Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 5. Оценка качества социального
образования
Понятие профессионализации. Теоретические подходы к
профессионализации. Качество подготовки по социальной
работе как фактор профессионализации. Подходы к оценке
качества образования.
Профессионализация как цель и предмет
исследований в социальной работе
В русском языке термин «профессия» используется в широком смысле: рабочие профессии, профессиональный слесарь, профессия воспитателя. В англоязычных социологических справочниках опреде- ление профессии (profession) начинается с того, что это занятие
(occupation) представителей среднего класса, характеризуемое высо- ким уровнем технической и интеллектуальной компетентности. Рос- сийская система социального управления сегодня сталкивается с теми аспектами развития профессии социальной работы, которые проявля- лись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени. Поэтому зарубежный опыт анализа деятельности социальных служб, а также социологические подходы к изучению профессий оказываются полезными в исследовании процес- сов профессионализации отечественной социальной работы.
В странах Северной Америки и Западной Европы профессионали- зация социальной работы оценивается по согласованным атрибутам профессии
1
: в частности, теоретической подготовки, удостоверенной дипломом, а также самоорганизации, уполномоченной осуществлять контроль за деятельностью тех, кто работает от имени профессии. Пе- риодизация социальной работы в международной перспективе вклю- чает следующие вехи: учреждение первых образовательных программ по социальной работе (конец XIX – начало XX вв.), развитие теорети- ческих подходов (начало – середина ХХ в.), создание ассоциаций (с конца XIX в.), пересмотр теоретических подходов и идеологии (1950-
70-е гг.), радикализация социальной работы (1960-70-е) и последую- щее снижение роли «политического компонента»
2
, формирование
«национальных» моделей социальной работы, отвечающих моделям социальной политики, наконец, тенденция к объединению теоретиче- ских подходов, международная интеграция (европеизация и глобали- зация профессии), акцент на интеграции теории и практики.
1
См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России
// Социологические исследования. №5, 2001. С.86-95.
2

Политическая работа – участие социальных работников в деятельности, ориентиро- ванной на социальное реформирование, влияние на общественное мнение, преодоле- ние социального неравенства, разоблачение его структурных причин. Подразумевает работу в сообществе, в группе, сотрудничество с общественными организациями, проф- союзами, лоббирование законов, участие в правозащитной деятельности для отстаива- ния социальной справедливости.

178
Часть 5
Теоретические подходы к профессионализации
В социологической литературе представлены различные подходы к профессионализации. Функционалистский подход анализирует характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий. Профессионализа- ция здесь представлена как позитивный и прогрессивный процесс, кото- рый обеспечивает «общее здоровье социального организма» и способст- вует осуществлению социальных преобразований таким образом, чтобы социальный конфликт и дезинтеграция оставались минимальными.
С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом рас- сматриваются индивидом и государством социальные проблемы, фор- мируются ли ценности гражданского общества. Социальная работа, по определению, играет роль посредника между индивидами, социальны- ми группами, частными и государственными организациями и как но- вая профессия и инновационная социальная практика связана с изме- нением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентично- стей. Зарубежная история профессиональной социальной работы ис- числяется не одним десятилетием: в Скандинавии ей, например, уже более пятидесяти лет и более ста – в США и Великобритании. Обновле- ние социально-политических моделей, смена парадигм социальных ис- следований и коррекция дискурса социального равенства влекли изме- нение профессиональной идентичности социальных работников. Соци- альные работники осуществляют сегодня свою профессиональную дея- тельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава се- мьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с индивидами и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности.
Истории социальной работы в странах Восточной и Центральной
Европы в целом развиваются в том же направлении, за исключением того, что историография, касающаяся событий в этом регионе, свиде- тельствует о некотором разрыве в биографии профессии, начинающей- ся с 1945 года и оканчивающейся в разное время в зависимости от ха- рактера отношений с СССР
1
. Судьба отечественной социальной работы не столь очевидно поддается аналогичной периодизации. Можно, на- пример, вести отсчет c первой образовательной программы по социаль- ной работе с 1910 года, когда в Санкт-Петербургском Психоневрологи- ческом Институте была открыта кафедра социального призрения
2
. Или отсчитывать возраст российской социальной работы с петровских ука- зов начала XVIII в., и тогда, как свидетельствуют публикации и празд- ничные мероприятия, можно гордиться более чем 300-летней историей профессии
3 1
Например, в бывшей Югославии высшее образование по социальной работе было открыто в университете Словении с 1953 года, т.е. сразу после политической дискуссии между руководством СССР и Югославии, завершившимся разрывом отношений между странами, тогда как в Венгрии и Чехословакии такие про- граммы открылись лишь в 1980-е годы.
2
Гогель С. Подготовление к благотворительности // Антология социальной рабо- ты / Сост. Фирсов М.В. Т.1. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994. С. 178.
3
История российских социальных служб: 300 лет. Хронограф / Под ред. Жуко- ва В.И., Кареловой Г.Н. М.: МГСУ, 2001.


Оценка качества социального образования
179
В советской России некоторые функции социальной работы выпол- нялись организациями, находившимися в ведении четырех министерств
– образования, здравоохранения, социального обеспечения и внутренних дел. Схожие функции брали на себя компартия, комсомол и профсоюзы, а также ряд общественных организаций (например, Всесоюзное общество инвалидов). Последнее десятилетие уходящего века ознаменовано значи- тельными изменениями в социальных отношениях, в политике, экономике, культуре. Распад государственной экономики вызвал резкое снижение ка- чества жизни, ухудшение положения инвалидов и пожилых, многодетных семей, женщин и детей, обнажил прежние и привел к возникновению но- вых социальных проблем. В ответ на эти изменения были учреждены но- вые образовательные программы и профессии, чье предназначение – прак- тическая помощь, забота о человеке. Среди таких нововведений – соци- альная работа, утвержденная в России в 1991 году одновременно как ву- зовская специальность и профессиональная деятельность.
Образование, профессиональная подготовка социальных работни- ков сегодня ведется 120 российскими вузами, включая 5 частных. Каче- ство образования достигло высоких стандартов благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей. Появление социальной работы как новой образова- тельной дисциплины совпало с реструктурированием кафедр социаль- ных и гуманитарных наук в российских университетах. Возрождение социальной мысли в России, поддерживаемое правительством, научны- ми и образовательными отечественными и международными програм- мами, способствовало оживлению общественной дискуссии по вопросам социального неравенства, практик исключения и социальных проблем.
Все это способствует развитию профессионального образования по со- циальной работе, подготовке квалифицированных кадров. Однако про- фессионализация социальной работы тормозится параллельными про- цессами, или дисфункциями ее внутреннего и внешнего контекстов.
Профессионализация социальной работы затрудняется неадекватными финансовыми ресурсами на федеральном и местном уровнях, негативно влияющими на качество услуг и мотивацию сотрудников. Низкая зар- плата работников социальных служб снижает престижность социальной работы как профессиональной занятости. Все это затормозило оформ- ление стабильной профессиональной идентичности тех, кто преподает и практикует социальную работу.
К концу 1990-х годов в социальной сфере происходят качественные изменения: накапливаются знания, аккумулируется опыт, повышается интерес к профессиональному образованию и научным исследованиям, формируются межведомственные и межсекторные связи, растет обмен теории и практики. Во многих случаях программы дополнительного образования и повышения квалификации для работников социальных служб ведут к успешному обмену и установлению плодотворных парт- нерских отношений между практиками и университетскими учеными.
По-прежнему актуальна проблема оценки качества и эффективности социальной работы, осуществляемой в различных организациях.
Культурная среда нередко воспроизводит дискриминирующее, ме- дикалистское отношение по отношению к социальным проблемам и может негативно влиять на качество профессиональной деятельности


180
Часть 5 социальных работников. Такие установки проявляются в повседневной жизни, масс-медиа, специальной литературе, в образовании. Само поня- тие дискриминационного языка очень новое для россиян, и люди не всегда распознают смысл социального исключения в тех словах, кото- рые можно прочитать, скажем, в специализированном журнале или учебнике, а затем применить в практике своей работы. Примеры дис- криминирующих представлений об инвалидности и эйджистских уста- новок можно найти даже в профессиональных изданиях
1
Один из важных аспектов развития социальной работы как профес- сии – это движение от индивидуалистического, патологического опре- деления инвалидности, старения к социальной модели, принимающей во внимание широкий социальный контекст, в котором социальная про- блема конструируется обществом и переживается человеком. Поэтому социальный работник обязан анализировать социально-политический контекст жизненного опыта клиента, оценивать роль своей организа- ции. Очевидно, что профессиональное образование необходимо не только для знания технологий практической деятельности и норм пове- дения на рабочем месте, оно позволяет понять дискриминационность языка научной и политической экспертизы. В целом же можно отметить тенденции российского академического сообщества к постановке иссле- довательских задач в проблемной сфере социального неравенства и прав человека. Руководители региональных кафедр и отделений социальной работы нередко выступают инициаторами научных и образовательных проектов, конференций, творческих обменов. К сожалению, важнейшим препятствием в профессионализации отечественной социальной работы выступает дефицит соответствующих знаний и необходимых навыков у практических работников. Но и здесь есть положительные изменения – благодаря целому ряду проектов, поддержанных международными и российскими программами переподготовки и повышения квалифика- ции, сотрудничеству вузовских кафедр социальной работы и организа- ций социальной сферы.
Вопросы профессиональной компетентности нуждаются в другом объяснении профессионализма. Это так называемый атрибутивный подход, который рассматривает атрибуты, или черты профессии, зада- вая вопросы о том, является ли истинной профессией данный вид заня- тий, а также, каковы некоторые общие черты, отличающие профессии от не-профессий. В этом случае профессионализация понимается как
процесс, посредством которого некий вид занятий может с успехом
претендовать на статус профессии и, следовательно, на награды и
привилегии, соответствующие этому статусу.
В рамках этого подхода один и тот же вид занятий может быть оп- ределен разными авторами как профессия, полу-профессия или не- профессия, в зависимости от того, какой список признаков выбирается в
1
См.: Елютина М.Э., Маврина Е.А., Ярская-Смирнова Е.Р. Рецензия на учебное пособие: Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. посо- бие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999
// Социологические исследования. 2000. № 7. С. 150–153; Романов П.В., Ярская-
Смирнова Е.Р. Рецензия на книгу Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. по- собие для студ.высш.учеб.заведений // Социол.исслед. №3, 2003. С.144-147.


Оценка качества социального образования
181
качестве стандарта. Например, следующие признаки рассматривались в качестве наиболее важных атрибутов профессии: вовлеченность в интел- лектуальную деятельность, предполагающую индивидуальную ответствен- ность; привлечение науки и обучение в практических целях; применение знаний посредством технологий, передаваемых через образование; самоор- ганизация; альтруистическая мотивация; наличие профессионального са- мосознания
1
. Другой набор профессиональных признаков предложен
Миллерсоном: применение навыков, основанных на теоретических знани- ях; образование и подготовка (тренинг) по этим навыкам; компетентность профессионалов, удостоверенная экзаменами; правила поведения, которые утверждают профессиональную общность (и утверждаются профессио- нальным сообществом); исполнение услуг ради общественного блага; профессиональная ассоциация, которая организует своих членов
2
Российская социальная работа удовлетворяет почти всем этим кри- териям, однако при этом сферы образования и практики сосуществуют достаточно независимо друг от друга. По-прежнему профессиональная квалификация работников социальных служб является болезненной темой: ведь на должность врача, психолога или учителя вряд ли примут человека без «правильного» диплома, тогда как в случае с социальным работником такая деталь, как наличие соответствующего образователь- ного капитала, считается необязательной.
Популярность социальной работы как образовательной специаль- ности доказывается высоким проходным баллом на вступительных эк- заменах. Многие выпускники отделений и кафедр социальной работы устраиваются по специальности, работают в социальных службах, про- должают обучение в магистратуре и аспирантуре, становятся преподавате- лями, исследователями. Та часть выпускников, для которой размер зарпла- ты имеет большое значение при выборе места работы, оказывается в ком- мерческом секторе. Однако и здесь многие предпочитают работать с людь- ми, получают дополнительное образование менеджера. Тем временем со- циальные службы, реабилитационные центры, школы, больницы испыты- вают большую необходимость в специалистах социального профиля.
Социальная работа у многих россиян зачастую ассоциируется с мило- сердием или благотворительностью от лица государства. Однако социаль- ная работа – это профессия, тогда как благотворительность – внепрофес- сиональная деятельность, а милосердие – категория нравственности
3
Напомним, что с точки зрения функционалистского подхода, про- фессионализация социальной работы является позитивной и прогрес- сивной социальной силой. Однако, используя лишь функционалистский подход, мы не могли ответить на вопрос, обладает ли социальная работа всеми необходимыми атрибутами, благодаря чему этот вид занятий мо- жет быть определен как профессия. В вопросах профессиональной ком-
1
Reeser L.C., Epstein I. Professionalization and Activism in Social Work: The Sixties, the Eighties, and the Future. New York: Columbia University Press. 1996. P. 70–71.
2
Millerson G.L. The Qualifying Association. London: Routledge&Kegan Paul, 1964.
3
Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и поли- тической практики наших дней // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 21–23.