Файл: Оглавление 3 введение 3 На сегодняшний день страны мира стремятся к интеграции, которая упрощает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ
1.1 Понятие и правовая основа взаимодействия таможенных органов и деловых кругов
1.2 Международные и региональные аспекты сотрудничества
таможенной службы и бизнес-сообществ
2.1 Направления взаимодействия таможенных органов России и делового сообщества
2.3 Использование таможенными органами информационных ресурсов бизнес-сообществ
Рисунок 1 – Приоритеты цифравизации взаимодействия таможенных органов и бизнеса
III. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС СООБЩЕСТВ В РОССИИ
3.1 Основные проблемы, препятствующие развитию сотрудничества таможенных органов и деловых кругов
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Стандарты | Характеристика |
Стандарт 1 Партнерство | Уполномоченные экономические операторы, участвующие в международной цепи поставок товаров, будут проводить самооценку с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики, с тем чтобы их собственные программы и процедуры обеспечивали адекватные гарантии для своих отправок и контейнеров вплоть до того, как они будут выпущены из-под таможенного контроля в пункте назначения |
Стандарт 2 Безопасность | Уполномоченные экономические операторы будут использовать в своей деятельности наиболее эффективные методы обеспечения безопасности |
Стандарт 3 Уполномочивание | Таможенные администрации совместно с представителями торгового сообщества разработают порядок процедуры аккредитации по критериям качества, которые обеспечивают компаниям, имеющим статус уполномоченного экономического оператора, соответствующие стимулы |
Стандарт 4 Технология | Все стороны сохраняют целостность грузов и контейнеров посредством содействия использованию современных технологий |
Стандарт 5 Коммуникация | Таможенная администрация будет регулярно обновлять программу партнерства «таможня-бизнес», с тем чтобы способствовать внедрению минимальных стандартов безопасности и наиболее эффективных методов обеспечения безопасности цепи поставок товаров |
Стандарт 6 Облегчение | Таможенные администрации будут работать совместно с уполномоченными экономическими операторами для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров, начинающейся на ее таможенной территории или проходящей через нее. |
Традиционно таможенные администрации досматривают груз по прибытии в порты своей страны. На современном этапе следует уметь проверять груз или контейнер, а также досматривать и до его прибытия. Таможенные администрации, с помощью своего опыта и своих уникальных полномочий содействуют повышению безопасности и облегчению международной торговли.
Основным принципом такого направления работы является использование предварительной информации в электронном виде для распознания грузов и контейнеров повышенного риска21. Автоматизированные инструменты таргетинга помогают таможенным органам выявлять грузы с высокой степенью риска в международной цепочке поставок товаров как можно раньше — в порту погрузки или даже раньше. Должен быть обеспечен автоматический обмен информацией. Следовательно, системы должны быть основаны на согласованной системе отчетности и должны быть совместимы. Таможенные органы должны использовать современные технологии для контроля грузов с высокой степенью риска, чтобы этот процесс не препятствовал и не замедлял движение торговли.
2.3 Использование таможенными органами информационных ресурсов бизнес-сообществ
На данный момент в рамках Российского экономического союза происходит формирование так называемой «Цифровой повестки», в которой указаны цели создания единого «Цифрового пространства», к которым можно отнести формирование условий для стабильного развития экономик стран участниц Союза при их переходе на использование в большей степени инновационных технологий, обеспечение свободы движения товаров и услуг в данном пространстве, формирование единого цифрового рынка Союза, а также рост вовлеченности физических и юридических лиц в цифровую экономику22.
В настоящее время развитие цифравизации взаимодействия таможенных органов и бизнеса на территории ЕАЭС определены следующие приоритеты (рисунок 1).
Успешное цифровое внедрение возможно только в том случае, если, среди прочего, обеспечена технологическая совместимость, интероперабельность и масштабируемость цифровых инфраструктур, платформ и решений, необходимых для эффективной, инклюзивной и безопасной цифровой экономики.
Рисунок 1 – Приоритеты цифравизации взаимодействия таможенных органов и бизнеса
Внедрение современных информационных технологий во взаимоотношения таможенных органов и бизнеса в настоящее время осуществляется в России во исполнение дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования».
В рамках внедрения «Цифровой повестки» первоочередными являются следующие мероприятии (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Основные мероприятия при внедрении «Цифровой
Повестки»
За последние несколько лет таможенные органы начали активно внедрять в свои структуры информационные технологии, «online-сервисы». Целью является раскрыть как можно больше информации о таможенных органах предоставить информацию как для юридических, так и для физических лиц23.
Основные элементы информационной инфраструктуры в таможенных органах РФ, существующие в настоящее время, представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Основные элементы информационной инфраструктуры в таможенных органах РФ
Если для подготовки информации требуется более длительное время, гражданину будет предложено подать письменный запрос или будет определен другой подходящий срок, но не позднее одного месяца со дня первого устного запроса.
Консультации предоставляются по вопросам, связанным с совершением таможенных операций, таможенным контролем товаров и транспортных средств, включением юридических лиц в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, таможенным транзитом, временным хранением товаров, применением п.п. таможенная процедура, порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств, подача документов для таможенного декларирования, выпуск товаров, перемещение товаров физическими лицами для личного пользования, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередач, и другие вопросы, отнесенные к компетенции таможенных органов.
Информирование об актах таможенного законодательства не должно превышать 30 минут. В случае, если информация о запрашиваемом правовом акте отсутствует у таможни, гражданину предлагается назначить другое удобное для него время для получения интересующей информации, но не позднее 5 рабочих дней с момента обращения.
В таблице 1.1 представлены преимущества и недостатки, имеющихся цифровых форм взаимодействия таможенных органов и бизнеса.
Таблица 1.1 – Преимущества и недостатки, имеющихся цифровых форм взаимодействия таможенных органов и бизнеса
Преимущества | Недостатки |
Скорость получения информации Конкретность Полнота и достоверность Упрощение получения информации | Законодательные и регуляторные барьеры Неоднозначность юридических норм Цифровое неравенство Наличие несовместимой информации в разнородных информационных системах Для целей ставятся недостижимые сроки Практика реализации электронного правительства не со ответствует стандартам разработки больших информационных систем |
В качестве основного недостатка следует отметить, что в НПА до сих пор не описаны точные алгоритмы передачи информации в электронном виде. Если бы не было систем электронного обмена информацией, ведомства подавали бы запросы в письменной форме. А подобный обмен значительно «затягивает» процесс получения необходимой информации24.
Поскольку при осуществлении таможенного регулирования в РФ, применяются запреты и ограничения, а также меры нетарифного регулирования, накладываемые и регулируемые другими ФОИВ, то их участие в информационном обмене является необходимым условием для полного перехода к электронной таможне. Поэтому для эффективного таможенного регулирования важно количество участников обмена информацией. Использование информационных технологий коренным образом меняет работу таможенных и других государственных органов, от автоматизации делопроизводства через Интернет до публикации и распространения информации, использования автоматизированных систем подачи таможенных деклараций, управления рисками, обработки и проверки информации и выдачи разрешений.
Таким образом, в настоящее время ведется активная работа по цифровизации различных форм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.