Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В мае и октябре, месяцах Марии, эта фигура Марии из алтаря Мюльхаузнера, украшенная цветами, устанавливается на пилоне алтарного помещения;

- часовня святого Гвоздя (Nagelkapelle), предназначенная для малого богослужения и тихой молитвы.

В часовне хранится реликвия - гвоздь из Креста Господня.

В соседнем доме капитула, с юга (справа) от самого Бамбергского собора, сегодня находится Музей собора (Diözesanmuseum Bamberg).

В центре внимания коллекции музея епархии Бамберга находятся сокровища и архитектурные скульптуры из Бамбергского собора, начиная со времен Генриха II и его супруги и до 21 столетия. В музее представлены средневековые облачения, франконские скульптуры эпохи поздней готики и барокко, а также предметы религиозного народного искусства. Самые важные экспонаты в музее включают плащ императора Генриха II, плащ императрицы Кунигунды, регалии папы Климента II и так называемую ткань Гюнтера, шелковую ткань из Византии.

Как уже говорилось выше, Собор в Бамберге (вернее, востановление собора в том виде, в котором он дошел до нас сейчас) был начат в 12 веке и освящен в 1237 году. Несколько последовательных архитектурных наслоений образуют здесь довольно значительные различия стиля — от позднероманского до высокой готики. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени две школы — «старшую» и «младшую». Это деление обусловливается не столько хронологической последовательностью, сколько стилистическими особенностями двух школ, которые работали рядом. Художники старшей школы примыкали к традиции немецкой романской скульптуры, в то время как младшая развивала новые художественные принципы готического искусства. Главный мастер младшей школы хорошо знал современную французскую готическую скульптуру, особенно памятники Реймса. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульптуры юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати», и некоторые статуи «Княжеского портала». Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуре
«Врат Адама».

На рельефах ограды георгиевского хора апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Особенно замечательны по своим художественным достоинствам группа Петра и группа Ноны, принадлежащие, по-видимому, разным мастерам. В первой больше величественности, покоя. Во второй ярче выражены страстность характера, выразительность мимики и жестов и вместе с тем орнаментальная декоративность композиции в целом. Эти черты стилистически сближают группу Ионы с памятниками романского искусства, что особенно заметно в жестких изгибах складок одежды, как бы совсем не связанной с человеческим телом и трактованной в духе раннесредневековой миниатюры и стенной живописи. Характерно также членение пальцев и расположение рук, в некоторых группах вполне симметричное. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. Персонажи движутся свободно, они почти отделяются от фона, а одна из фигур обращена спиной к зрителю. Очень характерны головы изображенных на рельефе пророков, свидетельствующие об острой наблюдательности скульптора. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы.

Скульпторы в тимпане «Врат благодати» не обладают такими художественными достоинствами. Все же в этом произведении есть одна деталь, заслуживающая внимания: в левом углу мы видим выразительную маленькую фигуру. На ее плаще крест пилигрима. Существует предположение, что это очень редкое для Эпохи изображение художника, одного из создателей скульптур Бамбергского собора.

В скульптурах «Княжеского портала» новые художественные тенденции не получили еще полного развития. Здесь как бы совершается переход от рельефа к свободно стоящим статуям. Движение фигур левой части портала, принадлежащей старшей школе, беспокойно и устремлено к центру. На правой стороне статуи стоят более спокойно и свободно.

Для готики в целом типична тенденция к разделению двух элементов — возвышенного и комического. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место,— сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые

«химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Так, например, в скульптурах «Страшного суда», в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, так преувеличены, переданы такими гримасами, что и те и другие производят одинаковое впечатление. Впрочем, лучшие произведения немецкой готики лишены подобных преувеличений и связанной с ними манерности.

Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Мастер разместил на боковых сторонах низкого портала статуи, слишком круглые для его масштабов. Но готический скульптор не мог пожертвовать самостоятельной выразительностью скульптурного образа и превратить статуи в простое дополнение к архитектуре. Как бы выдвинутые из общего архитектурного контура портала на выступающих консолях, эти фигуры относительно независимы. Их силуэты могли бы гармонировать с готической архитектурой, но здесь они вступают в противоречие с романскими формами приземистого портала. Мастер чувствует это несоответствие и отчасти преодолевает его при помощи декоративных средств.

Красота нагого тела не была доступна пронизанному духом аскетизма мировоззрению средневековья. Телесная оболочка бамбергских Адама и Евы передана условно и достаточно беспомощно, однако лица отличаются жизненностью и глубиной характеристики. Особенно поражает своей мягкой человечностью лицо Евы.

Вообще сильной стороной готической скульптуры в Германии было изображение индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое. Таковы шедевры, созданные бамбергскими скульпторами младшей школы,— статуи Марии и Елизаветы, помещенные внутри собора. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы».
Особенно сильное богатство душевной жизни выражено в статуе Елизаветы, или Сивиллы, как ее называли раньше. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Закутанная в плащ св. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Мрачная энергия этого почти мужского выразительного лица, игра света и тени на беспокойно бегущих складках одежды — все создает сильный и полный драматизма эффект. Присущая этому искусству выразительность линий и форм свободно проявляется в игре драпировок. Так, в бамбергской статуе св. Елизаветы складки плаща, то глухо и тяжело падая вниз, то причудливо изгибаясь, создают напряженный ритм, в котором по-своему выражена психологическая драма, представленная взору зрителя. Могучим созданием средневекового мастера является голова Елизаветы с широко раскрытыми глазами, строго глядящими перед собой в окружающий средневекового человека сложный и сумрачный мир.

Острота характеристики присуща и Бамбергскому всаднику, поставленному на одном из столбов внутри собора. Это не обобщенный тип грозного феодального сеньора, не воплощение идеализированных рыцарских доблестей, а мужественное и вместе с тем полное внутренней тревоги изображение человека-воина или властителя. Волевая экспрессия лица и жеста делают его одним из самых горделивых образов рыцаря, лучшей конной статуей средневековья.

Немецкая портретная скульптура готической поры опередила аналогичные явления "французского искусства на целое столетие"(ссылка 12, источник 38). В Бамберге она представлена статуями императора Генриха II и его супруги Кунигунды на левой стороне «Врат Адама».


СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГЕРМАНИИ XII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ СТРАСБУРГСКОГО СОБОРА

На развитие поздней немецкой готики большое влияние оказало архитектурное решение находящегося на французской территории Страсбургского собора, в особенности — его западного фасада (1276 г.), архитектурная композиция которого отличается господством легких стремительных вертикалей. (ссылка 13 из источника 2, стр. 325)

Страсбургский собор Нотр-Дам (Собор Страсбургской Богоматери, кафедральный собор Страсбурга) (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg) — один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким зданием в мире (потом его обогнала церковь Св. Николая в Гамбурге, а также соборы в Ульме и Кёльне). Высота башни собора со шпилем составляет 142 м. Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде. Собор как будто взлетает. Неслучайно храм называют парящим розовым ангелом. Снаружи здание кажется отделанным кружевом, сплетенным из красновато-коричневого песчаника.

На месте, где сегодня находится собор, уже в древности, во времена римского владычества, возводились культовые сооружения. Первый христианский храм здесь был построен в конце VII века страсбургским епископом св. Арбогастом (saint Arbogast). В VIII веке, при Карле Великом, его заменило более внушительное сооружение. Именном в этом богато украшенном здании были, как считается, произнесены знаменитые Страсбурские клятвы (договор от 14 февраля 842 года). Этот собор неоднократно страдал от пожаров: в 873-м, 1002-м и 1007-м годах.

В 1015 году страсбургский епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов (Werner von Habsburg) (1001-1028) и император Священной Римской империи Генрих II Святой вместе закладывают первый камень в строительство нового собора на руинах каролингской постройки. Однако собор, строившийся в 1015-1028 гг. в оттоновском стиле (период правления династии Оттонов охватывает X – первую половину XI в.), был уничтожен во время пожара в 1176 году (в то время использовались несущие конструкции из дерева).

Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг. После несчастья, постигшего базилику епископа Вернера, новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург (Heinrich I von Hasenburg) (1181-1190) решил построить на этом месте новый собор, который, согласно его замыслу, должен был превзойти базельский мюнстер. Строительство велось на фундаменте прежнего храма, заложенного епископом Вернером. Первой возникла восточная сторона собора, в частности хор и крипта. Если от первого христианского храма VII века до нашего времени не дошло совсем ничего, то от собора, строившегося при епископе Вернере, нам досталась крипта и трансепт. Западная часть крипты, капеллы Св. Андрея и Св. Иоанна, хор и купол, а также рукава трансепта (поперечного нефа) относятся к романскому и переходному (от романского к готическому) периоду (1176-1245). Если три первых столба трансепта относятся еще к романскому стилю, то четвертый (Столб Ангелов) уже демонстрирует готические формы.