Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечисленные и другие типы «трудных людей», очень часто инициирующих межличностные конфликты, обычно формируются не только вследствие тех или иных личностных характерологических особенностей индивидов, но главным образом вследствие неблагоприятных ситуаций в совместной деятельности и общении, которые раздражают, озлобляют их, делают несносными во взаимоотношениях с окружающими.

Чем более неблагоприятным является социально-психологический фон повседневного межличностного взаимодействия, тем больше в социальном окружении оказывается «трудных людей» и тем чаще вспыхивают межличностные конфликты. В этом легко убедиться, если вспомнить, как часто в наше кризисное время возникают ссоры, стычки, конфликты в общественном транспорте, у железнодорожных касс или в продовольственных магазинах. Чрезвычайно плотная насыщенность такого рода ситуаций конфликтными противостояниями объясняется не столько злобностью, агрессивностью или другими негативными характерологическими чертами тех или иных индивидов, сколько житейскими невзгодами, экономическими и бытовыми трудностями и неурядицами, порождаемыми в массовых масштабах углубляющимся социально-экономическим кризисом современного общества.
7.Профилактика конфликтов в медицинской среде.

Медицинский конфликт – это, прежде всего, конфликт врача и пациента, когда присутствует несогласие с позицией друг друга. Основными факторами, влияющими на искажение информации в медицинском конфликте (и обусловленными в основном психологией каждого человека), являются:
- состояние стресса;
- недостаток информации об оппоненте, который восполняется домыслами, носящими обычно негативный характер;
- уровень мотивов конфликта: чем он выше (сохранение здоровья), тем выше степень искажения информации при общении (например, желание пациента вылечиться быстро и одной таблеткой);
- ограниченность кругозора (как пациента, так и врача).

Существуют также психологические причины конфликтов, такие как:
- Борьба за здоровье пациента
- Сильно развитый инстинкт драчливости, адреналиновый голод (пациенты – инициаторы конфликта)
- Страх болезни, смерти (ипохондрическое состояние пациента)
- Различия в целях (например, пациенты, которые не хотят выздоравливать, так как испытывают эмоциональную зависимость от жалости близких)
- Конфликт как проявление стресса
- Неудовлетворительные коммуникации (самая частая причина появления конфликта между врачом и пациентом; врач не умеет слушать пациента, не задает правильные (диагностические) вопросы; пациент перебивает врача, не дает задать вопрос)

- Различия в психологических особенностях (различная реакция у разных людей на возникающую ситуацию)
- Психологические установки (негативные установки в отношении друг к другу, недоверие врачам)
- Установление правил поведения (предполагают этику, взаимное уважение)
- Эмоциональные и когнитивные расстройства

Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике:
- досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне «медицинский персонал – пациент», заведующим отделением, администрацией ЛПУ, этическим комитетом;
- судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции — специализированными третейскими судами.

В 99% случаев при вынесении разрешения конфликта на уровень судебного разбирательства, суд выигрывает пациент! Именно поэтому так важно разрешить конфликт еще на досудебном уровне.

Первое, с чего начинается разрешение любых конфликтных ситуаций, это признание существующих между оппонентами противоречий. После этого необходимо определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий и выявить позиции сторон.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий:
- Отделение реальных причин конфликта от инцидента (формального повода для начала столкновения);
- Концентрация внимания на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
- Действовать по принципу «здесь и сейчас» (не оставляя конфликтную ситуацию «на потом»);
- Создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта (давать оппоненту возможность высказаться);
- Говорить только за себя; уметь слышать и слушать другого;
- Соблюдать уважительное отношение к личности оппонента – говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
- Создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Правильное поведение в напряженной конфликтной ситуации строится из 2 фаз.

Фаза 1. Настройка на партнера.
Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях. Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы. Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние. Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в этом состоянии?»



Фаза 2. Перестройка поведения партнера.
Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу (техника выравнивания напряжения). Скажите о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера, а также о состоянии: а) своем, б) партнера. Подчеркните свою общность с партнером, значимость мнений и суждений партнера для вас. Обратитесь к фактам. В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации. Сохраняйте самообладание, ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо. Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние.


8.Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Понятие «психическое выгорание».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников — профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день — это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности.

Основными симптомами СЭВ являются:

  1. усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

  2. психосоматическпе проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

  3. появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)

  4. отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

  5. агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

  6. функциональное, негативное отношение к себе;

  7. тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ-1О Z73 — «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью». Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения. Выгорание — не просто результат стресса, а 
следствие неуправляемого стресса..

9.Трудности исследования синдрома«психического выгорания». Деперсонализация. Редуцирование личных достижений. Личностные и профессиональные факторы «психического выгорания».

1.В описании эмоционального выгорания часто можно встретить другие термины, отображающие данный процесс: «сжигание», «опустошение», или 15 износ человека на работе, влекущий за собой разные нарушения на психосоматическом и вегетативном уровне. Подобное понимание синдрома эмоционального выгорания является несколько упрощенным и односторонним. В то время как, за ним стоят серьезные психологические и психофизические реалии, которые имеют свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.

2. Ранее считалось, что понятие эмоционального выгорания характерно

только тем сотрудникам, которые регулярно взаимодействуют с людьми

в сфере профессиональной деятельности работника. Сейчас его относят

к любой деятельности.

3. Так же отмечено, что отследить первые признаки выгорания

достаточно затруднительно, так как состояние меняется постепенно. Из-за

внутренних факторов человек продолжает терпеть ситуацию, где его все

не устраивает, поэтому в состояние выгорания он входит плавно. Постепенно

отказывается то от одного, то от другого, не замечая, как скатывается в это

состояние.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений (Маслач и Джексон, 1993, 1996):

  • эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

  • деперсонализация — циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

редукция профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней


10.Синдром «психического выгорания» у врачей. Основные факторы «выгорания» и способы их преодоления.

На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов.
Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Показано, что средний медицинский персонал психиатрических клиник “выгорает” через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется
эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций (Е. Grееnglass и др.).
Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.

По данным английских исследователей, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

  • монотонность работы;

  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

  • неудовлетворенность социальным статусом.

Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности, врачи-женщины, врачи, практикующие в отдаленных и малодоступных районах.
У многих врачей нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить о чем-нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности. По материалам западных периодических изданий, число разводов в семьях врачей на 10-20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена — медицинские работники, чаще бывают несчастливыми.