, детским питанием, одеждой и обувью, реабилитационной помощью и т.д.

- оказание финансовой помощи – субсидии, льготы, пособия, пенсии, налоговые льготы, адресная финансовая помощь.

- оказание социальной поддержки, то есть специальной помощи, направленной на стимуляцию активности семьи. Учитывая, что данная помощь носит временный характер, это стимулирует особую ответственность, расширяя возможности самообеспечения. К видам такой поддержки можно отнести профессиональное переобучение, льготный кредит, трудоустройство, страхование здоровья.

- социальное курирование семей. В данном случае оказывается помощь в разрешении конкретных жизненных проблем, психологическое консультирование, финансовая помощь возвратного характера17.

Повышение доходов населения – важнейшая задача социальной политики. Перераспределяя средства, государство решает проблему повышения доходов нуждающихся социальных групп, создавая условия для ослабления социальной напряженности. Измерить степень воздействия на государство возможно с помощью оценки динамики расходов на социальные цели и соотношении их с размером налогообложения доходов.

Конечно, возможности государства ограничены бюджетными поступлениями. Но и увеличение социальных расходов даже в рамках полученных доходов, может привести к чрезмерному росту налогов.

Важнейшей целью социальной политики является, таким образом, защита личных доходов бедных слоев населения. Бедность – это экономическое состояние части общества, когда определенные слои населения не имеют минимальных средств к существованию, установленных нормами. Защита нуждающихся с помощью системы денежных и натуральных пособий существует во всех странах с рыночной экономической системой. В РФ черта бедности совпадает с чертой прожиточного минимума.

Выводы по главе 1.

Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что государственная социальная помощь в связи с бедностью это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их жизни на достойном уровне, снижения социального разрыва и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся групп.

Современная социально - экономическая ситуация заставляет повышать стандарты эффективности социальной политики, концентрируя усилия на решении наиболее острых социальных проблем, вырабатывая различные механизмы для реализации социальной политики.



Глава 2. Правовые аспекты государственной социальной помощи в России

2.1. Виды государственной социальной помощи
Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, т.е. круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России.

Виды государственной социальной помощи представлены на рисунке 1.


Рис. 1-Виды государственной социальной помощи
Рассмотрим более подробно каждый из видов.

Социальное пособие — это предоставление гражданам денежной помощи, выделенной за счет средств бюджетов различного уровня. Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики, имеют безвозмездный характер и отсутствие целевого назначения, то есть получатели могут расходовать полученные средства в соответствии со своими потребностями и желаниями18. Получить выплаты возможно через своего работодателя, фонды соцзащиты. Многие пособия сейчас возможно оформлять в онлайн режиме. Федеральное пособие выплачивается всем категориям граждан, указанным в законе, и размер такого пособия один вне зависимости от субъекта. А вот региональные пособия устанавливаются самостоятельно регионами, и размер их также варьируется. Так, пособие, получаемое при рождении первого ребенка в Москве составляет 6000 рублей, а в Челябинской области 2000 рублей.

На 2022 год социальных пособий в РФ достаточно много, но их все можно разделить на 4 большие группы: по временной нетрудоспособности, по безработице, детские пособия и специальные пособия.

Пособия по временной нетрудоспособности (больничный) назначается и выплачивается после завершения периода болезни однократно. Однако, получить его может лишь тот гражданин, чей работодатель исправно платил взносы в Фонд социального страхования. Безработным можно получить пособие через Центр занятости населения.

Пособие по безработице так же выплачивается через Центр занятости населения, если гражданин официально состоит там на учете как безработный. По мере продолжительности срока пособие уменьшается, что стимулирует искать работу активнее.