Файл: Литература (с нерусским языком обучения) 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стерпит эту утрату, но будет не в силах отказываться от участия в тайных заговорах, сплетнях, мелких дрязгах. Желая обрести значимость и вес в обществе, он считает обязательным для себя быть причастным к мерзким и злым козням, грязным нашептываниям, ничтожному пакостничеству. Достигшие кое-какого достатка, бросают свое добро на попечение других, «ты, мол, присмотри, пригляди», сами же предаются суесловию, дармоедству, праздному шатанию.
Нынче люди не дорожат высоким умом, всеобщим уважением или богатством; умение писать жалобы, умение ловко обвести кого-то вокруг пальца — вот что в почете. Кому удастся это, будь он беден и сир, ему всюду уготовано почетное место, жирный кус мяса и упитанный конь. Такому мошеннику легко улестить простоватого бая, заявив лицемерно: «Вы только велите, ради вас я хоть в огонь готов пойти». И этого достаточно, чтобы, не ударив палец о палец, быть сытым, одетым, ездить на хорошем коне и пользоваться всеобщим уважением.
Бай не думает об утерянном покое, не считает своих расходов. Прежде чем говорить с кем-то, он будет держать совет с проходимцем, который стелется перед ним мелкой иноходью, страшась потерять доверие бая, тревожась, как бы не завелись у владыки другие советчики. «Аллах с вами, — говорит он угодливо, — неужто вы сами не додумались до такой простой вещи?» И начнет подсказывать хитрости одну гнуснее другой, внушает баю подозрительность к другим. В конце концов бай теряет доверие к себе окружающих. Если умный человек не соглашается с баем и отворачивается от него, прохвост тут как тут: «Вот видите? Не я ли говорил вам, что это его козни?» И вовсе подчинит своей воле наивного бая.
Вот на что теперешние люди тратят свой ум и желания.
Вот чем они живут.

http://pushkinlibrary.kz/exhibitions/Abai_Pushkin/slova_41-45.html

Задания

1. Придумайте 1 вопрос низкого порядка, не копируя фразы из текста. [1]

2. Придумайте 2 вопроса высокого порядка, не копируя фразы из текста.
[2]

3. Выпишите 2 факта и 2 мнения. [2]

4. Составьте предложения по образцу:

А) Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?

Разве мог бы он вести праздную жизнь __________________________________ [1]

В) И начнет подсказывать хитрости одну гнуснее другой, внушает баю подозрительность к другим.

Внушает баю подозрительность к другим ______________________________ [1]

Схема выставления баллов

Чтение


вопроса

Ответ

балл

Доп. информация

1

О чем не думает бай?

1

Возможны другие варианты

2

Объясните, почему бай теряет к себе доверие окружающих?

1

Возможны другие варианты

Почему нынче люди не дорожат высоким умом?

1

Возможны другие варианты

3

Факт: Одна из причин пристрастия людей к порочному — безделье.

Мнение: Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?

1

Возможны другие варианты

Факт: Тот, кто стремится к благополучию, кто привык жить своим трудом, сочтет такую жизнь унизительной.

Мнение: Разве он оставит свое дело, чтобы бродяжничать бесцельно?

1

Возможны другие варианты

4

Разве мог бы он вести праздную жизнь, возделывая землю, занимаясь торговлей?

1




Внушает баю подозрительность к другим, подсказывая хитрости одну гнуснее другой.

1




Всего

7 баллов

Письмо.

Напишите эссе (объем 140-160 слов) по предложенной теме, обосновывая свое мнение, соблюдая особенности текста - рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания.
1. Бауржан Момышулы – легендарный герой

2. Живая память о войне.

3. Как положительный пример родителей/ взрослых способствует становлению личности ребенка

[10]

Схема выставления баллов

Письмо


Баллы

Содержание и речь

Грамотность

5

Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ, эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Организация и структура эссе на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением; раскрытые и связные аргументы. Присутствуют элементы описания/ повествования.

Уверенное и соответствующее использование простых и сложных предложений, существительных, прилагательных и наречий обширного словарного запаса, ярко выраженный стиль письма. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками.

4


Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. В целом, эссе хорошо организовано с логическим развитием идей: демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. Присутствуют элементы описания/повествоания.

Хорошее соответствующее использование ряда грамматических форм; видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. В целом, ответ точен; ошибки не препятствуют передаче информации

3

Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. Затрудняется использовать элементы описания/повествования.

Использует соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику; проявляет не всегда уместное некоторое стиля. Достаточно ясный ответ; ошибки заметны, но в целом, не препятствует передаче информации.

2

Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Эссе имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. Не использует элементы описания/повествования.

Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.

1

Неясный ответ, ограниченные примеры и ссылки в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос. Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно.

Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас; большинство структур составлено неправильно и не имеет завершенности. Частые ошибки затрудняют понимание.


Говорение.

Создайте высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.

1. Знаменитый человек, на которого я хотел бы равняться.

2. Причина высокого роста несовершеннолетних правонарушителей и пути решения проблемы. [5]

Схема выставления баллов

Говорение


Баллы

Содержание и точность языка

5

Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Говорит связанно.

Соблюдает орфоэпич

ские нормы. Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику. Учитывает целевую аудиторию. В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания

4

Точно раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. Говорит связанно, речь поставлена. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка, которые сам исправляет. Ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию. В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания

3

Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию.




Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание

1

Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речь несвязанная. Использует очень ограниченную лексику.

(Спецификация суммативного оценивания. Русский язык и литература с казахским языком обучения. 9 класс)