Файл: Оглавление 3 введение 3 На сегодняшний день страны мира стремятся к интеграции, которая упрощает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ
1.1 Понятие и правовая основа взаимодействия таможенных органов и деловых кругов
1.2 Международные и региональные аспекты сотрудничества
таможенной службы и бизнес-сообществ
2.1 Направления взаимодействия таможенных органов России и делового сообщества
2.3 Использование таможенными органами информационных ресурсов бизнес-сообществ
Рисунок 1 – Приоритеты цифравизации взаимодействия таможенных органов и бизнеса
III. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС СООБЩЕСТВ В РОССИИ
3.1 Основные проблемы, препятствующие развитию сотрудничества таможенных органов и деловых кругов
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
На всех этапах осуществления таможенного контроля необходимо взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. До пересечения границы ЕАЭС – это предварительное информирование, консультировании и круглые столы, на границе – удаленный выпуск, осуществление таможенного контроля, таможенные операции и списание платежей, после пересечения границы – круглые столы, а также подтверждение выполнения обязательств29.
Оно должно быть основано на следующих принципах:
-
принцип единства системы таможенных органов и
централизованного управления;
-
принцип профессионализма и компетентности; -
принцип исключения чрезмерных издержек; -
принцип совершенствования таможенного контроля, применения информационных технологий, внедрения прогрессивных методов; -
принцип системного подхода; -
принцип глобальной оптимизации; -
принцип TQM (всеобщего управления качеством).
Взаимодействие должно осуществляться с применением информационных технологий, которые позволят снизить влияние субъектных факторов, а, следовательно, коррупционную составляющую.
Взаимодействие таможенных органов и участников таможенной службы должно быть направлено на:
-
сокращение времени таможенного оформления; -
прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности; -
партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Достижение баланса между контролем и упрощением обслуживания является сложной задачей, стоящей перед таможенной администрацией. Для успешного осуществления такой работы необходимо взаимодействие таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом.
Сегодня Таможенная служба Российской Федерации оказывает государственные услуги на основе мирового опыта в сфере взаимодействия с бизнес-сообществом. Очевидно, что более благоприятные условия для ведения бизнеса могут быть достигнуты за счет сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с предпринимательской деятельностью, введения общепринятой в мировой практике системы критериев. для оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга делового и инвестиционного климата страны.
Таможенные органы осуществляют таможенное регулирование исключительно в рамках административно-правовых отношений. Иные формы отношений практические не реализованы. Это противоречит нынешним тенденциям развития общемировой практики таможенного регулирования внешней торговли, которая опирается, в том числе, на содействие, сотрудничество, государственно-частное партнерство между таможней и бизнесом30. Для решения этой проблемы может быть предложено создание некоторой специализированной системы подготовки кадров, основной задачей которой будет проведение интерактивного образовательного тренинга. Он, в свою очередь, позволит систематизировать знания, повысить профессиональную компетентность.
В результате вышеизложенного исследования можно сказать, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами позволит сократить время, трудоемкость и, в конечном счете, снизить затратность осуществления таможенных процедур в условиях высокой интенсивности товарооборота в приграничной зоне России как для государства31.
Решение Комиссии Таможенного союза №. N 899 от 9 декабря 2011 г. с 17 июня 2012 г. введена обязательная предварительная информация о товарах, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза автомобильным и железнодорожным транспортом. В будущем ожидается введение обязательного предварительного информирования на морском транспорте.
Внедрение такой технологии, помимо минимизации угрозы экономической безопасности России, также упрощает прохождение таможенных формальностей, благодаря тому, что вся информация о перемещении товаров известна таможенным органам заранее. Кроме того, большинство представителей бизнес-сферы сходятся во мнении, что портал электронной подачи сведений ФТС России существенно экономит время, затрачиваемое на оформление документов. К преимуществам заблаговременного информирования можно отнести существенное сокращение времени нахождения товаров в пункте пропуска, сокращение логистических затрат и ускорение таможенных операций.
Несовершенство программно-аппаратной и информационной составляющих, вследствие чего затраты - их низкая заинтересованность в развитии данной технологии, на протяжении многих лет являлись препятствиями для развития этого перспективного направления. Упрощение, положительно зарекомендовавшее себя во всех экономически развитых странах, в России часто осуществлялось с
использованием административного ресурса, в условиях низкой мотивации деловой сферы.
Все это также является следствием недостаточно эффективного взаимодействия таможенных органов.
В настоящее время набирает обороты внедрение «дистанционного выпуска товаров» - технологии, объединяющей все перспективные формы организационного взаимодействия таможенных органов и предприятий при осуществлении таможенных процедур в пограничной зоне России. Данная технология обеспечивает гармонизацию процесса таможенного контроля, разгрузку транспортной инфраструктуры в населенных пунктах и оптимизацию логистических связей между отправителем и получателем груза.
Фактически в России с помощью «удаленного выпуска» повсеместно внедряется форма организации взаимодействия в системе «таможня - бизнес», позволяющая разделить по месту совершения фактический таможенный контроль и электронное декларирование товаров32.
Однако, несмотря на перспективность, эффективность внедрения данной технологии значительно снижается из-за: недостаточной пропускной способности сети пограничных терминалов, близких к таможенной инфраструктуре нескольких таможенных постов; повторяющиеся технические проблемы; большое количество ручных электронных отчетных операций, требующих участия должностных лиц таможни и таможенных представителей.
Кроме того, несмотря на положительную динамику внедрения электронного декларирования и технологии дистанционного выпуска, следует отметить, что многие по-прежнему предпочитают декларировать товары с использованием традиционной бумаги. Данное обстоятельство показательно и свидетельствует о том, что даже самые перспективные технологии не будут применяться до тех пор, пока не будет налажено эффективное взаимодействие бизнеса и таможенных органов, а также таможенных органов и иных государственных контролирующих органов.
В данном случае речь идет об электронном взаимодействии ФТС России с другими ведомствами, что позволило бы значительно сократить количество документов, которые непосредственно запрашиваются у участников таможенной службы
33. В частности, необходимо упростить представление таможенными представителями документов от прочих федеральных органов исполнителей власти, так как эти документы могут быть получены в электронном виде через каналы межведомственного обмена.
Как было сказано выше, эти проблемы являются общими как для предпринимателей, так и для субъектов таможенного дела, особенно таможенных представителей.
Поэтому для максимального содействия инициативам бизнеса таможенная торговля в России должна базироваться на следующих основных положениях:
- ясность (которая включает в себя точные и четкие требования);
- доступность (включая поддержку правил и положений, удобный поиск информации);
- деятельность государственных органов;
- использование современных технических средств и методов контроля;
- изучение международного опыта (что означает не только быть в курсе международных событий, но и сравнивать менеджмент в других странах);
- обмен знаниями и опытом не только с коллегами, но и с компаниями;
- связь с постоянными декларантами (девизом работы ФТС с постоянными «клиентами» может быть «Простые процедуры для правильных пользователей»); – внедрение онлайн-решений; - опросы пользователей.
В результате рассмотрения всех аспектов данной темы можно сделать вывод, что повышение эффективности взаимодействия таможенных органов позволит сократить время, трудоемкость и в перспективе стоимость таможенных процедур в условиях высокой интенсивности торговли на границе. зоне Российской Федерации как государства, что положительно скажется на обеих сторонах. Однако добиться этого можно только совместным и продуктивным трудом. От ФТС России - юридическое сопровождение и эффективная организация таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
-
Под международным таможенным сотрудничеством понимается вид международных отношений, целью которых является взаимное участие в решении проблем, оказание взаимной помощи в таможенной сфере и разработка правовых, технических и административных основ с целью упрощения таможенных операций и процедур, таких как, а также борьба с правонарушениями. -
Развитие интеграционных процессов и международного сотрудничества – одно из главных направлений деятельности Федеральной Таможенной Службы России, утвержденных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575–р)34. -
На сегодняшний день ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими государствами. Страны объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Для реализации этих интересов создаются различные интеграционные группировки. -
Федеральная таможенная служба России имеет свои представительства в 20 странах. Российскую таможенную службу представляет один или несколько сотрудников ФТС России. Работа представителей сводится ФТС России за рубежом сводится к обеспечению выполнения задач, возложенных на них руководством ФТС России или Управлением таможенного сотрудничества. -
Управление таможенного сотрудничества является структурным подразделением Федеральной Таможенной Службы, целенаправленно занимающимся вопросами международного взаимодействия с таможенными органами иных государств, международными организациями, государственными органами зарубежных стран и др. В своей деятельности Управление проводит политику Федеральной Таможенной Службы России, действует от её имени и в интересах государства. -
Федеральная Таможенная Служба России активно способствует развитию, а также закреплению сотрудничества с соседними странами, входящими в СНГ, Шанхайским объединением и другими местными и международными организациями. -
Главные нарушения, которые выявляет Федеральная Таможенная Служба в Российской Федерации – это контрабанда и таможенные правонарушения. А также проблема сотрудничества, как неурегулированность порядка направления запросов в иностранные таможенные администрации. В качестве стратегии, подразделениями федеральной таможенной службы выбрано активное сотрудничество с иностранными организациями. -
Важную роль в международном сотрудничестве в таможенной сфере играют двусторонние соглашения государств о таможенном деле. Российская Федерация заключила более 20 таких соглашений, в том числе с Чехией, Словакией, Румынией, Израилем, Македонией, Индией, Данией и Германией. Эти соглашения определяют формы сотрудничества государств в таможенной сфере, включая упрощение таможенных процедур взаимного перемещения товаров и транспортных средств, обмен информацией и координацию деятельности таможенных служб в борьбе с преступностью на территории таможенная сфера. -
Международное сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле35.Таможенные органы осуществляют установленные международно- правовыми нормами функции, включая выявление преступлений или административных правонарушений как самостоятельно, так и во взаимодействии с государственными органами членов ЕАЭС. -
Задачей таможенных органов по направлению международного таможенного сотрудничества является содействие развитию внешнеэкономической деятельности, интегрирование экономики России в мировую экономику -
Развитие сотрудничества с таможенными службами зарубежных стран и международных организаций даст возможность расширить и укрепить договорно-правовую базу таможенного сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате, стимулировать работу по взаимодействию таможенных служб России, Казахстана. , Беларусь, а также со странами дальнего и ближнего зарубежья, при этом обращаем внимание на сближение таможенного законодательства, развитие информационных технологий и упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.