Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные исследования
121 3. Какие вам известны типы социальных служб?
4. Раскройте суть исследовательской стратегии кейс стади. В чем со- стоят особенности этнографической полевой работы? Как понима- ется контекст и что такое «случай» в исследовательской стратегии кейс стади?
5. Предложите свою идею исследования организации – социальной службы, школы-интерната, интерната для престарелых, негосу- дарственной организации социальной сферы.
6. Как понимать выражение «бюрократия низового уровня»? Рас- скажите об исследованиях в этом направлении.
Литература
Буравой М. Углубленное кейс-стади // Рубеж. 1997, №10-11. С. 154-147.
Васильева Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований. М.: Ин- ститут социологии РАН, 1996. С.56-65.
Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованных ин- тервью //Социология: 4 М. 1995. № 5-6. С.28-48.
Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. №3. С.103-110.
Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях / Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М., 1997.
Сайт Московского центра гендерных исследований http://gender.ru/
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Самара. Изд-во Самарского ун-та, 2002.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург.
Изд-во Уральского ун-та, 1998.
Киблицкая М.В. Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. М.: МГУ, 2004.
Ковалев Е.М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых со- циологических исследованиях. М.: Логос, 1999.
Козина И. Особенности стратегии case study при изучении производст- венных отношений на промышленных предприятиях России // Предпри- ятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период (опыт монографического исследования). М.: РОССПЭН, 1997.
С. 30–60.
Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Со- циологически исследования. №1, 2004. с. 14-27.
Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социс. 1998. № 6.
С. 119–129.
Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование // Гендер- ные исследования. №5 (2/2000). С. 190-210.
Ричман Д. Социальный порядок палаты для психопатов // СОЦИС.
№6, 1999. С.113-122.
Романов П.В. Власть, управление и контроль в организациях: антро- пологические исследования современного общества. Саратов: СГУ, 2003.
Романов П.В. Методологическая эволюция социально-антрополо- гических исследований организаций //Журнал социологии и социальной антропологии. №4, 1999.
Романов П.В. Микроуровень социальной реальности: возможности меж- дисциплинарного подхода // Социологические исследования. №3, 2002.


122
Часть 3
Романов П.В. Процедуры стратегии, подходы «социальной этногра- фии» // Социологический журнал. 1996. № 3/4. С.138-149.
Романов П.В. Социология менеджмента и организаций. Ростов-на-
Дону: Феникс, 2004. 288 с.
Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб
// Социологические исследования. №4, 2005. С.101-110.
Романов П.В. Феминистская этнография: метод сбора данных и поли- тика интерпретаций // Гендерные исследования. №4, 2001. с. 322-335.
Романов П.В. Формальные организации и неформальные отношения: кейс стади практик управления в современной России. Саратов: Саратовский госуниверситет, 2000.
Романов П., Ярская-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным…»: Эт- нографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2.
С. 145-160.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую со- циологию. М.: Добросвет, 1998.
Советская социальная политика 1920–1930-х годов: идеология и по- вседневность / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской- Смирновой. М.: ООО
«Вариант», ЦСПГИ, 2007. – 432 с.
Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940 –
1985 / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова. М.: ООО «Вари- ант», ЦСПГИ, 2008. – 376 с.
Социальная политика в современной России: реформы и повседнев- ность/ Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вари- ант», ЦСПГИ, 2008. – 456 с.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России.
Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.ИНИОН РАН, 2002.
Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обосно- ванная теория, процедуры и техники. М: УРСС, 2001.
Цинман Ж. Школа-интернат для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России /Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П.Романова. М.:
ИНИОН РАН, 2002. С.237-441.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет,
2001.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. Т.XIII. № 2, 2004.
С.66-95.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23

Часть 4. Оценочные исследования
Оценка потребностей. Оценка уровня доходов получателя
социальной помощи: проверка нуждаемости. Оценка про-
грамм и проектов. Дизайн оценочных исследований. Формы
оценки программ. Написание отчета и распространение
результатов оценивания. Оценка качества и эффективно-
сти в социальных службах: по данным одного исследования.
Понятие социальной экспертизы. Гендерная экспертиза.
Оценка потребностей
Оценку понимают в двух смыслах: оценка потребностей или нужд
(assessment) и оценка качества и/или эффективности (evaluation). Оцен-
ка потребностей – это процесс, который ведет к принятию решения по социальной поддержке и включает две фазы: исследование потребно- стей и планирование мероприятий по их удовлетворению. Вначале спе- циалист изучает историю жизни клиента, чтобы обнаружить препятст- вия, проблемы и причины их возникновения. Вторая фаза направлена на будущее, здесь исследуются возможности, ресурсы и цели
1
Для того, чтобы оценить потребности и способы их удовлетворения в отношении отдельных людей, семей, групп или сообществ, важно пра- вильно нарисовать исходную картину: чьи потребности мы оцениваем, кто является целевой группой, какова история их жизни, какие они ис- пытывают проблемы, чего они желают достичь в будущем. В этом отно- шении должны быть исследованы как личные биографические данные индивидуальных клиентов, так и та поддержка, которую они получали со стороны общества в прошлом. Должна быть так же изучена реальная социально-экономическая ситуация, семейное положение индивидов, существующие у них социальные сети, а также существующая в настоя- щий момент поддержка со стороны общества. Мы должны задать сле- дующие вопросы: что именно нам следует оценить, какие конкретно проблемы мы должны решить; какие возможности по удовлетворению существующих потребностей предусмотрены действующим законода- тельством. Чтобы принять правильные решения на основе индивиду- альных потребностей и действующего законодательства, важно осуще- ствлять оценку потребностей и поддержку каждого гражданина на осно- ве его или ее специфической ситуации с учетом условий жизни той кате- гории людей, к которой он или она принадлежит. Только в этом случае мы сможем определить цели, которых планируется достичь оказывае- мой поддержкой.
Потребность является относительным понятием: недостаточно про- анализировать самооценку индивида, необходимо рассмотреть также его или ее отношения к другим индивидам, объектам, условиям, т.е. оценить социальный контекст жизни человека. Синонимы слова «по-

1
Ахмади Н. Оценка потребностей с акцентом на семье и детях. Материалы пи- лотного курса / Пер. с англ.: Программа Тасис. Москва, 1993.

124
Часть 4 требность» – это нужда, надобность, необходимость. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жиз- недеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Согласно психологическому толкованию потребно- стей, ощущаемое или осознаваемое индивидом напряжение, неудовле- творенность, дискомфорт отражается в психике человека как несоответ- ствие между внутренними и внешними условиями деятельности. По- этому потребность и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения потребности, а при отсутствии та- ких возможностей – путём подавления или замещения данной потреб- ности другой, наиболее близкой к ней.
Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности раз- личаются между собой по сферам деятельности – потребности в работе и отдыхе, общении и познании; по объекту потребностей – в зависимости от того, чего именно и в какой сфере нужно человеку – например, потребность в средствах или в моральной поддержке; по функциональной роли – доми- нирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ ситуативные; по субъекту – индивидуальные и групповые, коллектив- ные и общественные. Выделяют биологические потребности, которые обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существо- вания любого организма. Потребности социальных субъектов (лично- сти, социальных групп) и общества в целом зависят от специфики кон- текста – типа общества или характера группы, особенностей личности или исторической ситуации, условий деятельности людей. Будучи вы- ражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, потреб- ность обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях и осознанных
мотивах поведения. Если же потребности осознаются группами и ин- дивидами, то начинают выступать в качестве их интересов. Согласно теории советского психолога Д.Н. Узнадзе, привычное удовлетворение потребности в определённых условиях фиксируется в психике индивида как установка к действию, которая как бы замещает саму потребность.
Потребности имеют динамическую природу, они изменчивы, и на базе удовлетворенных потребностей возникают новые, более высокие, так как личность включается в различные новые формы и сферы дея- тельности (как в сказке о золотой рыбке). А. Маслоу полагал, что по- требности личности образуют иерархию, в основе которой – витальные, или первичные – физиологические потребности (например, потреб- ность в пище, сне, безопасности), а последующие её уровни – социаль- ные потребности (например, в получении и проявлении любви), высшее проявление которых – потребность в самореализации, самоутвержде- нии, т. е. в творческой деятельности. А в соответствии с теорией Мак-
Клелланда, потребности не исключают друг друга и не расположены иерархически.
Потребности конкретизируются в желаниях в соответствии с лич- ностью и культурой индивида, а также историческими, географически- ми и другими факторами страны или региона. При сборе данных о по- требностях важно учитывать целостность личности индивидуального субъекта. Для получения целостной картины потребностей отдельного


Оценочные исследования
125
гражданина решающую роль играет междисциплинарное и межведом- ственное сотрудничество и привлечение сетей других организаций и ведомств. Сбор данных должен производиться в тесном сотрудничестве с каждым отдельным клиентом, его/ее личными сетями и другими ак- торами. Необходимо учитывать индивидуальный уровень жизни граж- данина, а также уровень жизни, приемлемый обществом.
Все собранные данные, информация, соглашения и оценки/ решения фиксируются в письменном виде и документируются. Меры поддержки должны планироваться совместно с индивидуальным клиентом, члена- ми семьи или представителями целевой группы. Формулируемые при этом цели должны быть реалистичными, выполнимыми, ясными, на их достижение и последующую доработку должно выделяться достаточное количество времени. Доработка осуществляется в процессе постоянного мониторинга, который необходим, чтобы убедиться, что принимаемые решения действительно ведут к ожидаемым результатам. Оценка ре- зультатов функционирования программы поддержки индивидуального клиента, семьи или целевой группы – это исследование и вынесение суждения о достигнутом. Об оценке результатов действия программы или деятельности организации, предоставляющей услуги, мы погово- рим чуть ниже.
Последовательность действий при
оценке потребностей
I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Изучение прошлого – проблемы, ресурсы, поддержка
Изучение текущей ситуации – проблемы, ресурсы, стандарты, права в соответствии с законодательством
II. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
Планирование мероприятий поддержки, определение их це- лей и технологий реализации
III. РЕАЛИЗАЦИЯ
IV. ОЦЕНКА
Мониторинг: оценка достигнутых результатов
Завершение программы или планирование следующих меро- приятий
Специалист, проводящий оценку потребностей и ресурсов, должен иметь соответствующие знания как в области социального законода- тельства, так и по методам сбора данных. Поиск и определение ресурсов, координация оказываемой поддержки со стороны различных институ- тов и организаций требуют соответствующих знаний и навыков, в том числе, умений формирования и использования сетей, наличие и состоя- ние которых тоже требует оценки. Чтобы уметь принимать правильные решения о необходимости и осуществимости мероприятий по поддерж- ке нуждающихся, исследователь должен обладать знаниями действую- щей нормативно-правовой базы. Важно выяснить, какими именно пра- вами закон наделяет семьи и детей. На основе действующего законода- тельства по социальной защите исследователь принимает решение, об-